30 августа 1957 года, № 103 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД 3, За тесную связь обучения вшколах с жизнью 29 августа закончило свюо работу проходившее три дня совещание учителей района. Участники совещания заслушали доклад секретаря рай кома партии С. Д. Чипиль о постановлении июньского Пленума ЦК КПСС «Об антипартийной группе Маленкова Г. М., Кагановича Л М.,Молотова Б. М.», по которому приняли решение, осуждающее фракционную деятельность раскольников. Учителя района выпазили свою единодушную решимость отдать все свои знания и умение делу воспитания подрастающего поколенияв духе ленинизма, в духе горячей преданности делу Коммунистической партии. С докладом «О политехническом образовании и преодолении коренного недостатка школы—отрыва обучения от жизни» выступил заведующий районным отделом народного образования Н. Д. Овдиенко. Как докладчик, так и выступившие затем в прениях отметили, что вистекшемучебномгоду политехническое обучение детей в школах района было поставлено значительно лучше, чем в предыдущие годы, что в ряде школ пополнились мастерские оборудованием, организованнее проходила кружковая работа, улучшилась связь школ с колхозным и совхозным производством и с промышленными предприятиями. В тоже время в работе школ в этом отношении ещёимеются большие недостатки. Школы района по-прежнему плохо справляются с выполнением закона о всеобуче. В этом году из школ выбыло по неуважительным причинам 37 учащихся, а всего отсеялось более 150 человек. Особенно большой отсев допущен в Ка- расукской средней школе. В этой школе только из восьмых классов выбыло 63 учащихся. Бывший директор т. Киндалев занимался очковтирательством-, стал на путь обмана, пытался скрыть факты ухода учащихся 8—9классов из шко лы, оторвался от коллектива. За всё это он снят с работы. В истекшем году в нашем районе работало шесть средних, 16 семилетних и 63 начальных школы, в которых обучалось около 6000 учащихся. По итогам весенних экзаменов успеваемость в школах района составляет 86 процентов. Оставлены на второй год или получили задания на осень около 800 школьников. Но проценты еще не дают полной картинысостоянияучебно-воспитательной работы в школах. Анализ работы школ и учителей показывает, что в начальных классах и особенно в сельских однокомплектных и двухкомплектных школах плохо поставленопреподавание труда и практикума, низка грамотность большой части учащихся. Это является результатом того, что еще немалая часть учителей, в том числе стажистов, перестали совершенствовать своё педагогическое мастерство (тт. Мастеров, Грицанова, Жукова, (С августовского совещания учителей) Безгубое, Дубина и иекоторыо другие). В старших классах школ района по-прежнему низка грамотность учащихся, успеваемость по литературе. Недопустимым недостатком части учителей словесников у нас является ориентировка учащихся на формальное заучивание. Такая практика привела к срыву на экзаменах в Шилово-Курьинской семилетней школе (преподаватель т. Клименко), где из 10учащихся половина написала экзаменационные работы плохо, в Хорошинской средней школе (преподаватель т. Крюкова) также во время весенних экзаменов половина учащихся 10 класса не справились с сочинением по литературе. В Карасукской средней ' школе из 469 учащихся 8—10 классов плохие оценки получили 136 человек. В этих классах литературу вели преподаватели тт. Штода, Киндалев, Шевцова, Гайворонская иСтукало. У учительницы Г. Н. Шевцовой самая низкая успеваемость—из 103 учащихся успешно закончили учебный год меньше половины. Выполняя исторические решения XX съезда партии, работники школ района добились некоторых успехов в развити политехнического обучения и трудового воспитания детей и молодежи. Теперь уже немало школ, тесно связанных с предприятиями, колхозами, МТС, совхозами, которые помогают учащимся в приобретении политехнических знаний и трудовых навыков. Учащиеся Хорошинской средней школы организовали посадку и уход за кукурузой и картофелемна больших колхозных площадях, школьники Октябрьской семилетней школы кроме этого уже второй год шефствуют над колхозным молодняком на животноводческой ферме, старшеклассники Карасукской средней школы работали в кружках поизучению автомобиля, трактора и сельхозмашин и многие из них полностью изучили программу, прошли практикум и получили соответствующие документы. Тем не менее ликвидация известного отрыва обучения от жизни, дальнейшее повышение качества учебной работы и коммунистического воспитания подрастающего поколения по-прежнему является первостепенной задачей школы. Выступившиевпрениях делились накопленным за последнее время опытом политехнического обучения школьников, достигнутыми успехами сближенияшколы сжизнью. Директор Октябрьской семилетней школы Ф. Я. Романенко рассказал о том, что на участке, который взяли учащиеся в колхозе «Путь Ленина», выращен хорошийурожай кукурузы и картофеля. Учащиеся этой школы уже второй год шефствуют над молодняком, они научились ухаживать за телятами, определять живой вес их путем обмера, составлять рацион. В то же время тов. Романенко критиковал районо за слабую помощь и некачественное инспектирование: —Районоплохоинспектирует семилетние школы, а начальные тем более. Инспектирование проводится поверхностно, и в школах после этого не остается никаких следов. Учитель физики Михайловской семилетней школы тов. Семенов рассказал об организации практических работ на уроках по своему предмету, адиректорэтойшколытов.Сергиенко жаловался на отсутствие условий для осуществления политехническогообучения детей. Действительно, в этой школе нет мастерской, где бы можно было нормально организоватьпреподавание труда, хотя вытйи из этого положения можнолегко, достаточно только, чтобы директор школы тов. Сергиенко и председатель сельского Совета тов. Рассказов проявилизаботу о завершении начатого строительствашкольного помещения. А вот работы на пришкольном участке полностью зависят от активности учителей и заботы директора школы. Однако тов. Сергиенко пришкольному участку неуделяет внимания. Более того, здесьчасты случаи, когда тов. Сергиенко пасет на пришкольном участке своего теленка. Интересно, кто же после этого должен создать нормальные условия в этой школе для ' осуществления политехнического обучения детейР Хороший пришкольный участок у учащихся Хорошинской средней школы. Летом он радовал тщательной планировкой и прекрасными видами на урожай, а теперь уже подводятся итоги. Например, рожь дала урожай в пересчете на гектар по 15,5 центнера, зеленая масса вико-овсяной смеси—более 100 центнеров. На участке выращиваются новые для нашей местности культуры -соя, кенаф, сорго, клещевина, манчжурский орех идругие. Соя, например, дает более 300 центнеров с гектара зеленоймассы. Богатый опыт у хорошин- ских школьников накоплен и в организации производственных бригад для работы в колхозе как на подшефном участке кукурузы и картофеля площадьюв 40 гектаров, так и на других работах в колхозе. Обовсме этом рассказала в своем выступлениидирек торэтойшколыА. Д. Овдиенко. J3прениях выступило семь членов коллектива Карасукскойвредней школы. Преподаватель черчения и рисования Д. И. Михайленко в своем выступлении подчеркнул, что нельзя ликвидировать отрыв школы от жизни без существенного улучшения преподавания черчения и рисования. Чертеж—язык техники. Тот, кто не знает и не любит черчение, будет впоследствии испытывать большие трудности напроизводстве. Однако вшколах района по-прежнему эти предметы считаются второстепенными, и преподавание их почти повсеместно, за исключением семилетней школы №2 города Карасука, стоит на низком уровне, в отрыве от требований жизни и производства. Однако докладчик т. Овдиенко нисколько не уделил внимания состоянию преподавания этих предметов. Б большинстве случаев не обращают внимания и не проверяют эти предметы и при инспектировани . Преподаватель химии К. Д. Короткова жаловалась на плохое снабжение школы химикатами и химической посудой, что укреплением материальной базы химкабинетов не занимаются по-настоящему руководители шкод и работники районо. Тов. Короткова поделилась опытом планирования и проведения практических работ на уроках химии. Все работы, предусмотренные программой, учительница планирует заранее. Это дает возможность более тщательно подготовиться, увязать тему лабораторной или .практической работы с требованиями жизни, с запросами производства. На это же указал в своем выступлении преподаватель физики В. И. Крупский, который в истекшем году успешно выполнил все требования государственной программы посвоему предмету, тесно увязывая изучаемый материал с требованиями жизни. Преподаватель практикума по машиноведению И. И. Яковенко поделился опытом организации работы кружков политехнического цикла, рассказал о связи их с промышленными предприятиями и Карасукской машинно-тракторной станцией. Нод его руководствомв период летних каникул старшеклассники в порядке прохождения практикума произвели сборку 12 жаток и 8 хедеров и ремонт 7 жаток. Группа кружковцев под руководством преподавателя т. Кайгородова тщательно изучила материальную часть автомобиля, прошла практику езды па машине и получила права шоферовтретьего класса. —Однако в преподавании этих предметов,—говорит он,— мыиспытываем большие трудности. Руководители промышленных предприятий и Карасукской МТС не всегда идут нам навстречу. В школе до сих пор нет трактора, и получить его мы нигде не можем. Завуч этой школы Я. А. Генн рассказал охорошейпостановке учебно-воспитательной работы в начальных классах, о привитии учащимся практических навыков, отметил положительный опыт работы преподавателя биологии т. Коросте- линой на пришкольно-опытном участке и преподавателя физ- подготовки т. Тарасова. В то же время т. Генн отметил, что в школе еще много недостатков и предстоит еще и многое сделать по ликвидаци отрыва преподавания учебных предметов, от жизни. В школе слабо поставлена учебно-воспитательная работа и виновен в этом не только бывший директор шкоды т. Киндалев, но весь учительский коллектив, партийная, комсомольская и профсоюзная организации. —Секретарь партийной организации т. Лазарев проявил безразличие к создавшемуся положению в школе, царившему либерализму и благодушию со стороны администрации но руководству учебно-воспитательной работой,— говорит т. Генн. Однако не все учителя этой школы, выступившие в прениях, здраво оценили обстановку вшколе, мешавшуюулучшению учебно-воспитательной работы, устранению отрыва преподавания от жизни. Завуч школы т. Семизаров пытался оправдаться с трибуны совещания и свалить всювину за неяое- татки вучебно-воспитательной работе школы на отсутствующих учителей и снятого с работы директора. Частые употребления спиртных напитков самим т. Семизаровым привело к подрыву его авторитета перед учителями и учащимися. Дело дошло до того, что указания завуча стали неавторитетны для учителей, а школьники открыто смеялись над ним. Выступившие в прениях тт. Усенко, завуч Карасукской средней школы рабочей молодежи, Кошевых, заведующий Чуманской начальной школы, и другие говорили о плохих условиях в школах, мешающих нормальному проведению занятийи тем более осуществлению политехнического обучения. ЗаведующийКрасносельской начальной школой т. Надолин- ныйкритиковал докладчика за то, что оннисловом не обмолвился о подготовке школ кновому учебному году, а также о трудоустройстве выпускников. Вопросами трудоустройства десятиклассников в районеникто не занимается. Веснойпытались было создать комиссию, но из-за невнимания к этому делу со стороны районо и лично т. Овдиенко ничего не сделано. Вот почему сейчас многие выпускники средних школ ходят без дела и значительная часть их обивает пороги районо с просьбойустроить учителями. Более половины учащихся обучается вначальных школах города и села, однако в обсуждении поставленного вопроса никто из учителей этих школ, кроме т. Надолшшого, не приняли участия, хотя в этих школах закладываются основы трудового воспитания школьников. Все эти вопросы требовали активного обсуждения участников совещания, но оказались упущенными. Участники совещания приняли развернутое решение, определяющее мероприятия по сближению преподавания учебных предметов с потребностямипромышленного и сельскохозяйственного производства.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2