Сельская новь, 1966, № 037

С Е Л Ь С К А Я g o ВБ. 3 Задачи, выдвигаемые жизнью z i марта 1966 г., № 37 (3675). =ВЕСТИ ИЗ Ш КО Л = Такая дружба радует Дружба учащихся 4 «б» класса Карасукской сред­ ней школы с коллективом ремстройучастка завяза­ лась еще в октябре прош- юго года. Началась она с концерта, поставленного учащимися в столярном це­ хе. После решили соревно­ ваться. Ребята обязались исправиться в учебе и учиться только на «4» и «5», а работники столярного це­ ха — выпускать изделия только хорошего качества. Уже в декабре рабочий столярного цеха М. Литви­ ненко был направлен от коллектива в школу для подведения итогов соревно­ вания, который рассказал ребятам о результатах ра­ боты цеха, а ученики сооб­ щили ему о своей учебе. На новогодний праздник учащиеся пришли в ремст- ройучасток и приняли ак­ тивное участие в организа­ ции и проведении новогод­ ней елки с детьми рабочих. Весело прошел праздник. Ученики и дошколята игра- Недавно приехала к нам на ферму молодая учитель­ ница Екатерина Антоновна Бычихина. Но, оказывает­ ся, не всегда только долгим пребыванием на одном ме­ лете человек завоевывает Уважение и авторитет. К Екатерине Антоновне дети уже успели привязаться, взрослые также отзывают­ ся о ней хорошо. — Внимательна она к ребятишкам, — говорят они о новой сельской учитель­ нице. И действительно, все сво­ бодное время она отдает ученикам, особенно отста­ ющим. Екатерина Антонов­ на не только спрашивает уроки, но и приходит часто на дом к ученикам, проверя­ ет, как они готовят домаш­ ние задания, беседует с родителями. Очень много Малыши довольны Шефы нашего детсадика — учащиеся пятого класса «а» Студеновской средней школы. Они в детсаде частые гости. Приходят всем классом и весе­ лят ребят. Однажды пришли с хорошо подготовленным концер­ том. Исполняли детские песни, читали занимательные стишки, рассказывали интересную сказку про зайчика-побегайчика. Зачарованно смотрели малыши на своих старших друзей и пос­ ле каждого удачного номера усе­ рдно хлопали ручонками. Очень довольны шефами наши малыши. Мы, обслуживающий персонал, тоже благодарны им, а также классному руководителю т. Фи- надеевой и учительнице т. Ба­ ландиной. Они проявляют боль- В'Ую заботу о воспитании детей. Е. СКВОРЕЦ. Село Студеное. ли, пели песни, читали сти­ хи. А на День Советской Ар­ мии и Военно-Морского Флота у школьников побы­ вал секретарь партийной организации строительного участка И. В. Огнивенко, который прочитал доклад о славных победах нашей ар­ мии, стоящей на страже ми­ ра и безопасности народов. Восьмого марта подшеф­ ные нанесли ответный ви­ зит и выступили на торже­ ственном вечере с концер­ том. Обширной была про­ грамма четвероклассников — 35 номеров. И большая часть из них посвящалась женщинам. Очень довольны остались концертом шефы. Но радует их и другое: благодаря дружбе со взрос­ лыми намного повысилась успеваемость ребят. — Если в первой четвер­ ти в нашем классе были не­ успевающие ученики, то сейчас их нет,— сказала учительница Анна Василь­ евна Огнивенко. времени потратила она, за­ нимаясь дополнительно с Колей Шиховцовым, Толей Класс, Валей Лихобабич. И сейчас эти дети читают и пишут значительно лучше, успеваемость их улучши­ лась. В этом заслуга моло­ дого педагога. В. СТАШКОВ. Ферма № 5 совхоза «Ок­ тябрь». Мы вместе е учащимися вось­ мого класса создали агитбригаду и подготовили концерт. Его мы по­ святили советским женщинам. В своем селе поставили концерт седьмого марта, а девятого реши­ ли выступить с ним на участке совхоза в селе Буденном, которое 'расположено от нас в 12 километ­ рах. Утром управляющий В. К. Рудаков пообещал дать нам вагон­ чик с трактором. Собрались мы ехать в шесть часов вечера, наст­ роение было приподнятое: на ули­ це было тепло, шел мягкий, пу­ шистый снег. И тут мы узнаем, что управляющий уехал в Кара- сук, а завхозу И. Я. Ткалун ска­ зал, чтобы трактор нам не давали. Мы пошли в контору и стали у завхоза просить машину. Он по­ слал нас к шоферу, затем к ин­ женеру за разрешением на авто­ машину и на трактор. Ивот, пока мы бегали от одного к другому, время ушло, а нам ведь предстоя­ ло ехать по бездорожью, на ночь глядя. Отказ от отвальной пахоты и переход колхозов и совхозов на­ шего района к плоскорезной об­ работке с использованием спе­ циального набора машин, безус­ ловно, сыграет большую роль в борьбе с сильно развитыми про­ цессами ветровой эрозии, в на- накоплении и сохранении влаги. А значит, в конечном счете, по­ высит урожай- Однако полно­ стью решить все вопросы сель­ скохозяйственного производст­ ва только эта мера не может. Глубокие и труднообратимые явления при существовавшей обработке произошли с нашими почвами за последние 30 — 40 лет. Еще в первом десятилетии этого века русский ученый Из­ майловский, посетивший Ку- лундинскую степь, нашел пер­ вые признаки этих процессов. В своей книге «Почему высохла наша степь» он дает полный анализ этим явлениям. Во-первых, отсутствие леса на высоких частях рельефа уничтожило естественные источ­ ники подземного орошения. Из­ вестно, что лес на ветроударных склонах и других высоких ча­ стях рельефа накопляет зимой значительное количество снега. При толщине его от 50 санти­ метров и выше почва находится в талом состоянии. В результате в точение всей зимы и весенне­ го таяния почва под лесом до глубины 2—3 метров превраща­ ется в огромный естественный резервуар воды, которая медлен­ но, со скоростью 1,5—2 километ­ ра в месяц растекается по склонам, питая их в течение конца мая и всего июня. Во-вторых, уничтожение этих естественных резервуаров по­ степенно повлекло за собой бо­ лее интенсивное испарение грунтовых вод. Этому также способствовал большой процент распаханности почв Грунтовые воды, как говорят, опустились, ушли в глубь. Естественные озера и водоемы стали высыхать. Так, если местечко Пучина в совхозе «Октябрь» 70 лет назад было большим озером, то сейчас это сухая низина. Возросла кон- тинентальность климата. На сессии ВАСХНИЛ в Целиногра­ де приводились такие данные: И поездау отложили на утро. Утром, довольные, мы (уселись в кузов, но тут подъехал временно исполняющий обязанности дирек­ тора совхоза П. С. Шаманский и приказал освободить автомашину. Мы упрашивали его, ссылаясь на то, что обещали буденновца-м приехать и поставить концерт, но нам вое равно не разрешили по­ ездку. Так мы и не сдержали сло­ во и не показали свой концерт рабочим отдаленного участка, у которых и кино-то не часто бы­ вает. Считаем, что только по ви­ не руководителей ожормсовхоза 'мы стали обманщиками. Конечно, желания ставить концерты, у нас поубавилось. Просто нам обрезали крылья на пути к хо­ рошему делу. Л. ТКАЛУН, Г. КАРПЕНКО, Н. КАЧАНОВА, Е. АСТАХОВ, учителя Рассказовской вось­ милетней школы. если 20 — 30 лет назад сухие годы отмечались один раз за де­ сять лет для Казахстана и Си­ бири, то теперь не менее 3-х раз. В-третьих, возросшая сухость климата, сильные ветры вызва­ ли резкий рост эрозийных про­ цессов. Если в 1962 году по Карасукскому району земель, подверженных эрозии в сильной степени, насчитывалось около 3900 гектаров, то в 1963 — 6000, в 1964 г,— 12242 и в 1965 г. — 24030 гектаров, которые сейчас Переведены в залежи. 1 Продолжаем разговор о земле | ~ТцГ~ 1 Г'ежегодная’'~"”эрозия в слабой степени, не определяе­ мая на глаз, приносит большой вред- В 1965 году в Андреевском совхозе на ферме № 2 на первом поле (никаких следов эрозии тогда не наблюдалось) были взяты пробы почвы по диагона­ ли через каждые 200 метров и проведен анализ на содержание гумуса. Почва на этом поле (южный чернозем) должна бы­ ла бы содержать гумуса не ме­ нее 5—5,5 процента. Но факти­ чески гумуса оказалось 4,5 — 5 процентов с понижением до 1,8 — 2 процентов на возвы­ шенностях. Ясно, что илистые частицы и частицы гумуса, как более легкие, были унесены вет­ ром с повышенных мест. Беря во внимание эти слож­ ные природные условия нашего района, можно и следует наме­ тить реальные пути к стабиль­ ным урожаям сельхозкультур, о которых шла речь на прошедшей агрономической конференции. Очевидно, нужен целый комп­ лекс мероприятий в борьбе с засухой, а не только переход на плоскорезную обработку, кото­ рые бы обеспечили действенную борьбу с ветровой эрозией поч­ вы и восстановили существовав­ ший естественный режим дви­ жения влаги в почве. Главным и основным меро­ приятием является бонитировка почв — новая трудоемкая и от­ ветственная работа (кстати, ежегодная бонитировка овец в животноводстве — обычное де­ ло). Бонитировка, т. е- всесторон­ няя оценка почвы, включает в себя: 1. Осмотр до каждого гектара эродированных участков, нане­ сение их на масштабную карту по степени эродированности (сильные, средние, слабые); 2. Изучение мощности гуму­ сового слоя и определение со­ держания гумуса в процентах в слое почвы 0—20 см. Определе­ нно механического состава поч­ вы, агрегатный состав, объем­ ный вес и т. д.; 3. Наличие и характер по­ дошвы, солонцовых пятен; 4. Характер рельефа, крутиз­ ну склонов, примерный контур и площадь ветроударных скло­ нов; 5- Общую облесенность в гек­ тарах, расположение лесных участков на высоких частях рельефа и в понижениях. Нане­ сение их на карту; 6. Господствующий сорняк на пашне, степень 'засоренности и фиксация очагов засоренности на карте; 7. Характер растительности на сенокосах и пастбищах. При­ мерную степень выпадения есте­ ственного травостоя; 8. Глубину залегания грунто­ вых вод. Близость озер, рек. На основании бонитировки почвы установится более прави­ льная классификация почв, а значит, станет возможной и боль­ шая действенность намечаемых в процессе бонитировки меро­ приятий. Классификация поч­ вы, и мероприятия для её защиты. Первая группа Почвы, при­ годные для возделывания про­ пашных без специальных прие­ мов защиты. Вторая группа. Площади, подверженные ветровой арозин в слабой степени, пригодные для возделывания всех культур при использовании комплексу про­ тивоэрозийных машин. Третья группа. Поля средне- эродированные, пригодные для возделывания зерновых культур при использовании комплекса противоэрозийных машин и при внедрении специальных поч­ возащитных севооборотов, с большим процентом многолетних трав. Четвертая группа. Почвы, сильно эродированные, пригод­ ные под сенокос или пастбища с умеренным выпасом при ус­ ловии залужения многолетними травами (возможно, и ковылем) и сплошного залесения ветро­ ударных склонов и других вы­ соких частей рельефа. Пятая группа. Площади, при­ годные под длительные сено­ косные угодья. Шестая группа Почвы, при­ годные под длительпые паст­ бищные угодья. При бонитировке почвы уста­ навливается необходимость для различных участков бороздова- ние склонов (борозды препят­ ствуют непроизводительным по­ терям на крутых склонах талых вод), возможность восстановле­ ния естественного самоосемене- ния сенокосов и пастбищ, а так­ же улучшение травостоя за счет многолетних трав. Опре­ деляются также примерно пло­ щади под лиманное орошение и потребность в гидротехнических сооружениях. Для природных условий на­ шего района очень важно изу­ чить также возможность подъе­ ма уровня озер и создания но­ вых — как средства подъема грунтовых вод. На основании бонитировок почв составляется рабочий план фермы, отделения и в целом хо­ зяйства по внедрению почвоза­ щитных мероприятий, которые включают в себя: 1. Схемы полевых и почвоза­ щитных севооборотов, а значит, и структуру посевных площадей; 2. Примерную технологию об­ работок и объемы работ; 3. Сроки работ, потребность орудий и сельхозмашин по мар­ кам; 4. Площади бороздования крутых склонов и сроки выпол­ нения; 5. Размеры сплошного обле­ сения ветроударных склонов и лесополос в полевых севооборо­ тах- Сроки посадок лесных на­ саждений; 6. Площади засорения раз­ личными сорняками и меры по борьбе с ними. Расчет потребно сти гербицидов по годам и не­ обходимых орудий для их вне сения; 7. Объемы земляных работ и потребность других материалов и машин для сооружения гид­ ротехнических комплексов си­ лами хозяйств; 8. Расчет количества машин и орудий для улучшения сено­ косов и пастбищ, сроки выпол­ нения работ; 9. Расчет потребности и обес­ печения семенами многолетних трав по годам; 10. Сметно-финансовые рас­ четы для обеспечения всех меро­ приятий по годам. Без проведения всех этих работ нельзя говорить серьезно о решении любых сельскохозяй­ ственных проблем в условиях нашего района. Грамотное ве­ дение хозяйства, увязанное с достижениями науки и передо­ вого опыта может быть эффек­ тивным лишь при выполнении основного требования: «Каждо­ му полю — свою агротехнику». В задачу агрономов колхозов и совхозов района и входит про­ вести в жизнь это требование в течение 1966 года- Определенную помощь нам окажут в этом серьезном деле земельная экс­ педиция областного управления сельского хозяйства и зональная агротехническая лаборатория. А. КОНЕВ, гл. агроном управления. И. Ч Е РН Ы Й . Заслуга молодого педагога П О Д ГО ТО ВИ Л И КОНЦЕРТ, НО НЕ П О С ТА ВИ Л И ЕГО

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2