6. марта 1057 года, № 28 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД 3. Конкретно руководить х о з я й с т в о м В последние годы повысилась трудовая и политическая активность колхозников сельхозартели им. Молотова. Об этом свидетельствовало проходившее недавно отчетно-выборное колхозное собрание. Колхозники выступали с резкой критикой в адрес правления артели, вскрывали серьезные недостатки, по-деловому обсуждали хозяйственные вопро сы. Колхоз им. Молотова в минувшем юду получил от полеводства более полмиллиона рублей дохода. А была воз можность этот доход намного увеличить. Дело в том, что в колхозе плохо борются за повышение урожайности полей. Из года в год здесь слабо выполняются планы зимних агромероприятий. Не лучше положение и нынче. В первой бригаде колхоза еще с осени начали по- делку навозных плит, отмечали в своих выступлениях И. Кошеваров и В. Петрушен- ко. Поделали их более трех тысяч, по вывозить начали к концу зимы— во второй поло вине февраля. Таким образом, из-за бесхозяйственности упущено большое количество снега. Плохо выполняется план по задерж шию снега и вывозке навоза на поля во второй и третьей бригадах. А ведь правление артели, бригадиры прекрасно понимают, что от количества задержанного снега и вывезенного на поля навоза зависит урожай. Но беда в том, что они зачастую конкретное руководство подменяют общими рассуждениями о пользе этих мероприятий. Неконкретность в руководстве сказалась и на дойном гурте Это привело к тому, что доход от животноводства в минувшем году оказался меньше по сравнению с предыдущим годом. Нынче кормов заготовлено больше, качество их лучше, а надои ниже, чем в прошлом году. — Халатно относится к порученному делу животновод т. Лопатьев,— говорит доярка т. Бут.— Он зачастую не присутствует на дойке, на ферме не проводятся контрольные дойки коров. Корма расходуются без веса, на глазок. У ферм нет сена, кормим коров с воза. В колхозе еще слаба трудовая дисциплина, встречаются колхозники, которые не вырабатывают минимума трудодней. Так, из 366 трудоспособных колхозников 21 не выработал установленного минимума трудодней. Запущен в колхозе учет материальных ценностей, трудодней, контроль за хранением материалов. В колхозе нет единых норм выработки, в одной бригаде одни расценки на работу, в другой— другие. Работа зачастую принимается на слово, без проверки. Много незаработанных трудодней начислялось за подвозку сена, за работу на 'строительстве. Обо всех этих фактах знал бухгалтер колхоза т. Лазурко, но ничего не делал, чтобы наладить учет. Колхозники не доверили больше т. Лазурко работать в должности бухга лтера колхоза. Колхозники избрали новый состав правления. Председателем его вновь избран т. Гер- герт. Па собрании принята обширная программа действий на 1957 год. Здесь намечено провести в лучшие сроки и с хорошим качеством весенний сев, укрепить кормовую базу, надоить в нынешнем году от каждой фуражной коровы по ! 2 тысячи литров молока, построить в селе Анисимовке школу и ряд других мероприятий. В. ГРИНЧЕНКО. С В Е Д Е Н И Я о надоях молока в колхозах и МТС района за период с 1. X. 1956 года по I. 111. 1957 г. Колхозы, МТС и совхозы СГ П X о g 3 g to § оEЮ 05 «„3 r—<X Им. Тельмана 285 97 203 «Маяк Ильича» 365 160 316 «Вперед к коммунизму» 319 115 240 «Жол Сталина» 352 141 237 По К арасукский МТС 325 125 445 Им. Андреева 392 120 234 Им.Сталина 306 104 243 Им, М. Горького 302 98 218 Им. Калинина 355 91 275 По Х орош гт ской МТС 343 105 240 Им. XX партсъезда 384 153 . Им. Джамбула 337 117 307 Им. Молотова 315 85 269 «Путь Ленина» 259 120 261 По Октябрьской МТС 306 116 277 «Путь к коммунизму» 343 157 325 «Красный путиловец» 429 119 272 Им. Дзержинского 436 172 394 Нм. Буденного 327 140 228 По Ст у деповской МТС 382 1 49 305 Им. Куйбышева 357 116 257 «Новая семья» 343 97 289 Им. Амангельды 280 78 201 Им. Жданова 402 109 297 По Ч .-Куръинской МТС 350 102 269 Всего по р а й о н у 338 118 262 Райинспектура ЦСУ. И з опыта передовы х учителей Обчуающая сторона— основное в уроке Зоя Петровна Деревнина, преподаватель русского языка Карасукской семилетней школы № 2, вот уже несколько лет подряд обеспечивает высо кую успеваемость учащихся. В прошлом учебном году, например, из 82 семиклассников по ее предмету 80 человек имели прочные знания, а учащиеся 7 «а» класса, где она была классным руководителем, все были выпущены из школы. В этом году 3. П. Деревнина ведет русский язык в двух пятых классах. Как и в прежние годы, она обеспечивает учащимся прочные и глубокие знания по своему предмету. Практика обучения школьников русскому языку отобрала довольно многочисленные методы и приемы, обнаружившие эффективность. Среди этих методов и приемов нужно назвать грамматический ; разбор, работу с карточками и различного рода обучающие диктанты. Важнейшее значение для закрепления знаний и привития учащимся прочных практических навыков имеет так называемое попутное повторение, т. е. систематическое включение пройденного материала в материал урока в тесной связи с изучаемым. Этими приемами широко поль зуется Зоя Петровна Дерев вина. Вот один из ее уроков. На чинается он при полной готовности учащихся: на партах лежат необходимые для урока учебники, словари, дневники, открытые тетради, на столс учителя— сведения об отсут ствующих в классе. Эго позволяет учительнице сводить до минимума трату времени на организационный момент. Учительница широко практикует работу по карточкам. Вопросы в них самые разнообразные. Вот, например, содер жание карточек, по которым т. Деревнина проводила опрос учащихся 5 «а» класса на одном из уроков. В первой карточке перед учеником ставится задача расставить уда рения в заранее подготовлен пых словах, вставить пропущенные буквы и ответить, в каких сочетаниях не пишется мягкий знак. Вторая карточка предлагает проверить безударные гласные в словах, разобрать выписанное слово фонетически, назвать согласные звуки. Содержание карточек учительница читает перед классом, затем вызывает для работы по ним двух учащихся, допустивших ошибки ранее на эти правилаСама учительница в это время проходит по рядам и проверяет домашнее задание путем просмотра тетрадей и чтения учащимися. При проверке домашнего задания Зоя Петровна устанавливает факт выполнения, качество п правильность сделанной работы. Иногда учительница практикует проверку домашнего задания не по тетрадям учащихся, а по учебнику, что позволяет больше убедиться в самостоятельности его выполнения, проверить, на сколько ирочно уяснил ученик изученное правило. Обобщив результаты выпол нения домашней работы, учительница сосредоточивает учащихся на фронтальной проверке пройденного материала. Бегло проверяется правильность выполненных к этому времени заданий по карточкам, учащимся ставятся оценки и один из учеников пишет ва доске предложение, вокруг которого и проводится беседа с классом. Вот одно из них: «В одной руке Чапаев сжимает карандаш, а в д р у го й - маленький блестящий циркуль». Учащиеся разбирают правописание слов, называют правила, указывают мягкие и твердые согласные. В ходе беседы учительница добивается, чтобы ученики безошибочно приводили правила, подкрепляли их другими примерами, а другие следили бы за ответами своих товарищей и делали замечания, вносили поправки. Зоя Петровна добивается, чтобы в этой беседе принимал участие весь класс. За ответы с места, за поправки, замечания и добавления она также практикует выставление оценок. После краткого обобщения ответов учащихся учительница выставляет оценки, сообщая их всему классу, называет тему урока и пишет на доске. Например: «Буква 0 и Е после Ц». Затем на доске пишет слова: «лицо, отцом, свинцовый, комсомольцем, ситцевый, танцевать», просит учащихся расставить ударения и самим сделать вывод, когда после Ц пишется 0 и когда Е. И ученики безошибочно справляются с этим заданием учитель ницы. После этого Зоя Петровна сама четко произносит правила и начинает закрепление нового материала как в устной, так и в письменной форме, стараясь охватить большие случаи написания данных орфограмм. Проводится это в разнообразной форме: учащиеся пишут одновременно на доске и в тетрадях, записывают слова и предложения иод диктовку учителя, самостоятельно вставляют в слова пропущенные буквы с последую щей проверкой. Такое большое внимание обучающей стороне урока Зоя иетровна Деревнина уделяет не только при объяснении нового материала, но и на специальных уроках повторения. Такие уроки Зоя Петровна проводит не только тогда, когда изучен весь программный материал, а в ходе всего учебного года, в то время, когда заканчивается прохождение определенной темы. На таких уроках повторяются и закрепляются не только пройденные правила и орфограммы, но и ранее выписанные слова, которые должны составить активный фонд устной и письменной речи учащихся. И опять же учительница проводит уроки так, чтобы учащиеся основной материал усвоили и закрепили в классе. Все это позволяет учащимся держать пройденный материал в памяти и вырабатывать арочные и осознанные знания. Русский язык один пз основных предметов школьного курса. Обычно его считают самым трудным. Однако Зоя Петровна Деревнина так организует и проводит уроки, что этот трудный предмет стал любимым предметом учащихся. У учителя и школьников креп- 1кая связь и доверие. Учащиеся не стесняются в любое время спросить у Зои Петровны о том, что они слабо усвоили, а учительница считает своим долгом, чтобы они приступали к выполнению домашних заданий с ясным знанием изученного материала и твердо представляли то, что необходимо сделать. Но не только отзывчивость и общительность является успехом в работе учительницы. Зоя Петровна Деревнина, несмотря на богатый опыт, хорошее владение методикой нре- подаваемого предмета, глубокое знание фактического материала, всякий раз при подготовке к урокам вновь и вновь обращается к методикам и уж обязательно прочитывает и использует в своей педагогической практике все новинки, все лучшее из практики опытных педагогов, С. БОЛОДЮШКИН, завуч Карасукской семилетней школы Aft 2. V » A A n » V W W W W V A A A A » V На снимке: преподаватель Карасукской средней школы Д. Т. Кайгородов проводит с учащимися занятия по устройству двигателя внутреннего сгорания. Фото М. Афанасьева.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2