Сельская новь, 1966, № 118
3 1966 г.» № С Е Л Ь С К А Я Н О В Б Сегодня^ВсесоюзнЬш День учителя Н а с н и м к е : преподаватель физики Чернокурьинской средней школы В■Е■Красников. Кто из присутствовавших на районном соревновании авиамо делистов не помнит, как красиво, стремительно стартовала с направляющих ракета, сделанная, руками ребят Чернокурьинской средней школы. Тогда, весной, им, занявшим первое место по моделям и запуску ракет, был вручен диплом I степени. Получили они и похвальную грамоту райспортсогоза за второе общекоманд ное место. Неоценимая заслуга в этом достижении гфкнадлежит рлково- дителю авиамодельного и радиотехнического кружков *>л Д * V. Егоровичу Красникову; преподавателю физики этой школы. Владимир tropoBHH... Совсем небольшой стаж: всего 4 т^Д I; может быть, кое-где еще не хватает опыта, иногда м i дьявольски трудно. Но сколько энергии, ОГНЯ в этом • - I педагоге! Он влюблен в свое дело, кружок—его школе. Вез конца готов он рассказывать о работе Реб«т кружке, водить от модели к модели, от прибора к приоору Каждая деталь, винтик, узел—плод ребячьего труда, > Р поиски, стремление к техническим знаниям, которые дает Владимир Егорович. менее года но Авиамодельный совсем еще молод: р бота i ракеты, самолеты и планеры, сделанные ч®Рн° рьи" показали летают лучше всех, дальше всех и выше всех, ото весенние соревнования в районе, в области. HPTRellTMa год. А нот радиотехнический действует У * ! пос, еР 0конча- ирганизовался он, как только Владимир Р Сн>ачала со6ирали ния института, приехал в I * * пнибоп для старые приемники, затем стали “ “"^Музыкальная приставка измерения параметров триодов, I . и многое для усиления, для электрогитары — все к „ агмИкпвя Сейчас ддруго<? сделано реоятами под руководством КрасН ект1)0_ Владпмир Егорович с кружковцами ^ ^ ^ ^ " С с т ю Г н т а . лины—сложного электромузыкального клавиши н“ рАку1>_ «теперь уже основное сделано. На днях закон й говоригг Владимир Егорович, и глаза егоСа® "* ася „ет уже на радостью и гордостью за своих ребят. м£ ““ “ения„ еж„’ " ЗВуки очередном школьном вечере польются мягкие, электролины, и «Школьный вальс» понесет старшеклассников по кругу. Это будет музыкальный отчет кружковцев. Фотохроника ТАСС а- С. 1\ иа . .............. кругу. *то оудет з ________ . . . , г ............ Ч ЕЛОВЕК шагнул за школь- урока и на вопрос учительницы: Ловна? ту Г» T i l l T l l i i 11 I I 111 I I l l l l l i II Li t i l l J „ t t t t o ' J w п т п о п а г г р / / И П О М П И ный порог. Тропинка, по. которой сейчас пройдет он, станет дорогой. Если дорога будет широкой и светлой, если человек займет свое место в жизни _ это будет самой боль шой наградой для учителя. Много таких наград получала Елена Гавриловна Никитенко. С.емнадцатилетней девушкой вошла она в первый класс в «Ты куда?» отвечал: «И домой пойду». Теплеют глаза Елены Гаври- ловны, когда она начинает рас сказывать о своих воспитанниках. — К ним надо относиться особенно внимательно. Одним грубым,, неосторожным словом можно ранить детское сердце. Ведь сердце ребенка особенно близко воспринимает обиды. Каждую осень она удивляет ся, как повзрослели ее вчераш- ЕЕ ПРИЗВАНИЕ ~ г — 943 году. Лица первоклассников ние первоклассники. У них поя- иыли не ски серьезны — их отцы воевали, а они учились и вм 1 есте о матеря ми старались под держать хозяйство. Все знали: на фронте во много раз труднее. Поэтому никто не жаловался, когда зам(ерзпше пальцы отка тывались держать ручку. Писали в то время между газетных строк чернилами из сажи. Прошло 22 года. Е. Г, Ни китенко давно закончила педагогическое училище. С годами Стало ясно, что ее место в школе. Приходили и уходили ученики. Уходили в большую жизнь, полные молодо го задора и энергии. А Елена Гавриловна хорошо помнит, как Миша или Вася, у которого сейчас пробиваются усы и по. явился бас, вставал во время вились новые интересы, взгляды. Пчень хочется учительнице, чтобы не пропали даром ее труды зга год, чтобы семена, посаженные ею, дали! хорошие всходы. Ребята, закончив четвертый класс, уходили к другим учите лям. Они и не представляли, как трудно ей расставаться с ними. Приходили новые ученики, и им отдавала сердце Елена Гаврилов_ на. Как-то в Доме культуры к ней подошел военный летчик и, широко улыбаясц, спросил: Не узнаете, Елена Гаври- — Нет, не узнаю. —- Я Иван Ьабич... И сразу осветилось лицо учительницы радостной улыо- кой. Как же, она помнит Ваню, своего ученика, скромного, рзг- судительного мальчугана, какmi он остался в ее памяти. Как хорошо, что он правильно вы_ брал свой путь. В коллективе Елена Гаври ловна уважаемы^, нужный че ловек. На ее поддержку, помощь всегда можно надеяться. Родите ли учеников тоже знают: не ладится с сыном или доч кой—надо идти к Елене Гавриловне: она подскажет, что делать. Вот ЕСЛИЛЮБИШЬСВОЕДЕЛО... т- Педагог - коммунист уже девять лет, как 'щсполняег она обязанности завуча началь ных классов. Трудно, конечно. Но без работы;, без детей было бы еще труднее. Поздно кончается рабочий день Елены Гавриловны Ники тенко. С тяжелой стопкой тет радей возвращается она из 3-и восьмилетней школы города домой. Дорога давно знакома. Приветливо кивает знакомым, останавливается поговорить о сыне: что-то оеродня Ььш рассеян на занятиярс. Долго еще сидит Д°ма склонившись над тетрадками В школе должна оыть зало жена прочная основа знаний, школа должна научить человека думать и выражать свои мысли- ,К этомустремится преподаватель хими 49-й Карасукекон желез нодорожнойсредней школы Анна ИосифовнаНовикова.Ееученики, сдававшие химию в вузы, никогда ие знали провлаов. — Прежде всего я добиваюсь чтобы знания, которые я даю ученикам, былиосмыслены ими- Толькопри этом условии они остаются в памяти,- говорит Анна Иосифовна. Ученик Н- выходитотвечать. Ответ путаный, невразумитель ный. Он и сам это чувствует- И тогда учительница спрашивает: — Теперь ты знаешь, где у тебя пробел? Его можновосполнить на дополнительных занятиях. Но чаще всего ученик сам старается наверстать упущненое. Совсем другое дело с теми, кому трудно дается химия, чут- ш к о л ь н ы м и (КИЙ, опытный педатог, Анна Иосифовна знает, что на допол- слабые уче- ч Передо мной скупые суховатые строчки справки одной и» инспекторских проверок Ка- раеартовской средней школы. «Тунгушев Жа* набгрды Жуманжанович, преподаватель биологии и химии, уроки проводит интересно, методичес ки выдержанно, на высоком научном уровне». За скупыми этими строчками кроется поистине титанический труд учителя, воспитателя, дея тельность коммуниста-общественника. Беседую с директором школы Б. Т, Кабуловым. — Жанаберды Жуманжанович привлекает на уроках много наглядных пособий, использует технические средства. Знания учащихся по его предмету хорошие. Активный общественник. Часто выступает с лекциями перед родителями учас^Ует в выпуске «боевых листков», стенной газеты сную работу. В прошлом _ сным руководителем в Ю классе. Нынче довери л» снова выпускной класс. Главное, Жанаберды Жуманжанович любит детей, изучает их инте ресы, стремления, может быстро наити е ними общий язык, умеет увлечь. Бывших выпускни- ЛЬН<Используя передовые методы «бучения Жа- S ? Е . S f f S S T S , изучаемое от просто Яд—а rSSSST поевпащался в , своеобразную поэму о разгадан ных Человеком тайнах природы. И труд окупа ется. Вот уже три года работает он без второ годников. Помогает ему в этом и кружок, кот рым он руководит. _ Кружок по химии я органюовал такит образом, что его посещают и слабые Посетив два-три занятия, у ребят появляетс интерес к химии, желание изучать ее. А это как паз и нужно. Главное, кружковую работу не пре- vwv— — — ' вращать в урок, строить как можно интере в бригаде, проводит интересную внеклас- разнообразнее, - говорит он - „Пошлом учебном году был клас- Семь лет работает Жанаберды Жу б . у ю ______ только в Карасарте. Семь лет, семь выпус ков Со всех концов страны идут поздравитель ные открытки,, письма бывших выпускников, н них благодарят они своего бывшего учителя, наставника, друга, желают успехов, ™P°™ero здоровья, Б. ЖИЛЬЦив. кики -стесняются ггри более силь ных товарищах задавать вопросы. Поэтому здесь присутствуют только те, кто нуждается в них- Свои уроки Анна Иосифовна старается разнообразить. Прежде чем пойти на урок, думает, как лучше преподнести матерная. Но главное — заставить ученика думать- Различные уравнения, по которым ученики составляют задачи, планы, диафильмы — все это будит мысль, воображение. Ребята начинают понимать, что требовательная и строгая Анна Иосифовна очень хочет, чтобы они, ее ученики, хорошо знали химию. — На урок Анны Иосифовны как-то стыдно приходить непод готовленным,— можно часто услышать от ребят- При отвеет все ее ученики игают: Анне Иосифовне не нужен пересказ текста. Надо сказать так, как -ты это понял, выразить суть, сделать вывод. Мюжно сказать мало, но ответ будет оценен отлично. Прочные, глубокие знания может дать учитель, если он сам обладает большим количеот- вом знаний, приобретает новые, А. И. Новикова в 1940 году закончила Ленинградский педаго гический институт им- Герцена- Ежегодные курсы усовершенст вования учителей, богатая соб ственная библиотека, чтение журналов, пособий, опыт других учителей, который тщательно изучает Анна Иосифовна,способ ствует росту знаний, все это просто необходимо для учителя. — Что пожелать мне своим коллегам накануне праздника? Успехов, счастья! Хочется,чтобы молодые педагоги любили свою профессию, самую благодарнуюи почетную. Любили детей и ста- рались дать им настоящие знания. Е. РИЖСНАЯ.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2