Сельская новь, 1965, № 4
10 января 1965 года, № 4 (453) С Е Л Ь С К А Я НОВ Ь 3, Совершенствовать работу школ Это инашедело (П. Е. Крупа, председатель колхоза им. Тельмана) Правление, партийная органи зация нашего 'хозяйства проявля- ют пос-тояшую заботу об (улучше нии вошитагяия молодежи. В .колхозе выстроен хороший клуб. В 19ВЗ -году на средства колхоз нике® построено 1 прежг>аейое зда ние средней школы. Сейчас наши дети 'занимаются в одну смену. Эта позволило учителям улучшить обучение и воспитание учащихся. Они стали бшьше (уделять внима ния внеклассной (работе. В хозяй стве сейчас работает круглогодо вые детские ясли и сад на пять десят мест. В 1965 году планиру ем построить новое одание для медицинского пункта. Заслуживает^ 'внимания и одо брения инициатива наших соседей —колхозников сельхозартели «Вперед к коммунизму». Они по строили ®а центральной усадьбе здание восымидетней школы и интернат. В трех мелких посел ках, где раньше училось в шко лах по 7— 10 учащихся, они их закрыли. Детей перевели в интер - нат. Организовали им там бес платное питание. Сейчас эти уча щиеся получают более квалифи цированное обучение и воепита- ,ние. Надо идти по такому пути и другим хозяйствам. Это позволит улучшить воспитание детей и эко номить государственные деньги. У нас еще встречаются руково дители хозяйств, которые мало проявляют внимания и заботы о подрастающем поколении. Дети зачастую ходят в школу за 8— 10 ;км пешком.' Им не выделяют транспорта, (а если и выделяют, то автомашины не оборудованы, холодные. И как правило, в не погоду дети опаздывают в школу или вообще не являются на за нятия. Важный предмет (Н. К. Барнов -работник военкомата) Благородный долг учителя воспитывать молодое поколение на ленинских чертах характера. Рассказывать им о достижениях советского народа, организовы вать встречи с героями и вете ранами гражданской и Отечест венной войн, прививать чувство любви и высокой гордости за нашу Родину. (В Программе КПСС записано, что в период перехода к комму низму возрастают воштежности воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенст во. Однако в' некоторых школах учителя да и руководители при нижают роль и значение физиче ского воспитания. Можно 'встре тить такое положение, когда уро ки физкультуры переносятся или вообще заменяются другими. Руководителям школ, районе 'Следует 'значительно больше уде лять (внимания развитию физиче ской культуры. Обсуждение на сессии районного Совета депу татов трудящихся вопроса об укреплении мате риально-технической базы проходит в районе не впервые. На этот раз разговор но этому вопросу состоялся не в обычной обстановке. В извещении указывалось, что сессия состоится в колхозе им. Тельмана в здании Благодатской средней шко лы. И это не случайно. Колхоз им. Тельмана (председатель т. Крупа) выступил в районе ини циатором строительства типовой средней школы на 320 мест за счет средств колхоза. Вот уже год как учащиеся получили в подарок от колхозников здание школы. Занятия здесь проходят в одну смену. Прибывшие на сессию депутаты, руководители хозяйств, партийный и советский актив, дирек торыи заведующие школ с большим вниманием осматривали просторные, светлые классные ком наты, школьные учебные лаборатории, мастер ские, кино-и спортивный залы. И у каждого на лице видна радостная улыбка, чувствуется, что каждый хочет сказать: «В этой школе созданы все необходимые условия для творческой работы педколлектива и высокой успеваемости учащих ся». По итогам социалистического соревнования за лучшую подготовку школ и других детских уч реждений в 1964 —1965 учебном году Карасук- CK iii i район признан победителем среди районов области. Совместным решением исполкома Но восибирского областного Совета депутатов тру дящихся и президиума областного Совета проф союзов району присуждено первое место е вру чением переходящего Красного знамени и дене жной премии. г Перед началом сессии зам. заведующего ооло- но тов. Попова по поручению облисполкома и президиума облпрофсовета вручили району пере ходящее Красное знамя. Товарищам Ф. И. Подорожному—директору Студеновского совхоза, П. 3. Тур—секретарю партбюро Калачинского совхоза, Н. Г. Агееву— председателю колхоза «Вперед к коммунизму», Н. В. Гончарову—председателю Чернокурышско- го 'сельского Совета, П. 3. Тур—директору Хоро- шннского совхоза, К. И. Максютенко—директору Палецкого совхоза, В. И. Клочкову—председате лю райисполкома, С. П. Медведко—зав. районо н В. В. Пирог—председателю райкома союза учи телей за активное участие в подготовке школ вручены почетные грамоты Новосибирского об лисполкома. С докладом об укреплении и расширении ма териально-технической базы школ выступил за ведующий районо, депутат т. Медведко. В обсуждении доклада приняло участие 13 человек. На этой странице мы публикуем краткое из ложение доклада и некоторых выступлений. Из доклада зав. районо С. П. Медведко В тесном содружестве (Ю. В. Благоразумов, дирек- тар Хорошинской средней школы) Единство процесса обучения и воюшдания детей— главная за дача, над (которой второй год ра ботает (коллектив нашей школы. Сейчас можно сказать, что кое- чего уже добились в этом на правлении. Раньше внеклассная работа с (учащимися по существу не велась. Отзанимается ученик в школе 4— 5 часов и вышел из- под влияния учителя. Теперь же подавляющее большинство детей после занятий находится в шкоде. У каждого имеются свои увлека тельные дела. Одна часть учащих, ся проводит свой досуг в клубе «Интересных (встреч», другая— готовит художественную самоде ятельность в клубе «Искусств». При школе работает клуб «Интер национальной дружбы», ряд кружков. В истекшем й настоящем учеб ном году учительство района ра ботало над претворением в жизнь решений июньского (1963 г) Пле нума ЦК КПСС. Многие учителя района и прежде всего такие, как В. Горская. К. Мартыко из Хоро шинской, М. Свиридова, Н. Наро- жная из Андреевской, А. Менке- нова, К. Кульманов из Карнсар- товской, М. Чубарь, О. Неваева из Савкинской школ и сотни дру гих умело используют богатейшие возможности, открывающиеся благодаря перестройке школ, соединению обучения с воспита нием подрастающего поколе ния. Но опыт педагогических кол лективов передовых школ и учи телей рациональной организации уроков, повышения их воспита тельной эффективности не стал еще достоянием всех учителей. Прежде всего, многие директо ры и заведующие школ сами не являются настоящими педагоги ческими деятелями, не руково дят учебно-воспитательной рабо той. Так, директор Кукаркинекон восьмилетней школы Е. Полон ский не только не боролся за вне дрение передовых методов, но и по существу самоустранился от руководства школой. Он за два с половиной месяца не посетил ни одного урока ни у одного учите ля. Неудивительно, что в этой школе низкая успеваемость, сла бо идет перестройка преподава ния в свете новых требований, плохо организуется обучение взрослого населения. I Слабо поставлен контроль за работой учителей со стороны за вуча т. Андреева в Студеновской, директора т. Темергазина в Ка- расартовской средних школах и некоторых других. Перед педколлективами и руко водителями школ стоит важная задача—на основе методического совершенствования учебного про цесса добиваться глубоких и прочных знаний и на этой основе снижения второгодниче <' т в а, улучшения воспитания учащихся. " Важной проблемой, над решени ем которой работают учительские коллективы, является организа ция направленного семейного вос питания. Работа школ по этому в просу ведется в двух направлени ях: воспитательная работа, с ро дительской общественностью не посредственно в школах и при влечение общественности пред приятий! учреждений, строек, колхозов и совхозов К коммунист!! ческому воспитанию учащихся. Хорошо поставлено воспитание в школах колхозов им. Жданова, им. Куйбышева, «Вперед к ком мунизму», в Хорошинском, Па- лецком и Калачинском совхозах. В автохозяйстве специально создан совет содействия школе. Он организует и направляет связь школ с бригадами автохо зяйства. Члены этого совета ча стые гости в школах, они в курсе всех дел подшефных. Между уча щимися и рабочими поддержива ется постоянная связь. Часто ра бочие и учащиеся вместе прово дят свой досуг. Остро нуждаю- щимся учащимся оказывается материальная помощь. Ежеме сячно подводятся итоги выполне ния обязательств. Отдельные, особенно отстающие ученики ка ждую неделю приходят к шефам и те просматривают их тетради и дневники. Поэтому неслучайно, что многие учащиеся подшефных школ заметно подтягиваются в учебе и хорошо себя ведут. Интересную воспитательную работу проводят с учащимися ра бочие мясокомбината, элеватора, СМП-233, молкомбината. К сожа лению, еще имеется в районе мно го школ, где не налажена связь учащихся с производством. Существенное влияние на улу чшение воспитания детей оказы вает внедрение в школах учени ческого самоуправления. В тех школах, где оно получило широ кое распространение, дает хоро шие результаты. В районе сделаны только пер вые шаги в этом направлении. В Программе КПСС подчеркива ется, что непосредственной прак тической задачей строительства коммунизма является привлече ние всех советских людей к ак тивному участию в управлении всеми хозяйственными, культур ными и общественными делами. Задача учителей состоит в том, чтобы из юного поколения гото вить людей, которые будут жить, работать и управлять обществен ными делами. Учителям, руково дителям хозяйств и школ много предстоит сделать по улучшению трудового воспитания учащихся. У нас много ученических про изводственных бригад, где -зача стую работают юноши и девушки 16—17 лет, но мы считаем их детьми и смотрим на их труд как на детскую забаву, забываем, что Аркадий Гайдар уже в 16 лет ко мандовал полком, Моцарт в 13 лет написал симфонию, Николай Островский в 15 лет был бойцом буденновской армии. Ведь многие же подростки 12—16-летними в колонии им. Дзержинского у А. С. Макаренко выпускали впер вые в нашей стране фотоаппара ты ФЭД, где требовались допуски с точностью до одного миллими крона. За последние два года несколь ко укрепилась учебно-материаль ная база школ. Особенно большое строительство своими силами ве лось в Студеновском совхозе: за два года построено пять школь ных зданий и один интернат. Активно включились в расши рение материальной базы школ в Палецком совхозе. Здесь была введена школа на 280 мест, ведет ся строительство интерната при этой же школе. В Калачинском совхозе построены на трех отде лениях школьные здания началь ных школ. Много делают для создания нормальных условий в школах Чернокурьицского сельского Со вета. По инициативе Ирбизинского сельского Совета на средства са мообложения построена началь ная школа в н. Угловском. Боль шую заботу об улучшении рабо ты школ проявил исполком го родского Совета. Только за по следние три года к существую щим школам были произведены пристройки классных комнат на 1240 мест; построен спортивный зал, четыре школы переведены на водяное отопление; ко всем школам города подведена вода. В этой большой работе много по мощи оказали руководители СМП-233, элеватора, АТХ, пром комбината и других организаций города. Очень мало проявляется ини циативы и разворотливости со строительством средней школы в совхозе «Культура». До сих пор не сдан в эксплуатацию вновь строящийся интернат. Свыше 30 учащихся вынуждены ежедневно ездить в школу, что создает боль шие неудобства для школы, уча щихся, и родителей. Более двух лет назад на общем собрании колхозники сельхозар тели «Маяк Ильича» приняли ре шение построить в селе Михай ловне новую школу, однако ру ководители этого хозяйства нахо дят всевозможные причины и от тягивают сроки строительства. В настоящее время школы ис пытывают большой недостаток в оборудовании мастерских, а так же отсутствуют многие учебно наглядные пособия, что резко сказывается на качество обуче ния. Перед органами народного об разования ставится задача широ кого применения в школах но вейших технических средств—ки но, радио и т. д. Однако у нас ни одна начальная, да некоторые и восьмилетние школы не имеют этого оборудования. Руководите лям сельских Советов и школ на до разумно, по-хозяйски осваи вать отпущенные средства на учебные цели. Надо, чтобы каж дая школа была радиофицирова на, следует приобрести и другое оборудование. По обсужденному вопросу рай онный Совет депутатов трудя щихся принял решение, утвердил план мероприятий по строитель ству и расширению школ на 1965—1966 учебный год. Большую шмощь нам оказыва ют руководство и партийная ор ганизация X'Op'OamratcKoiro совхоза. В нашей школе ежедневно можно видеть представителей ремонтной мастерской, авто&аяы и других адедрршгпий совхоза, которые по мотают учителям улучшать вос питание и обучение учащихся. Но остается в долгу и педкол лектив перед рабочими совхоза. Каждый понедельник на производ ственных (участках учителя вы ступают с лекциями, проводят беседы помогают выпускать стен ные газеты и т. д. Силами учи телей только в прошлом году бы ло прочитано более 200 лекций и бесед. Однако в учебно-воспитатель ной работе имеется еще много недостатков. Из-за 'отсутствия квалифицированных преподавате лей в школе неудовлетворитель но поставлена физкультура и эстетическое воспитание. Да и само здание школы те позволяет сделать многое в улучшении вос питания и обучения учащихся. Долгобщественности (Н. С. Михин, прокурор района) Улучшение учебно-воспитатель ной работы среди учащихся положи тельно сказывается на снижение детской преступности. В совхозах «Культура», Хоро- шинском и Студеновском в про шлом были частые случаи нару шения общественного порядка ре бятами. Сейчас там это не наблю дается. Однако в районе, особен но в г. Караоуке имеются фак ты нарушения правил социали стического общежития. Преступ ления совершают главным обра зом подростки, те, кого исключи ли из школы как «неисправимо го» или кто сам бросил учиться. Так, например, Подустов окончил 6 классов, бросил учебу, на рабо ту не пошел. В школе о нем за были да и общественность не об ратила на него внимания. За два месяца, он совершил несколько квартирных краж. Долг школ, руководителей пред приятий, партийных и комсомоль ских организаций, всей общест венности не проходить мимо фак тов правонарушения подростками.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2