Коллективный труд, 1958, № 108

? сентября 1958 года, № 108 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД СОВЕТЫ ТОВАРИЩАМ КОМБАЙНЕРАМ Я проработал на комбайне два десятка лет, И теперь, находясь на научной работе, постоянно связан с механизаторами, занимаюсь теми же вопросами, что йи практики сельского хозяйства. Радостно видеть, как год от года растет техническая вооруженность колхозов и совхозов нашей страны. Мыначинали свою работу на машинах в тридцатые годы, когда только появилась первая техника. Сейчас иногда можно встретить молодого человека, который, садясь за штурвал ма- s. шины, сомневается: сумею ли овладеть техникой и достичь высокого мастерства. При первой трудности такой человек готов бросить работу. У нас трудностей было куда больше. Такие сложные машины, как комбайн, трактор и другие, тогда впервые появились на колхозных полях. Молодой механизатор хотел заглянуть «внутрь» машины, побольше узнать о ней, лучше понять взаимодействие ее узлов, их регулировку. Но в годы на селе некого было опросить об этом. До коллективизации в деревне все «техническое» вооружение крестьянина состояло из сохи и бороны, серпа и цепа. Усложнялась наша работа еще и тем, что враги колхозного строя распускали разные небылицы о том, что трактор и комбайн не помощники земледельцу, ^ что машины только землю портят, и она родить не будет, что хлеб керосином запахнет. Нам приходилось делом опровергать эти вздорные вымыслы и доказывать, что машина является первым помощником земледельцу, что только благодаря технике мы укрепим «ойхозы. Да и тракторы, комбайны в те годы выпускались далеко не совершенные. На них работать было куда труднее, чем на теперешних. Имел я успехи, терпел и неудачи. При неудачах старался не вешать голову, а при успехах не задирать нос. II 'сейчас помню слова отца: «Когда хлебный колос пустой, он выше задирает голову». В деятельности комбайнера мне помогало то, что я хорошо владел слесарным мастерством, которому научился в юношеские годы. Комбайнерская деятельность—это многогранная работа. Комбайнер должен не только в совершенстве знать машину, уметь ее регулировать. Он должен быть хорошим организатором. Уборку урожая называют страдной порой. Фактор времени, о котором говорил Н. С. Хрущев, имеет решающее значение везде, а тем более в сельскохозяйственном производстве. Не случайно в народе сложились поговорки: «День год кормит», «Убрал вовремя — выиграл, опоздал с уборкой—проиграл». Сейчас в колхозах и совхозах достаточно совершенных, отличных машин. Завоевал признание более выгодный, чем < прямое комбайнирование, раздельный способ уборки урожая. Решающими машинами на уборке урожая являются рядковые жатки и комбайны всех марок, а центральные фигуры страды — комбайнер, машинист жатки, тракторист. Прежде всего от их умения зависит полнота сбора"зерна. Только благодаря применению раздельного прогрессивного метода во многих областях Украины, на Кубани, на Дону уборка урожая втекущем году проведена в небывало короткие сроки, сохранены от потерь миллионы пудов зерна. Сокращение потерь зерна при уборке урожая является важнейшим источником увеличения валового сбора хлеба. А потери связаны прежде всего с затягиванием сроков уборки. Огромный эффект при раздельной уборке хлебов дает применение на-косовице спаренных жаток. Это высвобождает часть тракторов и трактористов, что очень важно. Не менее важна и другая сторона: валки после работы спаренных жаток лучше подбирать комбайном с двумя подборщиками. Следовательно, спаривая жатки, мы создаем условия и для высокой производительности комбайна на обмолоте валков. Большой резерв повышения производительности машин на уборке заложен в работе ночью. На многолетней практике я убедился, что за счет работы в вечернее и ночное время можно повысить выработку уборочных машин на 35—40 процентов. Для работы ночью мы на своих машинах обязательно устанавливали электроосвещение. При косовице зерновых в валки, а также и при подборке, когда хлебная масса повышенной влажности, стебли проникают внутрь большого транспортера, наматываются на ведомый (полевой) валик, что приводит к задержкам, к порче транспортера. Для устранения этого недостатка рекомендуется устанавливать защитные козырьки (щитки). Один из них крепится вдоль всего пальцевого бруса, другой—от ветрового щита. Ширина горизонтальной части щитка, который перекрывает зазор верхней ветви большого транспортера, должна быть около 100—150 миллиметров. Одни защитный козырек заднего края полотна делают из брезента (кусков старого полотна), прикрепляя его к нижнему краю ветрового щита, другие крепят деревянный от- лпв по всей длине ветрового щита, что также служит за щптным возырьком. От режущего аппарата защитный козырек изготовляют из листового железа, загибают под прямым углом и крепят к угольнику пальцевого бруса теми же болтами, которыми крепятся прижимы ножа. При жатве низкорослого хлеба, чтобы выдерживать минимальный срез, надо под левую и правую части жатки устанавливать полозки. Эти полозки, облегчая регулировку жатки на минимальный срез, вместе с тем предохраняют режущий аппарат от зарывания в землю. Комбайнер Н. А. БОРИН, Мастер комбайновойуборни, Гврой Социалистического Труда, кандидат сельскохозяйственных наук. Ростовской области т. Тало- вер применил двухножевой режущий аппарат, который оправдал себя на уборке низкот рослого и полеглого хлеба. Такое приспособление позволяет приблизить режущий аппарат к почве на 4—6 сантиметров, и он меньше забивается. При косьбе рядковой жаткой «ЖР-4,9» высокоурожайного и длинносоломистого хлеба наблюдается задержка хлебной массы между козырьком и скатной доской. В таком случае рекомендуется поднять козырек на 150—180 миллиметров, чтобы верхние грани козырька и кромки бортов наклонного транспортера составляли одну прямую линию. Для этого вырезы в "верхней части козырька для оси ведущего валика увеличиваются по длине с обеих сторон на 40—60 миллиметров. Важно как можно быстрее срезать хлеб ввалки. Это предотвратит потери от осыпания, облегчит вторую стадию уборки—обмолот. Поэтому на первом этапе все внимание механизаторов должно быть обращено на повышение производительности жатвенных агрегатов. Свалить, потом обмолачивать—по этому принципу нынче работали комбайнеры Юга и много выиграли. При обмолоте валков тоже много резервов повышения производительности комбайнов. Обязательно надо добиться разгрузки бункеров от зерна на ходу. Чтобы выяснить, какие это дает выгоды, мы провели ряд опытов. На подъезд иразгрузку зерна из двух бункеров комбайнов (уборка проводилась сцепом) в автомашиныпо нашим наблюдениям затрачивалось 10 минут (по пять минут на комбайн). Одни опыты были проведены при работе на одинаковой скорости агрегата, но при разной урожайности хлебов; другие—при одинаковой урожайности, но при разных скоростях работы агрегата. При работе на третьей скорости на участках с урожайностью 10 центнеров с гектара бункер комбайна «С-6» заполнялся через каждые полчаса. При урожайности 15 центнеров с гектара—за 22 минуты; при урожайности 20 центнеров—за 16 минут. Потери рабочего времени от остановок на разгрузку зерна из бункера составили: при урожайности 10 центнеров с гектара 25 процентов; при 15 ^центнерах с гектара 32 процента; прп 20 центнерах с гектара 40 процентов. В своей практике работы на уборке хлебов мы разгрузку зерна из бункера комбайна всегда производили на ходу агрегата. Увеличивается рабочее время агрегата, если доливать воду в радиатор двигателя также на ходу комбайна. С этой целью мы устанавливали на передней стенке комбайна «С-6» водяной бочок в 40 литров, который имел перекрывающийся краник и соединялся резиновым шлангом с радиатором двигателя. По «потребности» радиатора вода свободно поступала в него по шлангу, для чего требовалось только повернуть краник. Колхоз, в котором мы убирали хлеба, благодарил пас еще и за то, что к нашему агрегату не требовалось постоянного "водовоза, что немаловажно при недостатке рабочих рук. Часто заглядывали мы и внутрь машины. Б некоторых случаях зерновой ворох накапливался на стрясной доске первой очистки и плохо распределяется по решету. Чтобы устранить этот недостаток, мы увеличили колебание стрясной доски и несколько ее укоротили. Каждый второй "палец гребенки доски удлинили на 200 миллиметров. Зерновой ворох стал лучше распределяться по решету. При увеличении подачи струи ветра от вентилятора очистки зерно выносится за пределы молотилки, что приводит к потерям. При исследовании выяснили, что струя ветра скользит по решету под небольшим углом, а потому при увеличении ее силы зерно выдувается. Чтобы устранить это явление, под " решетом установили три ветронаправляющие планки, с помощью которых удалось направить струюветра под большим углом. При этом дополнении с увеличением силы ветра зерно не выносится с решета очистки. Это позволило не только лучше очищать зерно, но и увеличить пропускную способность решета. Нашли возможность предотвратить быстрый выход из строя наконечников решета очистки и пальцев передних подвесок, на которые они одеваются. В обычных комбайнах этот узел трудно доступен, не смазывается. Чтобы заменить ту или иную деталь узла, затрачивается "минимум "3—-4 часа) Мы проделали люки (окна) в стенах молотилки возле колебательного вала очистки. Стали смазывать этот узел, чем не только удлинили "срок службы узла, но и улучшили работу очистки. Теперь на монтаж и демонтаж этого узла затрачивается всего 30—40 минут. Подобные недостатки выявлены и во второй очистке. Мы удлинили решетавторой очистки на 300 миллиметров и изменили крепление задних подвесок—сделали как у первой очистки. Для лучшей продуваемости зернового вороха на решетах очистки подняли крышу молотилки над решетным станом на 210 миллиметров. Некоторые комбайнеры, зная этот недостаток, открывают крышку (люк) над очисткой. Но это приводит к большому неудобству. Внесенные нами изменения значительно улучшают очистку зерна, уменьшают потери." Ведущий вал и задний конец малого соломотранспорте- ра мы подняли к крыше молотилки на 210 миллиметров. Над малым соломотрапспорте- ром поставили дополнительный игольчатый битер. Все это-обеспечивает лучшее перетряхивание соломы, а следовательно, выделение зерна из нее. Па элеваторе соломокопнителя установили зерноуловитель, зерно с которого " направляется на первую очистку. Внесенные небольшие изменения в соломотрясе улучшают его работу, уменьшают потери зерна на этом узле. Постоянно, особо внимательно следили мы за работой молотильного анпарата. Его приходилось регулировать несколько раз в день. Регулировали режим работы в зависимости от поступления хлебной массы, добиваясь полного вымолота зерна, предотвращения его сечки и минимального дробления соломы. При уборке длинносоломистых хлебов меняли местами третью и вторую секции деки. Вторую, глухую, ставили на место третьей зубовидной секции. Фартучек закрепляли на последней секции. При легко- вымолачиваемом хлебе делали разрядку зубьев в секциях деки, но так, чтобы не было непромолота. На подборке мощных валков, особенно если хлебная масса повышенной влажности и засорена, следует обивать полотном транспортер в приемной камере молотилки комбайна «С-6». Без этого транспортер часто забивается и ломается. Некоторые комбайнеры устанавливают перед барабаном съемный валик, укорачивая стол и транспортер в приемной камере. Это дает неплохой результат. Чтобы влажная хлебная масса не наматывалась на вал приемного битера, нужно на правый конец вала битера надеть отрезок трубы, который легко изготовить из листового железа. Отрезок трубы крепится к боковине "приемной камеры молотилки (вал приемного битера в нем вращается). Отрезок такой же трубы, но большего диаметра крепится к рамке битера так, чтобы конец тонкой трубы на 35— 40 миллиметров входил внутрь трубы большего диаметра. Можно заменить рамочный приемный битер лопастным, как у самоходного комбайна «С-4». В одной статье невозможно рассказать обо всем опыте, который многие комбайнеры накопили за многолетнюю практику. Я. остановился лишь на самых важных вопросах. Все внимание уделил повышению производительности рядковых жаток и комбайна «С-6». В Новосибирской области 75 про центов комбайнов марки «С-6». Следовательно, они и рядковые жатки решают успех уборки урожая.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2