Сельская новь, 1966, № 004
ПОЧЕРК ИСТРЕБИТЕЛЯ „ Веди меня, Советская Россия, На труд, на смерть, на подвиг,—я иду!“ Н. ГРИБАЧЕВ. Боевой путь летчика-истреби- теля Иван Иванович Ландик на чал в июне 1943 года на Брян ском фронте в 937-ом авиацион ном полку. За один год он вырос от рядового летчика до коман дира эскадрильи. За это время в воздушных схватках с против ником он не имел ни одного по ражения, а сам сбил восемь вражеских самолетов. Исключи тельная целеустремленность, постоянная собранность, высокая боевая активность и блестящее владение самолетом за короткое время принесли ему славу та лантливого летчика-истребителя, подлинного советского асса. «Будь он танкистом, пехотин цем,—кем угодно,—все равно дрался бы с такой же отвагой и энергией,—отметил про себя командир эскадрильи майор Ми- тенков, сбоку наблюдая за из нывающим в ожидании команды на взлет капитаном Ландиком,— такой уж человек!» — Ваня, пожалуй, хватит на сегодня. Ты ведь уже сделал два вылета, отдохни немного,— сказал он. — Спасибо за заботу! — от кликнулся Ландик,— Только ты щью, а многие из них обязаны ему своей жизнью. Как-то во время воздушного боя лейтенан та Юрия Фролова, летавшего ве домым у капитана Ландика, за жали два вражеских истребите ля. — Что делать? — запросил он по радио у своего командира. Капитан, видя тяжелое поло жение товарища, поспешил ему на выручку и меткой очередью сбил одного «мессера». — Понятно? —крикнул он и, сделав резкий разворот, атако вал второго, выпустил по нему длинную очередь и отвалил в сторону. — Добивай!—приказал он. Фролов, воодушевленный при казом командира, нагнал под битого гитлеровца и почти в упор расстрелял его. Так умудренные жизнью гор ные орлы передают свой опыт молодым орлятам. «Иван Иванович Ландик,— вспоминал позже лейтенант Фролов —не гнался за личным счетом сбитых самолетов, за личной славой, а прежде всего не забывай, что я не только твой заботился о товарищах, думал об заместитель, но еще и секретарь общем деле», партийной организации. Майор внимательно посмотрел на капитана: плотно сжатые гу бы, густые темные брови, сдви нутые к переносице, тяжелый ...Он родился в 1919 году в го роде Омске в семье рабочего. В 1937 г. семья переехала в район- ,±._____ i_. ________ ное село Карасук. Здесь Иван подбородок,—каждая черточка Ландик поступил работать в до его лица дышала непреклонной волей и твердой решимостью. ...Это было в конце июля 1944 года. Шли тяжелые бои в При балтике. С полевого аэродрома поднялась группа «Ла-5» под командованием капитана Ланди ка и взяла курс на запад. Над линией фронта в районе насе ленного пункта Приенай группа встретила восемнадцать «юнкер- сов» под прикрытием четырех «мессеров» и двух «фоккеров». Шесть против двадцати четы рех!.. Капитан Ландик смело ринул ся в бой. Вклинившись в строй вражеских бомбардировщиков, он разорвал его и, искусно ма неврируя, поджег одного «юн- керса». Его товарищи свалили еще три самолета. На выручку бомбардировщикам подходили рожныи отдел райисполкома на должность десятника по строи тельству и ремонту межколхоз ных дорог. А осенью 1940 года его призвали в армию. Он сразу же попросился в авиацию, о ко торой мечтал с детства. Просьбу его удовлетворили. Так, хотя и с некоторым запозданием, его мечта сбылась. Он стал летчи- ком-истребит%рем... ...Незадолго перед началом Берлинской операции капитан Ландик был назначен команди ром эскадрильи 482-го истреби тельного авиационного Ковепс- кого ордена Александра Невско го полка. Два ордена Красного Знамени и орден Отечественной войны II степени свидетельство вали о его прежних боевых за слугах. В новом коллективе мо лодого командира приняли хо рошо. Летчики знали о его бо- «мессера». Капитан Ландик, как евых подвигах: о Ландике часто ооычно, самую тяжелую задачу писалось в армейской газете, орал на себя, заметив, что одно- му «Лавочкину» угрожает опас- 17 апреля 1945 года капитан ность, он бросил свой самолет Ландик во главе четверки «Ла- навстречу «мессеру» и поджег вочкиных» вылетел на прикры- его. В этом бою группа капитана Ландика уничтожила шесть вра жеских самолетов. Из них два —лично капитан. ' А через два Дня в бою с двадцатью двумя са молетами противника капитан лично сбил одного «юнкерса», а вся группа — четыре. Однажды в кабине самолета разорвался снаряд. Капитан Ла ндик был ранен в лицо, но он не вышел из боя, выполнив зада ние, он привел свою группу на аэродром в полном составе. Несмотря на внешнюю суро вость и неразговорчивость, Лан- Дик был отзывчивым и добрым товарищем. Летчики любили его, Дли к нему за советом и помог тие наземных войск в районе города Шпремберг. Увидев в во здухе десять «фоккеров», он, не смотря на численный перевес врага, повел своих истребителей в атаку. С лервого же захода он сбил одного «фоккера», осталь ные вражеские самолеты, не приняв боя, удалились. В этот же день во время свободной охоты капитан сбил еще один самолет противника. Газета «Правда» в те дни писала: «На ши войска штурмуют в Берли не квартал за кварталом. Ави ация неутомимо днем и ночью помогает наземным частям гро мить гитлеровцев... Три победы одержал за два дня прославлен ный летчик, командир эскадри льи капитан Ландик»... Во всем чувствовалась бли зость победы: Советская авиа ция господствовала в воздухе; наземные войска, ломая сопро тивление противника, шаг за шагом приближалась к рейхста гу. На истерзанной земле буйно цвели сады. Казалось, весна и победа идут рука об руку с со ветскими солдатами... 18 апреля капитан Ландик вылетел на очередное задание. Небольшие рощи, проносившие ся под крылом самолета, манили своей яркой зеленью, тишиной и спокойствием. И вдруг, одна из них ощетинилась плотным зенит но-артиллерийским огнем. 1 -я дом разорвался один снаряд, шо рой, третий... Самолет резко тряхнуло. «Самое страшное, —говорил Ландик когда-то,— быть подбитым над вражеской территорией. В таком случае лучше смерть!». И вот то, чего он боялся, случилось с ним. — Надо дотянуть... Во что бы то ни стало, надо дотянуть!— твердил он, упрямо ведя горя щий самолет к линии фронта. На помощь ему подоспели това рищи. Под их прикрытием он попытался сбить пламя, но без успешно. И снова упрямо потя нул свой израненный «ястребок» на восток, к своим. А пламя ста новилось все больше и больше. Казалось, не самолет, а хвоста тая огненная комета несется по безоблачному голубому небу. До линии фронта оставалось совсем немного. Но дальнейшее пребывание в горящем самолете, видимо, стало невыносимым. Ка питан положил ястребок на спи ну и... вывалился из кабины. В этот момент самолет взорвался. Это случилось на высоте 1000 метров, капитан Ландик даже не успел раскрыть парашюта. Он удал на окраине населен ного пункта Компендорф, уже занятого нашими войсками. Пехотинцы похоронили летчи ка со всеми воинскими почестя ми. Командир 282-го истребитель ного полка майор Диденко че рез неделю, составляя наград ную реляцию на погибшего ко мандира эскадрильи, писал: «За образцовое выполнение заданий командования в борьбе с немец ко-фашистскими захватчиками и проявленное при этом геройст во и мужество, за успешное про ведение 160 боевых вылетов, за уничтожение 16-ти вражесш самолетов, а также нанесен] противнику большого урона живой силе и технике кэпите Ландик Иван Иванович достог присвоения звания Героя 5ове ского Союза». Это высокое зв; ние ему было присвоено указо Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года. В районном центре Карасу Новосибирской области имене Ландика названа улица. Его им носит в средней школе пионе{ ская дружина. Летчик-истребг тель капитан Ландик Иван И ве нович, так же как и еще тринад цать летчиков, захороненных братской могиле, имена которы пока еще не установлены, отда ли свои жизни не только за сча стье советского народа, но и з счастье трудового народа Герма ним. Поэтому на могиле герое всегда живые цветы... И. ВАКУРОВ, Г. АНДРЕЕВ. Первая ■’ елка ; Заканчиваются школьные она в начальной образцовой каникулы. Ребятишки вволю школе (сейчас восьмилетняя ;накружились вокруг ярких на- шТсола № 2). рядных елок—своих и школь- Инициатором проведения ных, съели не один килограмм первой елки была заведующая конфет... Но и сегодня, в вое- этой школой Ксения Алексе- кресенье, возле огромной, в евна Антонова. Бедной выгля- электрических огнях, елки, сто- дела елочка,— ведь украшения .ящей в центре города, много негде было достать. Все jребят. Катаются с горки, па- для нее делали сами учащиеся. ;дают, смеются. Елка смотрит Полюбоваться первой елкой -на всю эту кутерьму—и рада: приходили не только ребятиш- недаром ее одевали, наряжали ки из других школ Карасука, вон сколько ребят веселится но и приезжали взглянуть на возле нее. Это сегодняшняя нее делегации учеников, учи- елка- телей, руководители сельсове- А знаете ли вы, ребята, что тов, колхозов и совхозов со первая новогодняя елка была всего района. Вот какая это проведена у нас в Карасуке была знаменитая елка!., первого января 1935 года? Не- Д. СТРЕМОУХОВ, большая, неказистая стояла персональный пенсионер. И. Набатов, Два стихотворения В темь ночную мчатся кони Бездорожьем мимо вех... Мотыльки ловлю в ладони — Крупно-звездный колкий снег. В вихрях—вихри. Глаз пугливо ЕГросят кони на кусты — И потряхивая гривой, Пронесутся сквозь мосты, Огоньки деревни светят — И на них мы держим путь. Нас там встретят и приветят, Не дадут лишь отдохнуть. Деревенские смотрины У невестиных подруг, Как на праздник именинный, Соберут друзей на круг. Будет встреча — это точно! — И любимой будет смех... Мы за счастьем мчимся ночью Сквозь летящий косо снег. * * * Под солнцем и айсберги тают, Сгорает дотла трава — Не тают, и не сгорают ; . Ленинской правды слова. Они людей вдохновляют, В бой беспримерный зовут, И потому не сгорают, Что в сердце народном живут.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2