Сельская новь, 1965, № 141
с е л ь с к а я н о в ь 3. РАЗУМНО ИСПОЛЬЗОВАТЬКОРМА Нынешняя зимовка скота бу дет проходить с большим напря жением, так как заготовлено ко рмов в связи с засухой очень ма ло. В среднем по району на усло вную голову в сутки приходится сена—3,3 кг, соломы—1,7 кг, си лоса—7 кг. В переводе ото соста вит 2,8 кг кормовых единиц. Такие хозяйства, как совхозы «Октябрь», Хорошинский, Палец- ши!, колхоз «Маяк Ильича» заго товили кормов на условную голо ву значительно больше (по 3,7— 3,9 кг к. ед. в сутки), но и этого явно недостаточно. А в колхозах им. Тельмана. «Новая семья», им. Жданова на условную голову в сутки приходится 1,7—1,9 к. ед. Большую часть грубых кормов составляют крупностебельчатые —камыш летней и осенней заго товки. При обычном скармлива нии около 30—40 процентов ка мыша не поедается и выбрасыва ется. Кроме того грубые корма характеризуются большим нали чием клетчатки, которая в орга низме животных совершенно не усваивается. Для устранения этого в наших хозяйствах в прошлые годы ши; роко применялось измель чение, з а п а р и в а н и е и гидролиз кормов. Особенно хоро ший опыт накоплен по приготов лению грубых кормов в колхозе им. Ленина, где в течение всей зимовки 1964—1965 гг. вся солома и крупностебельчатое сено дава лись коровам и нетелям только в приготовленном виде. Хорошо приготовляли корма совхозы «Ок тябрь», Калачинский и ряд дру гих; И сейчас в этих хозяйствах уже все готово для приготовле ния их. А в таком хозяйстве, как колхоз им. Жданова, : где самая низкая обеспеченность кормами животных и грубый корм в ос новном представляет камыш осенней и зимней заготовки, не подготовлено ни одной ямы, не установлена ни одна соломорез ка. Такой подход к делу нетерпим. В этой статье мне хочется подро бней остановиться на тех выго дах, которые дает правильное кормоприготовление. На примере Калачинского совхоза видно, что оно не только оправдывает себя, но и дает чистый доход хозяйст ву. В первом квартале этого года животноводы запарили всего 1960 центнеров грубых кормов. На за готовку, измельчение и запари вание всей этой массы израсхо довано заработной платы 881 за счет добавочного прироста продукции хозяйство получило 1920 рублей прибыли. А в итоге, если вычесть затраты на произ водство кормов, получается, что чистый доход выражается в 550 рублях. Эти цифры красноречиво го ворят о выгоде и необходимости иметь на каждой ферме, бригаде кормозапарники, ямы. Говорят еще и о том, что с бездействием и безынициативностью некоторых руководителей мириться нельзя. Доводы их о дороговизне запари вания, малополезное™ и т. п. би ты на примере наших лучших хозяйств. Как известно, для повышения питательности и усвояемости су ществует несколько способов об работки кормов: увлажнение их раствором соляной кислоты, ка льцинированной содой и т. и., ко- Прочие затраты и расход торые потом подвергаются обра- 1 1 . х - Й Л 1 Г И П Т Т Л 1 1 Л Л Г I I / -» Т Т Г Х л Г » 1 1 Г » Л Т 'П V U A ТТГ» руоль. горючего обошлись в 489 рублей. Все затраты на приготовление 1960 центнеров кормов составили 1370 рублей. Теперь посмотрим, каким об разом окупились расходы и ско лько дохода получило хозяйство от правильной постановки кормо- приготовления. Специалистами подсчитано, что без запаривания камыша и соломы совхоз получил бы всего лишь 294 центнера мо лока. Фактически же получено 431,2 центнера. Выходит, что за счет улучшения питательности и усвояемости грубых кормов до полнительно получено 137,2 цент нера молока. Каждый центнер его стоит 14 руб. 50 коп. Значит, ботке паром. Подробно о техноло гии приготовления нет надобно сти рассказывать, так как по этому вопросу уже высказыва лись специалисты. Укажу на те ошибки, которые встречаются еще в технике приготовления и какие последствия бывают от этого. Иной раз но незнанию, а чаще всего по недобросовестности и не желанию лиц, отвечающих за кормоприготовление, оно произ водится так. Измельченной массой заваливают сразу доверху всю яму и, естественно, раствором смачивается только незначите льная доля измельченного камы ша или соломы. Остальная же остается сухой и к тому же не уплотненной. Пар подключают иногда не на 30—40 минут в два цикла, а на 3—4 часа. Такое длительное прогревание дает не пользу, как на первый взгляд кажется, а только вред. При дли тельном увлажнении масса при обретает неприятный запах и по крывается неприглядной скольз кой пленкой и скотом, как прави ло, не поедается. Сухая же мас са, которая не была увлажнена, под воздействием сухого пара об волакивается целлюлозой, стано вится очень грубой и поедается крайне плохо, не переваривается организмом. Проку от такого кормоириготовления очень мало. Важную роль в благополучном проведении зимовки скота имеет правильное распределение кор мов между половозрастными группами, учет отпуска и береж ного их хранения. Это дело дол жен взять под свой контроль зо отехник. На совести его находит ся благополучие общественного животноводства, недопустимость отхода скота, состояние припло да. Кто, как не он, вооруженный современными знаниями, должен болеть в первую очередь за ис ход зимовки. Сейчас необходимо составить кормовой баланс по каждой бригаде, ферме, по каж дой группе скота. Не медля нуж но продумано, с учетом всех осо бенностей каждого вида живот ных кормовой баланс сделать на кажый месяц в отдельности до завершения зимовки. При этом особо стоит отнестись к кормам на последние месяцы. Именно на это время нужно оставить луч шие по качеству корма. Главным помощником зоотех ника в сбережении и хранении кормов должен быть фуражир. Все корма должны быть уже при няты по акту фуражирами и от пускаться только по забррньш карточкам в соответствии с установленным лимитом, ут вержденным руководителем хо зяйства и зоотехником. И,конечно, нельзя говорить о благополучной зимовке, забывая о дополнительной заготовке ко рмов. Одним из доступных всем хозяйствам видов кормов явля ется камыш. Сейчас самое благоприятное время для его заготовки: озера замерзли, снега пока мало. В настоящее время косовица камыша неплохо ор ганизована в совхозах им. Д*ер- жинского, Андреевском, Кала чинском, «Культура». В боль шей части же хозяйств ведется еще раскачка. Зимовка общественного жи вотноводства вступила в полную свою стадию. Ее с успехом мож но провести лишь при макси мальном использовании трех мо ментов — кормопроизводства, кормоириготовления и бережно го хранения всех видов кормов. П. ВЕЛИЧКО, гл. зоотехник управления. Мы здесь учимся На ш кольные темы Школа в поселке Третий шать задачи четвероклассни- этого корабля он сам, летящий Интернационал, что в Андре- кам. в неизведанные дали Вселен- евском совхозе, маленькая. д кончается урок, все вы- ной? Но земное ему тоже нра- К Письмо в редакцию Вместо благодарности Я учусь на последнем курсе Карасукской музы кальной школы по классу баяна. Незадолго до ок тябрьских праздников уп равляющий фермой № 10 совхоза «Культура» Л. Ко валев и парторг этой же фермы М. Гуевский с моло дежью попросили, чтобы я подготовил к празднику концерт, так как у них нет баяниста. Я не посмел отка зать им в просьбе и, отры вая время от своего досуга, от школы, готовил концерт ную программу с молоде жью. По выходным я ездил из Карасука к ним на репе тицию. Нужно отдать долж ное, 6 ноября с фермы при ехали за мною на машине, так как на поезде я приехал бы поздно. По приезде сразу же в клубе снова прорепетиро вали всю программу, после торжественного заседания мы выступили с концертом. В программу были включе ны песни, пляски, интерме дии, сатирические куплеты. Этими злополучными куп летами мы слегка задели кое-кого из сидящих в зале. Совсем немного, в шутли вой форме. Концерт прошел удачно, нам аплодировали. Но ни Л. Ковалев, ни М. Гу евский даже не поблагода рили участников художест венной самодеятельности. Угйли рассерженными. Утром я пришел в конто ру фермы и попросил, чтобы меня увезли. Нет, не в Ка- расук, а всего за несколько километров на станцию Сав- кино к пассажирскому по езду. Хотя была дежурная машина, меня не подвезли. И на следующий день в этом мне отказали. И я по бурану, совсем легко оде тый, в туфлях, с баяном на плечах пошел в Савкино. Шел и размышлял, благо у меня на это было много вре мени, о том, как меня «от благодарили» за труд руко водители десятой фермы. И. МЕЩЕРЯКОВ. Здесь всего две учительницы. И преподают они сразу в двух классах. Мария Алексеевна Тункевич во втором и четвер том, а Антонида Ивановна Побирайко — в первом и третьем классах. Да и сама школа занимает всего две классные комнаты. И учатся здесь самые обыкновенные де ревенские ребятишки, любя щие порезвиться и пошалить. Но школу свою они очень лю бят. — За что? Так мы же здесь учимся! — с гордостью ответят они всякому, кто задаст им та кой вопрос. Каждого нового человека они сначала с большим любо пытством разглядывают. По том, осмелев, расскажут, обо всем, что делается у них в школе, как учатся. Расскажут, что новое узнали сегодня на уроках. Любят ребята и исто рию, и природоведение, и дру гие предметы, любят читать интересные книжки. Но вот не все пока научились красиво и аккуратно писать. Ну, на это есть, по их мнению, много при чин: то перо вдруг испортится, то чернил в чернильнице боль ше, чем нужно. А в резлуьтате — клякса в тетради. Правда, в школе таких совсем немного, сыпают на улицу. «Эгей! Ого!» — слышатся возгласы и маль чишки затевают возню. Часто после занятий ребята не уходят домой. Вместе с Антонидой Ивановной, кото рая является также вожатой, они разучивают стихи и песни. Петь и читать стихи 'ребята любят и на репетиции остают ся охотно. Хорошо они подго товились и провели утренник, посвященный празднику Вели кого Окятбря. Все вместе спе ли несколько песен: «Пусть всегда будет солнце», «Орле нок», «Взвейтесь кострами, си ние ночи» и другие. Маруся Мает прочита ла стихотворение «Рука Ленина», Лида Гроскрайц — стихотворение «Мать и сын». В общем, всем было ве село и интересно. Первоклассники проучились совсем немного, но уже много му научились. Правда, у них еще не все гладко получается, когда они выводят в тетрадках буквы, но бойко читают по своим букварям. А еще — и третьеклассники, и первоклас сники любят рисовать. Об этом говорит их выставка ри сунков. На большом листе бумаги прикреплены маленькие тет вится, и на его рисунках можно увидеть таких обыкновенных животных, как лошади. Рисунки, рисунки-.. Их по ка нельзя назвать даже кар тинами. Рассказывают они о ви денном* и слышанном, о дет ских мечтах, которым суждено сбыться и которые так и оста нутся только мечтами. Но дет ская фантазия беспредельна. Она уносит их далеко от тех мест, где они живут, забегая далеко вперед. Но пока они только мечтают и учатся, ре шают несложные, но важные для них проблемы, познают соль науки. Ну что ж, все на чинают с этого. Но вот школу свою никогда не забудут, как и первую свою учительницу. — Бывшие наши ученики, приезжая сюда, обязательно заходят в школу,— говорит Мария Алексеевна. Двадцать лет работает она в школе это го поселка. Сейчас учит детей, родители которых были тоже ее учениками. Когда приехала сюда, трудно показалось, но постепенно привыкала к этому селу и к людям. — Так вот незаметно и про жила все двадцать лет,— го ворит она.— Уже скоро дочь заменит. По моей дорожке по шла. Учительницей будет, а 21 ноября с. г. на 71 году жиз ни скоропостижно скончался член КПСС с 1946 года, старейший колхозник сельхозартели «Впе ред к коммунизму» Алексей Пи менович Кайгородцев. Всю свою сознательную жизнь Алексей Пименович посвятил ак тивной борьбе за построение и укрепление колхозного строя, поднятие экономики своего кол хоза. А. П. Кайгородцев родился в 1894 году в бедной крестьянской се мье. Одним из первых он вступил в колхоз и до конца своих дней самоотверженно трудился в нем кузнецом. 50 лет Алексей Пименович на ходился у наковальни, вкладывая в свой труд мастерство и умение. До последнего дня он находился на трудовом посту. Светлая память о замечатель ном труженике, преданном сыне нашей партии, друге и товарище навсегда сохранится в наших сердцах. ГРУППА ТОВАРИЩЕЙ. и они все время стараются пи сать получше. Иногда это да же получается. Но вот уж у Васи Кушнарева, Лиды и Ва си Гроскрайц, Коли н Вовы Госман, Нади Ремневой, Юры Тункевича, Эли Рау, Оли Ли вень тетрадки и книжки всегда в порядке. Странички их тет радок исписаны аккуратным почерком. Уже одно это гово рит о прилежании и старании этих учеников. Особенно Мария Алексеевна не нахвалится своими второ классниками. ■ — Знаете, какие они у меня умные? Иногда помогают ре- радные листочки с их рисунка ми. Как и все дети, они рисуют все, что видят, пока еще по- детски неумело. Сережа Гар- нагнн видел летом, как растут подсолнечники. Их он и пока зал на своем рисунке. А Саша Рис, возможно в будущем кон структор, любит рисовать раз ные машины. Правда, его ма шины пока только отдаленно напоминают настоящие, но это придет со временем, а любовь к технике уже видна сейчас. И, конечно, все дети рисуют ракеты. Космический корабль с космонавтом изобразил Юра Тункевич. Может, командир начинала учиться тоже здесь, — с гордостью сообщает Ма рия Алексеевна. Вот так и живет эта ма ленькая сельская школа. Не заметно для постороннего там идет своя такая обыкновенная, но каждый день новая жизнь. И, может быть, в ее стенах впервые раскроют свои талан ты люди, которыми потом бу дут гордиться земляки. Но об этом пока будут знать только их учительницы, скромные труженицы, для которых дорог каждый ученик, пусть даж е самый плохой. В. ПРИХОДЬКО.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2