4 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД 27 н о я б р я 1957 г о д а , № 142 Беседы на антирелигиозные темы Приметы и суеверия 'ЯШ В Таджикской ССР сооружается Ходжа-Бакирганская оросительная система, которая даст воду из Кайрак-Кумского водохранилища засушливым районам Ленинабадской области. Будет орошено около 12 тысяч гектаров. На снимке: монтаж трубопровода Ходжа Бавирганской оросительной системы. Фото А. Полякова. Фотохроника ТАСС. Атомная силовая установка для ледокола „Ленин" На предприятиях 'управления тяжелого машиностроения Ленинградского совнархоза завершено изготовление турбин для атомного ледокола «Ленин». Общая мощность новых машин составляет 44 тысячи лошадиных сил. Имея такой главный двигатель, ледокол «Ленин» сможет прокладывать путь кораблям даже в тяжелых полярных льдах, непроходимых для плавающих сейчас ледоколов. Первые паро- | турбинные агрегаты уже уста- 1навливаются на строящемся корабле. Сейчас на испытательном стенде одного из заводов [проверяется и последняя машина , которая в ближайшие . дни будет передана судостроителям. (ТАСС). Крупнейшее хранилище зерна С незапамятных времен люди наблюдали все происходящее в окружающей природе, чтобы судить о предстоящих явлениях в природе и соответственно направлять свою деятельность. Результаты этих наблюдений послужили материалом для многих народных иримет. Некоторые из иих предвосхитили то, что позднее было подтверждено наукой. Достаточно достоверны, например, народные щимена о погоде: «пала роса— к ясному дню»; «туман (поднимается— будет дождь», «чистый закат солнца— к вёдру», «солнце зашло за тучи— к дождю», «духота без грозы не обойдется» и многие другие. Этл приметы в значительной мере могут быть обоснованы научно. Однако они оправдываются не всегда, ибо нельзя о сложных процессах погоды судить по какому-либо одному изолиро- ванно взятому признаку. Имеются и такие народные приметы, которые не противоречат научным данным, но не вполне достоверны из-за трудности их систематической проверки. Таковы многие приметы, основанные на поведении животных, развитии растений и ощущениях человека. Весьма вероятно, например, что пчелы не вылетают за взятком и муравьи перестают сновать вокруг муравейника в предчувствии ненастья. Ведь для этих насекомых неожиданное ненастье означает гибель, и поэтому, естественно, у них должна была выработаться тонкая чувствительность к изменениям погоды. Но проверить эти приметы очень трудно, поскольку поведение насекомых определяется многочисленными факторами помимо погоды. Несмотря, однако, на известную ограниченность народных примет, они в своей основе правильные, до сих пор сохраняются всеми народами, передаются из поколения в поколение. Но наряду с верными народными приметами существует множество заведомо неверных, псевдонародных примет или суеверий. Основывающиеся лишь на слепой вере, они в корне противоречат практике и отвергаются наукой. Суеверия— это предрассудки, в силу которых явления и события в жизни представляются проявлением сверх- еотественных сил и предзнаменованием будущего. При этом суеверия распространяются не только на погоду, но и на самые различные стороны быта. Идейная основа у суеверий одна и та же, что и у религиозных предрассудков— вера в чудеса, в сверхестественное. Такие, например, суеверия, как вера в судьбу, в предсказательную силу сновидений, в колдовство, в ворожбу и знахарство, в различные ложные приметы и т. д., являются прямым пережитком древних религиозных верований. От этих суеверий по существу не отличаются и религиозные представления о жизни природы и человека, признаваемые официальной церковью. Религиозные суеверия держат людей в постоянном страхе перед вымышленными таинственными силами, которые якобы могут оказать влияние на события человеческой жизни. Тем самым суеверия затемняют сознание человека, сковывают его творческую активность и инициативу в борьбе с силами природы, в строительстве коммунизма. До сих пор, например, бытует поверье: «Если в доме разобьется зеркало, то кто- нибудь из домашних скоро умрет». Откуда взялась такая нелепая примета? Кроется ли за ней какая-либо действительная связь между явлениями? Конечно, нет. Поверье о разбитом зеркале, предвещающем смерть, берет свое начало от глубокой древности, когда люди считали, что тень человека или его отражение ва каком-либо предмете есть его «душа». Это было характерно для ранней формы религии— так называемого анимизма (от латинского слова «анимус»— дух, душа), причем на той его стадии, когда «душу» человека представляли очень похожей на его тело. У тасманийцев, зулусов и многих других племен и народов, находившихся на низкой ступени общественного развития, наличие таких поверий установлено наукой с полной несомненностью. При этом выяснено, что уничтожение тени человека действием считалось равносильным убийству человека. Некоторые люди боятся числа «тринадцать» как чего-то, приносящего несчастье. Чтобы понять происхождение этого суеверия, обратимся опять-таки к старине. Известно, что у первобытных людей счетные способности были развиты слабо. В основе счисления вначале лежали небольшие числа: два, три. Считали по пальцам, прибавляя одно число к к другому. Так, чтобы обозначить число «семь», многие австралийские племена говорили «два-два-три» .Числа, не входившие в принятую систему счисления, казались людям непонятными и даже опасными. У многих народов древности, например, у римлян, была двенадцатиричная система счисления. В Западной Европе счет также долгое время велся по этой системе. Прямым ее отголоском является то, что многие вещи— столовая и чайная посуда, ножи, вилки и ложки, белье, карандаши, перья и другие предметы и в наше время считаются дюжинами. шиеся привычной двенадцатиричной системой, восприняли вначале число «тринадцать» с недоверием. Христианская мифология, как бы желая лишний раз подчеркнуть неприязненное отношение к этому числу, в рассказе о «тайной вечери», то есть о прощальном ужине мифического Иисуса Христа со своими учениками,I изобразила одного из тринадцати присутствовавших предателем. Так возник и пошелi гулять по белу свету суеверный страх перед «чертовой дюжиной». Или возьмем такой пример: «Черная кошка перебежала до- р о г у -п у т и не будет». Источником этой странной приметы также являются не жизненные события, а религиозные суеверия. Эта примета связана с древним поверьем об «оборотнях». Народы глубокой старины верили, что злые духи (да и злые люди) будто бы могут «оборачиваться» в животных. А черную кошку, несколько зловещую по цвету и виду, считали существом наиболее подходящим, чтобы выступать в качестве носительницы «злых духов». Отсюда ее появление и считали признаком приближающейся беды. Одним из суеверий являются гаданья. Гадают на картах, на бобах, на лучине и т. д Но все эти гаданья так или иначе связаны с верой в сверхестественное, с верой в «духов», с которыми гадающие якобы могут войти в соприкосновение, выведать у них свое будущее, расположить их в свою пользу. Разного рода обманщики— «прорицатели», га далки, знахарки— используют эти суеверия и бессовестно обирают доверчивых людей. В 1955 году в народном суде Петроградского района го рода Ленинграда слушалось уголовное дело некоей гражданки Касаткиной, которая в целях легкой наживы занима лась гаданьем. Запугивая посетителей якобы угрожавшими им несчастьями, гадалка бралась предотвратить их. Для этого она с таинственным видом давала посетительнице горсть «заговоренной» муки и рекомендовала рассыпать ее на перекрестке улиц. За это взималось не менее ста рублей. Так, не желая честно трудиться, Касаткина шарлатански вымогала деньги у своих клиентов. Из всего сказанного о суевериях видно, что они находятся в полном противоречии с правильными, научными представлениями о связях и закономерностях явлений природы и общества. Средством преодоления суеверий, как остатков темноты и невежества, служат повседневная упорная борьба с ними путем пропаганды научных знаний, научного мировоззрения, всемерный подъем культурного уровня населения. Словно маяк, высится над Иртышом омский элеватор— ги гантская фабрика подработки зерна. Достойно встретили его труженики 40-ю годовщину Великого Октября: умело используя механизмы, они достигли самого большого хле- бооборота среди элеваторов. Непрерывным потоком сюда продолжает поступать зерно с целинных земель Сибири и Казахстана. Мощные автоматические установки, автоопроВ Сосновсвой МТС организована первая в Ленинградской области межколхозная база для ремонта и технического осмотра автомашин сельхозартелей. Она обслуживает 12 колкидыватели, сушильные камеры обесиечивают быструю и качественную переработку хлеба. Самоотверженный труд хранителей народного добра получил достойную оценку; пятый раз подряд коллективу омского элеватора присуждены первая премия и переходящее Красное знамя Совета Министров СССР и ВЦСПС. (ТАСС). хозов. Создание такой базы избавило сельхозартели от необходимости посылать машины на осмотр и ремонт в город и позволило сократить материальные затраты. (ТАСС). Люди древности, Адрес редакции и типографии: город Карасук, ул. Заказ 531 пользовав- Н . Г у б а н о в . Зам. редактора А. И. Шестопалов. К сведению граждан города Карасука С 25 ноября в гор. Карасуке курсируют 2 пассажирских автобуса по маршруту: авторота— молочно-консервный завод — горсовет— ст, Карасук-П— центр— авторота. Авторота. УчстройОРСу треста Алтайтрансстроя срочно требуются на постоянную работу в г. Карасуке и с выездом на периферию продавцы, зав. магазинами, повара, экспедиторы. Обращаться в контору УчОРСа гор. Карасук, улица Советская, д. 10. УчстройОРС. Погруз-пункту ж. д. ст, Карасук требуются на постоянную работу грузчики, оплата труда сдельно-прогрессивная. Поступившие на работу пользуются правами железнодорожника. За справками обращаться в погруз-пункт ж. д. станции Карасук. Октябрьская, 63. Телефоны г редактора № 1-37, секретаря 1— 31, типографии № 2 — 92 Карасукская районная типография Тиоаж 1800 Межколхозная авторемонтная база
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2