Ленинское знамя, 1960, № 116

2 Л ЕН И Н С К О Е ЗНАМЯ 18 с ен т я б р я 1960 г. № ' 1 1 6 ( 2849) СТРАНИЦА ВЫХОДНОГО ДНЯ На б е р е г а х Ангары (Путевые заметки) Москва . Топо граф ия «Красный Пролетарий» выпускает к н и г у «Основы марксистско- ленинской э с те ти ки » . Ее тир а ж — 100 ты с я ч экземпляров. Н А С Н И М К Е : контролер комсомолка М а р га р и та Чистякова просматривает к н и г и перед выпуском в свет. Фото Н. Х у х л а е в а . Фотохроника ТАСС. По широким шоссейным дорогам, у х о д я щ и м куда-то в т ай гу , днем и ночью к П а д у н с к и м порогам самосвалы бегут и бегут. И х по ск л о н а м , к р ут ы м и от ло гим , н еу ст а н н о ведут шофера. Вьется с в е т л а я л е н т а дороги и, в о л н у я с ь , шумит А н г а р а.• Е с л и прежде б ерло ги медвежьи лишь встречались у нас н а пути , то теперь и х на всем побережье вел и ч а в о й р е к и— не н а й т и . Здесь, в краю , от даленном , таежном, претворяются наши мечты, создается трудом молодежным город мужественной красоты. Д а ж е первый палат очны й город, что стоит на р а з в и л к е дорог, . будет каждому в будущем дорог, к а к дневник пережитых тревог. Не в п редания х , и не в бы ли н а х в Брат с к п р иш л а трудовая пора— комсомольское п л е м я о р л и н ы х п о к о р и л о тебя, А н га р а . В позабытой когда-то Сибири вырубается девственный лес, воздвигается мощная в мире з н а м е н и т а я Б р а т с к а я ГЭС. Скоро здесь н а широком просторе, где сейчас догорают костры, заш умит , за в о л н у ет с я море, засверкают огни Ангары Е. Тимонин . Вот и с н о в а , д р у г , твой д ень р о ж д е н и я , А х , как ж и з н ь с тр е м и т е л ь н о теч е т ! Р а з в е вр е м я з н а е т с о ж а л е н и е , Если дня в р а с с р о ч к у не дает. В ю билей я с к л о н е н к р а з г о в о р а м , Но д р у г о м у б т а к я*не с к а з а л : Ты в с е г д а и всюду был с н а р од ом . П р а в д у - с о в е с т ь в чистоте д е р ж а л . Ты не м о г в с т р е ч а т ь р а сс в ет л е н и в о , Ч то р о ж д е н д л я света и т еп л а . - | С е р д ц е з а в с е г д а т еб я манило На б о л ьш и е т р у д н ы е д е л а . Ты не ш е л тропи нк ами за м ел ям и , Не искал ты в жизни б а р ы ш и . ' Т о л ь к о мы т е р м о м е т р а м и м е р я л и Б л а г о р о д н ы й ж ар т в о е й д у ш и . Ты за вс ех по д о л ж н о с т и в от в е т е , Круглы й г о д с обве тр ен ным лиц ом , Тем милей, п о ч е т н е е на с в е т е Д о л ж н о с т ь к о м м у н и с т а—ж и т ь бойцом! В. Бабушкин. БеседЫ на а н т и р е л и г и о з н ы е темЫ Живопись в борьбе с религией «Противостоять рели гиозным влияниям можно лишь приобщив и с к у с с т в о к мас с ам , сделав его максимально н а ­ родным, бл изким массам , орг а н и з у я ма с сы на почве и с ­ к у с с т в а . . . Роль и с к у с с т в а на антирелигиозном фронте и с ­ ключительно велика». Эти прекрасны е слова принадлежат Надежде Константиновне К р у п ­ ской. Одним из ярчайших видов и с ­ к у с с т в а я в л я е т с я живопись. Она прошла большой и с л о ж ­ ный п у т ь . Живопись в о з н и к ­ л а в процессе развития челове ч е с к о го сознания к а к потребность людей отразить свою жи зн ь . В о з н и к л а задолго до появления религии. Па с амы х древних р и с у н к а х , найденных в пещерах, изображ ала сь р у ­ к а человека и животное. II это не случайно : рукой древний человек создав ал орудия т р у д а , добывал средства к с ущ е ствован ию , сооружал с е ­ бе жи лищ е , а животное было предметом его охоты—-оно д а ­ в а л о п и щ у и одежду . И с к у с ­ ство с на ч а л а своего в о з н и к ­ новения отр аж а л о зе мную ж и з н ь , все, что было близко и п о н я т н о человеку . Проходит столетие за с т о ­ л етием , а им ена величайших х у д о ж н и ко в мира не меркн ут. II в наше время, и много позже люди не у с т а н у т в о с х и ­ щ а т ь с я творениями выдающ и х с я мастеров эпохи В о з ­ рождения: Раф аэля , М икельанджело, Леонардо да-Впнчи, п р е к р а с н ы х р у с с к и х х у д о ж н и ­ ков Р уб л е в а , Иванова^ Р еп и ­ на, С урикова , Перова и мног и х д ру гих . Немало шедевров и с к у с с т в а создано на р е ли ги ­ озные темы. И это понятно: рели гия в течение м н о г и х веков х была господствующей идеологией, а церковь— мог у ч е й политической и экономической силой. Но, с о з д а ­ вая религиозные произведения по форме, великие х у ­ дожники наполняли и х з е м ­ ным содержанием. И х в д о х ­ новляла не религия, а к р а со ­ та природы и человека. II за это именно и х ценят и любят люди. К о м у не известна «Сикстинс к а я мадонна» Р а ф а э л я ? Н а ­ п и с а н н а я на религиозный сюжет, к а р т и н а покоряет всех отраженными в ней человече скими чувствами. Смотришь н видишь не богоматерь, а земную женщину, прекрасную в своем материнском чувстве, трога тельную в трепетной любви к ребенку. Не случай но столпы церкви видели в подобных к а р т и н а х отступление от религии. На религиозные темы созд а в а л свои произведения и великий р у с с к и й х у д о ж н и к Андрей Рублев, GOO-летие со дня рождения которого мы отмечаем в этом го д у . Но он велик тем, что с ум ел глубоко р а с к р ы т ь внутреннюю к р а со т у р у с с к о г о человека, к р а с о т у земной жизни. Раньше «святые» на и конах изображались грозными и жестокими повелителями. Андрей Рублев прид ал и х чертам доброту и г у ­ манность р у с ско го человека, л ишил их религиозного фанатизм а . Т а к , на со хр ани вш и х ­ с я в Успе н с ком соборе г. В л а ­ димира росписях А. Р у б ­ л ева выделяется образ апос т о л а Петра, ведущего праведников в рай. П е тр— это не безжалостный и грозный судья, а человек, преисполненный любви к людям, желания помочь им. Не церковь— виновница соз д а н и я и прекрасных п а м я т ­ ников архи тектуры , т а к и х к а к Софийские соборы в Киеве и Новгороде, собор А лек сандра Невского в Пскове, храм В а ­ силия Блаженного в Москве и многие другие. Это дело рук I Встреча Я всегда домой с б е с п е ч н о с т ь ю зае зж аю н а л е г к е , но минуты длятся ве ч н о с тью ,— видишь д ом . .. и на з ам к е . Обветшалый, неприветливый, он, скосив свои гл а з а : „А, вернулся этот.. . ве тряный1,— вижу х о ч е т мне с ка за ть . И с обидою, простуженно , скрипнет, раз крыльцом, другой. Это правда, с ветром д р у ж е н я, он мой спутник дорогой. Я —межою, ветер п о в е р х у и идем на о г ор од . Подзатыльник дал п о д со л н у х у , тот в з г л я н у л — не узна ет . Запрокинул к в ер х у д о н ы ш к о , на ноге качнулся гибкой, вдруг у з н а л , расцвел, к ак с о л н ы ш к о , преогромною у л ы б к о й . То-то р а д о с т ь . А над гр я дк ам и , в п е р е п л я с а х т р е п а к а , с р а ск ом арин ск ой у х в а т к о ю в е т е ^ к р у ж и т мотылька . И на э ту ли мальчиш ески ж и з н е р а д о с т н у ю прыть, дом п р ищ урил ся скептиче ски и решил нам д в е р ь о т кры т ь . Н. Т ел ьпухов . многих безымянных мастеров из народа. В архитектуре этих соборов и храмов отразились недюжинный тал ан т и высокий ху д ож е с тв ен н ы й в к у с р у с ско го народа. Р е л и ги я в с е гд а вы с тупа ла злейшим врагом правды во всех ее проявлениях. Яро н а ­ п а д а л а она и на и с к у с с т в о , к о ­ торое правдиво отражало земную ж и з н ь и чу в с тв а человека. Самобытные актеры-скоморо- хи, х у д о ж н и к и предавали сь с церковных амвонов проклятию. В 1667 г о д у па триарх Никои на В с ел ен ск ом соборе предал анафеме художников-иконо- писцев, которые пытались изображать «святых» к а к ж и ­ вых, полных здоровья и сил р у с с к и х людей. Но и с к у с с т в о крепло и развивалось: все ярче было в нем реалистическое изображение жи зни , все ближе становилось оно к народу. Особенно гл уб око проявилось это в X I X веке в живописи р у с ск и х х у - дожников-передвижников. Т а ­ кие великие мастера кисти, к а к В. Г. Перов, В.II. Суриков, И .Е . Репин, А.II. Корзу- хин , и другие в своих к артинах разоблачали отвратительную с ущ н о с т ь р у с с к о г о д у ­ ховенства и православной церкви. Знаменитые к а р т и н ы В . Г . Кр а с н од ар с ки й край. В с танице Илатнпровской Коре- новского района в этом г о д у открыл с я колхозный х у д о ж е ­ с твенный м у зей . В нем побывало у ж е около 8 тысяч посетителей . В музее создай постоянный художественный фонд произведений живописи и с к у л ь п т у р ы . Были организованы т а к ж е две передвижные вы с та в ки : вы с та в к а произведений московски х х у д о ж ­ ников и вы с та в к а дипломных работ вы п у ск ни ко в Кр асно ­ дар ско го художественно го училища. Решено на базе м у з е я соз д а т ь к олхозн ую изостудию, в которой будет з а н и м а т ь с я с е л ь с к а я молодежь. НА С Н И М К Е : в колхозном художественном музее с т а н и ­ цы Илатнпровской. Фото Е . Шуленова. Фотохроника ТАСС . Перова «Крестный ход на П а с х у » и «Чаепитие в .Мытищах» клеймили лицемерие религиозной морали, принципов «любви к ближнему» , п о к а ­ зы вали огромный вред для народа религиозных пр а здников. На картине «Протодьякон» И .Е . Ренин изобразил с л у ж и т е л я православной церкви. К а к живой, смотрит на нас человек, см ы сл жи зни к оторо го— беспрерывное питие хмельного. Старейший коммунист, много лет работавший с В .И . Лениным, В .Д . Бонч-Бруевич т а к вспоминает о революционирую- щем воздействии, которое о к а ­ зывало на широкие м а с с ы передовой р у с с к о й ин телли генции и с к у с с т в о : «Еще нигде не описаны все переживания революционеров, те клятвы, которые дав али мы там, в Т р е ть я к о в с ко й галерее, при созерцании т а к и х картин, к а к «Иван Грозный и сы н его Иван», «Утро стрелецкой к а з ­ ни», « К н я ж н а Тараканова» , к а к та к артина , на которой гордый и убежденный народоволец о т к а зы в а е т с я перед смертной к азнью принять бла ­ гословение с в ящ ен ни к а» ... (Репин «Отказ от исповеди», — Е . Я . ) Е . Яковлев. Кандидат философских наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy