6 февраля 1957 года, № 16 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД 3. Как мы организуем производственную практику учащихся Улучшить меидцинскоебслуживание По Советской Конституции трудящиеся нашей страны имеют право на получение бесплатной медицинской помощи. Это право подтверждается практикой нашей повседневной жизни. Большинство наших врачей чутко и отзывчиво относятся к своим паци ентам и в любое время суток готовы оказать необходимую помощь больным. К сожалению, среди меди цинских работников встречаются и такие люди, которые недобросовестно относятся к своим обязанностям. Об этом, в частности, говорят некоторые письма, поступающие в редакцию. Вот, например, о чем говорится в письме колхозника колхоза им. Андреева Н. П. Шаломицкого: «Однажды, ко г да я присутствовал на конференции Хорошинского сельпо, у меня неожиданно из носа пошла кровь. Пришлось вернуться домой и лечь в постель. Утром, когда я попытался подняться на ноги, кровотечение возобновилось. Послали лошадь в Хорошпнскую больницу за врачом. Но врач отказалась оказать помощь на |Д0М у . * Мне уже 60 лет, и становится очень обидно, когда врач так бездушно относится к просьбе старика». Из села Морозовви В. Закусило пишет: «2 декабря в нашей семье случилось несчастье: тяжело заболела моя младшая сестренка. Я пошел пригласить фельдшера Г. Меркулову. Дома ее не оказалось, но мне подсказали, что она на танцах в клубе. Дело было неотложное, и я решил разыскать ее в клубе. Но фельдшер отказалась уходить из клуба, т. к. еще «не натанцевалась». Я вернулся домой, но вскоре* снова пришел в клуб и стал более настойчиво просить фельдшера дойти до квартиры больной. Тогда Мер кулова поставила условие: либо подъехать за ней на лошади, либо привезти девочку в медпункт. Кого бы не возмутило такое медицинское поведение медработника? А ведь Г. Меркулова кроме того являет ся секретарем комсомольской организации». Есть и другое письмо из Морозовки. А. Цыганенко пишет: «Я почти ежедневно хо жу в больницу, где мне вводят глюкозу. Болезнь имеет настолько острую форму, что когда не было в Морозовке медпункта, приходилось ездить в Черную Курью. Сейчас у нас есть свой медпункт, но фельдшер Г. Меркулова пока - зенному относится к своим обязанностям. Однажды ночью у меня случился сильный приступ. С горем пополам добралась я до квартиры фельдшера и попросила помощи. Но Меркулова ответила отказом и предложила по ночам ее не беспокоить впредь. Сыновья мои служат в Армии и мне, одинокой женщине, очень горько слышать такие слова». ПО СВОЕЙ м ерке 13 января в центральном магазине Студеновского сельпо купила моя дочь материала себе на платье по 75 рублей за метр. Продавец А. Ко- лунайло, отмерив три с половиной метра, получила за них 262 руб. 50 коп. Вскоре повезли его в Карасук, чтобы в мастерской заказать платье. Перед этим решила измерить материал, хватит ли. Его оказалось три метра тридцать два сантиметра. Чтобы провеимости продукции, выявляют и приводят в действие богатые резервы, таящиеся в недрах народного хозяйства. Чувство законной гордости и радости вызвало у всех народов нашей страны недавнее награждение орденом Ленина за выдающиеся успехи в развитии сельскохозяйственного производства ряда областей и краев Российской Федерации, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Туркмении. Скрепленная кровью, пролитой на полях сражений гражданской войны и Великой Отечественной войны, закаленная в общем труде на благо Родины, дружба народов Советского Союза является надежной основой их счастья и процветания. Какая бы задача ни вставала перед народами нашей страны, каждый из них вносит в ее решение свой вклад. Наглядный пример тому освоение целинных земель. В Казахстан, являющийся одним из основных районов освоения целины, со всех конрить еще раз, зашла в рай- универмаг и попросила продавца измерить материал. Продавец подтвердила, _ что материала имеется 3 м 35 см. Значит, 15-ти сантиметров не хватает, а^ведь деньги упло- чены за 3,5 метра. Выходит, что у нашего продавца своя мерка, выгодная для себя. Такие случаи не единичны. Можно ли такому продавцу доверять стоять за прилавком? КОЗЛОВА, с. Студеное. цов страны направляется мощ' ная сельскохозяйственная техника, едут люди—пламенные патриоты нашей многонациональной социалистической Родины. Общая цель, общио интересы коммунистического строительства являются неиссякаемым источником животворного советского патриотизма трудящихся всех национальностей нашей страны, В лице Советского государства все народы СССР видят надежную гарантию своей независимости и счастья. Они спокойно трудятся, зная, что Советское государство непоколебимо стоит на страже их интересов, последовательно отстаивает и и защищает великое дело мира во всем мире. В дружбе советских народов, вдохновляемых и руководимых Коммунистической партией,— залог их свободы, благоденствия и мирного созидательного труда, непобедимая сила первого в мире социалистического государства рабочих и крестьян А. ШИШКОВ. В настоящее время, когда наша страна решает грандиозные задачи крутого подъема сельского хозяйства, организация производственной практики учащихся должна овла деть вниманием каждого учителя, каждого руководителя школы. Хочется поделиться некоторым опытом работы нашей школы в этом направлении, накопленном за последние два года. В 1354— 55 учебном году колхоз им. Авдреева выделил школе 10 гектаров обработан ной земли для производствен ной практики учащихся. Весь этот участок был засеян ку курузой через один ряд местного сорта, двумя рядами ку банского. Силами учащихся были выполнены все работы по уходу за растениями, но выращиванию гибридов и уборке. Школьники участвовали также и в других сельскохозяйственных работах, но это участие было произвольным и неорганизованным. В данном случае труд школь ников не являлся важным средством политехнического обучения и тем более средством воспитания. В 1955—56 учебном году коллектив нашей школы учел эти недостатки и сделал попытку по-настоящему организовать производительный труд учащихся, превратить его в средство политехнического обучения, в средство воспитания. Под руководством учите лей комсомольская организация учащихся проявила инициативу создания школьных производственных бригад. На комсомольском собрании решили создать две бригады, избрали бригадирами девятиклассников Виктора Касьяна и Павла Сивоконь, и тут же на собрании все комсомольцы подали заявления с просьбой зачислить их в бригады. В основу создавия бригад был положен принцип добровольности. Вступая в бригаду, комсомольцы брали обязатель ства выработать определенное количество трудодней (от 60 до 100). Наряду с этим в шко ле была проведена разъяснительная работа среди учащихся о том, что каждый ученик 5, 6, 7 классов должен выра- бетать в точение лета минимум трудодней- 2 5 , а в старших (8-9-10)—60 трудодней. ’ Вокруг комсомольского ядра были созданы бригады по 30 человек в каждой. По примеру восьмиклассницы Марты Ша равивой учащиеся из других сел изъявили готовность создать производственные звенья в своих колхозах. Это было в марте, а к на чалу работ бригады были сформированы окончательно (заяв ления о приеме в бригаду рассматривались комитетом комсомола и учкома). Чтобы лучше подготовить школьников к работе и увлечь их, проводилось разъяснение основных задач и важности предстоящих работ. Между школой и колхозом им. Андреева был заключен двухсторонний договор, но которому школа брала на себя обязательство обеспечить уход за 40 гектарами кукурузы, за картофелем, бахчевыми и т. д. Заранее были подготовлены трудовые книжки за подписями председателя колхоза и директора школы. К началу работ всем учащимся, начиная с 5 класса (и не членам бригад), были вручены трудовые книжки, которые являлись важным документом ири по ступлевпи в школу. Сначала обе бригады работали организованно, как и было предусмотрено. Учащиеся проводили все работы по уходу за кукурузой на 40 ге к тарах, за бахчевыми, картофелем, масличными, на заготовке кормов и т. д. За лето все учащиеся— члены бригад не только выработали минимум трудодней, но и перевыполнили его. Многие выработали более чем но 100 трудодней. Ученик 8 класса Анатолий Пономаренко выработал 288 трудодней, девятиклассник Володя Рыбалко—360, шестиклассник Коля Пересувько— 213 и т. д. Некоторые учащиеся работали механизаторами на уборке урожая, в жи вотноводстве. В общей сложности учащиеся нашей школы только в колхозе им. Андреева к 1 сентября выработали 3660 трудодней. С какой гордостью ребята предъявляли свои трудовые книжки ири записи в школу. Производственная практика в колхозе сочеталась с работами учащихся на пришкольном учебно-опытном участке, где также была значительные успехи, но об этом разговор особый. Хочется сказать и о недостатках в работе школьных бригад. К конпу летнего периода бригады работали менее организованно и уже без особого энтузиазма. Многие из их членов, выполнив минимум, перестали выходить на работу. Дело в том, что мы не обеспечили постоянного педагогического руководства производительным трудом учащихся, не контролировали своевременно выполнение условий договора, Так, в договоре было указано, что все конфликты, возникающие между школьной бригадой и колхозными бригадами, разрешаются только через школу; фактически же члены правления кол хоза неразумно вмешивались в процесс труда школьников, подчас незаслуженно упрекая детей. Не было также необходимого контакта между директором школы и председателем колхоза т. Панкратьевым, который, кстати сказать, вообще не интересуется жизнью школы. Очень плохо обстояло дело с учетом и оценкой труда, особенно в первой бригаде, где бригадиром И. Булава, В этой бригаде любая работа принималась «на глаз», а оценивалась постоянной фра- зов: «Запишу вам, хлопцы и девчата, по трудодню». В трудовых книжках запись велась случайно, в ведомостях трудно было разобраться. Договор между школой и колхозом был заключен поздно — непосредственно перед началом работ. К тому же условия договора разрабатывались администрацией школы и правлением колхоза без участия школьников. Слабо была поставлена культурно-массовая работа среди учащихся, не все благополучно было с обеспечением транспортом и питанием. И, наконец, в производительном труде детей не было педагогически оправданных элементов игры. Для улучшения производственной практики школьников в этом учебном году мы намечаем подготовительную работу начать раньше, с февраля, создать не две, а одну школьную бригаду, которую разобьем на звенья по числу бригад в колхозе им. Андреева. В каждом звене будет по две группы—старшие и младшие. Дети до 14 лет будут работать не более 4 часов в день, старшие— не более 6. Сразу же после укомплектования звеньев заключим договор с колхозом. Причем на этот раз проект договора подготовят сами учащиеся, а за тем он будет обсужден на совместном з-аседании правле- ления колхоза п педагогического совета школы и утвержден па колхозном собрании. Для руководства производственной практикой учащихся будут закреплены наиболее подготовленные учителя и привлечены специалисты сельского хозяйства, а в труд детей ио возможности внесем элементы игры. Пс-новому думаем организовать и учет труда школьников, для этого необходимо иметь две ведомости: одна должна быть у колхозного бригадира, другая— у звеньевого. Запись в ведомости производить ежедневно, а в трудовые книжки— сразу по окончании работ определенного вида. Большую разъяснительную работу намечаем провести среди родителей с целью пропаганды значения производительного труда. На наш взгляд создание учебно-производственных звеньев является педагогически целесообразной формой организации производительного труда школьников на нолях колхоза: учащиеся участвуют во всем цикле сельскохозяйственных работ и имеют возможность ознакомиться с разнообразными агротехническими мероприятиями и техникой. Однообразная же ручная работа только на каком-нибудь одном участке мало способствует политехническому образованию, не вызовет интереса у детей и станет скучным занятием. Желательно, чтобы районо в марте—апреле провёл совещание преподавателей биологии всех семилетних и средних школ с обсуждением вопроса 'об организации производственной практики школьников. Не лишним было бы обсудить этот вопрос на очередном совещании руководителей школ. И. МАРТЫКО, завуч Хорошинской средней школы-
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2