Сельская новь, 1965, № 127

22 октября 1965 г„ № 127 (3579) С Е Л Ь С К А Я Н О В Ь 3, С глубоким удовлетворением, единодушным одобрением встре­ тила наша партия, весь совет­ ский народ решения сентябрь­ ского Пленума ЦК КПСС. На этом Пленуме Центральный Комитет партии разработал на­ зревшие меры по улучшению управления промышленностью, совершенствованию планирова­ ния и усилению экономического стимулирования промышлен­ ного производства. Осуществление этой важной хозяйственной реформы ускорит темпы развития нашей инду­ стрии, от уровня и масштабов развития которой зависит повы­ шение народного благосостояния и обороноспособности Родины, ее успешное движение к коммуниз­ му. Улучшение работы промы­ шленности благотворно повлияет и на развитие сельского хозяй­ ства. Колхозы и совхозы станут получать больше техники, мине­ ральных удобрений, строитель­ ных материалов. Город будет от­ правлять на село изделия не только выше качеством, но и более дешевые. Чем же вызвана необходи­ мость проведения названной ре­ формы? Причины кроются преж­ де всего в тех огромных сдвигах, которые произошли в промыш­ ленности. В последние годы на­ ша индустриальная мощь возро- Веседы о сентябрьском Пленуме ЦК КПСС Ради народного блага ела вдвое. Только за семилетку в стране построено и введено в действие более 5.500 крупных промышленных предприятий. Усложнились связи между про­ изводствами и управление ими. Ускорились темпы техническо­ го прогресса. Но предприятия ма­ ло заинтересованы в том, чтобы быстрее внедрять достижения науки и техники в жизнь: это обычно на время задерживает выполнение плана по выпуску валовой продукции, от чего за­ висело материальное поощрение коллективов. С другой стороны, погоня за количественными по­ казателями часто шла в ущерб качеству изделий. Недостаточно | : используются производственные мощности предприятий. А ведь на их соз­ дание затрачены огромные сред­ ства и труд людей! Взять, к примеру, Алтайский тракторный завод. Здесь только из-за про­ стоев станков в каждую смену из семи часов один час т е р я е т с я , з н а ч и т из каждых семи тракторов, которые мог бы выпускать завод, один так и не появляется на конвей­ ере. В год это несколько тысяч машин. А как нужны они наше­ му сельскому хозяйству! Неуже­ ли для того, чтобы завод мог выполнять план, надо сооружать еще один цех? Вводить в дело новые отряды строителей, рас­ ширять предприятия, выпускаю­ щие металл, бетон, станки? Нет, партия избрала другой путь—повышение эффективности общественного производства, со­ здание таких условий, при кото­ рых каждый вложенный в про­ мышленность рубль давал бы наибольшую отдачу. Конечно, строительство новых заводов и фабрик будет по-преж­ нему расширяться. Но главное, чтобы все—от рабочего до мини­ стра—боролись за максимальное использование имеющихся мощ­ ностей предприятий, людских и сырьевых ресурсов, за экономию времени, материалов и средств. Обеспечить же это можно преж­ де всего сочетая централизован­ ное плановое руководство с хо­ зяйственной инициативой кол­ лективов предприятий. Волевым методам руководства положен конец. Главным стано- Особенностивсутплевнситойяловыйпериод содержания животных внынешнемгоду Не секрет, что жаркое, из­ нуряющее лето нанесло значи­ тельный урон труженикам сельского хозяйства и услож­ нило зимовку скота. Как же наиболее рационально исполь­ зовать имеющиеся корма и обеспечить сытое стойловое содержание поголовья, увели­ чить производство молока, мяса? С таким вопросом наш кор­ респондент обратилась к чле- ну-корреспонденту Академии сельскохозяйственных наук, директору СибНИИЖа Моде­ сту Остаповичу Симону. — В нашей области зимний не улучшает питательной цен­ ности грубых кормов, но зато снижает потери при скармли­ вании, обеспечивает лучшее поедание. — Как же улучшить вкусо­ вые качества соломы и обез­ вредить ее от поражений пле­ сенью? — Если смешать солому с небольшим количеством сило­ са (примерно одну треть сило­ са на две трети соломы), вку­ совые качества значительно повысятся, и животные будут гораздо лучше ее поедать. Запаривание соломы дает сразу два результата: измель­ ней возникают процессы бро­ жения, и через 7—8 дней ее уже можно употреблять, — А какие еще способы об­ работки соломы, на ваш взгляд, эффективны? — Существуют и многие другие способы химической об­ работки соломы, которые из­ ложены в соответствующих ре­ комендациях- Мне бы хотелось отметить лишь еще один. В ряде хозяйств области в прошлом году успешно приме­ няли солому, приготовленную к скармливанию с помощью гидролиза и дрожжевания, причем для лучшего дрожже- вится использование объектив­ ных законов социалистической экономики. Одно из их требова­ ний—развитие специализации производства. Прежняя террито­ риальная система управления, когда в экономических районах объединялись предприятия мно­ гих отраслей, сковывала возмож­ ности специализации, а нередко и нарушала ее. В нынешнем году Тульский комбайновый завод по плану должен выпустить 46 тысяч ши­ рокозахватных жаток «ШВН-6». Он мог бы дать и 56 тысяч ма­ шин, но многие его цехи заняты изготовлением изделий, не имею­ щих никакого отношения к сель­ скому хозяйству. В то же время в других экономических районах многие предприятия, выцускаю- щие текстильное оборудование, бытовые машины, выполняют од­ новременно заказы сельского хо­ зяйства и в том числе изготовля­ ют запасные части для жаток. Насколько же дешевле обо­ шелся бы выпуск всей этой про­ дукции, если бы каждый завод выпускал ее в соответствии со своим производственным профи­ лем. Такие возможности откры­ вает лишь отраслевой принцип руководства. Он позволит под­ нять и научный уровень госу­ дарственного планирования дея­ тельности предприятий, и управ­ ления ими. Совнархозы этого не обеспечивали. Создание промышленных ми­ нистерств в корне меняет дело. У них будет возможность по- настоящему распоряжаться рабо­ той своих отраслей промышлен­ ности и отвечать за их развитие. Централизованное управле­ ние теперь будет сочетаться с расширением хозяйственных прав и инициативы предприятий. Это значит: предприятиям сокра­ щается число плановых показа­ телей, утверждаемых сверху. Устанавливается объем реализа­ ции продукции, т. е. в зачет пойдут лишь те изделия, кото­ рые принял и оплатил потреби­ тель. Такой порядок заставит коллективы больше заботиться о качестве продукции. Будет ут­ верждаться также основная но­ менклатура, то есть, сколько и каких наиболее важных изделий должны выпустить заводы и фабрики. Предприятия теперь сами бу­ дут определять количество ра­ ботников, среднюю заработную плату, производительность тру­ да, нормы расхода материалов и многие другие показатели. Кол­ лективы заинтересованы в наи­ лучшем решении этих вопросов: чем более четкой будет органи­ зация производства, тем выше окажется прибыль, тем больше будет фонд предприятия, значи­ тельная часть которого пойдет на материальное поощрение тру­ дящихся, на улучшение их жи­ лищных и культурно-бытовых условий. Плодотворность этих мер под­ тверждает опыт. Так, швейному объединению «Маяк» в городе Горьком в этом году был установ­ лен план лишь по реализации продукции и прибылям. Это за­ ставило коллектив внимательно изучить запросы покупателей и намного улучшить свои изде­ лия. Выпускаемую ими одежду быстро раскупают. Четыре про­ цента полученой прибыли по­ ступают в фонд предприятия. Определенная его доля использу­ ется для поощрения. Передовики в последние месяцы получали премию—до рубля на каждые пять рублей заработка. Проведение в жизпь новых принципов руководства промыш­ ленностью, основанных на со­ четании единого государственно­ го управления с широкой иници­ ативой и самостоятельностью предприятий, позволит еще луч­ ше использовать преимущества социалистического строя, послу­ жит дальнейшему развитию ин­ дустриальной мощи нашей Ро­ дины. подъему благосостояния народа. ю. ПОПОВ. Р Е З Е Р В Ы - В Д ЕЙ С ТВИЕ Экономить в большом и малом Железнодорожный тран- чего зависит не только от ра- спорт—один из крупнейших ботников локомотивного хозяй- стойловый период продолжите­ лен. Кормов же в этом году в колхозах и совхозах области явно . недостаточно, чтобы обе­ спечить сытую зимовку скота. Тем не менее, нужно так ор­ ганизовать дело, чтобы и надои не снизились и животные не убавили в весе. Цыплят счи­ тают по осени, а вот крупный рогатый скот—весной. Поэтому необходимо обратить самое пристальное внимание на ор­ ганизацию кормления, береж­ ное расходование кормов, под­ готовку их к скармливанию. Это главное условие, от кото­ рого зависят успех зимовки, повышение продуктивности скота. — Какие же корма будут основными в предстоящую зи­ мовку? — Силос, солома и частич­ но сено. Но его заготовлено в области явно недостаточно. Учитывая это, необходимо точно подсчитать запасы всех кормов и разумно расходовать их в течение всей зимы. Чтобы наиболее рациональ­ но использовать грубые корма, особенно солому, камыш, ве­ точный корм, повысить их ка­ лорийность и вкусовые каче­ ства, нужно применить самые разнообразные способы—меха­ нические, химические, бактери­ ологические. Одним из наиболее доступ­ ных и простых способов явля­ ется измельчение. Оно, правда, ченная и запаренная солома в размягченном виде лучше по­ едается и, что не менее важно, при запаривании происходит обезвреживание соломы, пора­ женной плесенью. Можно также применять способ самосогрева­ ния соломы, который легко производится в закрытом по­ мещении, в облицованных тран­ шеях, ямах и деревянных ящи­ ках. Соломенную резку полезно слегка подсаливать и сдабри­ вать концентрированными кор­ мами. Не следует забывать и о хи­ мических способах обработки соломы: содо-солевом, щ-;лоч- нокислотном, а также обработ­ ке аммиачной водой, гидроли­ зе и дрожжевании. Питательность соломы, об­ работанной содо-солевым ра­ створом, повышается в 1,5 ра­ за, так как улучшается пере­ варимость клетчатки и других питательных веществ. Можно применять для обра­ ботки соломы негашеную из­ весть с каустической содой. Этот способ удобен тем, что солома укладывается в назем­ ные скирды слоями по 40—50 сантиметров толщиной и увла­ жняется готовым раствором при помощи резинового шлан­ га с распылителем. Целесооб­ разно использовать для этого бензовоз. В течение двух-трех дней увлажненная солома тщательно утрамбовывается. В вания, добавляли карбамид и аммонийные соли. При такой обработке питательная цен­ ность соломы повышается в два раза. Этот способ широко применялся, например, в Ко- е.нском совхозе Искитимского района. Практика прошлого года по­ казала, что- хорошие результа­ ты дают совместное дрожже­ вание и гидролиз соломы с ве­ точным кормом, причем про­ порция их должны быть оди­ наковыми. — Все, о чем вы рассказали,- поможет животноводам наибо' лее эффективно использовать имеющийся запас грубых кор­ мов. А как лучше расходовать сено? В этом году из северных районов Томской области за­ везено много сена. Но оно в большинстве своем не высоко­ го качества—грубостебельча­ тое, осоковое. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно такое сено из­ мельчить, запарить и сдобрить карбамидом и другими азоти­ стыми веществами. Кстати, если добавить карбамид в си­ лос, то его питательные каче­ ства значительно повысятся. Опыт прошлых лет позволя­ ет надеяться, что совхозы и колхозы, выполняя решения мартовского Пленума ЦК КПСС, умело используют все имеющиеся корма и успешно проведут зимовку скота. трической энергии в стране. За 1964 год на железных дорогах было израсходовано электро­ энергии около 25 млрд. квт. часов, дизельного топлива свы­ ше 5,5 млн- тонн. Годовые за­ траты на топливо и электро­ энергию превышают 1 млрд, руб. Поэтому экономия топли­ вно-энергетических ресурсов на железных дорогах имеет большое народно-хозяйствен­ ное значение. В прошлом году локомотив­ ные бригады депо Карасук сэкономили 2258 тонн дизель­ ного топлива. Нынче результа­ ты экономии топлива также весомые. Так, локомотивными бригадами совместно с ремон­ тниками депо за 9 месяцев сэ­ кономлено 3141 тонна дизель­ ного топлива. Много это или мало? Чтобы яснее предста­ вить это, допустим, что на сэ­ кономленном горючем отпра­ вился поезд в какой-либо фантастический рейс. И вот тепловоз с составом весом в 3000 тонн 5 раз обогнул бы земной шар по экватору. З а отличные успехи в деле экономии топлива многие ра­ ботники депо поощрены при­ казом начальника отделения дороги, а машинисты В. Вет­ ров и В. Слуцкий приказом начальника Западно-Сибир­ ской дороги, лучший машинист депо Г, Лебедев—приказом министра путей сообщения. Экономия топлива—общее дело. Бережный расход горю- ездов, диспетчеров, дежурных по станции, электромехаников СЦБ и связи. Ведь если плохо организован маршрут движе­ ния поезда, то при всем жела­ нии и умении машиниста то­ пливо сэкономить невозможно. Общеизвестно, что более выгодно водить полногрузные поезда. Но часто еще по на­ шим стальным магистралям идут неполновесные составы, немало и резервных пробегов локомотивов. Большим злом являются задержки поездов у входных сигналов и неграфи­ ковые остановки- А ведь каж­ дая остановка—это дополни­ тельный расход топлива- За 9 месяцев 1965 года тепловозы депо 179 раз задерживались у светофоров и простояли там в общей сложности 28,2 часа. Даже при грубом подсчете на этих задержках и простоях потеряны десятки тонн дизель­ ного горючего. Вот они—резервы, которые не полностью у нас еще ис­ пользуются! Поэтому необхо­ димо добиться такого положе­ ния, чтобы выявленные и воз­ можные резервы были приве­ дены в действие и за экономию топлива боролись все желез­ нодорожники. Это будет на­ шим конкретным ответом на решения сентябрьского Плену­ ма ЦК КПСС. А. МАНТУЛО, инженер-теплотехник Ка- расукского отделения до­ роги.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2