Сельская новь, 1965, № 141

с е л ь с к а я н о в ь 3. РАЗУМНО ИСПОЛЬЗОВАТЬКОРМА Нынешняя зимовка скота бу­ дет проходить с большим напря­ жением, так как заготовлено ко­ рмов в связи с засухой очень ма­ ло. В среднем по району на усло­ вную голову в сутки приходится сена—3,3 кг, соломы—1,7 кг, си­ лоса—7 кг. В переводе ото соста­ вит 2,8 кг кормовых единиц. Такие хозяйства, как совхозы «Октябрь», Хорошинский, Палец- ши!, колхоз «Маяк Ильича» заго­ товили кормов на условную голо­ ву значительно больше (по 3,7— 3,9 кг к. ед. в сутки), но и этого явно недостаточно. А в колхозах им. Тельмана. «Новая семья», им. Жданова на условную голову в сутки приходится 1,7—1,9 к. ед. Большую часть грубых кормов составляют крупностебельчатые —камыш летней и осенней заго­ товки. При обычном скармлива­ нии около 30—40 процентов ка­ мыша не поедается и выбрасыва­ ется. Кроме того грубые корма характеризуются большим нали­ чием клетчатки, которая в орга­ низме животных совершенно не усваивается. Для устранения этого в наших хозяйствах в прошлые годы ши; роко применялось измель­ чение, з а п а р и в а н и е и гидролиз кормов. Особенно хоро­ ший опыт накоплен по приготов­ лению грубых кормов в колхозе им. Ленина, где в течение всей зимовки 1964—1965 гг. вся солома и крупностебельчатое сено дава­ лись коровам и нетелям только в приготовленном виде. Хорошо приготовляли корма совхозы «Ок­ тябрь», Калачинский и ряд дру­ гих; И сейчас в этих хозяйствах уже все готово для приготовле­ ния их. А в таком хозяйстве, как колхоз им. Жданова, : где самая низкая обеспеченность кормами животных и грубый корм в ос­ новном представляет камыш осенней и зимней заготовки, не подготовлено ни одной ямы, не установлена ни одна соломорез­ ка. Такой подход к делу нетерпим. В этой статье мне хочется подро­ бней остановиться на тех выго­ дах, которые дает правильное кормоприготовление. На примере Калачинского совхоза видно, что оно не только оправдывает себя, но и дает чистый доход хозяйст­ ву. В первом квартале этого года животноводы запарили всего 1960 центнеров грубых кормов. На за­ готовку, измельчение и запари­ вание всей этой массы израсхо­ довано заработной платы 881 за счет добавочного прироста продукции хозяйство получило 1920 рублей прибыли. А в итоге, если вычесть затраты на произ­ водство кормов, получается, что чистый доход выражается в 550 рублях. Эти цифры красноречиво го­ ворят о выгоде и необходимости иметь на каждой ферме, бригаде кормозапарники, ямы. Говорят еще и о том, что с бездействием и безынициативностью некоторых руководителей мириться нельзя. Доводы их о дороговизне запари­ вания, малополезное™ и т. п. би­ ты на примере наших лучших хозяйств. Как известно, для повышения питательности и усвояемости су­ ществует несколько способов об­ работки кормов: увлажнение их раствором соляной кислоты, ка­ льцинированной содой и т. и., ко- Прочие затраты и расход торые потом подвергаются обра- 1 1 . х - Й Л 1 Г И П Т Т Л 1 1 Л Л Г I I / -» Т Т Г Х л Г » 1 1 Г » Л Т 'П V U A ТТГ» руоль. горючего обошлись в 489 рублей. Все затраты на приготовление 1960 центнеров кормов составили 1370 рублей. Теперь посмотрим, каким об­ разом окупились расходы и ско­ лько дохода получило хозяйство от правильной постановки кормо- приготовления. Специалистами подсчитано, что без запаривания камыша и соломы совхоз получил бы всего лишь 294 центнера мо­ лока. Фактически же получено 431,2 центнера. Выходит, что за счет улучшения питательности и усвояемости грубых кормов до­ полнительно получено 137,2 цент­ нера молока. Каждый центнер его стоит 14 руб. 50 коп. Значит, ботке паром. Подробно о техноло­ гии приготовления нет надобно­ сти рассказывать, так как по этому вопросу уже высказыва­ лись специалисты. Укажу на те ошибки, которые встречаются еще в технике приготовления и какие последствия бывают от этого. Иной раз но незнанию, а чаще всего по недобросовестности и не­ желанию лиц, отвечающих за кормоприготовление, оно произ­ водится так. Измельченной массой заваливают сразу доверху всю яму и, естественно, раствором смачивается только незначите­ льная доля измельченного камы­ ша или соломы. Остальная же остается сухой и к тому же не­ уплотненной. Пар подключают иногда не на 30—40 минут в два цикла, а на 3—4 часа. Такое длительное прогревание дает не пользу, как на первый взгляд кажется, а только вред. При дли­ тельном увлажнении масса при­ обретает неприятный запах и по крывается неприглядной скольз­ кой пленкой и скотом, как прави­ ло, не поедается. Сухая же мас­ са, которая не была увлажнена, под воздействием сухого пара об­ волакивается целлюлозой, стано­ вится очень грубой и поедается крайне плохо, не переваривается организмом. Проку от такого кормоириготовления очень мало. Важную роль в благополучном проведении зимовки скота имеет правильное распределение кор­ мов между половозрастными группами, учет отпуска и береж­ ного их хранения. Это дело дол­ жен взять под свой контроль зо­ отехник. На совести его находит­ ся благополучие общественного животноводства, недопустимость отхода скота, состояние припло­ да. Кто, как не он, вооруженный современными знаниями, должен болеть в первую очередь за ис­ ход зимовки. Сейчас необходимо составить кормовой баланс по каждой бригаде, ферме, по каж­ дой группе скота. Не медля нуж­ но продумано, с учетом всех осо­ бенностей каждого вида живот­ ных кормовой баланс сделать на кажый месяц в отдельности до завершения зимовки. При этом особо стоит отнестись к кормам на последние месяцы. Именно на это время нужно оставить луч­ шие по качеству корма. Главным помощником зоотех­ ника в сбережении и хранении кормов должен быть фуражир. Все корма должны быть уже при­ няты по акту фуражирами и от­ пускаться только по забррньш карточкам в соответствии с установленным лимитом, ут­ вержденным руководителем хо­ зяйства и зоотехником. И,конечно, нельзя говорить о благополучной зимовке, забывая о дополнительной заготовке ко­ рмов. Одним из доступных всем хозяйствам видов кормов явля­ ется камыш. Сейчас самое благоприятное время для его заготовки: озера замерзли, снега пока мало. В настоящее время косовица камыша неплохо ор­ ганизована в совхозах им. Д*ер- жинского, Андреевском, Кала­ чинском, «Культура». В боль­ шей части же хозяйств ведется еще раскачка. Зимовка общественного жи­ вотноводства вступила в полную свою стадию. Ее с успехом мож­ но провести лишь при макси­ мальном использовании трех мо­ ментов — кормопроизводства, кормоириготовления и бережно­ го хранения всех видов кормов. П. ВЕЛИЧКО, гл. зоотехник управления. Мы здесь учимся На ш кольные темы Школа в поселке Третий шать задачи четвероклассни- этого корабля он сам, летящий Интернационал, что в Андре- кам. в неизведанные дали Вселен- евском совхозе, маленькая. д кончается урок, все вы- ной? Но земное ему тоже нра- К Письмо в редакцию Вместо благодарности Я учусь на последнем курсе Карасукской музы­ кальной школы по классу баяна. Незадолго до ок­ тябрьских праздников уп­ равляющий фермой № 10 совхоза «Культура» Л. Ко­ валев и парторг этой же фермы М. Гуевский с моло­ дежью попросили, чтобы я подготовил к празднику концерт, так как у них нет баяниста. Я не посмел отка­ зать им в просьбе и, отры­ вая время от своего досуга, от школы, готовил концерт­ ную программу с молоде­ жью. По выходным я ездил из Карасука к ним на репе­ тицию. Нужно отдать долж­ ное, 6 ноября с фермы при­ ехали за мною на машине, так как на поезде я приехал бы поздно. По приезде сразу же в клубе снова прорепетиро­ вали всю программу, после торжественного заседания мы выступили с концертом. В программу были включе­ ны песни, пляски, интерме­ дии, сатирические куплеты. Этими злополучными куп­ летами мы слегка задели кое-кого из сидящих в зале. Совсем немного, в шутли­ вой форме. Концерт прошел удачно, нам аплодировали. Но ни Л. Ковалев, ни М. Гу­ евский даже не поблагода­ рили участников художест­ венной самодеятельности. Угйли рассерженными. Утром я пришел в конто­ ру фермы и попросил, чтобы меня увезли. Нет, не в Ка- расук, а всего за несколько километров на станцию Сав- кино к пассажирскому по­ езду. Хотя была дежурная машина, меня не подвезли. И на следующий день в этом мне отказали. И я по бурану, совсем легко оде­ тый, в туфлях, с баяном на плечах пошел в Савкино. Шел и размышлял, благо у меня на это было много вре­ мени, о том, как меня «от­ благодарили» за труд руко­ водители десятой фермы. И. МЕЩЕРЯКОВ. Здесь всего две учительницы. И преподают они сразу в двух классах. Мария Алексеевна Тункевич во втором и четвер­ том, а Антонида Ивановна Побирайко — в первом и третьем классах. Да и сама школа занимает всего две классные комнаты. И учатся здесь самые обыкновенные де­ ревенские ребятишки, любя­ щие порезвиться и пошалить. Но школу свою они очень лю­ бят. — За что? Так мы же здесь учимся! — с гордостью ответят они всякому, кто задаст им та­ кой вопрос. Каждого нового человека они сначала с большим любо­ пытством разглядывают. По­ том, осмелев, расскажут, обо всем, что делается у них в школе, как учатся. Расскажут, что новое узнали сегодня на уроках. Любят ребята и исто­ рию, и природоведение, и дру­ гие предметы, любят читать интересные книжки. Но вот не все пока научились красиво и аккуратно писать. Ну, на это есть, по их мнению, много при­ чин: то перо вдруг испортится, то чернил в чернильнице боль­ ше, чем нужно. А в резлуьтате — клякса в тетради. Правда, в школе таких совсем немного, сыпают на улицу. «Эгей! Ого!» — слышатся возгласы и маль­ чишки затевают возню. Часто после занятий ребята не уходят домой. Вместе с Антонидой Ивановной, кото­ рая является также вожатой, они разучивают стихи и песни. Петь и читать стихи 'ребята любят и на репетиции остают­ ся охотно. Хорошо они подго­ товились и провели утренник, посвященный празднику Вели­ кого Окятбря. Все вместе спе­ ли несколько песен: «Пусть всегда будет солнце», «Орле­ нок», «Взвейтесь кострами, си­ ние ночи» и другие. Маруся Мает прочита­ ла стихотворение «Рука Ленина», Лида Гроскрайц — стихотворение «Мать и сын». В общем, всем было ве­ село и интересно. Первоклассники проучились совсем немного, но уже много­ му научились. Правда, у них еще не все гладко получается, когда они выводят в тетрадках буквы, но бойко читают по своим букварям. А еще — и третьеклассники, и первоклас­ сники любят рисовать. Об этом говорит их выставка ри­ сунков. На большом листе бумаги прикреплены маленькие тет­ вится, и на его рисунках можно увидеть таких обыкновенных животных, как лошади. Рисунки, рисунки-.. Их по­ ка нельзя назвать даже кар­ тинами. Рассказывают они о ви­ денном* и слышанном, о дет­ ских мечтах, которым суждено сбыться и которые так и оста­ нутся только мечтами. Но дет­ ская фантазия беспредельна. Она уносит их далеко от тех мест, где они живут, забегая далеко вперед. Но пока они только мечтают и учатся, ре­ шают несложные, но важные для них проблемы, познают соль науки. Ну что ж, все на­ чинают с этого. Но вот школу свою никогда не забудут, как и первую свою учительницу. — Бывшие наши ученики, приезжая сюда, обязательно заходят в школу,— говорит Мария Алексеевна. Двадцать лет работает она в школе это­ го поселка. Сейчас учит детей, родители которых были тоже ее учениками. Когда приехала сюда, трудно показалось, но постепенно привыкала к этому селу и к людям. — Так вот незаметно и про­ жила все двадцать лет,— го­ ворит она.— Уже скоро дочь заменит. По моей дорожке по­ шла. Учительницей будет, а 21 ноября с. г. на 71 году жиз­ ни скоропостижно скончался член КПСС с 1946 года, старейший колхозник сельхозартели «Впе­ ред к коммунизму» Алексей Пи­ менович Кайгородцев. Всю свою сознательную жизнь Алексей Пименович посвятил ак­ тивной борьбе за построение и укрепление колхозного строя, поднятие экономики своего кол­ хоза. А. П. Кайгородцев родился в 1894 году в бедной крестьянской се­ мье. Одним из первых он вступил в колхоз и до конца своих дней самоотверженно трудился в нем кузнецом. 50 лет Алексей Пименович на­ ходился у наковальни, вкладывая в свой труд мастерство и умение. До последнего дня он находился на трудовом посту. Светлая память о замечатель­ ном труженике, преданном сыне нашей партии, друге и товарище навсегда сохранится в наших сердцах. ГРУППА ТОВАРИЩЕЙ. и они все время стараются пи­ сать получше. Иногда это да­ же получается. Но вот уж у Васи Кушнарева, Лиды и Ва­ си Гроскрайц, Коли н Вовы Госман, Нади Ремневой, Юры Тункевича, Эли Рау, Оли Ли­ вень тетрадки и книжки всегда в порядке. Странички их тет­ радок исписаны аккуратным почерком. Уже одно это гово­ рит о прилежании и старании этих учеников. Особенно Мария Алексеевна не нахвалится своими второ­ классниками. ■ — Знаете, какие они у меня умные? Иногда помогают ре- радные листочки с их рисунка­ ми. Как и все дети, они рисуют все, что видят, пока еще по- детски неумело. Сережа Гар- нагнн видел летом, как растут подсолнечники. Их он и пока­ зал на своем рисунке. А Саша Рис, возможно в будущем кон­ структор, любит рисовать раз­ ные машины. Правда, его ма­ шины пока только отдаленно напоминают настоящие, но это придет со временем, а любовь к технике уже видна сейчас. И, конечно, все дети рисуют ракеты. Космический корабль с космонавтом изобразил Юра Тункевич. Может, командир начинала учиться тоже здесь, — с гордостью сообщает Ма­ рия Алексеевна. Вот так и живет эта ма­ ленькая сельская школа. Не­ заметно для постороннего там идет своя такая обыкновенная, но каждый день новая жизнь. И, может быть, в ее стенах впервые раскроют свои талан ­ ты люди, которыми потом бу­ дут гордиться земляки. Но об этом пока будут знать только их учительницы, скромные труженицы, для которых дорог каждый ученик, пусть даж е самый плохой. В. ПРИХОДЬКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2