Сельская новь, 1966, № 068

2 С I Л Ь С К А Я Н О В Ь 8 июня 1966 г., № 68 (5?06). _ . | '■ 1—Д Укреплять базу школ, повышать успеваемость В истекшем учебном году учительство района работало над проблемой активизации учебной, трудовой и обществен, ной деятельности учащихся, над дальнейшим повышением каче­ ства знаний и общего уровня воспитания школьников. Из года в год в районе ра­ стет армия учителей, работаю­ щих без второгодников. 29 учи­ телей Карасукской средней школы закончили учебный год с полной успеваемостью. Хоро­ шо работают учителя первых и третьих классов Чернокурьин- ской средней школы, начальных классов Студеповской и Хоро- шинской школ. Заметно повыси­ лась успеваемость в Карасук­ ской средней школе, в Акпанов- ской, Рождественской, Михай­ ловской, Рассказовской, Деми­ довской, Миргородской, Крас­ носельской. Несколько улучшилось в этом году содержание работы пионерских и комсомольских организаций. Вместе с этим во многих школах имеются серьезные не­ достатки учебно-воспитатель­ ной работы. По-прежнему ни­ же своих возможностей тру­ дятся коллективы учите­ лей Благодатской, Черно- курьинской, восьмилетней сов­ хоза «Октябрь» и некоторых других школ. Даже без учета экзаменов они имеют успевае­ мость намного ниже, чем в про­ шлом учебном году. Особенно это заметно в Благодатской средней школе. Низкая успеваемость уча­ щихся в начальных школах: Майской, Н-Николаевской (Чер- нокурьинского сельского Сове­ та), участка «Заготскот», По­ кровской, Анисимовской, Углов- ской, Пучиновской. Одной из причин низкого ка­ чества знаний учащихся в средних и восьмилетних шко­ лах является отсутствие систе­ матического целенаправленного контроля за работой учителей и учащихся со стороны директо­ ров и завучей. Верно, у дирек­ торов школ большой и разно­ сторонний круг обязанностей, но главное, за что они несут личную ответственность перед государством, является их педа­ гогическая деятельность. Мож­ но ли говорить о конкретном руководстве со знанием дела, тем более о научном, если ди­ ректор школы бывает на уроках И внеклассных занятиях от слу­ чая к случаю. Безусловно, нет! Такой директор не сможет дать правильную оценку о работе учителя, о качестве знаний учащихся- Такое положение сложилось в текущем году в Благодатской и Чернокурьин- ской средних школах и вось­ милетних совхоза «Октябрь» и села Белого. Руководители этих На днях состоялась девятая сессия район­ ного Совета депутатов трудящихся. Рассмотре­ но два вопроса: «Об итогах работы школ в 1965 —1966 учебном году и мероприятиях по даль­ нейшему укреплению их материально-техниче­ ской базы», «Отчет о работе постоянной комис­ сии районного Совета депутатов трудящихся но здравоохранению и социальному обеспечению». С докладами выступили заведующий районе тов. Ткач А. Ф. и председатель постоянной комиссии врач т. Иванова Л. И. В обсуждении вопросов приняли участие тт. Борблик, директор Калиновского совхоза, Мели­ хов, председатель «Межколхозстроя», Гончаров, I председатель исполкома Чернокурьинского сель- ! ского Совета, Буленко, директор совхоза «Ок- ( тябрь», Муравьев, райвоенком, директор Хоро- / шинской средней школы Благоразумов, главврач ■ санэпидстанции Конева, Медведко, второй секретарь РК КПСС, Дударек, рабочая совхоза ) им. Дзержинского, председатель исполкома рай- ( совета Смирнов. ( Сессия по обсуждаемым вопросам приняла ре- ( шения, направленные на улучшение учебно- воспитательной работы и укрепление материаль­ но-технической базы школ. I Из доклада заведующего районе А. Ф. Ткач школ самоустранились от педа­ гогического контроля за рабо­ той учителей и учащихся. Еще меньше уделяли внимания вне­ классной работе с учащимися, учебно-воспитательной работе в группах продленного дня и школьных интернатах. учащихся в группах продленно­ го дня и в интернатах. Калорий­ ность пищи занижена, дети ча­ сто не получают мясо, овощи. Стоимость питания дорогая. На­ до сейчас уже беспокоиться о питании для детей на будущий год. Силами учащихся следует Школьная программа являет- организовать выращивание кар- ся государственным докумен- ТОФОЛЯ и овощей. том. Допускать отступления от ее требований в смысле умень­ шения дачи объема знаний уча­ щимся никому не дано право. Однако некоторые учителя на­ рушают программу, упрощают ее, что отрицательно сказывает­ ся на знаниях учащихся. Так, в Карасартовской средней шко­ ле в шестом классе по геомет­ рии тема «Треугольник» изуче- па за одиннадцать уроков вме­ сто 30. Подобные сокращения имели место и в других классах этой школы. В результате тако­ го безответственного отношения учителей к прохождению про­ граммы ни один ученик 7—8 классов не справился с предло­ женной инспекторами контроль­ ной работе по алгебре и геомет­ рии. В районе имеется 17 школь­ ных интернатов, в которых про­ живает около 800 учащихся. Во многих интернатах созданы нор­ мальные условия для учебы и быта детей. Они находятся под постоянным вниманием и забо­ той воспитателей. Эти учащие­ ся, как правило, хорошо успе­ вают в школе, весело, интерес­ но проводят свободное время. Но есть у нас и такие интерна­ ты, где учебно-воспитательной работе с детьми уделяется мало внимания. Поэтому и неслучай­ но, что многие учащиеся, про­ живающие в Чернокурьинском, Михайловском, Студеновском, Благодатском интернатах, не ус­ певают. В этом, безусловно, по­ винны прежде всего педагоги­ ческие коллективы школ и ин­ тернатов, под наблюдением ко­ торых находятся дети. Имеются серьезные недо­ статки и в организации питания В начале учебного года 1257 человек было охвачено вечер­ ним и заочным обучением. Од­ нако не всем учащимся рабочей молодежи создавались нормаль­ ные условия, некоторые из них вынуждены были бросить учебу. Взять, к примеру, строительно­ монтажный поезд № 233. Из этой организации начинали учиться в школе 29 рабочих, а к концу года осталось только три. Аналогично положению с учащимися «Межколхозстроя» и фабрики бытового обслужива­ ния. Совсем по другому подошли к организации учебы рабочей молодежи руководители локомо­ тивного депо. Они сумели так поставить это важное дело, что вся молодежь успешно учится, и ни один рабочий не оставил школу без уважительной причи­ ны. В резолюции XXIII съезда КПСС поставлена важная народ­ но-хозяйственная задача — в этой пятилетке в основном за­ вершить переход на всеобщее среднее образование молодежи. Уже в этом году будет значи­ тельно увеличен прием учащих­ ся в девятые классы. Следует продумать систему мер по безу­ словному охвату вечерним и заочным обучением тех лиц, которые в возрасте до 35 лет не имеют восьмилетнего и средне­ го образования. Предстоит большая работа по реорганизации восьмилетних школ в средние, 'созданию мате­ риально-технической базы, укомплектованию школ кадрами и т. д. Многим школьным здани­ ям и интернатам необходимо произвести капитальный ре­ монт. Некоторые из них надо расширить, сделать пристройки. Медленно идет строительство новых школ. Пятый год стро­ ится школа в селе Троицком. До полной сдачи ее в эксплуа­ тацию при таких темпах строй­ ки потребуется еще 2—3 года. Непростительно затягивают- строительство школы руководи­ тели ПМК-176 в совхозе «Ок­ тябрь». Не лучше положение складывается со строительством школ и интернатов и в других селах района. До начала учебного года оста­ лось ровно три месяца, а работ предстоит выполнить много. Руководителям хозяйств, сель­ ских Советов и школ надо не растягивать сроки, а сде­ лать так, чтобы к 15—20 авгу­ ста все школьные здания и ин­ тернаты были приведены в по­ рядок. Настала пора длительного отдыха ребят. Но и летом школа должна оставаться центром вос­ питательной работы. Все кани­ кулярное время дети должны находиться под педагогическим наблюдением и его влиянием. Закон следует выполнять (Из выступления райвоенкома Г. Т. Муравьева) Дружно и организованно на­ чинаются занятия с первокласс­ никами. Хорошо налажен их учет. Если ребенок не посещает школу, быстро становится изве­ стно тем лицам, которые отвеча­ ют за выполнение закона о все­ обуче. Они сразу же выясняют причину и принимают меры к возврату его в школу. Так беспо­ коятся, как правило, только об учащихся начальных классов. А вот если подросток бросает уче­ бу в пятом или шестом классе, то это уже не вызывает особого беспокойства у в том числе и у школ и сельских Советов. И как результат, в районе не выполня­ ется закон об обязательном вось­ милетием образовании. Взять Хотя бы Хорошинский сельский Совет. Из 77 человек рождения 1949—1950 годов трид Неправильно ведут себя и руководители училища механиза­ ции сельского хозяйства. Бросил юноша школу. Он может Оыстро устроиться на учебу в училище механизации, хотя ему еще и не исполнилось 16 лет и не имеет он восьмилетнего образования. Сейчас там учится 13 человек рож­ дения 1950 года, в прошлом быв­ шие учащиеся дневных школ, не имеющие образования в объе­ ме восьми классов. Пора бы учи­ лищу запретить принимать на учебу таких юношей. Для народ- общественности, ного хозяйства нужны грамот- руководителей ные, высокообразованные кадры. И тот, кто не имеет соответст­ вующего образования, пусть учится в школе. Надо поднять ответственность районо, дирек­ торов и председателей сельских Советов за выполнение закона о всеобуче. Не сумела дневная школа дать подростку восьми- Больше опоры на общественность (Из выступления директора Калиновского совхоза В. И. Борблик) Приходится еще констатиро- шедшем учебном году был про­ нять факты, что в некоторых школах района слабо поставле веден только один семинар с председателями родительских на работа с так называемыми комитетов и комиссий. трудновоспитуемыми ребята­ ми, поэтому имеют/ место право­ нарушения со стороны подрост­ ков. Так, учащиеся Карасукской средней школы Яковлев и Мок- ряков увлечены употреблением спиртных напитков, некоторые занимаются воровством. Порой в школах проводится много различных мероприятий, но подчас они ие оказывают должного воспитательного влия­ ния на детей. Есть много серьез­ ных недостатков в организации работы с учениками в выходные и каникулярные дни. В воскре­ сные дни школьные здания, как правило, закрыты на замок. Ре- 0ы этот большой актив А если школы постепенно активизировался, он безусловно оказал бы большую помощь в воспитании детей. Недостаточно работает район­ ная комиссия по делам несовер­ шеннолетних. Зачастую она раз­ бирает те дела, которыми бы следовало заниматься родитель­ ским комитетам, администрации школы или комсомольской орга­ низации. Заботиться о здоровье детей (Из выступления главного врача санэпидстанции / Е. К. Коневой) Физическое развитие детей крайне необходимо для укрепле­ ния их здоровья. У нас физиче­ скому воспитанию мало уделяют внимания. Не во всех школах имеются спортзалы. Да и сделать бята в это время предоставлены их сРазУ везде нет возможности. сами себе. Создаются благопри­ ятные условия для хулиганства, нет постоянной индивидуальной работы с теми детьми, которые склонны к нарушению режима школьника. Родители и общественность еще слабо привлекаются для ра­ но создать н оборудовать про­ стейшие спортивные площадки при каждой школе — такая воз­ можность есть. Беда одна: руко­ водители школ, да и преподава­ тели физкультуры не хотят этим заниматься. Проверьте, как проводятся уроки физической культуры. боты с учащимися, хотя при Например, в Михайловской школе каждой школе имеется родитель- всю зиму дети уроки физкульту- ский комитет, в колхозах, совхо- ры проводили в тесном пыльном зах и на предприятиях созданы коридоре. А ведь можно было ор- комиссии содействия. Однако, они ганизовать тренировки и сорев- не действуют. Достаточно со­ слаться на такой факт. В про- нования учащихся по лыжам, катание на коньках, проводить и другой комплекс упражнений на свежем воздухе. И этот при­ мер не единичный. Подобные факты можно увидеть и в других школах. Не везде обращается внимание и на то, какое освещение в клас­ се, коридоре, проветривается ли помещение. Часто встречаешь в школе учащихся, сидящих за , партой, которая не подходит им по возрасту. Все это отрицатель­ но сказывается на состоянии здоровья. Конечно, не случайно в школах есть учащиеся со сла­ бым физическим развитием, иск­ ривлением позвоночника или плохим зрением. Сейчас настало лето. Нужно использовать это благоприятное время для физической закалки детей, укрепления их здоровья. цать юношей имеют образование летнее образование, пусть же его 3—6 классов, к тому же семнад- она заставит учиться в вечерней цать человек из них йигде сей- школе. Но ни один человек не час не учатся. Такие факты име- должен уйти со школы не имея ются и в других сельских Сове- восьмилетнего и среднего обра- тах. зования. J B э т о й пятилетке предстоит в основном за ­ вершить п е р е х о д п а всеобщ ее ср е дн е е образо ­ ван и е м о л о д еж и . Качест во и со д ерж а н и е об ­ щ е г о , трудового и п олит ехнич е ск о го о б у ч ен и я д о лж н о соответствовать совр ем енным требо­ ваниям . Ш к о л ы п р и з ва ны прививат ь детям п р и н ц и пы комм унист ической м ора ли , у л у ч ­ шать эстетическое и ф и зическое воспитание подраст ающ его п ок о л ен и я . С л ед у ет п о вы ­ сить у р о в е н ь п е д а г о ги ч е с к о й н а ук и . Н е о б х о ­ дим о укрепит ь мат ериальную ба зу ш к о л , ос ­ настить и х с о вр ем ен ны м об ор уд о ван и ем , д о ­ биться р а ц и о н а л ь н о го и п о л н о г о и с п о л ь з о в а ­ н и я средств, в ы д е л я е м ы х на н а р одн о е п р о ­ свещ ени е . (Из резолюции XXIII съезда КПСС)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2