Сельская новь, 1966, № 004

ПОЧЕРК ИСТРЕБИТЕЛЯ „ Веди меня, Советская Россия, На труд, на смерть, на подвиг,—я иду!“ Н. ГРИБАЧЕВ. Боевой путь летчика-истреби- теля Иван Иванович Ландик на­ чал в июне 1943 года на Брян­ ском фронте в 937-ом авиацион­ ном полку. За один год он вырос от рядового летчика до коман­ дира эскадрильи. За это время в воздушных схватках с против­ ником он не имел ни одного по­ ражения, а сам сбил восемь вражеских самолетов. Исключи­ тельная целеустремленность, постоянная собранность, высокая боевая активность и блестящее владение самолетом за короткое время принесли ему славу та­ лантливого летчика-истребителя, подлинного советского асса. «Будь он танкистом, пехотин­ цем,—кем угодно,—все равно дрался бы с такой же отвагой и энергией,—отметил про себя командир эскадрильи майор Ми- тенков, сбоку наблюдая за из­ нывающим в ожидании команды на взлет капитаном Ландиком,— такой уж человек!» — Ваня, пожалуй, хватит на сегодня. Ты ведь уже сделал два вылета, отдохни немного,— сказал он. — Спасибо за заботу! — от­ кликнулся Ландик,— Только ты щью, а многие из них обязаны ему своей жизнью. Как-то во время воздушного боя лейтенан­ та Юрия Фролова, летавшего ве­ домым у капитана Ландика, за­ жали два вражеских истребите­ ля. — Что делать? — запросил он по радио у своего командира. Капитан, видя тяжелое поло­ жение товарища, поспешил ему на выручку и меткой очередью сбил одного «мессера». — Понятно? —крикнул он и, сделав резкий разворот, атако­ вал второго, выпустил по нему длинную очередь и отвалил в сторону. — Добивай!—приказал он. Фролов, воодушевленный при­ казом командира, нагнал под­ битого гитлеровца и почти в упор расстрелял его. Так умудренные жизнью гор­ ные орлы передают свой опыт молодым орлятам. «Иван Иванович Ландик,— вспоминал позже лейтенант Фролов —не гнался за личным счетом сбитых самолетов, за личной славой, а прежде всего не забывай, что я не только твой заботился о товарищах, думал об заместитель, но еще и секретарь общем деле», партийной организации. Майор внимательно посмотрел на капитана: плотно сжатые гу­ бы, густые темные брови, сдви­ нутые к переносице, тяжелый ...Он родился в 1919 году в го­ роде Омске в семье рабочего. В 1937 г. семья переехала в район- ,±._____ i_. ________ ное село Карасук. Здесь Иван подбородок,—каждая черточка Ландик поступил работать в до его лица дышала непреклонной волей и твердой решимостью. ...Это было в конце июля 1944 года. Шли тяжелые бои в При­ балтике. С полевого аэродрома поднялась группа «Ла-5» под командованием капитана Ланди­ ка и взяла курс на запад. Над линией фронта в районе насе­ ленного пункта Приенай группа встретила восемнадцать «юнкер- сов» под прикрытием четырех «мессеров» и двух «фоккеров». Шесть против двадцати четы­ рех!.. Капитан Ландик смело ринул­ ся в бой. Вклинившись в строй вражеских бомбардировщиков, он разорвал его и, искусно ма­ неврируя, поджег одного «юн- керса». Его товарищи свалили еще три самолета. На выручку бомбардировщикам подходили рожныи отдел райисполкома на должность десятника по строи­ тельству и ремонту межколхоз­ ных дорог. А осенью 1940 года его призвали в армию. Он сразу же попросился в авиацию, о ко­ торой мечтал с детства. Просьбу его удовлетворили. Так, хотя и с некоторым запозданием, его мечта сбылась. Он стал летчи- ком-истребит%рем... ...Незадолго перед началом Берлинской операции капитан Ландик был назначен команди­ ром эскадрильи 482-го истреби­ тельного авиационного Ковепс- кого ордена Александра Невско­ го полка. Два ордена Красного Знамени и орден Отечественной войны II степени свидетельство­ вали о его прежних боевых за­ слугах. В новом коллективе мо­ лодого командира приняли хо­ рошо. Летчики знали о его бо- «мессера». Капитан Ландик, как евых подвигах: о Ландике часто ооычно, самую тяжелую задачу писалось в армейской газете, орал на себя, заметив, что одно- му «Лавочкину» угрожает опас- 17 апреля 1945 года капитан ность, он бросил свой самолет Ландик во главе четверки «Ла- навстречу «мессеру» и поджег вочкиных» вылетел на прикры- его. В этом бою группа капитана Ландика уничтожила шесть вра­ жеских самолетов. Из них два —лично капитан. ' А через два Дня в бою с двадцатью двумя са­ молетами противника капитан лично сбил одного «юнкерса», а вся группа — четыре. Однажды в кабине самолета разорвался снаряд. Капитан Ла­ ндик был ранен в лицо, но он не вышел из боя, выполнив зада­ ние, он привел свою группу на аэродром в полном составе. Несмотря на внешнюю суро­ вость и неразговорчивость, Лан- Дик был отзывчивым и добрым товарищем. Летчики любили его, Дли к нему за советом и помог тие наземных войск в районе города Шпремберг. Увидев в во­ здухе десять «фоккеров», он, не­ смотря на численный перевес врага, повел своих истребителей в атаку. С лервого же захода он сбил одного «фоккера», осталь­ ные вражеские самолеты, не приняв боя, удалились. В этот же день во время свободной охоты капитан сбил еще один самолет противника. Газета «Правда» в те дни писала: «На­ ши войска штурмуют в Берли­ не квартал за кварталом. Ави­ ация неутомимо днем и ночью помогает наземным частям гро­ мить гитлеровцев... Три победы одержал за два дня прославлен­ ный летчик, командир эскадри­ льи капитан Ландик»... Во всем чувствовалась бли­ зость победы: Советская авиа­ ция господствовала в воздухе; наземные войска, ломая сопро­ тивление противника, шаг за шагом приближалась к рейхста­ гу. На истерзанной земле буйно цвели сады. Казалось, весна и победа идут рука об руку с со­ ветскими солдатами... 18 апреля капитан Ландик вылетел на очередное задание. Небольшие рощи, проносившие­ ся под крылом самолета, манили своей яркой зеленью, тишиной и спокойствием. И вдруг, одна из них ощетинилась плотным зенит­ но-артиллерийским огнем. 1 -я­ дом разорвался один снаряд, шо­ рой, третий... Самолет резко тряхнуло. «Самое страшное, —говорил Ландик когда-то,— быть подбитым над вражеской территорией. В таком случае лучше смерть!». И вот то, чего он боялся, случилось с ним. — Надо дотянуть... Во что бы то ни стало, надо дотянуть!— твердил он, упрямо ведя горя­ щий самолет к линии фронта. На помощь ему подоспели това­ рищи. Под их прикрытием он попытался сбить пламя, но без­ успешно. И снова упрямо потя­ нул свой израненный «ястребок» на восток, к своим. А пламя ста­ новилось все больше и больше. Казалось, не самолет, а хвоста­ тая огненная комета несется по безоблачному голубому небу. До линии фронта оставалось совсем немного. Но дальнейшее пребывание в горящем самолете, видимо, стало невыносимым. Ка­ питан положил ястребок на спи­ ну и... вывалился из кабины. В этот момент самолет взорвался. Это случилось на высоте 1000 метров, капитан Ландик даже не успел раскрыть парашюта. Он удал на окраине населен­ ного пункта Компендорф, уже занятого нашими войсками. Пехотинцы похоронили летчи­ ка со всеми воинскими почестя­ ми. Командир 282-го истребитель­ ного полка майор Диденко че­ рез неделю, составляя наград­ ную реляцию на погибшего ко­ мандира эскадрильи, писал: «За образцовое выполнение заданий командования в борьбе с немец­ ко-фашистскими захватчиками и проявленное при этом геройст­ во и мужество, за успешное про­ ведение 160 боевых вылетов, за уничтожение 16-ти вражесш самолетов, а также нанесен] противнику большого урона живой силе и технике кэпите Ландик Иван Иванович достог присвоения звания Героя 5ове ского Союза». Это высокое зв; ние ему было присвоено указо Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года. В районном центре Карасу Новосибирской области имене Ландика названа улица. Его им носит в средней школе пионе{ ская дружина. Летчик-истребг тель капитан Ландик Иван И ве нович, так же как и еще тринад цать летчиков, захороненных братской могиле, имена которы пока еще не установлены, отда ли свои жизни не только за сча стье советского народа, но и з счастье трудового народа Герма ним. Поэтому на могиле герое всегда живые цветы... И. ВАКУРОВ, Г. АНДРЕЕВ. Первая ■’ елка ; Заканчиваются школьные она в начальной образцовой каникулы. Ребятишки вволю школе (сейчас восьмилетняя ;накружились вокруг ярких на- шТсола № 2). рядных елок—своих и школь- Инициатором проведения ных, съели не один килограмм первой елки была заведующая конфет... Но и сегодня, в вое- этой школой Ксения Алексе- кресенье, возле огромной, в евна Антонова. Бедной выгля- электрических огнях, елки, сто- дела елочка,— ведь украшения .ящей в центре города, много негде было достать. Все jребят. Катаются с горки, па- для нее делали сами учащиеся. ;дают, смеются. Елка смотрит Полюбоваться первой елкой -на всю эту кутерьму—и рада: приходили не только ребятиш- недаром ее одевали, наряжали ки из других школ Карасука, вон сколько ребят веселится но и приезжали взглянуть на возле нее. Это сегодняшняя нее делегации учеников, учи- елка- телей, руководители сельсове- А знаете ли вы, ребята, что тов, колхозов и совхозов со первая новогодняя елка была всего района. Вот какая это проведена у нас в Карасуке была знаменитая елка!., первого января 1935 года? Не- Д. СТРЕМОУХОВ, большая, неказистая стояла персональный пенсионер. И. Набатов, Два стихотворения В темь ночную мчатся кони Бездорожьем мимо вех... Мотыльки ловлю в ладони — Крупно-звездный колкий снег. В вихрях—вихри. Глаз пугливо ЕГросят кони на кусты — И потряхивая гривой, Пронесутся сквозь мосты, Огоньки деревни светят — И на них мы держим путь. Нас там встретят и приветят, Не дадут лишь отдохнуть. Деревенские смотрины У невестиных подруг, Как на праздник именинный, Соберут друзей на круг. Будет встреча — это точно! — И любимой будет смех... Мы за счастьем мчимся ночью Сквозь летящий косо снег. * * * Под солнцем и айсберги тают, Сгорает дотла трава — Не тают, и не сгорают ; . Ленинской правды слова. Они людей вдохновляют, В бой беспримерный зовут, И потому не сгорают, Что в сердце народном живут.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2