СВЕДЕНИЯ о ходе уборки и сдаче хлеба государству на 6-е сентября 1958 года (в проц.,) К о 2 19 ^ о g* Наименование * Я га 2 ё “ колхозов оQ. оS' о * о* и совхозов о 5 о о S га S 5, 2 о Им. Тельмана 31,6 24,7 „Маяк Ильича' 11,9 7,6 „Вперед к коммун’. 63,0 47,8 „Жол Сталина' 20,6 19,4 „40 лег Октября' 7,1 2,9 Им. XX партсъезда 30,2 12,2 Им. Джамбула 35,8 30,2 .Заветы Ильича' 29,8 5,6 „Путь Ленина' 33,8 14,9 Им. Куйбышева 21,8 15,3 „Новая семья' 15,6 10,4 Им. Жданова 15,7 12,2 По колхозам 21,6 12,1 Совхозы Им. Дзержинского 55,5 39,9 „Октябрь' 21,6 13,6 По совхозам 32,1 21,4 По району 27,0 14,9 Д н е в н и к уборки > и хлебосдачи На 6 сентября почти все хозяйства района завершили косовицу хлебов. С этой задачей не справились колхозы „Новая семья*, „40 лет Октября, имени Куйбышева. Основные силы хлеборобы района направили на подборку и обмолот валков и сдачу хлеба государству. В прошедшую пятидневку хорошо поработали на хлебосдаче труженики колхозов им. Джамбула и совхоза имени Дзержинского. Они с честью справились с пятидневным за данием по отгрузке зерна. Колхоз им. Джамбула сдал государству по 6,9 цент, зерна с каждого обмолоченного гектара, совхоз им. Дзержинского по 6 цент. Не снижает темпов сдачи хлеба колхоз „Вперед к коммунизму". Оп выполнил годовое задание на 47,8 проц. Члены этого колхоза успешно борются за выполнение своего обязательства— подобрать валки до 10 сентября и к 15 сентября завершить план хлебозаготовок. Хорошо отгружал зерно колхоз,Жол Сталина,, сдавший по 8,3 цент, с каждого обмолоченного гектара. Позорно провалили пятидневный график хлебосдачи колхозы „Заветы Ильича*, им. Куйбышева, им. XX партсъезда, „40 лет Октября- Колхоз „Заветы Ильича^ ’ например, из 10 тыс. заданию сдал толкко 1200 центнеров—по 1,6 центнера с каждогообмолочен него гектара. Только 2300 цент, из 20 тыс. по графику сдал колхоз „40 лет Октября*—по2,5 ц. С каждого обмолоченного гектара. Только по 3,6 ц с каждого о бмолоченного гектара сдал колхоз „Путь Ленина*. Причиной таких низких темпов хлебосдачи является преж де всего то, что, закончив косо вицу, многие хозяйства слиш ком медленно переоборудуют ком байны для подборки валков и, во-вторых, некоторые руково дигелн стараются как можно больше отправлять хлеба на элеватор, хотя машин для это го недостаточно, и по этой причине хлеб оседает на токах. На вторую пятидневку до кол хозов доведен более повышен ный график хлебосдачи. Он вполне выполним, если руководители обеспечат бесперебойную работу всех подборщиков и будут отгружать хлеб в глу бинные пункты. ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ICoUueJcrnu&Hsui Орган Карасукского райкома Коммунистической партии Советского Союза и районного Совета депутатов трудящихся Новосибирской области 195 8 Сентябрь 2 Воскресенье № 108 (2Щ ) Цена 15 копеек. ЛИКВИДИРОВАТЬ ПРОСТОИ ПРЕТЕНЗИИ К КОЛХОЗАМ Но проселочным дорогам и трактам, ведущим в город Карасук, нескончаемым потоком днем и ночью движутся груженые автомашины. Ка- расукский элеватор в эти дни стал как бы своеобразным магнитом. Сюда ежеминутно подходят десятки машин с зерном нового урожая. Хлеб поступает из Карасукского и многих других близ лежащих районов. У эстакады лаборатории шофера осаждают тяжело груженные автомашины. Одна—две минуты—и лаборантки Лидия Иванова и Нина Дикарева, взяв анализ зерна, указывают водителю машины № 52—77 Евгению Голосному^ маршрут разгрузки: элеватор №3С0БС-1. Так, одна за другой, без лишней задержки отправляются машины на территорию элеватора. Все это радует не только водителей, но и работников лаборатории! Но четкость их работы зависит не только от них самих,а и от того, какое зерно транспортируется из колхозов и совхозов. Много хлопот доставляют водители, подвозящие зерно из колхозов «Заветы Ильича», им. Жданова и некоторых других. Эти хозяйства, как правило, возят зерно на элеватор очень сорное-и горькополынное. А руководители колхоза «Заветы Ильича» умудряются'1даже посылать машины за 50 километров с зерном сверх повышенной влажности. Его приходится браковать и отправлять назад. Задержки вызывает горькополынный хлеб, а его поступает немало. Вместо того, чтобы машины равномерно распределять по складам, их приходится направлять в один склад. Но этой причине получаются «пробки», машины подолгу задерживаются под разгрузкой. Не понятно, почему руко" водители этих хозяйств не вникают в положение дел на токах, не контролируют качество зерна отправляемого на элеватор? А следовало быг Ибо такая бесконтрольность дорого обходится колхозу и дезорганизует работу элеватора. „ПРОБКИ" НАД РАЗГРУЗКОЙ Проходя на территорию элеватора, сразу в глаза бросается колонна автомашин, выстроившихся около автовесов. По ту и другую сторону их стоит не меньше чем ио дюжине. Весовщицы В. Грушко иН. Ми- зина прилагают все усилия, чтобы не допускать задержки. Каждые пять минут через весы проходит по 3 грузовика. Ивсе-таки весовщицыне успевают. Вновь подходящие машины увеличивают хвост очереди. простаивают но полтора— два часа, создавая «пробки». Но и за весами «пробка» не рассасывается. Не лучше положение дел с разгрузкой. —125 километров еду столько же, сколько стою под разгрузкой, —говорит шофер Н. Андреев,—И на все у них есть причины: то электроэнергии нет, то сломается автоподъемник. А вот другой пример. На элеваторе № 3 у склада зерносушилки СОБС-1 стоят машины водителей С. Крысина, М. Гусева, Ю. Ульянова, всего восемь автомашин стоят с зерном нне разгружаются. Спрашиваем о причине. —Все ушли на обед, разгрузку вести некому,—отвечает Степан Крысин. Разве можно мириться с тем, когда вместо того, чтобы разгрузку зерна произвести ' автоподъемником зав е ду ющий СОБСом-1 т. Перов направляет машины под ручнуювыгрузку, где производительность гораздо ниже. —Это безобразие, возмущаются водители. Поток машин на элеватор еще не так велик—700—800 в сутки. Он скоро увеличится - в 2—3 раза. Однако уже сейчас на всех разгрузочных площадках создаются«пробки». Заметных мер по ликвидации этих барьеров со стороны руководителей элеватора не принимается. В НОЧНЫЕ СМЕНЫ Поток автомашин с зерном на элеватор не прекращается н ночью. Разрезая ночнуютьму светом фар, одна за другой подходят они к элеватору! Многие водители, не зная усталости добросовестно трудятся в эти ночи. Так, шофер Карасукской РТС Александр Ланг на самосвале «ГАЗ-93» 5 сентября с семи часов вечера до часу ночи из второй бригады артели «Маяк Ильича» доставил на заготовительный пункт 180 центнеров хлеба, сделав за это время шесть рейсов. А в ночь со 2 на 3 сентября он сделал девять рейсов и доставил на элеватор 230 центнеров зерна. А днем 2 сентября А. Ланг принимал участие на отвозке силосной массы от комбайна. В этот день он сделал 13 рейсов и перевез 26 тонн силоса. Так трудятся многие водители в ночные смены. Комсомолки Валя Лемешко и Лида Морозова берут пробы зерна с машин в ночные смены.Всего несколько днейназад они начали осваивать новую специальность, но работают быстро п четко. Не проходит и минуты, как водителю подошед шеймашиныЛида Морозова уже кричит: «Быстрее отъезжай!». Образцы семян для анализа Валя Лемешко быстро передает в лабораторию. Но здесь четкость и ритмичность работы ночной смены часто нарушается. Шофер останавливает свою машину в стороне и становится в очередь . возле окошечка лаборатории, чтобы получить направление на разгрузку. Бывает, что он теряет здесь по 15 и более минут, пока назовут номер его машины. В лаборатории в ночное время не чувствуется слаженности в работе, с производством анализа не торопятся, к своим обязанностям зачастую относят ся несерьезно. 5 сентября, например, одну из машин из артели им. Тельмана задержали больше часа лишь только потому, что в лаборатории затеряли накладную, которую так и не нашли, а , выписали дубликат. Получив направленно на разгрузку, водитель по 25-30 минут ждет очереди, чтобы пройти через автовесы. Здесь особенно большое скопление транспорта — вся территория от лаборатории до автовесов забита, трудно'выехать разгруженной машине с элеватора и негде поставить машину подъехавшему с зерном шоферу. И никому до этого дела нет. Как и днем, много времени простаивают машины и под разгрузкой. Ночь на 6 сентября выдалась не совсем хорошая—пошел дождь. Но почти все прибывающие машины не имели с собой ни брезента, ни матов, чтобы прикрыть хлеб. Зерно намокало,увеличивалась влажность, и его приходилось направлять на сушилку. Руководители хозяйств все еще не выполняют решение облисполкома, чтобы все машины были обеспечены брезентом. В. Жуков, П. Петров, М. Николенко. члены рейдовой бригады. Труженики сельского хозяй ства Новосибирской области обязались нынче сдать государству 100 миллионов пудов хлеба. В государственные закрома- с каждым днем■увеличивается поток зерна. , На снимке: прием зерна на элеваторе Новосибирского мель ничного комбината № б. Ток работает круглосуточно Еще до начала уборочных работ домохозяйки шестой фермы совхоза им. Дзержинского Александра Жилинкова, Екатерина Штрахова, Александра Никитенко, Елена Трусова, Феодосия Исакова,Елена Юши- на и Анна Штрахова, вышли работать на ток.Они расчистили площадку, помогли сделать навес,установить зерноочистительные машины. Теперь домохозяйки добросовестно трудятся на подработке поступаемого с нолей хлеба и отправке его государству. Наряду с ними успешно трудятся молодые колхозницы Евдокия Михайлюта и Александра Скворцова. С начала уборки отсюда отправлено на элеватор уже свыше 10 тысяч центнеров добротного зерна-. Работы по очистке зерна на току не прекращаются ни днем, ни ночью. В этом большая заслуга заведующей током Александры Муравьевой, сумевшей правильно организовать труд рабочих. Поэтому в ночные смены здесь подрабатывается зерна для отправки на элеватор столько же, сколько и днем. Большуюпомощь в подработке хлеба на току оказывают новосибирцы. Нина Моисеева, Валентина Франк,Мария Антонова и другие выходят на работу с восходом солнца и трудятся до поздна, выполняя ежедневно нормы на 130—150 проц. В. Буленко, пропагандист РК КПСС: Пашут зябь Хлеборобы совхоза «Октябрь» уже сейчас заботятся о том, чтобы в будущем году вырастить хороший урожай. Первыми приступили к подъему зяби 5, 1, 8 и 9 фермы. Лучше других ведет заготовку земель девятая ферма. Уже вспахано около 200 гектаров земли. На круглосуточную пахоту поставлен трактор «С-80» Николая Семениченко, который ежедневно вместо 15 гектаров по нормб поднимает до 18 гектаров. На остальных фермах пашут зябь в ночные смены тракторами, которые днем буксируют комбайны. И. Антонов.
2 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД 7 сентября 1958 года, № 108 Б РК ВЛКСМ О ценной инициативе комсомольцев колхоза „Путь Ленина*' В целях более активного участия комсомольцев и молодежи на уборке урожая Новосибирский Обком ВЛКСМ с 5 по 15 сентября объявил областной ударный комсомольский декадник по завершению уборки урожая и сдачи зерна государству. Ценной инициативой ответили на постановление Об кома ВЛКСМ комсомольцы и молодежь колхоза „Путь Ленина1. 3 сентября колхоз закончил косовицу хлебов и перешел на подборку. Утром 5 сентября комсомольцы и молодежь колхоза провели в бригадах собрания, на которых каждый молодой комбайнер взял обязательство подбирать в смену хлеб с площади 27 гектаров и намолачивать не менее чем по 270 центнеров зерна. Всего комсомольцы и молодежь колхоза „Путь Ленина1 обязались подобрать за декадник силами семи комсомольско-молодежных агрегатов хлеб с площади 2000 гектаров и намолотить не менее 20 тысяч центнеров зерна. Сознавая всю важность задачи, поставленной районной партийной организацией о выделении 15 процентов тракторов на пахоту зяби, молодые трактористы колхоза обязались поднимать зябь ночами и считать преступлением,.если хотя бы один исправный трактор простоит ночь, не вспахав ни гектара зяби. Молодые трактористы обязались за время декадника вспахать ночами 400 гектаров зяби из расчета на „ДТ-54" не менее 4 гектаров в ночь. Правление колхоза одобрило и поддержало инициативу комсомольцев и выделило в распоряжение комитета комсомола колхоза 400 рублей для премирования передовых молодых трактористов и комбайнеров. ■Бюро райкома ВЛКСМ одоб рило ценную инициативу комсомольцев и молоде жи колхоза „Путь Ленина" по проведению работы на подборке хлеба и вспашке зяби силами комсомольско- молодежных агрегатов. Бюро обязало комсомольские организации всех колхозов и совхозов в 3 хднев- ный срок обсудить со всеми комсомольцами и молодежью ценную инициативу молодежи колхоза „Путь Ленина" и принять на себя конкретные обязательства по вспашке зяби и подборке хлебов. Итоги соревнования среди молодых трактористов, работающих на вспашке зяби, будут подводиться ежедневно. Учрежден красный флажок РК ВЛКСМ „Передовику на вспашке зяби", который будет передаваться лучшему трактористу раз в 5 дней. Молодым трактористам, добившимся лучших показателей на вспашке зяби, будут вручаться ценные подарки. Курганская область. Много забот сейчас у знатного полевода-новатора Терентия Семеновича Мальцева. В прошлом году колхоз «Заветы Ленина» Шадринского района, где трудится Терентий Семенович, укрупнился, и теперь посевная площадь здесь составляет восемь тысяч гектаров. До позднего вечера на полях слышится гул тракторов—идет заготовка земель под урожай будущего года. Массивы, не паханные по 4—6 лет, обрабатываются безотвальными плугами, а те участки, которые подвергались поверхностной обработке дисковыми лущильниками, сейчас боронуются лапчатыми боронами. Терентий Семенович, объезжая поля, останавливается у каждого агрегата, проверяет качество обработки почвы, помогает механизаторам советом. На снимке: Т. С. Мальцев (слева) и помощник бригадира тракторной бригады N° 6 С. А. Мальцев проверяют качество вспашки безотвальным плугом. Фото С. Юдина. Фотохроника ТАСС Помогают школьники Большую помощь колхозу им. Джамбула на заготовке кормов оказывали. учителя и учащиеся старших классов во время своих летних каникул. Сейчас начались занятия в школе. Однако и в это время коллектив учителей находит возможность оказать посильную помощь артели. Они часто в ночные смены выходят на тока и трудятся на подработке зерна для отправки на элеватор. ' Особенно хорошо работают К. Ульмиссков, В. Ма- катаев, С. Балтабаев. Старшеклассники по примеру своих учителей ежедневно не менее трех часов работают на току и вместе со старшими стремятся быстрее завершить уборочные работы. Л. Шапоренко. В Таврическом районе Восточно-Казахстанской области большое внимание уделяется культурному обслуживанию хлеборобов, занятых на уборке урожая. Художественная самодеятельность районного Дома культуры регулярно выезжает с концертами на полевые станы колхозов и совхозов. На снимке: концерт участников художественной самодеятельности на полевом стане пятой бригады совхоза „Багратионовский". Обязательство будет выполнено Широко раскинулись поля Молотят до трёх—четырех ча- ворачивают два грузовика и второй бригады колхоза «Впе- сов ночи. Перед утром часа направляются к току, Это во- ред к коммунизму». Еще не- два отдохнут, и снова к ма- дители Иван Исаев и Виктор давно здесь на сколько видит шинам. 25—30 гектаров пшени- Злобин везут зерно с поля, глаз колыхалось огромное цы, меньше не обмолачивают Автомобили поочередно въез- море созревающих хлебов, за день. Интересно то, что не жают на автовесы. Весовщик затем ровными длинными ря- уступает им и агрегат Гаврю- Эмма Штумшр взвешивает дами лежали полные валки шенко,—указал бригадир на хлеб, записывает, от какого скошенной пшеницы, а теперь движущийся другой степной комбайна и как бы мимоходом, на сухом пожелтевшем жнивье корабль.—Там тоже хлопцы но внимательно проверяет, нет выстроились длинными рядами работящие, поэтому разница ли где щелей в кузовах машин, копны соломы. Скоро не ста- в выработке у них бывает сов- На подработке зерна трудит- нет и этих последних свиде- сем небольшая: то одни обго- ся дружная бригада новосибир- телей убранного урожая. По- нят немного, то другие. А в цев. Юноши и девушки, хоро- чернеет поле от перевернутых общем хорошо работают все. шо освоив работу, ловко подпластов земли, чтобы на буду- Не зря им дважды правле- хватывают ведрами только щий год снова дать колхозни- ние колхоза вручало денежные что привезенное зерно, засы- кам богатый урожай. премии. пают его в работающие машиБригада заканчивает подбор- Мимо быстропрошел, грузо- ны и затем отгребают очищенку и обмолот валков. Слышен вик с нарощенными бортами ную пшеницу в отдельный во- отдаленный шум работающих кузова и скрылся за комбай^ рох, который вторично промоторов уборочных агрегатов, ном. Как пояснил бригадир пускается через стоящую ря- Мы направляемся навстречу им. это был шофер Карасукской’ домдругую зерноочиститель- —Это передовые уборочные автороты №11 Виктор Злобин, нуюмашину, агрегаты нашей бригады Гав- Молодой водитель, откоманди- А здесь уже гудит автопорилыГаврюшенко и Константина рованный в бригаду па период грузчик, подающий очищенный, Билль. Они соревнуются между уборки, трудится не покладая хлеб в кузова машины. Вот собой, — поясняет бригадир рук. Он заделал все щели в еще подходят два грузовика, т. Горбунов. кузове автомашины, чтобы не Этоводители Павел ЬогоГусеничный трактор с ком- было потерь зерна, и делает молов и Павел Ладков, байном «РСМ-8» и соломокопни- по 12—15 рейсов, транспор- перевезшие днем по 240 центтелем приближался к нам. тируя* хлеб от двухкомбайнов неров силосной массы к транГрохот работающего агрегата днем и ночью. шеям, прибыли на транспортизаглушил всякие другие звуки. Большой красный шар солн- ровку зерна на элеватор ночью. Водитель трактора Василий ца скрылся за горизонтом, Заведующий током,проверив ка- Морозов ведет агрегат точно когда мы оказались у бригад- чество кузовов,подает команду по борозде, нацеливая среди- ного тока. Ночная смена толь- нагружать машины. Гудит ну подборщика на сухие ко что приступила к работе, второй автопогрузчик и чистое валки пшеницы. На ходу Под большим навесом лежат зерно веером падает в маши- подымаемся на мостик. В клу- вороха семенного зерна. Робо- ну. Вскоре все пять грузовн- бах вьющейся над головой тают «ВС-10» и «ВС-8». Рядом ков, пройдя через автовесы, шелухи и пыли едва можно с навесом чисто выметенная один за другим направляются узнать комбайнера Константи- площадка. На ней тут и там на элеватор, на Билль. Быстро белеет полот- стучат зерноочистительные ма- Вторая бригада ежедневно но с подобранной массой из шины, работают автопогрузчи- отгружает на элеватор по 600 - валков, стучит барабан, дви- ки, гулко работают движки, 700 ц. зерна—почти две тре- жутся от шестерни к шестерне , разгружаются автомобили. Все ти ежедневного задания, до- металлические цепи, мелькают вокруг движется, гудит. И с веденного до колхоза. Брига- натянутые ремни передач, первого взгляда не понять, да имела все возможности заколеблются решета, и золотис- что здесь происходит. Но при- вершить уборку хлебов_6 сен- той струей сыплется обмолочен- смотревшись к отдельным груц- тябрн. Но оказалась в7проры- ное крупное зерно пшеницы в пам работающих и узнав кто ве третья бригада, и тогда бы- бункер комбайна. чем занят,становится сразу ло решено послать туда на Агрегат подходит к стоящим понятным хорошо организован- помощь два подборщика, где в ряд копнам соломы. На со- ный, слаженный рабочий ритм, они и работают сейчас. Благо ломокопнителе с потемневшим Заведующий током Маркел даря такой дружной работе от пыли лицом без устали ра- Павлович Горбунов так распре- хлеборобов и оказания товари- ботает вилами Геннадий Новак, деляет труд людей, что каж- щеской взаимопомощи между Вот он открыл соломокопни дый знает свое место, каждо- бригадами можно с уверенно- тель, и еще одна копна обмо- му поручено делать определен- стью сказать, что колхоз лоченной соломы легла в цепь ное дело. Постоянно находясь «Вперед к коммунизму» спра- с другими. на току, Маркел Павлович вится с обязательством по за- —Молодцы!—не без гордо- внимательно следит за всем,по- вершениюуборки хлебов 10сен- сти произнес бригадир, глядя этому никто без дела не сидит, тября и выполнению плана в след уходящему агрегату.— Вот из-за небольшого леска, хлебозаготовок к 15 сентября. С такими все задачи по плечу, бросая яркие лучи света, за- Вл. Шуст.
? сентября 1958 года, № 108 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД СОВЕТЫ ТОВАРИЩАМ КОМБАЙНЕРАМ Я проработал на комбайне два десятка лет, И теперь, находясь на научной работе, постоянно связан с механизаторами, занимаюсь теми же вопросами, что йи практики сельского хозяйства. Радостно видеть, как год от года растет техническая вооруженность колхозов и совхозов нашей страны. Мыначинали свою работу на машинах в тридцатые годы, когда только появилась первая техника. Сейчас иногда можно встретить молодого человека, который, садясь за штурвал ма- s. шины, сомневается: сумею ли овладеть техникой и достичь высокого мастерства. При первой трудности такой человек готов бросить работу. У нас трудностей было куда больше. Такие сложные машины, как комбайн, трактор и другие, тогда впервые появились на колхозных полях. Молодой механизатор хотел заглянуть «внутрь» машины, побольше узнать о ней, лучше понять взаимодействие ее узлов, их регулировку. Но в годы на селе некого было опросить об этом. До коллективизации в деревне все «техническое» вооружение крестьянина состояло из сохи и бороны, серпа и цепа. Усложнялась наша работа еще и тем, что враги колхозного строя распускали разные небылицы о том, что трактор и комбайн не помощники земледельцу, ^ что машины только землю портят, и она родить не будет, что хлеб керосином запахнет. Нам приходилось делом опровергать эти вздорные вымыслы и доказывать, что машина является первым помощником земледельцу, что только благодаря технике мы укрепим «ойхозы. Да и тракторы, комбайны в те годы выпускались далеко не совершенные. На них работать было куда труднее, чем на теперешних. Имел я успехи, терпел и неудачи. При неудачах старался не вешать голову, а при успехах не задирать нос. II 'сейчас помню слова отца: «Когда хлебный колос пустой, он выше задирает голову». В деятельности комбайнера мне помогало то, что я хорошо владел слесарным мастерством, которому научился в юношеские годы. Комбайнерская деятельность—это многогранная работа. Комбайнер должен не только в совершенстве знать машину, уметь ее регулировать. Он должен быть хорошим организатором. Уборку урожая называют страдной порой. Фактор времени, о котором говорил Н. С. Хрущев, имеет решающее значение везде, а тем более в сельскохозяйственном производстве. Не случайно в народе сложились поговорки: «День год кормит», «Убрал вовремя — выиграл, опоздал с уборкой—проиграл». Сейчас в колхозах и совхозах достаточно совершенных, отличных машин. Завоевал признание более выгодный, чем < прямое комбайнирование, раздельный способ уборки урожая. Решающими машинами на уборке урожая являются рядковые жатки и комбайны всех марок, а центральные фигуры страды — комбайнер, машинист жатки, тракторист. Прежде всего от их умения зависит полнота сбора"зерна. Только благодаря применению раздельного прогрессивного метода во многих областях Украины, на Кубани, на Дону уборка урожая втекущем году проведена в небывало короткие сроки, сохранены от потерь миллионы пудов зерна. Сокращение потерь зерна при уборке урожая является важнейшим источником увеличения валового сбора хлеба. А потери связаны прежде всего с затягиванием сроков уборки. Огромный эффект при раздельной уборке хлебов дает применение на-косовице спаренных жаток. Это высвобождает часть тракторов и трактористов, что очень важно. Не менее важна и другая сторона: валки после работы спаренных жаток лучше подбирать комбайном с двумя подборщиками. Следовательно, спаривая жатки, мы создаем условия и для высокой производительности комбайна на обмолоте валков. Большой резерв повышения производительности машин на уборке заложен в работе ночью. На многолетней практике я убедился, что за счет работы в вечернее и ночное время можно повысить выработку уборочных машин на 35—40 процентов. Для работы ночью мы на своих машинах обязательно устанавливали электроосвещение. При косовице зерновых в валки, а также и при подборке, когда хлебная масса повышенной влажности, стебли проникают внутрь большого транспортера, наматываются на ведомый (полевой) валик, что приводит к задержкам, к порче транспортера. Для устранения этого недостатка рекомендуется устанавливать защитные козырьки (щитки). Один из них крепится вдоль всего пальцевого бруса, другой—от ветрового щита. Ширина горизонтальной части щитка, который перекрывает зазор верхней ветви большого транспортера, должна быть около 100—150 миллиметров. Одни защитный козырек заднего края полотна делают из брезента (кусков старого полотна), прикрепляя его к нижнему краю ветрового щита, другие крепят деревянный от- лпв по всей длине ветрового щита, что также служит за щптным возырьком. От режущего аппарата защитный козырек изготовляют из листового железа, загибают под прямым углом и крепят к угольнику пальцевого бруса теми же болтами, которыми крепятся прижимы ножа. При жатве низкорослого хлеба, чтобы выдерживать минимальный срез, надо под левую и правую части жатки устанавливать полозки. Эти полозки, облегчая регулировку жатки на минимальный срез, вместе с тем предохраняют режущий аппарат от зарывания в землю. Комбайнер Н. А. БОРИН, Мастер комбайновойуборни, Гврой Социалистического Труда, кандидат сельскохозяйственных наук. Ростовской области т. Тало- вер применил двухножевой режущий аппарат, который оправдал себя на уборке низкот рослого и полеглого хлеба. Такое приспособление позволяет приблизить режущий аппарат к почве на 4—6 сантиметров, и он меньше забивается. При косьбе рядковой жаткой «ЖР-4,9» высокоурожайного и длинносоломистого хлеба наблюдается задержка хлебной массы между козырьком и скатной доской. В таком случае рекомендуется поднять козырек на 150—180 миллиметров, чтобы верхние грани козырька и кромки бортов наклонного транспортера составляли одну прямую линию. Для этого вырезы в "верхней части козырька для оси ведущего валика увеличиваются по длине с обеих сторон на 40—60 миллиметров. Важно как можно быстрее срезать хлеб ввалки. Это предотвратит потери от осыпания, облегчит вторую стадию уборки—обмолот. Поэтому на первом этапе все внимание механизаторов должно быть обращено на повышение производительности жатвенных агрегатов. Свалить, потом обмолачивать—по этому принципу нынче работали комбайнеры Юга и много выиграли. При обмолоте валков тоже много резервов повышения производительности комбайнов. Обязательно надо добиться разгрузки бункеров от зерна на ходу. Чтобы выяснить, какие это дает выгоды, мы провели ряд опытов. На подъезд иразгрузку зерна из двух бункеров комбайнов (уборка проводилась сцепом) в автомашиныпо нашим наблюдениям затрачивалось 10 минут (по пять минут на комбайн). Одни опыты были проведены при работе на одинаковой скорости агрегата, но при разной урожайности хлебов; другие—при одинаковой урожайности, но при разных скоростях работы агрегата. При работе на третьей скорости на участках с урожайностью 10 центнеров с гектара бункер комбайна «С-6» заполнялся через каждые полчаса. При урожайности 15 центнеров с гектара—за 22 минуты; при урожайности 20 центнеров—за 16 минут. Потери рабочего времени от остановок на разгрузку зерна из бункера составили: при урожайности 10 центнеров с гектара 25 процентов; при 15 ^центнерах с гектара 32 процента; прп 20 центнерах с гектара 40 процентов. В своей практике работы на уборке хлебов мы разгрузку зерна из бункера комбайна всегда производили на ходу агрегата. Увеличивается рабочее время агрегата, если доливать воду в радиатор двигателя также на ходу комбайна. С этой целью мы устанавливали на передней стенке комбайна «С-6» водяной бочок в 40 литров, который имел перекрывающийся краник и соединялся резиновым шлангом с радиатором двигателя. По «потребности» радиатора вода свободно поступала в него по шлангу, для чего требовалось только повернуть краник. Колхоз, в котором мы убирали хлеба, благодарил пас еще и за то, что к нашему агрегату не требовалось постоянного "водовоза, что немаловажно при недостатке рабочих рук. Часто заглядывали мы и внутрь машины. Б некоторых случаях зерновой ворох накапливался на стрясной доске первой очистки и плохо распределяется по решету. Чтобы устранить этот недостаток, мы увеличили колебание стрясной доски и несколько ее укоротили. Каждый второй "палец гребенки доски удлинили на 200 миллиметров. Зерновой ворох стал лучше распределяться по решету. При увеличении подачи струи ветра от вентилятора очистки зерно выносится за пределы молотилки, что приводит к потерям. При исследовании выяснили, что струя ветра скользит по решету под небольшим углом, а потому при увеличении ее силы зерно выдувается. Чтобы устранить это явление, под " решетом установили три ветронаправляющие планки, с помощью которых удалось направить струюветра под большим углом. При этом дополнении с увеличением силы ветра зерно не выносится с решета очистки. Это позволило не только лучше очищать зерно, но и увеличить пропускную способность решета. Нашли возможность предотвратить быстрый выход из строя наконечников решета очистки и пальцев передних подвесок, на которые они одеваются. В обычных комбайнах этот узел трудно доступен, не смазывается. Чтобы заменить ту или иную деталь узла, затрачивается "минимум "3—-4 часа) Мы проделали люки (окна) в стенах молотилки возле колебательного вала очистки. Стали смазывать этот узел, чем не только удлинили "срок службы узла, но и улучшили работу очистки. Теперь на монтаж и демонтаж этого узла затрачивается всего 30—40 минут. Подобные недостатки выявлены и во второй очистке. Мы удлинили решетавторой очистки на 300 миллиметров и изменили крепление задних подвесок—сделали как у первой очистки. Для лучшей продуваемости зернового вороха на решетах очистки подняли крышу молотилки над решетным станом на 210 миллиметров. Некоторые комбайнеры, зная этот недостаток, открывают крышку (люк) над очисткой. Но это приводит к большому неудобству. Внесенные нами изменения значительно улучшают очистку зерна, уменьшают потери." Ведущий вал и задний конец малого соломотранспорте- ра мы подняли к крыше молотилки на 210 миллиметров. Над малым соломотрапспорте- ром поставили дополнительный игольчатый битер. Все это-обеспечивает лучшее перетряхивание соломы, а следовательно, выделение зерна из нее. Па элеваторе соломокопнителя установили зерноуловитель, зерно с которого " направляется на первую очистку. Внесенные небольшие изменения в соломотрясе улучшают его работу, уменьшают потери зерна на этом узле. Постоянно, особо внимательно следили мы за работой молотильного анпарата. Его приходилось регулировать несколько раз в день. Регулировали режим работы в зависимости от поступления хлебной массы, добиваясь полного вымолота зерна, предотвращения его сечки и минимального дробления соломы. При уборке длинносоломистых хлебов меняли местами третью и вторую секции деки. Вторую, глухую, ставили на место третьей зубовидной секции. Фартучек закрепляли на последней секции. При легко- вымолачиваемом хлебе делали разрядку зубьев в секциях деки, но так, чтобы не было непромолота. На подборке мощных валков, особенно если хлебная масса повышенной влажности и засорена, следует обивать полотном транспортер в приемной камере молотилки комбайна «С-6». Без этого транспортер часто забивается и ломается. Некоторые комбайнеры устанавливают перед барабаном съемный валик, укорачивая стол и транспортер в приемной камере. Это дает неплохой результат. Чтобы влажная хлебная масса не наматывалась на вал приемного битера, нужно на правый конец вала битера надеть отрезок трубы, который легко изготовить из листового железа. Отрезок трубы крепится к боковине "приемной камеры молотилки (вал приемного битера в нем вращается). Отрезок такой же трубы, но большего диаметра крепится к рамке битера так, чтобы конец тонкой трубы на 35— 40 миллиметров входил внутрь трубы большего диаметра. Можно заменить рамочный приемный битер лопастным, как у самоходного комбайна «С-4». В одной статье невозможно рассказать обо всем опыте, который многие комбайнеры накопили за многолетнюю практику. Я. остановился лишь на самых важных вопросах. Все внимание уделил повышению производительности рядковых жаток и комбайна «С-6». В Новосибирской области 75 про центов комбайнов марки «С-6». Следовательно, они и рядковые жатки решают успех уборки урожая.
elibrary.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2