Сельская новь, 1966, № 010
23 января 1966 г,, № 10 (3618). С Е Л Ь С К А Я Н О В Ь S ЗАДЕТЕЙ мы все в ответе Есть одна служба на свете, которая не дает взрослому чело, воку выходных дней и отпусков. Не освобождает она людей_ ни ночыо, ни днем от большой от ветственности. Служба эта— воспитание детей. Дети доставляют много радо сти и счастья родителям и ок ружающим. Если, конечно, ра стут они настоящими людьми. Но как много душевных и фи зических сил приходится затра тить родителям, воспитателям, прежде чем дети вырастут, ста нут самостоятельными людь ми, полноценными гражданами общества! Особенно много зани маться воспитанием детей при звана мать. А. М. Горький го ворил; «Вся гордость мира — от матерей». Мать — незаменимая долж ность на земле, должность много трудная, многограйная, неусып ная, но зато и самая радост ная, самая счастливая, самая дорогая. Гово рю это с полным основанием: девять детей вырастили мы с мужем. Жизнь была нелегкой. Но могу с гордостью сказать: хорошими, полезными обществу людьми воспитали сыновей и дочерей своих. По утрам вся семья собира ется за столом. Потом все ухо дят по своим делам Старшие— Виктор, Лена и Наташа — пре подаватели. Близнецы Алеша и Изя ' работают, а по вечерам учатся. Они уже на пятом кур се физического факультета МГУ. Кончает в этом году тот же факультет университета (только дневной) и Володя. Уходят на работу и младшие Вася и Таня. По вечерам они тоже учатся. Последняя дочь, Оля,— ученица 9-го класса средней школы. В окно вижу, как внизу, пересекая двор, идут мои дети. Девять разных дорог и все —трудовые, надежные. По следним провожаю в детский са дик внука Сашу Смотрю на детей и думаю: каждый из них—,не толюо.моя родная кровиночка, но и мой нелегкий материнский труд, и моя болЬ, и мое счастье, и моя радость. Каждый ребенок имеет свой характер, свои осо бенности. И к каждому надо най ти особый подход, подобрать свой ключик. Перед родителями, и перед матерью, прежде всего, возни кает немало сложных вопросов, Рассказ многодетной матери эти вопросы, не скрою, не всег да были у меня удачны. И то гда со своими затруднениями, сомнениями, раздумьями я шла к воспитателям детского сада, к учителям школы. От них я все гда получала дельные советы. Иногда выход искали и нахо дили вместе. Мы, взрослые, имеющие детей и внуков, должны помогать го сударству в очень важном деле воспитания будущих советских граждан. Ребенок вступает в жизнь в семье. Здесь он слы шит п первую песню, и первую сказку, получает первое пред ставление о жизни. Все, что чер- I пает в семье, он забирает с собой в дорогу жизни. И как важно, чтобы из семьи он вы нес высокие душевные качества, хорошие навыки, правильные устоявшиеся принципы. Но как мы, родители, порой мало заботимся об этом, как много промахов и ошибок до пускаем! Часто приходится на блюдать, как родители пренеб регают интересами детей. Мне кажется недопустимым, когда отец или мать отмахиваются от ребенка, задающего много во просов: «Не болтай, мне неког да с тобой разговаривать!» Ведь тогда ребенок остается один на один с неразрешенны ми вопросами, которые в этот момент кажутся ему самыми главными. Он пытается выяс нить их у товарищей, на улице. И получает иногда ложный, а то и злонамеренный ответ. Или строит, скажем, малыш из кубиков дома, башни, мосты. Он никого не беспокоит, потому что занят серьезным и важным делом. Но наступил вечер, и мама говорит: «Пора спать: девять часов». Она берет ребенка любовь к труду, к твор- же разваливает. Малыш плачет: «Я строил,. строил, а ты все сломала...» Мама, сама того не желая, внесла в душу ребенка смятение. Она не подумала о том, что своим, пусть безобидным поступком, может научить его также вот ломать что-то настоящее. Такой метод воспитания гасит в душе ребенка любовь к труду, к твор честву, любовь к созиданию. Очень важно быть чутким к детям. Мы заботимся, о том чтобы дети уважали нас, стар ших. И мы, конечно, обязаны учить их этому. Если они будут уважать родителей, значит, сумеют уважать и всех людей, уважать общество. Но и мы родители, обязаны уважать в каждом ребенке человека. В жизни же часто этого не достает. Иногда вместо уваже ния к детям родители допуска ют непонятную жестокость. Провинился ребенок—его сразу «укрощают» ремнем. А потом удивляются, откуда у него по явилась наклонность мучать и бить животных. И невдомек ро дителям, что жестокость ребе нок перенял от них же. Или взять такое хорошее и нужное качество, как бережли вость. От воспитателя и здесь требуется такт, чуткость, чтобы не ранить неокрепшую душу ребенка. Вот девочку-второ" класснйцу товарищ просит одол жить учебник. Она заносчиво отвечает: «Учебник не школь ный, а мой! Если я буду его всем давать, он станет старым и грязным». Так говорила ей мать. И де вочка запомнила это наставле ние. Неумелое воспитание бережливости приводит, как видим, к нежелательным резу льтатам. Если вовремя дела не поправить, из этой девочки мо жет вырасти эгоист, человек не добрый и жадный. Уродуют детей те родители, ко торые не умеют договориться между собой: дают им разноре чивые указания, ссорятся в их присутствии и т. д. И совсем горько смотреть на семьи, где охец приходит домой пьяный, начинает дебоширить, оскорблять жену, поднимает руку па детей. Н такой семье дети растут нер вными, запуганными. Распу щенность отца тяжелым бреме нем ложится на их плечи. Человек, призванный воспи тывать детей, должен все время помнить о своем великом граж данском долге —участие в фор мировании их мировоззрения, характера, взглядов. Люди вос питываются на конкретных, жи вых образцах. И нельзя ни на минуту забывать о том, что лич ный пример как в семье, так и на работе зачастую определяет у самых юных отношение к жизни. А ведь кому из взрослых не хочется, чтобы дети выросли людьми трудолюбивыми, сме лыми и благородными. Так давайте же не- жалеть сил на то, чтобы сызма льства помогать им становиться такими. Мария ВОЛОДЯЕВА. Л* У нас крепкая дружба Мы никогда не дружили с шефами. И вот, перейдя в пя тый класс, завязали настоящую, крепкую дружбу с рабочими- колбасного цеха мя сокомбината. Снача ла мы стеснялись ид ти к ним, все оттяги вали на завтра, так как в нашем классе было много неуспева ющих и недисципли нированных учащихся. Но нам наш классный руководитель Е. П. Пирог рассказала, что эта дружба помо жет нам наладить ус певаемость в нашем классе. Ведь у них бригада коммунисти ческого труда, а у нас из 28 учащихся шесть человек имеют двойки. Все-таки решили... Пошли в цех. Первое знакомство произошло так: познакомились, обменялись обяза тельствами, совершили экскурсию по цеху. Все женщины друже любно смотрели на нас, очень подробно спрашивали о наших делах в классе. Нам пришлось честно рас сказать, что не совсем у нас еще все хорошо. Мы получили много советов от начальника колбасного цеха Л. Шамрай, мастера цеха, рядовых рабо чих. Очень понравились нам эти простые и очень ласковые люди. Задумались мы и крепкб над тем, как и нам исправить положение, пак унич тожить двойки. Стали сильные учащиеся работать с отстающи ми, регулярно посе щать дополнительные занятия. Одним сло вом, закипела работа. Шефы приходили к нам на праздник, были на собрании, на заседании классного родительского комите та. И вот мы у них с концертом в цехе. Председатель отряда Г. Близнюк рапортует цеху о наших делах, а затем звучит музыка, мы поем песни, чита ем стихи. Каждая улыбка рабочих вы зывала у нас радости, поднимала настрое ние. Дела в учебе к концу второй четверти стали лучше: восемь ударников, успевае мость 92,8 процента. Веселее и радост ней- стало у нас на сердце. И все шефы. Они стали для нас родными и близкими, теперь хочется к ним идти. Мы их поздравляли с празд никами, дарили от крытки, выпускали праздничную газету, а они о нас проявляют еще большую заботу: помогают нам нала дить хорошую успева емость и Дисциплину в классе, встречают всегда нас гостепри имно и радушно. Эта дружба очень полезна для нас, мы хотим стать такими же дружными, как рабочие, колбасного цеха, учиться так, как работают наши шефы. Учащиеся 5 «а» класса Карасук- ской восьмилетией школы № 1. Помогла общественность В начале второй четверти в Токаревской восьмилетней школе появились неуспеваю щие ученики, а некоторые, кто учился до этого хорошо, стали получать на уроках трой ки Что-то повлияло на детей, особенно живущих в интернате. Оказалось, что плохая дисциплина и неуспеваемость явились ре зультатом увлечения отдельных ребят запрещенной игрой в карты. Играли, конечно, тайком от преподавателей, воспитателя интерната. Вер ховодил всем этим ученик восьмого класса Дмитрий Зайцев. У него было пять, двоек, он систематически нарушал школьные правила, стараясь показать себя ни от кого независимым, грубил преподавателям и всем дру гим, кто хотел образумить его. Дурной пример заразителен. Смотря на пего, и другие ученики стали вести себя хуже, не готовили уроки, грубили, курили. Особенно выделялся этими неблаговидными поступ ками ученик седьмого класса Витя Майданник. Нужно было что-то срочно предпринимать. И поведение ребят прежде всего обсудили на родитель ском собрании, а затем все— и преподаватели, и родители — собрались в клубе вместе с местным комитетом отделения и заслушали споткнувшихся учеников. Выступали родители, выступали члены местного ко митета. Крепко досталось нерадивым учащимся, изрядно пришлось покраснеть им, стоя перед взрослыми в клубе. Вмешательство общественно сти помогло. Достаточно сказать, что в школе повыси лась дисциплина, а значит и успеваемость. Неблаговидных поступков школьники больше не совершают. Л. ГРИДИНА. Балованные дети В Октябрьской восьмилет ней школе я веду уроки немец кого языка. Было много труд ностей, особенно с ребятами второго класса русской и казахской национальностей. Прошло время. И они не только читают и пишут, но и наизусть рассказывают стихи на немецком языке. Хорошую успеваемость имеют Катя Болтенко, Толя Илюшин, третьеклассник Коля Алдунга- ров. Это радует и меня, и> их родителей. Однако, если у большин ства школьников успеваемость удовлетворительная, то у некоторых она слабая. Отдель ные учащиеся просто не хотят учиться, потому имеют плохие оценки. И с дисциплиной у них плохо обстоит дело. К таким ученикам относит ся Андрей Роденбергер. Он учится во. втором классе. На уроках сидит неспокойно, шалит. Посетила я мать Андрюши. И выяснила: балует она сына, задабривает его подарками, потому он, что захочет, то и делает. Ушел на время Андрей жить к старшему брату, мать доволь на. — Хоть немного отдохну от него, —- со вздохом говорит она. Здесь уже позволительно спросить, что же дальше вый дет ив ее сына, если она сейчас не справится с таким малы шом, потворствует его прихо тям? А воспитание ребенка в двух семьях явно его совсем испортит. Витя Фишер, ученик шесто го класса, много забот достав ляет не только своей матери, но и учителям, классному руководителю. Витя плохо учится, бездельничает. Он единственный ребенок у ма тери, она ни в чем ему не отказывает — и вот результат такого воспитания. Не слуша ет он свою мать, не празднует и других. Трудных детей вместе с родителями приглашали мы на заседание родительского комитета. На некоторых из них это подействовало, но Вити Фишера с матерью не было — не захотел прийти. Мать его плачет: «Что же мне делать, если он не признает меня?» — спрашивает. И вид но, не совсем понимает, что сама виновата, что сын ее нерадивый и грубый: нетребо вательность и потворство к сыну в раннем возрасте пошли ему только во вред. М. МАЛЬЗАМ, учительница немецкого языка Октябрьской вось милетней школы. — Вот тебе, Жоринька, мамочкин подарок! — А кто будет вертеть ножками?
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2