Коллективный труд, 1958, № 125

2 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД 17 октября 1958 года, № 125 НАЧАЛИСЬ ЗАНЯТИЯ В СЕТИ ПАРТИЙНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ Доходчиво и содержательно Они были комсомольцами Сл а в ный путь В партийной организации райпотребсоюза вчера прошло первое занятие. На нем присутствовало 23 человека. Решено заниматься один раз в неделю по 2 часа по понедельникам. Слушатели избрали старостой кружка коммуниста т. Тка- лича. После организационных мероприятий собравшиеся прослушали вводную лекцию по курсу«Основымарксизма-ленинизма». Пропагандист В. Полникова со всей серьезностью и ответственностью отнеслась к подготовке лекции. Она использовала имеющиеся учеб ные пособия,работы классиков марксизма-ленинизма, обращалась за светом в отдел пропаганды и агитации РК КПСС. Все это позволило ей подготовить беседу содержательной и интересной. Доходчивобъясняя материал, иллюстрируя его многочисленными примерами, пропагандист сумела вызвать у слушателейвнимание и живой интерес к теме. . После лекции слушателями былозадано несколько вопросов, на которыеони получили исчерпывающие ответы. Впечатление о первом занятии у всех осталось хорошее. В. Деренок, пропагандист РК КПСС 2. Первые шаги Занятие не было подготовлено Назначенное на 7 часов вечера 15 октября занятие кружка по изучениюистории КПСС в совхозе «Октябрь» началось с запозданием. Явилось 11 слушателей из 20, затем с большим опозданием подошли еще трое. На организационной пятиминутке выяснилось, что индивидуальных бесед с коммунистами о политучебе предварительно не проводилось, поэтому некоторые из присутствующих пожелали перейти в другие кружки. Руководитель кружка т. Часовской и секретарь партбюро т. Агеев не побеспокоились, чтобы первое занятие прошло организованно, без помех. Помещение к занятиям оказалось неприспособленным. Слушатели, не раздеваясь, устраивались по пословице «в тесноте, да не в обиде», некоторые остались в коридоре. У многих не оказалось тетрадей и карандашей. Не подготовился к заня-' тию и сам пропагандист- —Лекцию я вам читать не собираюсь,—сразу оговорился т. Часовской,—а то я вам протарабаню, а вы ничего не поймете. Я буду читать но учебнику, ведь лучше чем там не скажешь. Слушателям ничего не оставалось другого, как согласиться. К первой главе перед беседой не был дан развернутый план, не формулировались и не записывались главные вопросы к каждому разделу главы и соответствующеи* выводы. Пропагандист пытался коментировать прочитанное своими словами, но делал он это хотя и многословно, но недоходчиво. Явно сказывалась неподготовленность. В результате после двухчасового чтения у слушателей не возникли вопросы, не началась беседа. Занятие прошлона низком уровне, потому что не было подготовлено. Д. Макашев. Кашка-Дарьинская область (Узбекская ССР). В ряде колхозов Каршинского района организована продажа книг колхозникам, занятым на полевых работах. Передвижные киоски облкниготорга можно видеть на колхозных улицах и в полевых станах. На снимке: продажа книг в колхозе имени Сталина. Фото И. Чернова. Фотохроника ТАСС. Октябрь выдался холодным: кряду больше недели стояли непогожие дни. Дул колючийсеверный ветер, по небу гуляли хмурые тучи, временами хлестали надоедливые косые дожди. В один из таких дней осенью 1924 года на доме, принадлежавшем до этого кулаку Романову, появилась вывеска, написанная на куске фанеры: Чернокурьинский районный комитет комсомола Вбив кусок проволоки вместо гвоздя, Ваня Левченко спустился по двери на землю и отошел в сторону, чтобы издали посмотреть,как выглядит прибитая им вывеска. —Солидно..,—заключила Нюрка Шинулина. —Не о солидности беспокоюсь: молодежь знать должна, куда ей за советом обращаться. Понятно, курносая, для чего вывески на здания цепляют? Вот то-то!—деловито подметил комсомольский секретарь. У райкома комсомола собрались деревенские парни. Шлепая по раскисшей грязи стоптанными сапогами, подошел Ленька Кайгородов и принес кусок ржавой жести, на которой аккуратно, прямыми буквами было выведено однослово: Нардом. Каждому хотелось вывеску над клубом прибить своими руками. Но выполнить эту роль позволили самому неутомимому организатору художественной самодеятельности молодежи Ивану Горбачеву. В тот же день в райкоме комсомола собрался актив, чтобы обсудить, чем заниматься. Первым делом решили завести «Книгу славных дел комсомольцев». Здесь же её оформили.На первом листе, как девиз, записали: «Мы не забудем тех, кто пролил кровь и отдал жизнь своюза дело революици! Своим самоотверженным трудом приумножим революционную славу отцов и старших братьев!» Распределили обязанности по ликвидации безграмотности, создали инициативный центр по организации художественной самодеятельности во главе с Горбачевым и Колесниковым. Все это объединили одним общим названием культпоход— борьба за культурную революциюв деревне. —Вы понимаете, это сейчас главное в нашей работе в деревне,—доказывал Ваня Левченко, хотя никто против не возражал. —Борьба за грамотность мужика, простого сельского труженика,—это борьба за социализм, борьба, если хотите, за жизнь Советов, за нашу с вами жизнь. Станет мужик грамотным, труднее его будет околпачивать кулакам, стало быть, не за ними он пойдет, а приобщится к социализму. Тогда и с кулаком легче будет управляться. Здесь же культармейцам раздали книжки «Красный пахарь» для обучения неграмотных и, сделав еще несколько напутствий, направили по деревням обширного Чернокурьинского района нести культуру па село. В райком поступали самые разнообразные сообщения от культармейцев, посланных под нимать грамотность крестьян. —В нашей деревне мужики тянутся к грамоте, как подсолнухи к солнцу,—сообщали из Благодатного. — Обучать крестьян грамоте мешают кулаки. Они не только смеются и сочиняютзлобные частушки, но даже подкупают мужиков, чтобы-они не посещали ликбез,—писали из Хорошего. —Ликбез у нас работает хорошо. Занятия посещает много женщин. Тех, кто не могут прийти на занятия, обучаем на, дому. Кулаки яро выступают против равноправия женщин. На селе появилась частушка: Советская власть— Просто наказание: Мужики—коров доить, Бабы—на собрание. Кулаки тоже боролись за жизнь, свою жизнь, старались сорвать любое новое начинание Советской власти, не жалея для этого ни сил, ни средств. Хлеба у многих крестьян обычно не хватало до нового и тогда приходилось идти на поклон к кулаку. И кулак охотно «шелнавстречу», кабаля мужика. ...В Табашкине в центре села за двухметровым дощатым забором, прикрывавшим от односельчан бог весть каким путем ца- житое добро, стоял большой бревенчатый дом с тесовой крышей. Его хозяин Егор Трифонвоич Морозов был владельцем ветряной мельницы. Мартовским днем 1925 года на мельницу забрел Александр Семенович Панов. Пшеницы, чтобыразмолоть, у него давно не было, и не известно, какая сила потянула его сюда. На мельнице был сам хозяин, сердитый и неприветливый. —Что, Семенычз,апродал уже душу антихристу—вступил в эту анафемскую кумунию? — сбивая бус с рук, сверкнул белками Егор. —Да оно, как бы сказать, сочувствующий. С квасу на воду перебиваюсь, пора бы к какому-то берегу причаливать. —В гаком случае, Семеныч, наши дорожки врозь. Не опора я тебе. Да, еще припомни, с каких пор ты мне задолжался два пуда ячменя... Нора бы и честь знать. —Егор Трифноович, не губи... А с коммуной повременю...' —Разжалобил, ладно. Пользуйтесь моей добротой. Нагреби муки парочку коробко. —Благодарствую, спаситель ты наш-.. А уж я отработаю. —Ладно, не надо... И когда Панов, отблагодарив в сотый раз своего «благодетеля», собрался уходить, Егор положил ему .широкую ладонь на плечо и заискивающе посмотрел в глаза. —Семенычты малюешь дельно, да и на стихи мастак. Понимаешь, надо бы что-нибудь такое... про коммунаров... Ав райкоме комсомола в это время собрались, чтобы обсудить обстановку. Прокоп Колесников, взвешивая каждое слово доказывал: —Строить коммуну, нести культуру на село никак нельзя без борьбы с богатеями. Кулак не перестанет быть кулаком* от того, что мы придем к нему с «Красным пахарем», да поставим в Нардоме несколько пьес. Нам нужны новые песни, боевые, революционные. Нам нужны кре стьянскпе газеты, журналы. Без борьбы, решительной и настойчивой в этом деле не обойтись. Веснойповсеместно стали создаваться коммуны. В поселке Мелком Петр Кайгородов, Яков Писаренко, Трофим Комбаров и Андрей Борисенко образовали коммуну «Муравейник». Старейший большевик Петр Дещенко возглавил коммуну«Красная поляна» в Шилово-Курье. В это же время были созданы коммуны за Черной Курьей—«Коминтерн», в Чуиане—«Красные орлята», за Рассказовом—«Бу- деновская», в Осолдоино—«Крас ный боец», на берегу озера Стеклянного—«Пламя», в Ирбизино —«Красный остров» и другие. Все эти коммуны были созда ны на основе экспроприации и обобществления собственности крупных кулаков и объединений' имущества коммунаров. Но так как в коммуны шла в основном беднота, то ей обобществлять было почти нечего: в основном это были безлошадные крестьяне и редко у кого была коровенка. Вэту нору кулак еще более озло бился против Советской власти: хлеб стал прятать, скот забивать, а местами «пускать по деревне красного петуха» и из-за угла нападать на активистов, вредить и без того некрепким коммунам. —Нам надо иметь отряды легкой кавалерии,—говорил, обращаясь к комсомольцам на конференции, секретарь Иван Черненко. И вскоре члены таких отрядов стали выявлять запрятанный кулакали хлеб, вести активную разъяснительную работу среди бедноты, оберегать собственность коммун. В это время нри райкоме комсомола был создан отдел пионеров. Руководство отделом было порученоживому и энергичному Сашке Морозову. За работу с деревенской детворой его прозвали на селе райдеткой. И все же выявить и пресечь все проделки кулака было трудно. В 1925 году* в Черной Курье сгорела кооперативная лавка, а в 1929 году кулака сожгли райисполком. В том же году районный центр был переведен в Ка- расук. Под административные учреждения были перевезены из ЧернойКурьи и других ближайших сел домакулаков. В одном из них расположился райком комсомола. Коллективизация, начавшаяся в районе еще в 1928 году, теперь приняла массовый характер. Много было дела в эту пору комсомольцам—надежным помощникам партии. В борьбе с последним эксплуататорским классом в деревне—кулаком—вырабатывался твердый характер молодежи. Т. Гвоздев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2