Коллективный труд, 1957, № 35

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! l&UJxeJcmutimui Навстречу Октябрю Социалистическое обязательство коллектива Карасукского комбината по производству молочных продуктов и сушке овощей ГОрган Карасукского райкома Коммунистической партии Советского Союза и районного Совета депутатов трудящихся _______Новосибирской области №35(2223) | Пятница, 22 марта 1957 г.| Цеан 15 и. За комплексную подготовку к весенне-полевым работам В Кулунду идет весна. Не более месяца осталось до начала полевых работ. Многие колхозы и машинно- тракторные станции деятельно готовятся встретить весну второго года шестой пятилетки во всеоружии. МТС района в срок завершили ремонт тракторов и прицепного инвентаря и значительную часть техники направили в колхозы. Много труда в подготовку в весне вкладывают колхозники района. В сельхозартели имени Андреева своевременно проведено снегозадержание, выполнен план вывозки навоза на поля, полностью очищены семена, завезены ядохимикаты и скоро начнется протравливание семян. Правление артели закрепило за тракторными бригадами прицепщиков, сеяльщиков, горючевозов, подобрало опытных поваров. Широким фронтом идет подготовка к весне в колхозе «Маяк Ильича». Здесь также завершена подработка семян и на днях началось их протравливание. Правление сельхозартели «Жол Сталина» большое внимание уделяет подготовке сольхозинвентаря и тракторных вагончиков. Однако задача заключается не только в том, чтобы подготовить рельхозиввентарь и семена, хотя и в этом отношении не все благополучно. Например, до сих пор не завершили ремонт тракторов совхозы района, во многих колхозах плохо ремонтируются брички и сбруя. Труженики сельского хозяйства района ставят перед собой задачу вырастить в нынешнем году еще более высокий урожай, чем в прошлом году. А добиться этого возможно только при выполнении всего комплекса агротехнических мероприятий. Рабочие второй фермы совхоза имени Дзержинского почти вдвое перевыполнили план вывозка местных удобрений, в сельхозартели имени Молотова большое внимание уделяют сбору золы и куриного помета. Но следует сказать, что в целом по району плохо идет вывозка навоза на поля. Так, например, по Студеновской МТСследовало вывезти 14200 тонн навоза, однако вывезено немногим больше двух тысяч тонн. В три раза меньше намеченного планом вывезено навоза на поля в колхозах зовы Чернокурьинской МТС. Плохо идет подготовка к весне в колхозе имени Жданова. Здесь ни по одному показателю не выполнен план зимних агротехнических мероприятий: снегозадержание проведено на незначительной площади, навоза вывезено всего 265 тонн вместо 1000 товн, 800 центнеров семенного зерна не доведено до посевных кондиций, не заготовлены ядохимикаты. Правление артели (председатель т. Лебедев) не обращает внимания созданию нормальных жилищных условий колхозникам и механизаторам, которые будут участвовать в проведении весенней посевной кампанип. В колхозе имеется четыре тракторных вагончика и не один из них не пригоден для жилья, но ремонтом их пока что не занимаются. Правление артели не решало еще вопрос о расстановке кадров. В колхозе имени Жданова имеются большие возможности, но используются они слабо. Здесь достаточно подготовленных кадров колхозников, однако подготовка к весне сильно затягивается и создается тревожное положение. Большая вина ложится и на партийную организацию колхоза. Секретарь парторганизации т. Нестеров не вникает в ход подготовки к севу, не мобилизует усилия колхозников на устранение недостатков. Посевная кампания нынче будет особенно напряжен пой: если в прошлом году почти все земли были подготовлены заранее, то нывче предстоит вспахать весной более 50 тысяч гектаров. Поэтому очень важно, чтобы заранее было все продумано: укомплектованы бригады обслуживающим персоналом, спланированы маршруты передвижения техники, созданы условия для отдыха механизаторов и колхозников, которые будут заняты на весеннем севе. Времени до начала полевых работ остается в обрез. Рабочие МТС и совхозов, члены сельхозартелей должны напрячь все силы, чтобы в ближайшие дни устранить все имеющиеся недоделки и встретить посевную кампанию комплексной готовностью. Обсудив социалистические обязательства коллективов московских предприятий министерства мясных и молочных продуктов РСФСР о досрочном выполнении производственных планов второго года шестой пятилетки, коллектив рабочих, инженерно-технических работников и служащих Карасукского комбината по производству молочных продуктов и сушке овощей включается в социалистическое соревнование за достойную встречу 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции и берет на себя следующие обязательства: государственный план по выпуску валовой продукции выполнить к 20 декабря; к 25 декабря выполнить план заготовок и закупок молока, заготовить от каждой коровы в индивидуальном хозяйстве по 600 литров молока; план выработки сухого молока выполнить к 1 декабря и дать дополнительно 50 тонн, план выработки масла выполнить к 25 декабря. Выдать высшими сортами сухого молока и масла 97 процентов; путем улучшения организации производства, внедрения передовых методов труда повысить производительность труда на 0,5 процента к плану; за счет экономного расходования сырья, материалов, тепловой и электрической энергии, внедрения в производство рационализаторских предложений добиться снижения себестоимости товарной продукции на 0,5 процента против плановой; к 15 апреля закончить в комплексе подготовку комбината и зоны к летнему сезону; произвести к 1 сентября необходимый ремонт жилой площади, а также не позднее 1 октября построить хозяйственным способом 2 двухквартирных жилых дома. Коллектив Карасукского комбината вызвал на соревнование коллектив Купинского молочно-консервного завода. Обязат ельст ва обсуждены и п ринят ы на общем собрании р а ­ бочих, инж енерно - т ехнических работ ников и служ ащих комбинат а . В Е С Т И И З К О Л Х О З О В Завершается подготовка к весне Встретить весну во всеоружии Многое сделали колхозники нашей артели, чтобы- во всеоружии встретить начало весенне-полевых работ. Еще в конце прошлого года все бригады закончили очистку семян. Д л я семенных участков завезено более 500 центнеров сортовой пшеницы. Через 2—8 дня приступим к протравливанию семенного материала. Ядохимикаты имеются, заканчивается подготовка протравителей, приводятся в порядок складские помещения Колхозные умельцы — кузнецы, плотники и шор ники Ф. Кулибер, Т. Ва минский, А. Германов, Е. Бендер, А. Майер под готовили бороны, транс портные средства, сбрую и другой мелкий сельскохозяйственный инвентарь. На подвозку семян виде ляется около 40 бричек, которые в основном готовы. Отремонтированы че тыре автомашины, гото вятся еще две. Не снижаются также темпы по вывозке на поля навоза.Ежедневно на этой работе участвует 13 подвод, которые доставляют в день до 17 тонн местных удобрений. Хорошо рабо тают возчики Е. Бендер, В. Дрючков. ' в. ДОБРЯК. Колхозники собирают золу З о л а—ценное минераль ное удобрение. В сельскохозяйственной артели имени Молотова многие колхозники организовали сбор золы. Особенно активное участие приняли члены третьей бригады. Колхозница А. Шнайдер собрала и сдала 16 центнеров золы, Г. Трофимов, О. Грин- ченко и М. Елецкая собрали каждый более 10 центнеров. За собранную золу кол хозникам начисляются трудодни. Всего колхозни ­ ками собрано 128 центнеров золы и 50 центнеров птичьего помета. Эти удобрения предназначены специально для опытного участка посева пшеницы. П. ГРИНЧЕНКО. За 90 пудов о гектара Впередичетвертаябригада Немного времени отделяет нас от горячей поры—весеннего сева. В эти оставшиеся дни члены, кол ­ хоза им. Калинина стараются сделать все для того, чтобы успешно провести весенний, сев. Кузнецы т. Шурховецкий и В. Больд заканчивают р е ­ монт бричек-бестарок, подготовили бороны. Плотники тт. Лепетюха, Блочков, Денисов и Король готовят механизаторам и колхозникам жилье. 8 тракторных вагончиков уже готовы к приему жильцов Правление колхоза выделило продукты для общественного питания: жиры, крупы, мясо, муку. Поставлено на откорм несколько свиней. Лучше других ведут подготовку к весне члены четвертой комплексной бригады, руководимой тов. Пиколенко. Здесь пол ­ ностью очищены и прошли лабораторный анализ семена, продолжается вывозка на поля местных удобрений. За успехи,достигнутые на уборке урожая 1956 года, И. ЛОПИН. бригадир тракторной брига-^ ды Октябрьской МТС Федор ------------------------------------- Мартынович Семенихин награжден орденом Трудового Красного Знамени. Высоких правительственных наград удостоилась и группа трактористов этой бригады. В текущем году полеводческая и тракторная бригады объединились в одну тракторно-полеводческую. Механизаторы и колхозники деятельно готовятся к весенне- полевым работам. Трактора находятся в колхозе, готовы к выезду в поле. Составлен рабочий план бригады. Коллектив тракторно-полеводческой бригады решил в нынешнем году вырастить на полях колхоза им. Молотова урожай зерновых не менее 90 пудов с гектара. Борьба за урожай разгорается с новой силой. На двух тысячах гектарах произведено снегозадержание, вывезено на поля около 700 тонн местных удобрений, закончена очистка семян. Сейчас механизаторы ремонтируют тракторные вагончики, готовят прицепы к сеялкам. Примерно трудятся трактористы Панко, Гидион, Авик, Дорнес и другие. И. ПАНАРИН. На снимке: ф . М. Семенихин.

2. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД 22 марта 1957 года, № 35 С В Е Д Е Н И Я о надоях молока аа 4-ю пятидневку марта 1957 года Колхозы, МТС, совхозы Ь . 6 О . « * М О . н о о 5 ч О R3 X S.2 Ч ►.2® XX Колхозы, МТС, совхозы i» ,og - О “ * О g *r 2 Им. Тельмана „Маяк Ильича" „Вперед к коммун." „Жол Сталина" Карасукская Им. Андреева Им. Сталина Им. М. Горького Им. Калинина Хорошнвская Им. XX партсъезда Им. Джамбула Им. Молотова „Путь Ленина" Октябрьская „Путь к коммунизму" 28.3 42.2 33,8 40.5 35.5 31.7 27.4 2w,0 28.2 29.3 37.8 25,0 23.9 36.4 31,3 36,7 „Красный путиловец" Им. Дзержинского Им. Буденного Студеновская Им. Куйбышева „Новая семья" Им. Амангельды Им. Жданова Ч.-Курьннская По колхозам района Совхозы Им. Дзержинского „Октябрь* Всего по району 24.1 36.1 36.5 34.7 25.5 31.7 28,0 27.9 28.9 32.0 31.7 36.0 33.0 Райплан. Неоправданные надежды ( К выступлению артистов Ленинградсной госэстрады) З а 1100 литров молока д о 1 мая Подсчитав своивозможности, работники животноводства первой бригады колхоза «Маяк Ильича» на проходившем в начале марта совещании при няли повышенное обязательство: надоить на одну фуражСлова животноводы подкрепляют делами. Улучшив кормление коров, доярки добиваются заметного повышения надоев. По надою молока ферма первой комплексной бригады идет впереди. В феврале на каждую -------— и цлзиудле ьа, каждую ную корову втекущимхозяйст- корову здесь получено по198 6 венном ГОП V НЙ МАНРА 9.9.ПП ч и п . ппггпа . .Г ,™ , . . , V--------------- ’ венном году неменее 2200 лит ров молока,из нихполовину дояр ки решили получить к международному празднику трудящихся— 1 Мая. литра молока. Больше других надаивают от коров закрепленных групп доярки А. Ена, Н. Шатохина и Л. Черченко. „ Н. ЛУБАШЕВ, бригадир комплексной бригады. Много лет трудится на лесоторговом складе столяр Андрей Емельянович Прокопенко. Он делает столы, табуретки, книжные шкафы, оконные рамы. Вся продукция идёт хорошим качеством. Андрей Емельянович успешно справляется и с планом. На 115 120 процентов выполняет он месячные задания. На снимке: столяр А. Е. Прокопенко. - r' iMiiirrtiiiiiii''' Около 30 лет с — начала орга низации колхоза—трудится на свиноводческой ферме колхозница сельхозартели им. Куйбышева Анна Ивановна Шапорен- ко. За самоотверженный mpvd она награждена орденом Трудового Красного Знамени и двумя медалями. В нынешнем году трудящиеся нашего района еди нодушно избрали А. И. Шапо- ренко депутатом в областной Совет депутатов трудящихся. На снимке: А. И. Шапоренко. Лучшие производственники Заслуженным уважением пользуются в коллективе мясокомбината рабочие Анатолий Гаврилович Злыгостев, Дарья Демьяновна Коваль, Эвальд Петрович Везнер. Д. Коваль—свинарка. Работая на откорме свиней, она добивается высокого привеса животных. А Злыгостев и Э. Везнер овладели несколькими специальностями. Как мастер забоя и переработки скота А. Злыгостев в фев* рале выполнил два месячных задания. В марте он приступил к ремонту автомашины, на которой будет работать в летний сезон. Хорошие трудовые результаты и у Э. Везнера. В осенне- зимний сезон он—боец скота и обвальщик мяса. А сейчас успешно трудится на строительстве компрессионного цеха каменщиком. Его показательно— 150 пропевтов в смену. Е. АНОШКИН. По Карасуку расклеены интригующие афиши: иллюзионист Петр Гитис стоит на огромной человеческой ладони, Да, на афиширование они не иоскушглись. 0 выступлении артистов Ленинградской госэстрады со всех заборов кричали красиво оформленные афиши. Целый день в поте лица трудился администратор Типлицкий, сообщая по пред □риятиям и учреждениям города о интересных гастролях. Труд не пропал даром. К вечеру районный Дом культуры, был заполнен доотказа. Арти-; сты были довольны, но зрители—разочарованы. Правда, нельзя сказать, что весь концерт был плохим. Ряд номеров и исполнений заслуживает одобрения. Добросовестно исполняли свои номера артисты-сатирики Доротея Вольгемут и Георгий Мастеровой. Они показали ряд замечательных сатирических и юмористических сценок. Сильное впечатление оставляет, например, сценка об уродливом воспитании детей в семье. Артисты очень умело продемонстрировали искусство пе- ревоплощеяия. То они выступают в роли молодых влюбленных, то в роли людей, уже отпраздновавших золотую свадьбу, то в роли бюрократов. Все это делается на глазах у зрителя, под открытым занавесом. Отличная игра артистов в первом отделении сопровождалась почти не умолкающими смехом и аплодисментами, Несколько замечаний вызывает программа выступлений. На наш взгляд, мало что дает зрителю критическая сценка об авторах шаблонных, надуманных оперетт. Не достигает своей цели и даже для большой части зрителей остается непонятной пародия на стильные танцы. Так у нас не танцуют. Разумеется, есть и у нас стиляги, но они не такие, как, скажем, в Ленинграде и других больших городах. Здесь следовало бы поглубже вникнуть в жизнь, чтобы подметить и высмеять характерные черты стиляг малых городов и районных центров. Плохо прошло второе отделение. Пли по недобросовестности артиста П. Гитиса, ведущего это отделение, либо по каким другим причинам, но в показанных фокусах почти не было интересных номеров. Фокусы е картами, кольцами, деньгами, появление из пустой шляпы лент, будильников имеют уже настолько приличный стаж существования, что их уже неприлично показывать на профессиональной сцене, пора бы что-то новое преподнести зрителю. Правда, на афише был очень оригинальный номер—«Гитис на ладони». Но он оказался дутым, как шолоховская кобыла, которую дед Щукарь за тридорога купил у цыгана. Взяли то они дорого—от б до 10 рублей, расхвалили здорб- во, а показали мало и плохо. Разочарованные зрители недобро отзывались о концерте, покидая зал. На следующий день, хотя он был воскресным, зал был заполнен едва на одву четверть!.. Не будем речь вести о руководителях Ленинградской гос- эбтрады, направляющих к нам неполноценные концертные бригады,—онидалеко.Авот руко водителямНовосибирской филармонииследует сделать упрекше пора ли, уважаемые товарища, пересмотреть свой взгляд на вкусы и запросы сельсках зрителей и не направлять сюда все, что подвернется под руку? Пора! М. АФАНАСЬЕВ. Трудовые успехи механизаторов Федор Федорович!ты по снегозадержанию, вывеНеплохо поработали наши|сячи центнеров зерна и сдано механизаторы в минувшем го- государству по 1237 центнеду. Они вырастили и убрали с каждого гектара hj 11,2 цент нера зерновых культур. Отдельные бригады эти резуль таты намного перекрыли. Так, например, по третьей полеводческой бригаде колхоза имени Молотова урожай зерновых составил по 14 центнеров с гектара. Одним из главных условий увеличения урожайности явилось широкое внедрение раздельной уборки. У нас убрано раздельным способом более 30 процентов всех зерновых. На раздельной косовице и подборке валков высоких показателей добились трактористы Александр Зимбаль, комбайнер Степан Жуков и многие другие. Механизаторы примерно трудились на всех участках работы. Они добились хорошей выработки зерна на 15- сильный трактор. Впереди по этим показателям бригада № 7, которой руководит Федор Мар’ тынович Семенихин. Здесь на каждый 15-сильный трак тор намолочено почти по 2 тыров. В четвертой бригаде (бригадир Иван Ефимович Гор- батенко) на каждый 15- сильный трактор намолочено по 1748 центнеров и сдано государству по 1.070 центнеров. Самая низкая себестои мость зерновых культур получилась в колхозе им. Молотова, обслуживали который трак торные бригады Ф. Семенихи- на и К. Хмелевското. Машинно-тракторная станция из года в год увеличивает валовое производство зерна. Это достигается и за счет повышения урожайности полей и, главным образом, за счёт освоения целинных и залежных земель. За последние два года механизаторы освоили оолее 7 тысяч гектаров целинных и залежных земель. Самоотверженная работа механизаторов в борьбе за урожай 1956 года высоко оценена Коммунистической партией и правительством. 31 механизатор и колхозник зоны нашей МТС удостоены высоких правительственных наград. Лучшие механизаторы комбайнер Шнайдер и трак юрист Семен Яковлевич Мурашко награж дены орденами Ленина. Ком байпер Ф. В1найдер на прицепной машине «С—6» скосил 941 гектар зерновых и намолотил 11280 центнеров хлеба. Орде нами Трудового Красного Зна мени награждены бригадиры передовых бригад М. Алтыбаев, Ф. Семенихин, И. Горба- тенко. Другими правительственными наградами отмечены трактористы А. Гидион, А. Бей- фус, шоферы Г. Муравьев, И. Панко, штурвальная М. Бауэр и многие другие. Сейчас механизаторы совместно с колхозниками готовятся к выращиванию нового высокого урожая. —Вырастим по 15 центнеров зерновых на каждом гектаре,—так решили механизаторы тракторной бригадыФ.Се- менихина, Это решение подкрепляется практическими де лами. Тракторно-полеводческая бригада Ф. Семевихина успешно справляется с плавом зимних агромероприятий, полностью подготовила технику к началу полевых работ. Всего но МТС более чем на 22 ты — — ——— -V» ж ^ — — и - — - - - - - — J У " * V IV и aU Л . и и сячах гектарах проведенырабо- имени Молотова уменьшил назено на поля более 6 тысяч тонн навоза. Большое значение у нас нын че придается раздельной уборке. На проходивших колхозных собраниях хлеборобы решили убрать раздельным способом не менее 80 процентов посева зерновых. Скоро при МТС откроются курсы по подготовке машинистов лафетных жаток. На этих курсах будет обобщев весь опыт раздельной уборки минувшего года. Механизаторы под руководством главного инженера т. Глазунова готовят технику к раздельной уборке, вносят в конструкции виндроуэров некоторые изменения. Хуже поработали механизаторы и колхозники на животноводстве. У нас здесь имеется непочатый край неиспользованных резервов. В среднем но зоне МТС увеличение надоев молока на фуражную корову в минувшем году но сравнению с предыдущим годом составило только 89 литров. А между тем колхоз имени Джамбула дал увеличение на 357 литров на фуражную корову, в то время как колхоз Iдои на одну фуражную корову 'на 75 литров, а колхоз «Путь Ленина» по существу остался на том же уровне. Плохо занимаются руководители колхозов вопросами животноводства и в этом хозяйственном году. Нередки случаи нарушения распорядка дня, рациона кормления, запущен учет отела и запуска коров. При таком бесхозяйственном положений на фермах встречаются довольно печальные факты. В колхозе «Путь Ленина», например, за четыре месяца хозяйственного года надоили по 139 литров молока от коровы, а за один только февраль, когда правление стало заниматься вопросами животноводства, получено от коровы по 120 литров молока. Большие задачи стоят перед механизаторами и колхозниками в деле повышения валового сбора зерна, увеличения продуктивности животных. С этими задачами мы успешно справимся при условии улучшения организаторской работы, примерного труда всех хлеборобов. И. АРСЕНОВ, директор Октябрьской МТС.

22 марта 1057 года, № 35 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД 3. За эффективную методическую работу в районе Нельзя переоценить влияние методической работы с учителями на повышение качества учебно воспитательной работы в школе. Из учебного заведения в школу молодой учитель приходит преимущественно подготовленным теоретически, т. е. он приобрел фактические знания по определенным дисциплинам, получил сведения по общим и частным методикам, но он не имеет опыта. И толь ко в школе, в ходе конкретной педагогической работы с учащимися, в ходе практической реализации 'ранее полученных методических рекомендаций и требований накапливается методический опыт. Поэтому очень важно, чтобы этим процессом совершенствоБольшие изменения произошли в стране за последнее время в развитии школьной сети. Вот взять и наш район; если до войны было всего 10 семилетних школ и 3 средних, то теперь число тех и других увеличилось вдвое. Изменился и качественный состав учителей школ: теперь в каждой сельской средней школе по несколько учителей с высшим образованием. Между тем и организационные формы, и состояние ме тодической работы, и приёмы руководства этим важнейшим делом остались без изменения, хотя они явно не отвечают всем тем требованиям, кото рые предъявляются сейчас к школе, особенно в связи с решениями IX съезда КПС в области народного образования. Существующая система методической работы сложилась в основном в годы, когда гако лы решали задачу осуществ ления всеобщего начального обучения. Почти без изменений она сохранилась до нашего времени. Она донесла и тот отпечаток, который был навеян гуманитарным характером обучения, отрывом школы от производства, а также культом личности, способствовавшим утверждению догматизма и начетничества в педагогическом деле. В практике методической работы и в официальных документах Министерства просве щения работа предметных комиссий при районо до последнего времени признавалась единственно целесообразной. И, действительно, в годы, когда средних школ было мало, а кадры учителей были недостаточно подготовлены, эта форма организации методической работы отвечала требованиям того времена. Иное положение сейчас: в районе 6 средних школ, 65 учителей с высшим образованием, значительная часть из которых имеет приличный стаж. Возникает вопрос: целесообразно ли при теперешних условиях рекомендовать, планировать и проводить заседания районных предметных комиссий, не будет ли это формальностью в органивания методических знаний, умений и навыков учителей осуществлялось постоянное и целенаправленное руководство со стороны завуча, заведующего или директора школы, со стороны районо. Под методической работой обычно имеется ввиду разносторонняя систематическая деятельность руководителей школ и районо по повышению качества подготовки учителя к текущей учебно-воспитательной работе. В то же время методическую работу немыслимо представить без активной деятельности самих учителей по освоению и применению передовой педагогической практики по обучению и воспитанию школьников. зации методической работы? И заведующий районо Н. Д. Овдиенко и методист А, В. Пикула признают возможность и даже целесообразность отрешиться от необходимости собирать по несколько раз в год всех учителей школ'района на заседания предметных комиссий при районо. Признают, однако вновь планируют их работу и пытаются проводить заседания. Школы и педагоги,нуждают ся в новой организационно! структуре и в изменении содержания методической работы. Методическая работа должна содействовать своему основному назначению—помогать успешно разрешать вопросы обучения и воспитания детей. В последние два года школы района стали по-новому строить методическую работу, искать новые формы, оживлять содержание, приспосабливая его к требованиям учителей. Однако это происходит медленно и нерешительно, а иногда встречает тормоз. Чем, как не формальным подходом к методической работе, можно объяснить так плохо подготов ленное и некачественно проведённое недавно объединение учителей начальных классов города. Сами учителя это желание педкабинета узнали буквально накануне, поэтому одни не могли как следует подготовить доклады (не из своей практики, а хотя бы из методической литературы), другие спешно разработали и поэтому некачественно дали уроки. К тому же всех учителей начальных классов школ города собрали вместе. Теснота, организационная неразбериха царили на этом объеди нении. Учителя школ города заявляют, что такие методические объединения не только не приносят пользу, но даже вредно сказываются на состоянии ра боты учителя. При таком положении надо присмотреться: нужны ли действительно общегородские поклассные объединения учителей в той форме, как они созданы сейчас, и с тем содержанием работы? Методист — советник учителя В практике педагогической работы бывает много нерешенных вопросов, особенно у учителей однокомплектных начальных школ. Обычно инспектор районо, выполняющий роль государственного контролера, рассматривает это как недоработку учителя, делая соответствующее порицание. И это понятно: он призван требовать обязательного выполнения государственных программ и указаний органов народного образования. Совершенно иную роль призван играть методист районо. Учителя хотят видеть в нем подлинного советчика и наставника. И ондолжен имбыть. Для этого требуется, чтобы методистом был опытный и хорошо подготовленный педагог, знакомый с учебными программами всех классов средней школы, а не только начальных, как принято считать у нас до последнего времени. Требуется и другое непременное условие—перенести ме тодическую работу из стен педкабинета в среднюю и семилетнюю школы, приблизиться к учителю, в известном смысле слова жить его запросами и помогать их разрешать, словесный обмен опытом работы отдельных учителей и целых педагогических коллективов заменить конкретной практическойметодической работой, оказывающей прямое и непосредственное положительное влияние на улучшение учебно- воспитательной работы. Однако педкабииет районо пока только занимается сбором материалов о проделанной методической работе на местах. Ни методист, ни инспекторы не принимали в этом году непосредственного участия в рабо те сельских методических объединений. Это ненормальное явление. Решительно отказываться от шаблона Непременным условием серьезного улучшения методической работы является решительный отказ от формального подхода к ее организации, от шаблона в ее содержании, критическая оценка всех существующих и выдвинутых практикой новых её форм. На местах за последние годы в практике организации методической работы стали складываться новые, заслуживающие серьезного внимания формы методической работы. Например, Карасукская средняя школа второй год практикует проведение общешкольных методических конференций. В них принимают участие все учителя школы: одни выступают с докладами из свое го опыта, другие после посещения уроков своих коллег делают критические замечания по применению ими положе нлй, изложенных в докладах. В прошлом учебном году здесь решался вопрос «Урок как основная форма учебно- воспитательной работы». Нынче коллектив работает над темой: «Знание и умелое применение методики преподавания—важнейшее условие успеха в работе учителя». Тема рассматривается в самом широком плане: здесь и изучение учащихся, и индивидуальный подход к ним, и работа учителя по развитию внимания, активности и интереса к изучаемому материалу на уроке и др. И никто из учителей не стоит в стороне от работы над этим вопросом. Второй год практикует целевую постановку стержневых методических вопросов коллектив Карасукской семилехней школы № 2. В прошлом учебном году внимание всего коллектива здесь было приковано к разрешению вопроса об организации самостоятельной работы учащихся на уроках, нынче усилия учителей и ад ­ министрации направлены на разрешение другой методической темы—обучающей стороны урока. Но можно ли сказать это о каждой школе? К сожалению, нет Студеновская средняя, Богословская и Троицкая семилетние школы не занимаются решением коренных методических вопросов. А следовало бы. Средняя школадолжна быть центром методической работы В условиях перехода ко всеобщему среднему образованию исключительно важное значение имеет обеспечение преемственности в работе начальных, семилетних и средних школ. В нашем районе сеть средних школ (за исключением Октябрьской зоны) расположе на так, что к ним территориально тяготеет определенная группа семилетних и начальных школ. И если учесть, что средняя школа ежегодно пополняется за счёт учащихся, выпущенных из 4-х и 7 х классов других школ, то можно сказать, что она кровно заинтересована в качестве обучения и воспитания в соседних начальных и семилетних школах. Подготовленность учащихся зависит от многих причин, но ведущее значение среди них имеет общее состояние учебно-воспитательной работы в школе, методическая вооруженность учителей, соблюдение единых педагогических требований всеми учителями с 1 до 10 класса—важнейшего условия преемственности в работе с детьми, переходящими из одного класса в другой, из одной школы в другую. Все это вместе взятое выдвигает среднюю школу как центр методической работы. Некоторые школы района за последние два года действительно становятся подлинными центрами методической работы. Благотворное влияние на окружающие начальные и семилетние школы оказывает Благодатская средняя школа. Умелое сочетание коллективных форм методической работы учителей в предметных секциях и методических объединениях с индивидуальными положительно сказывается на методической подготовленности учителей, на улучшении учебно-воспитательной работы, на повышении успеваемости учащихся. Активная методическая работа проводится учителями школ зоны влияния 1орошвн- ской средней школы. Здесь также не сводят методическую работу к ее коллективным формам и решающее значение отводят самодеятельному труду учителя в деле совершенствования его методической подготовки. Методическая работа учителя начинается с подготовки его к уроку и внеклассным занятиям. Она включает в себя самодеятельное изучение педагогической и методической литературы и творческое решение вопросов, возникающих в процессе учебной и воспитательной работы, взаимокон- сультации и обсуждение уроков, освоение передового педагогического опыта и подготовку к докладам, использование рекомендованных поурочных разработок и методических писем Министерства просвещения и указаний инспекторов. Вот почему решающее значение имеет организация методической работы и руководство ею. Надо возбуждать интерес одних учителей, рекомендовать другим и требовать от третьих. Здесь так именно и поступают. Однако нельзя еще сказать, что все средние школы стали настоящими центрами методической работы. Взять, напр- мер, Карасартовскую среднюю школу. Здесь в марте проведено первое методическое объединение учителей казахских школ. Больше половины всех учителей казахских школ не присутствовали на нем. Но дело не только в этом. На рассмотрение учителей были вынесены настолько общие ирасплывчатые вопросы, что их трудно было разрешить: о методике преподавания арифметики, об основных принципах преподавания ручного труда, об улучшении преподавания русского языка. Вот в этом именно и проявляется начетничество и формализм, которым в организации методической работы надо объявить решительную борьбу. Т, ГВОЗДЕВ. ОТ РЕДАКЦИИ: Редакция просит учителей и руководителей школ высказать свои мнения относительно затронутых в статье вопросов, а также предложения по улучшению организационной структуры и содержания методической работы в районе. Нужныновыфоермыметодическойработы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2