22 марта 1057 года, № 35 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД 3. За эффективную методическую работу в районе Нельзя переоценить влияние методической работы с учителями на повышение качества учебно воспитательной работы в школе. Из учебного заведения в школу молодой учитель приходит преимущественно подготовленным теоретически, т. е. он приобрел фактические знания по определенным дисциплинам, получил сведения по общим и частным методикам, но он не имеет опыта. И толь ко в школе, в ходе конкретной педагогической работы с учащимися, в ходе практической реализации 'ранее полученных методических рекомендаций и требований накапливается методический опыт. Поэтому очень важно, чтобы этим процессом совершенствоБольшие изменения произошли в стране за последнее время в развитии школьной сети. Вот взять и наш район; если до войны было всего 10 семилетних школ и 3 средних, то теперь число тех и других увеличилось вдвое. Изменился и качественный состав учителей школ: теперь в каждой сельской средней школе по несколько учителей с высшим образованием. Между тем и организационные формы, и состояние ме тодической работы, и приёмы руководства этим важнейшим делом остались без изменения, хотя они явно не отвечают всем тем требованиям, кото рые предъявляются сейчас к школе, особенно в связи с решениями IX съезда КПС в области народного образования. Существующая система методической работы сложилась в основном в годы, когда гако лы решали задачу осуществ ления всеобщего начального обучения. Почти без изменений она сохранилась до нашего времени. Она донесла и тот отпечаток, который был навеян гуманитарным характером обучения, отрывом школы от производства, а также культом личности, способствовавшим утверждению догматизма и начетничества в педагогическом деле. В практике методической работы и в официальных документах Министерства просве щения работа предметных комиссий при районо до последнего времени признавалась единственно целесообразной. И, действительно, в годы, когда средних школ было мало, а кадры учителей были недостаточно подготовлены, эта форма организации методической работы отвечала требованиям того времена. Иное положение сейчас: в районе 6 средних школ, 65 учителей с высшим образованием, значительная часть из которых имеет приличный стаж. Возникает вопрос: целесообразно ли при теперешних условиях рекомендовать, планировать и проводить заседания районных предметных комиссий, не будет ли это формальностью в органивания методических знаний, умений и навыков учителей осуществлялось постоянное и целенаправленное руководство со стороны завуча, заведующего или директора школы, со стороны районо. Под методической работой обычно имеется ввиду разносторонняя систематическая деятельность руководителей школ и районо по повышению качества подготовки учителя к текущей учебно-воспитательной работе. В то же время методическую работу немыслимо представить без активной деятельности самих учителей по освоению и применению передовой педагогической практики по обучению и воспитанию школьников. зации методической работы? И заведующий районо Н. Д. Овдиенко и методист А, В. Пикула признают возможность и даже целесообразность отрешиться от необходимости собирать по несколько раз в год всех учителей школ'района на заседания предметных комиссий при районо. Признают, однако вновь планируют их работу и пытаются проводить заседания. Школы и педагоги,нуждают ся в новой организационно! структуре и в изменении содержания методической работы. Методическая работа должна содействовать своему основному назначению—помогать успешно разрешать вопросы обучения и воспитания детей. В последние два года школы района стали по-новому строить методическую работу, искать новые формы, оживлять содержание, приспосабливая его к требованиям учителей. Однако это происходит медленно и нерешительно, а иногда встречает тормоз. Чем, как не формальным подходом к методической работе, можно объяснить так плохо подготов ленное и некачественно проведённое недавно объединение учителей начальных классов города. Сами учителя это желание педкабинета узнали буквально накануне, поэтому одни не могли как следует подготовить доклады (не из своей практики, а хотя бы из методической литературы), другие спешно разработали и поэтому некачественно дали уроки. К тому же всех учителей начальных классов школ города собрали вместе. Теснота, организационная неразбериха царили на этом объеди нении. Учителя школ города заявляют, что такие методические объединения не только не приносят пользу, но даже вредно сказываются на состоянии ра боты учителя. При таком положении надо присмотреться: нужны ли действительно общегородские поклассные объединения учителей в той форме, как они созданы сейчас, и с тем содержанием работы? Методист — советник учителя В практике педагогической работы бывает много нерешенных вопросов, особенно у учителей однокомплектных начальных школ. Обычно инспектор районо, выполняющий роль государственного контролера, рассматривает это как недоработку учителя, делая соответствующее порицание. И это понятно: он призван требовать обязательного выполнения государственных программ и указаний органов народного образования. Совершенно иную роль призван играть методист районо. Учителя хотят видеть в нем подлинного советчика и наставника. И ондолжен имбыть. Для этого требуется, чтобы методистом был опытный и хорошо подготовленный педагог, знакомый с учебными программами всех классов средней школы, а не только начальных, как принято считать у нас до последнего времени. Требуется и другое непременное условие—перенести ме тодическую работу из стен педкабинета в среднюю и семилетнюю школы, приблизиться к учителю, в известном смысле слова жить его запросами и помогать их разрешать, словесный обмен опытом работы отдельных учителей и целых педагогических коллективов заменить конкретной практическойметодической работой, оказывающей прямое и непосредственное положительное влияние на улучшение учебно- воспитательной работы. Однако педкабииет районо пока только занимается сбором материалов о проделанной методической работе на местах. Ни методист, ни инспекторы не принимали в этом году непосредственного участия в рабо те сельских методических объединений. Это ненормальное явление. Решительно отказываться от шаблона Непременным условием серьезного улучшения методической работы является решительный отказ от формального подхода к ее организации, от шаблона в ее содержании, критическая оценка всех существующих и выдвинутых практикой новых её форм. На местах за последние годы в практике организации методической работы стали складываться новые, заслуживающие серьезного внимания формы методической работы. Например, Карасукская средняя школа второй год практикует проведение общешкольных методических конференций. В них принимают участие все учителя школы: одни выступают с докладами из свое го опыта, другие после посещения уроков своих коллег делают критические замечания по применению ими положе нлй, изложенных в докладах. В прошлом учебном году здесь решался вопрос «Урок как основная форма учебно- воспитательной работы». Нынче коллектив работает над темой: «Знание и умелое применение методики преподавания—важнейшее условие успеха в работе учителя». Тема рассматривается в самом широком плане: здесь и изучение учащихся, и индивидуальный подход к ним, и работа учителя по развитию внимания, активности и интереса к изучаемому материалу на уроке и др. И никто из учителей не стоит в стороне от работы над этим вопросом. Второй год практикует целевую постановку стержневых методических вопросов коллектив Карасукской семилехней школы № 2. В прошлом учебном году внимание всего коллектива здесь было приковано к разрешению вопроса об организации самостоятельной работы учащихся на уроках, нынче усилия учителей и ад министрации направлены на разрешение другой методической темы—обучающей стороны урока. Но можно ли сказать это о каждой школе? К сожалению, нет Студеновская средняя, Богословская и Троицкая семилетние школы не занимаются решением коренных методических вопросов. А следовало бы. Средняя школадолжна быть центром методической работы В условиях перехода ко всеобщему среднему образованию исключительно важное значение имеет обеспечение преемственности в работе начальных, семилетних и средних школ. В нашем районе сеть средних школ (за исключением Октябрьской зоны) расположе на так, что к ним территориально тяготеет определенная группа семилетних и начальных школ. И если учесть, что средняя школа ежегодно пополняется за счёт учащихся, выпущенных из 4-х и 7 х классов других школ, то можно сказать, что она кровно заинтересована в качестве обучения и воспитания в соседних начальных и семилетних школах. Подготовленность учащихся зависит от многих причин, но ведущее значение среди них имеет общее состояние учебно-воспитательной работы в школе, методическая вооруженность учителей, соблюдение единых педагогических требований всеми учителями с 1 до 10 класса—важнейшего условия преемственности в работе с детьми, переходящими из одного класса в другой, из одной школы в другую. Все это вместе взятое выдвигает среднюю школу как центр методической работы. Некоторые школы района за последние два года действительно становятся подлинными центрами методической работы. Благотворное влияние на окружающие начальные и семилетние школы оказывает Благодатская средняя школа. Умелое сочетание коллективных форм методической работы учителей в предметных секциях и методических объединениях с индивидуальными положительно сказывается на методической подготовленности учителей, на улучшении учебно-воспитательной работы, на повышении успеваемости учащихся. Активная методическая работа проводится учителями школ зоны влияния 1орошвн- ской средней школы. Здесь также не сводят методическую работу к ее коллективным формам и решающее значение отводят самодеятельному труду учителя в деле совершенствования его методической подготовки. Методическая работа учителя начинается с подготовки его к уроку и внеклассным занятиям. Она включает в себя самодеятельное изучение педагогической и методической литературы и творческое решение вопросов, возникающих в процессе учебной и воспитательной работы, взаимокон- сультации и обсуждение уроков, освоение передового педагогического опыта и подготовку к докладам, использование рекомендованных поурочных разработок и методических писем Министерства просвещения и указаний инспекторов. Вот почему решающее значение имеет организация методической работы и руководство ею. Надо возбуждать интерес одних учителей, рекомендовать другим и требовать от третьих. Здесь так именно и поступают. Однако нельзя еще сказать, что все средние школы стали настоящими центрами методической работы. Взять, напр- мер, Карасартовскую среднюю школу. Здесь в марте проведено первое методическое объединение учителей казахских школ. Больше половины всех учителей казахских школ не присутствовали на нем. Но дело не только в этом. На рассмотрение учителей были вынесены настолько общие ирасплывчатые вопросы, что их трудно было разрешить: о методике преподавания арифметики, об основных принципах преподавания ручного труда, об улучшении преподавания русского языка. Вот в этом именно и проявляется начетничество и формализм, которым в организации методической работы надо объявить решительную борьбу. Т, ГВОЗДЕВ. ОТ РЕДАКЦИИ: Редакция просит учителей и руководителей школ высказать свои мнения относительно затронутых в статье вопросов, а также предложения по улучшению организационной структуры и содержания методической работы в районе. Нужныновыфоермыметодическойработы
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2