Сельская новь, 1965, № 4

10 января 1965 года, № 4 (453) С Е Л Ь С К А Я НОВ Ь 3, Совершенствовать работу школ Это инашедело (П. Е. Крупа, председатель колхоза им. Тельмана) Правление, партийная органи­ зация нашего 'хозяйства проявля- ют пос-тояшую заботу об (улучше­ нии вошитагяия молодежи. В .колхозе выстроен хороший клуб. В 19ВЗ -году на средства колхоз­ нике® построено 1 прежг>аейое зда­ ние средней школы. Сейчас наши дети 'занимаются в одну смену. Эта позволило учителям улучшить обучение и воспитание учащихся. Они стали бшьше (уделять внима­ ния внеклассной (работе. В хозяй­ стве сейчас работает круглогодо­ вые детские ясли и сад на пять­ десят мест. В 1965 году планиру­ ем построить новое одание для медицинского пункта. Заслуживает^ 'внимания и одо­ брения инициатива наших соседей —колхозников сельхозартели «Вперед к коммунизму». Они по­ строили ®а центральной усадьбе здание восымидетней школы и интернат. В трех мелких посел­ ках, где раньше училось в шко­ лах по 7— 10 учащихся, они их закрыли. Детей перевели в интер - нат. Организовали им там бес­ платное питание. Сейчас эти уча­ щиеся получают более квалифи­ цированное обучение и воепита- ,ние. Надо идти по такому пути и другим хозяйствам. Это позволит улучшить воспитание детей и эко­ номить государственные деньги. У нас еще встречаются руково­ дители хозяйств, которые мало проявляют внимания и заботы о подрастающем поколении. Дети зачастую ходят в школу за 8— 10 ;км пешком.' Им не выделяют транспорта, (а если и выделяют, то автомашины не оборудованы, холодные. И как правило, в не­ погоду дети опаздывают в школу или вообще не являются на за­ нятия. Важный предмет (Н. К. Барнов -работник военкомата) Благородный долг учителя воспитывать молодое поколение на ленинских чертах характера. Рассказывать им о достижениях советского народа, организовы­ вать встречи с героями и вете­ ранами гражданской и Отечест­ венной войн, прививать чувство любви и высокой гордости за нашу Родину. (В Программе КПСС записано, что в период перехода к комму­ низму возрастают воштежности воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенст­ во. Однако в' некоторых школах учителя да и руководители при­ нижают роль и значение физиче­ ского воспитания. Можно 'встре­ тить такое положение, когда уро­ ки физкультуры переносятся или вообще заменяются другими. Руководителям школ, районе 'Следует 'значительно больше уде­ лять (внимания развитию физиче­ ской культуры. Обсуждение на сессии районного Совета депу­ татов трудящихся вопроса об укреплении мате­ риально-технической базы проходит в районе не впервые. На этот раз разговор но этому вопросу состоялся не в обычной обстановке. В извещении указывалось, что сессия состоится в колхозе им. Тельмана в здании Благодатской средней шко­ лы. И это не случайно. Колхоз им. Тельмана (председатель т. Крупа) выступил в районе ини­ циатором строительства типовой средней школы на 320 мест за счет средств колхоза. Вот уже год как учащиеся получили в подарок от колхозников здание школы. Занятия здесь проходят в одну смену. Прибывшие на сессию депутаты, руководители хозяйств, партийный и советский актив, дирек­ торыи заведующие школ с большим вниманием осматривали просторные, светлые классные ком­ наты, школьные учебные лаборатории, мастер­ ские, кино-и спортивный залы. И у каждого на лице видна радостная улыбка, чувствуется, что каждый хочет сказать: «В этой школе созданы все необходимые условия для творческой работы педколлектива и высокой успеваемости учащих­ ся». По итогам социалистического соревнования за лучшую подготовку школ и других детских уч­ реждений в 1964 —1965 учебном году Карасук- CK iii i район признан победителем среди районов области. Совместным решением исполкома Но­ восибирского областного Совета депутатов тру­ дящихся и президиума областного Совета проф­ союзов району присуждено первое место е вру­ чением переходящего Красного знамени и дене­ жной премии. г Перед началом сессии зам. заведующего ооло- но тов. Попова по поручению облисполкома и президиума облпрофсовета вручили району пере­ ходящее Красное знамя. Товарищам Ф. И. Подорожному—директору Студеновского совхоза, П. 3. Тур—секретарю партбюро Калачинского совхоза, Н. Г. Агееву— председателю колхоза «Вперед к коммунизму», Н. В. Гончарову—председателю Чернокурышско- го 'сельского Совета, П. 3. Тур—директору Хоро- шннского совхоза, К. И. Максютенко—директору Палецкого совхоза, В. И. Клочкову—председате­ лю райисполкома, С. П. Медведко—зав. районо н В. В. Пирог—председателю райкома союза учи­ телей за активное участие в подготовке школ вручены почетные грамоты Новосибирского об­ лисполкома. С докладом об укреплении и расширении ма­ териально-технической базы школ выступил за­ ведующий районо, депутат т. Медведко. В обсуждении доклада приняло участие 13 человек. На этой странице мы публикуем краткое из­ ложение доклада и некоторых выступлений. Из доклада зав. районо С. П. Медведко В тесном содружестве (Ю. В. Благоразумов, дирек- тар Хорошинской средней школы) Единство процесса обучения и воюшдания детей— главная за­ дача, над (которой второй год ра­ ботает (коллектив нашей школы. Сейчас можно сказать, что кое- чего уже добились в этом на­ правлении. Раньше внеклассная работа с (учащимися по существу не велась. Отзанимается ученик в школе 4— 5 часов и вышел из- под влияния учителя. Теперь же подавляющее большинство детей после занятий находится в шкоде. У каждого имеются свои увлека­ тельные дела. Одна часть учащих, ся проводит свой досуг в клубе «Интересных (встреч», другая— готовит художественную самоде­ ятельность в клубе «Искусств». При школе работает клуб «Интер­ национальной дружбы», ряд кружков. В истекшем й настоящем учеб­ ном году учительство района ра­ ботало над претворением в жизнь решений июньского (1963 г) Пле­ нума ЦК КПСС. Многие учителя района и прежде всего такие, как В. Горская. К. Мартыко из Хоро­ шинской, М. Свиридова, Н. Наро- жная из Андреевской, А. Менке- нова, К. Кульманов из Карнсар- товской, М. Чубарь, О. Неваева из Савкинской школ и сотни дру­ гих умело используют богатейшие возможности, открывающиеся благодаря перестройке школ, соединению обучения с воспита­ нием подрастающего поколе­ ния. Но опыт педагогических кол­ лективов передовых школ и учи­ телей рациональной организации уроков, повышения их воспита­ тельной эффективности не стал еще достоянием всех учителей. Прежде всего, многие директо­ ры и заведующие школ сами не являются настоящими педагоги­ ческими деятелями, не руково­ дят учебно-воспитательной рабо­ той. Так, директор Кукаркинекон восьмилетней школы Е. Полон­ ский не только не боролся за вне­ дрение передовых методов, но и по существу самоустранился от руководства школой. Он за два с половиной месяца не посетил ни одного урока ни у одного учите­ ля. Неудивительно, что в этой школе низкая успеваемость, сла­ бо идет перестройка преподава­ ния в свете новых требований, плохо организуется обучение взрослого населения. I Слабо поставлен контроль за работой учителей со стороны за­ вуча т. Андреева в Студеновской, директора т. Темергазина в Ка- расартовской средних школах и некоторых других. Перед педколлективами и руко­ водителями школ стоит важная задача—на основе методического совершенствования учебного про­ цесса добиваться глубоких и прочных знаний и на этой основе снижения второгодниче <' т в а, улучшения воспитания учащихся. " Важной проблемой, над решени­ ем которой работают учительские коллективы, является организа­ ция направленного семейного вос­ питания. Работа школ по этому в просу ведется в двух направлени­ ях: воспитательная работа, с ро­ дительской общественностью не­ посредственно в школах и при­ влечение общественности пред­ приятий! учреждений, строек, колхозов и совхозов К коммунист!! ческому воспитанию учащихся. Хорошо поставлено воспитание в школах колхозов им. Жданова, им. Куйбышева, «Вперед к ком­ мунизму», в Хорошинском, Па- лецком и Калачинском совхозах. В автохозяйстве специально создан совет содействия школе. Он организует и направляет связь школ с бригадами автохо­ зяйства. Члены этого совета ча­ стые гости в школах, они в курсе всех дел подшефных. Между уча­ щимися и рабочими поддержива­ ется постоянная связь. Часто ра­ бочие и учащиеся вместе прово­ дят свой досуг. Остро нуждаю- щимся учащимся оказывается материальная помощь. Ежеме­ сячно подводятся итоги выполне­ ния обязательств. Отдельные, особенно отстающие ученики ка­ ждую неделю приходят к шефам и те просматривают их тетради и дневники. Поэтому неслучайно, что многие учащиеся подшефных школ заметно подтягиваются в учебе и хорошо себя ведут. Интересную воспитательную работу проводят с учащимися ра­ бочие мясокомбината, элеватора, СМП-233, молкомбината. К сожа­ лению, еще имеется в районе мно­ го школ, где не налажена связь учащихся с производством. Существенное влияние на улу­ чшение воспитания детей оказы­ вает внедрение в школах учени­ ческого самоуправления. В тех школах, где оно получило широ­ кое распространение, дает хоро­ шие результаты. В районе сделаны только пер­ вые шаги в этом направлении. В Программе КПСС подчеркива­ ется, что непосредственной прак­ тической задачей строительства коммунизма является привлече­ ние всех советских людей к ак­ тивному участию в управлении всеми хозяйственными, культур­ ными и общественными делами. Задача учителей состоит в том, чтобы из юного поколения гото­ вить людей, которые будут жить, работать и управлять обществен­ ными делами. Учителям, руково­ дителям хозяйств и школ много предстоит сделать по улучшению трудового воспитания учащихся. У нас много ученических про­ изводственных бригад, где -зача­ стую работают юноши и девушки 16—17 лет, но мы считаем их детьми и смотрим на их труд как на детскую забаву, забываем, что Аркадий Гайдар уже в 16 лет ко­ мандовал полком, Моцарт в 13 лет написал симфонию, Николай Островский в 15 лет был бойцом буденновской армии. Ведь многие же подростки 12—16-летними в колонии им. Дзержинского у А. С. Макаренко выпускали впер­ вые в нашей стране фотоаппара­ ты ФЭД, где требовались допуски с точностью до одного миллими­ крона. За последние два года несколь­ ко укрепилась учебно-материаль­ ная база школ. Особенно большое строительство своими силами ве­ лось в Студеновском совхозе: за два года построено пять школь­ ных зданий и один интернат. Активно включились в расши­ рение материальной базы школ в Палецком совхозе. Здесь была введена школа на 280 мест, ведет­ ся строительство интерната при этой же школе. В Калачинском совхозе построены на трех отде­ лениях школьные здания началь­ ных школ. Много делают для создания нормальных условий в школах Чернокурьицского сельского Со­ вета. По инициативе Ирбизинского сельского Совета на средства са­ мообложения построена началь­ ная школа в н. Угловском. Боль­ шую заботу об улучшении рабо­ ты школ проявил исполком го­ родского Совета. Только за по­ следние три года к существую­ щим школам были произведены пристройки классных комнат на 1240 мест; построен спортивный зал, четыре школы переведены на водяное отопление; ко всем школам города подведена вода. В этой большой работе много по­ мощи оказали руководители СМП-233, элеватора, АТХ, пром­ комбината и других организаций города. Очень мало проявляется ини­ циативы и разворотливости со строительством средней школы в совхозе «Культура». До сих пор не сдан в эксплуатацию вновь строящийся интернат. Свыше 30 учащихся вынуждены ежедневно ездить в школу, что создает боль­ шие неудобства для школы, уча­ щихся, и родителей. Более двух лет назад на общем собрании колхозники сельхозар­ тели «Маяк Ильича» приняли ре­ шение построить в селе Михай­ ловне новую школу, однако ру­ ководители этого хозяйства нахо­ дят всевозможные причины и от­ тягивают сроки строительства. В настоящее время школы ис­ пытывают большой недостаток в оборудовании мастерских, а так­ же отсутствуют многие учебно­ наглядные пособия, что резко сказывается на качество обуче­ ния. Перед органами народного об­ разования ставится задача широ­ кого применения в школах но­ вейших технических средств—ки­ но, радио и т. д. Однако у нас ни одна начальная, да некоторые и восьмилетние школы не имеют этого оборудования. Руководите­ лям сельских Советов и школ на­ до разумно, по-хозяйски осваи­ вать отпущенные средства на учебные цели. Надо, чтобы каж­ дая школа была радиофицирова­ на, следует приобрести и другое оборудование. По обсужденному вопросу рай­ онный Совет депутатов трудя­ щихся принял решение, утвердил план мероприятий по строитель­ ству и расширению школ на 1965—1966 учебный год. Большую шмощь нам оказыва­ ют руководство и партийная ор­ ганизация X'Op'OamratcKoiro совхоза. В нашей школе ежедневно можно видеть представителей ремонтной мастерской, авто&аяы и других адедрршгпий совхоза, которые по­ мотают учителям улучшать вос­ питание и обучение учащихся. Но остается в долгу и педкол­ лектив перед рабочими совхоза. Каждый понедельник на производ­ ственных (участках учителя вы­ ступают с лекциями, проводят беседы помогают выпускать стен­ ные газеты и т. д. Силами учи­ телей только в прошлом году бы­ ло прочитано более 200 лекций и бесед. Однако в учебно-воспитатель­ ной работе имеется еще много недостатков. Из-за 'отсутствия квалифицированных преподавате­ лей в школе неудовлетворитель­ но поставлена физкультура и эстетическое воспитание. Да и само здание школы те позволяет сделать многое в улучшении вос­ питания и обучения учащихся. Долгобщественности (Н. С. Михин, прокурор района) Улучшение учебно-воспитатель­ ной работы среди учащихся положи тельно сказывается на снижение детской преступности. В совхозах «Культура», Хоро- шинском и Студеновском в про­ шлом были частые случаи нару­ шения общественного порядка ре­ бятами. Сейчас там это не наблю­ дается. Однако в районе, особен­ но в г. Караоуке имеются фак­ ты нарушения правил социали­ стического общежития. Преступ­ ления совершают главным обра­ зом подростки, те, кого исключи­ ли из школы как «неисправимо­ го» или кто сам бросил учиться. Так, например, Подустов окончил 6 классов, бросил учебу, на рабо­ ту не пошел. В школе о нем за­ были да и общественность не об­ ратила на него внимания. За два месяца, он совершил несколько квартирных краж. Долг школ, руководителей пред­ приятий, партийных и комсомоль­ ских организаций, всей общест­ венности не проходить мимо фак­ тов правонарушения подростками.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2