Сельская новь, 1966, № 010

23 января 1966 г,, № 10 (3618). С Е Л Ь С К А Я Н О В Ь S ЗАДЕТЕЙ мы все в ответе Есть одна служба на свете, которая не дает взрослому чело, воку выходных дней и отпусков. Не освобождает она людей_ ни ночыо, ни днем от большой от­ ветственности. Служба эта— воспитание детей. Дети доставляют много радо­ сти и счастья родителям и ок­ ружающим. Если, конечно, ра­ стут они настоящими людьми. Но как много душевных и фи­ зических сил приходится затра­ тить родителям, воспитателям, прежде чем дети вырастут, ста­ нут самостоятельными людь­ ми, полноценными гражданами общества! Особенно много зани­ маться воспитанием детей при­ звана мать. А. М. Горький го­ ворил; «Вся гордость мира — от матерей». Мать — незаменимая долж­ ность на земле, должность много­ трудная, многограйная, неусып­ ная, но зато и самая радост­ ная, самая счастливая, самая дорогая. Гово­ рю это с полным основанием: девять детей вырастили мы с мужем. Жизнь была нелегкой. Но могу с гордостью сказать: хорошими, полезными обществу людьми воспитали сыновей и дочерей своих. По утрам вся семья собира­ ется за столом. Потом все ухо­ дят по своим делам Старшие— Виктор, Лена и Наташа — пре­ подаватели. Близнецы Алеша и Изя ' работают, а по вечерам учатся. Они уже на пятом кур­ се физического факультета МГУ. Кончает в этом году тот же факультет университета (только дневной) и Володя. Уходят на работу и младшие Вася и Таня. По вечерам они тоже учатся. Последняя дочь, Оля,— ученица 9-го класса средней школы. В окно вижу, как внизу, пересекая двор, идут мои дети. Девять разных дорог и все —трудовые, надежные. По­ следним провожаю в детский са дик внука Сашу Смотрю на детей и думаю: каждый из них—,не толюо.моя родная кровиночка, но и мой нелегкий материнский труд, и моя болЬ, и мое счастье, и моя радость. Каждый ребенок имеет свой характер, свои осо­ бенности. И к каждому надо най­ ти особый подход, подобрать свой ключик. Перед родителями, и перед матерью, прежде всего, возни­ кает немало сложных вопросов, Рассказ многодетной матери эти вопросы, не скрою, не всег да были у меня удачны. И то­ гда со своими затруднениями, сомнениями, раздумьями я шла к воспитателям детского сада, к учителям школы. От них я все­ гда получала дельные советы. Иногда выход искали и нахо­ дили вместе. Мы, взрослые, имеющие детей и внуков, должны помогать го­ сударству в очень важном деле воспитания будущих советских граждан. Ребенок вступает в жизнь в семье. Здесь он слы­ шит п первую песню, и первую сказку, получает первое пред­ ставление о жизни. Все, что чер- I пает в семье, он забирает с собой в дорогу жизни. И как важно, чтобы из семьи он вы­ нес высокие душевные качества, хорошие навыки, правильные устоявшиеся принципы. Но как мы, родители, порой мало заботимся об этом, как много промахов и ошибок до­ пускаем! Часто приходится на­ блюдать, как родители пренеб­ регают интересами детей. Мне кажется недопустимым, когда отец или мать отмахиваются от ребенка, задающего много во­ просов: «Не болтай, мне неког­ да с тобой разговаривать!» Ведь тогда ребенок остается один на один с неразрешенны­ ми вопросами, которые в этот момент кажутся ему самыми главными. Он пытается выяс­ нить их у товарищей, на улице. И получает иногда ложный, а то и злонамеренный ответ. Или строит, скажем, малыш из кубиков дома, башни, мосты. Он никого не беспокоит, потому что занят серьезным и важным делом. Но наступил вечер, и мама говорит: «Пора спать: девять часов». Она берет ребенка любовь к труду, к твор- же разваливает. Малыш плачет: «Я строил,. строил, а ты все сломала...» Мама, сама того не желая, внесла в душу ребенка смятение. Она не подумала о том, что своим, пусть безобидным поступком, может научить его также вот ломать что-то настоящее. Такой метод воспитания гасит в душе ребенка любовь к труду, к твор­ честву, любовь к созиданию. Очень важно быть чутким к детям. Мы заботимся, о том чтобы дети уважали нас, стар­ ших. И мы, конечно, обязаны учить их этому. Если они будут уважать родителей, значит, сумеют уважать и всех людей, уважать общество. Но и мы родители, обязаны уважать в каждом ребенке человека. В жизни же часто этого не­ достает. Иногда вместо уваже­ ния к детям родители допуска­ ют непонятную жестокость. Провинился ребенок—его сразу «укрощают» ремнем. А потом удивляются, откуда у него по­ явилась наклонность мучать и бить животных. И невдомек ро­ дителям, что жестокость ребе­ нок перенял от них же. Или взять такое хорошее и нужное качество, как бережли­ вость. От воспитателя и здесь требуется такт, чуткость, чтобы не ранить неокрепшую душу ребенка. Вот девочку-второ" класснйцу товарищ просит одол­ жить учебник. Она заносчиво отвечает: «Учебник не школь­ ный, а мой! Если я буду его всем давать, он станет старым и грязным». Так говорила ей мать. И де­ вочка запомнила это наставле­ ние. Неумелое воспитание бережливости приводит, как видим, к нежелательным резу­ льтатам. Если вовремя дела не поправить, из этой девочки мо­ жет вырасти эгоист, человек не­ добрый и жадный. Уродуют детей те родители, ко­ торые не умеют договориться между собой: дают им разноре­ чивые указания, ссорятся в их присутствии и т. д. И совсем горько смотреть на семьи, где охец приходит домой пьяный, начинает дебоширить, оскорблять жену, поднимает руку па детей. Н такой семье дети растут нер­ вными, запуганными. Распу­ щенность отца тяжелым бреме­ нем ложится на их плечи. Человек, призванный воспи­ тывать детей, должен все время помнить о своем великом граж­ данском долге —участие в фор­ мировании их мировоззрения, характера, взглядов. Люди вос­ питываются на конкретных, жи­ вых образцах. И нельзя ни на минуту забывать о том, что лич­ ный пример как в семье, так и на работе зачастую определяет у самых юных отношение к жизни. А ведь кому из взрослых не хочется, чтобы дети выросли людьми трудолюбивыми, сме­ лыми и благородными. Так давайте же не- жалеть сил на то, чтобы сызма­ льства помогать им становиться такими. Мария ВОЛОДЯЕВА. Л* У нас крепкая дружба Мы никогда не дружили с шефами. И вот, перейдя в пя­ тый класс, завязали настоящую, крепкую дружбу с рабочими- колбасного цеха мя­ сокомбината. Снача­ ла мы стеснялись ид­ ти к ним, все оттяги­ вали на завтра, так как в нашем классе было много неуспева­ ющих и недисципли­ нированных учащихся. Но нам наш классный руководитель Е. П. Пирог рассказала, что эта дружба помо­ жет нам наладить ус­ певаемость в нашем классе. Ведь у них бригада коммунисти­ ческого труда, а у нас из 28 учащихся шесть человек имеют двойки. Все-таки решили... Пошли в цех. Первое знакомство произошло так: познакомились, обменялись обяза­ тельствами, совершили экскурсию по цеху. Все женщины друже­ любно смотрели на нас, очень подробно спрашивали о наших делах в классе. Нам пришлось честно рас­ сказать, что не совсем у нас еще все хорошо. Мы получили много советов от начальника колбасного цеха Л. Шамрай, мастера цеха, рядовых рабо­ чих. Очень понравились нам эти простые и очень ласковые люди. Задумались мы и крепкб над тем, как и нам исправить положение, пак унич­ тожить двойки. Стали сильные учащиеся работать с отстающи­ ми, регулярно посе­ щать дополнительные занятия. Одним сло­ вом, закипела работа. Шефы приходили к нам на праздник, были на собрании, на заседании классного родительского комите­ та. И вот мы у них с концертом в цехе. Председатель отряда Г. Близнюк рапортует цеху о наших делах, а затем звучит музыка, мы поем песни, чита­ ем стихи. Каждая улыбка рабочих вы­ зывала у нас радости, поднимала настрое­ ние. Дела в учебе к концу второй четверти стали лучше: восемь ударников, успевае­ мость 92,8 процента. Веселее и радост­ ней- стало у нас на сердце. И все шефы. Они стали для нас родными и близкими, теперь хочется к ним идти. Мы их поздравляли с празд­ никами, дарили от­ крытки, выпускали праздничную газету, а они о нас проявляют еще большую заботу: помогают нам нала­ дить хорошую успева­ емость и Дисциплину в классе, встречают всегда нас гостепри­ имно и радушно. Эта дружба очень полезна для нас, мы хотим стать такими же дружными, как рабочие, колбасного цеха, учиться так, как работают наши шефы. Учащиеся 5 «а» класса Карасук- ской восьмилетией школы № 1. Помогла общественность В начале второй четверти в Токаревской восьмилетней школе появились неуспеваю­ щие ученики, а некоторые, кто учился до этого хорошо, стали получать на уроках трой­ ки Что-то повлияло на детей, особенно живущих в интернате. Оказалось, что плохая дисциплина и неуспеваемость явились ре­ зультатом увлечения отдельных ребят запрещенной игрой в карты. Играли, конечно, тайком от преподавателей, воспитателя интерната. Вер­ ховодил всем этим ученик восьмого класса Дмитрий Зайцев. У него было пять, двоек, он систематически нарушал школьные правила, стараясь показать себя ни от кого независимым, грубил преподавателям и всем дру­ гим, кто хотел образумить его. Дурной пример заразителен. Смотря на пего, и другие ученики стали вести себя хуже, не готовили уроки, грубили, курили. Особенно выделялся этими неблаговидными поступ­ ками ученик седьмого класса Витя Майданник. Нужно было что-то срочно предпринимать. И поведение ребят прежде всего обсудили на родитель­ ском собрании, а затем все— и преподаватели, и родители — собрались в клубе вместе с местным комитетом отделения и заслушали споткнувшихся учеников. Выступали родители, выступали члены местного ко­ митета. Крепко досталось нерадивым учащимся, изрядно пришлось покраснеть им, стоя перед взрослыми в клубе. Вмешательство общественно­ сти помогло. Достаточно сказать, что в школе повыси­ лась дисциплина, а значит и успеваемость. Неблаговидных поступков школьники больше не совершают. Л. ГРИДИНА. Балованные дети В Октябрьской восьмилет­ ней школе я веду уроки немец­ кого языка. Было много труд­ ностей, особенно с ребятами второго класса русской и казахской национальностей. Прошло время. И они не только читают и пишут, но и наизусть рассказывают стихи на немецком языке. Хорошую успеваемость имеют Катя Болтенко, Толя Илюшин, третьеклассник Коля Алдунга- ров. Это радует и меня, и> их родителей. Однако, если у большин­ ства школьников успеваемость удовлетворительная, то у некоторых она слабая. Отдель­ ные учащиеся просто не хотят учиться, потому имеют плохие оценки. И с дисциплиной у них плохо обстоит дело. К таким ученикам относит­ ся Андрей Роденбергер. Он учится во. втором классе. На уроках сидит неспокойно, шалит. Посетила я мать Андрюши. И выяснила: балует она сына, задабривает его подарками, потому он, что захочет, то и делает. Ушел на время Андрей жить к старшему брату, мать доволь­ на. — Хоть немного отдохну от него, —- со вздохом говорит она. Здесь уже позволительно спросить, что же дальше вый­ дет ив ее сына, если она сейчас не справится с таким малы­ шом, потворствует его прихо­ тям? А воспитание ребенка в двух семьях явно его совсем испортит. Витя Фишер, ученик шесто­ го класса, много забот достав­ ляет не только своей матери, но и учителям, классному руководителю. Витя плохо учится, бездельничает. Он единственный ребенок у ма­ тери, она ни в чем ему не отказывает — и вот результат такого воспитания. Не слуша­ ет он свою мать, не празднует и других. Трудных детей вместе с родителями приглашали мы на заседание родительского комитета. На некоторых из них это подействовало, но Вити Фишера с матерью не было — не захотел прийти. Мать его плачет: «Что же мне делать, если он не признает меня?» — спрашивает. И вид­ но, не совсем понимает, что сама виновата, что сын ее нерадивый и грубый: нетребо­ вательность и потворство к сыну в раннем возрасте пошли ему только во вред. М. МАЛЬЗАМ, учительница немецкого языка Октябрьской вось­ милетней школы. — Вот тебе, Жоринька, мамочкин подарок! — А кто будет вертеть ножками?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2