Коллективный труд, 1956, № 153

2. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД 19 декабря 1956 года, № 153 f t * ♦ Улучшить лекционную пропаганду Весть о том, что в село приехал лектор, быстро облетела Ясную Поляну. Пожилые колхозники и молодежь спешили в школу. Лекция о текущих событиях была прослушана с большим вниманием. —Чаще к нам приезжайте,—выражая просьбу колхозников, попросил лектора Наум Иванович Клыков, который несмотря на свои 70 лет до сих пор трудится на артельной птицеферме.—Редко, очень редко бывают у нас с лекцией, забыли нас совсем: дескать, маленькое село, стоит на отшибе от МТС и центральной усадьбы колхоза нашего «Путь Ленина», мало людей. Нехорошо, совсем нехорошо. Это от души сделанное замечание пожилого колхозника должны на свой счет принять организаторы лекционной пропаганды зоны Октябрьской МТС. Колхозы этой зоны располагают большими возможностями: здесь четыре сельских клуба, столько же колхозных и одна эмтээсовская библиотека, на фермах имеется несколько красных уголков. Лучшие силы сельской интеллигенции сосредоточены в сельских лекторских объединениях отдела культуры райисполкома и в группе Общества по распространению политических и научных знаний, созданной приМТС, которая объединяет 14 членов. Одним словом, организаций, призванных вести лекционную пропаганду на селе, и культурных учреждений много, а лекций, подготовленных, квалифицированных лекций на селе читается здесь еще очень мало. Особенно в невыгодном положении остаются сельские труженики небольших сел и отдельных ферм, расположенных вдали от центральных усадеб колхозов: Ясная Поляна, Починное, участок мясокомбината, Первомайское. —Мы читаем лекции только по великим праздникам, да и то лишь на центральной усадьбе колхоза,—откровенно признается Н. Т. Смирнова, руководитель Калачинского сельского лекторского объединения». Не лучше положение и в других объединениях этой зоны: Рассказовском, Октябрь ском и Анисимовском. Здесь даже трудно установить, кто ими руководит. Наличие на местах сельских лекторских объединений и группы общества, подотчетных разным вышестоящим организациям, приводит к тому, что они работают вразнобой и многое упускают. Группа Общества при Октябрьской МТС имеет несколько активных лекторов. Часто выступают перед населением с педагогической тематикой Е. Г. Никитенко, учительница Октябрьской семилетней школы, и А. Д. Смирнов, секретарь райкома -КПСС по зоне МТС, по вопросам международного положения и текущих событий. Однако больше по ловины всего численного состава членов этой группы в течение истекшего года не прочитали ни одной лекции (тт. Долгополова, Лапкина, Дорофеев и некоторые другие). К чтению лекций не привлекаются новые члены общества тт. Хмелева, Ельченина и Пушкарев. Более того, они до сих пор не получили членские билеты, хотя вступили в Общество еще в мае. Если проанализировать работу этой лекторской группы с точки зрения того, чтобы определить, где и когда были прочитаны лекции, то невольно напрашивается вывод, что лекционной пропагандой здесь занимаются от случая к случаю и проводят ее нецеленаправленно, стихийно, а порой просто ради формы. Так, например, в мае, июле и августе в колхозах этой зоны не было прочитано ни одной лекции. Лекторы, как правило, выступали только в клубах на центральных усадьбах колхозов. Ни одной лекции не было прочитано в бригадах, непосредственно у объектов работы. Очевь бедна тематика лекций: здесь в течение года очень мало прочитано лекций по материалам XX съезда Коммунистической партии Советского Союза, новопросам внутреннего и международного положения, на научно-атеистические темы, по вопросам экономики. Не уделяется внимания пропаганде военных зна ний среди населения, слаба связь научно-технической и производственной пропаганды с делами в МТС, а отсюда и плохая ее действенность. Тов. Полуэктов, как руководитель группы Общества, недооценивает роль собраний членов общества, не опирается в своей работе на секции и актив лекторов. Обстановка требует упразднить многообразие всевозможных учреждений, ведающих лекционной пропагандой на местах и сосредоточить руководство всей лекционной работой в одном месте. Таким связующим центральным звеном, направляющим всю лекционную работу на местах, может и должна стать группа Общества при машинно-тракторной станции. Группа Общества может успешно справиться с большими задачами поорганизации лекционной пропаганды среди широких слоев сельского населения при условии, если она повседневно будет направлять деятельность не только своих членов, но и всей сельской интеллигенции, рабочих и колхозников, способных выступать с лекциями или делиться производственным опытом. Лекционной пропагандой должно быть охвачено все сельское население. А. ШЕСТОПАЛОВ. В районе идет месячник книги 21 декабря— школьный книжный базар В прошедшее воскресенье 10 учащихся Карасукской средней школы обслужили подворным обходом строителей новой железной дороги. Они распространили книг на 800 рублей. Из числа сельских книгонош хорошо работает гардеробщица училища механизации № 16 Вера Музыченко. Она распространила литературы среди механизаторов на 200 рублей. Василий Бабурин, заведующий Октябрьской сельской библиотекой, продал книг на 100 рублей и по предложению покупателей сделал в книготорг заказ на новые книги. Колхоз им. Жданова пополнил свою библиотеку на 700 рублей. 21 декабря в помещении Карасукской средней школы будет проведен школьный книжный базар, на который будет представлено много детской литературы: «Рыжик» А.Свирского, «За честь класса» А. Киселевой, повести и рас-*л сказы Виталия Бианки, воспо - ' минания, рассказы, очерки о Ленине. Будут представлены произведения многих других авторов. ^ А. ДЮДЯ, директор книготорга. В магазине культтоваров В эти дни магазин культтоваров проводит большую работу по распространению художественной и научно-популярной литературы. Восновном покупатели отдают предпочте ние художественной литературе, но за последнее время значительно возрос спрос на учебники по автоделу и сельскохозяйственным машинам. В проведении месячника книги активно участвуют учащиеся Черепанова, Тимченко, Бухмиллер. Ввоскресенье они продали книг на 226 рублей. В. КАСАЧЕВА, зав. культмагом. ПОМОЩЬ по Большую помощь торгующим организациям в проведении месячника книги оказывают колхозные почтальоны. Павел Иванович Чумаченко,почтальон колхоза им. Андреева, продал книг за неделюна 230 рублей, ■Татьяна Подлужная (колхоз зтс ЧТАЛЬОНОВ им.Куйбышева)—на 110;рублей, Ольга Чернцова из колхоза «Новая семья» — на 83 рубля. Почтальон сельхозартели им. Амангельды распространил книг на 62 рубля. Е. ВОЛОДЮШКИНА К н и ж н а я п о л к а С. ЦВЕЙГ. Подвиг Магеллана. ^ v.> И. ПАНЬКИН. Начало одной жизни. П. КОРНЕЕВА. Школа. В Карасукской магазине книготорга имеется в большом выборе художественная литература: Г. БРЯНЦЕВ. Это было в Праге. ГЕОРГИИ МАРКОВ. Соль земли. А ВАХОВ. Фонтаны на горизонте. В. КЕТЛИНСКАЯ. Мужество. А. ШМАКОВ. Петербургский изгнанник. 3-я книга. Е. ОРЛОВА. Там, где протекает Обь. Открыта подписка на собрание сочинений А. С. МАКАРЕНКО в 7 томах. Цена одного тома И рублей. Подписка принимается до25 декабря с. г. К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я Накопление и хранение местных удобрений Местные органические и минеральные удобрения имеют большое значение в повышении урожайности сельскохозяйственных культур. В их составе содержатся основные элементы пищи растений: азот, фосфор, калий и другие. Передовые колхозы и совхозы большое внимание уделяют накоплению. навоза, торфа, птичьего помета, компостов, а также печной и сланцевой золы, известковых туфов. Качество навозного удобрения зависит не только*от вида животных и состава кормов, но и от подстилки, которая употребляется на скотных дворах, а также от хранения удобрений. Опыт показывает, что для подстилки лучше брать солому не в цельном виде, а измельченной на соломорезках. Соломенная резка больше поглощает навозной жижи, быстрее перепревает и лучше сохраняет азот и другие питательные вещества. Кроме соломы, для подстилки можно использовать торф. Торфяная крошка создает сухое теплое ложе скоту, поглощает много аммиака, способствует созданию в животноводческих помещениях благоприятных зоогигиенических условий. Для приготовления торфяной подстилки необходимо использовать слабо и средне разложившийся сухой торф верховых болот. В том случае, когда для этих целей используется низинный торф, поверх его надо настилать слой сухой соломы. Важно не только накопить много навоза, но и уметь правильно его хранить. Укладка навоза в большие плотные штабели уменьшает потери питательных веществ, повышает эффективность удобрения. В передовых хозяйствах навоз ежедневно вывозится со скотных дворов и укладывается в навозохранилища или на специально отведенных сухих площадках. Ширина каждого штабеля—3,5—4 метра, высота 1,5—2 метра. Общий объем—20—40 тонн. Места, где складывается навоз, заблаговременно расчищаются от снега, засыпаются сухим торфом или покрываются соломой слоемв 25—30сантиметров. Когда штабель уложен, его надо покрыть торфом или соломой. Ни в коем случае нельзя разбрасывать навоз по полю мелкими кучами, так как из них быстро улетучивается аммиак, вымываются питательные элементы. Особенно богата питательными веществами навозная жижа. Поэтому ее лучше всего собирать в специальные жижеприемники, которые должны быть при каждой животноводческой ферме. Чтобы не допускать потерь азота, эти жижеприем ники необходимо плотно закрывать крышкой, а жижу сверху заливать отработанным тракторным маслом слоем в 1—3 миллиметра. При использовании жижу лучше не вычерпывать, а брать с помощью насоса. Наряду с накапливанием навоза в зимний период можно закладывать компосты, которые по своему составу бывают самые разнообразные. Торфонавозные компосты готовятся способом послойной укладки навоза и торфа в штабели. На одну часть навоза берется 1—3 части торфа. В том" случае, когда хозяйству требуется щелочной компост, тогда при послойной укладке массу надо пересыпать каинитом. На 40 тонн компостной массы добавляется 1,5—2,5 центнера каинита. При закладке торфяно- зольных, фосфоритных и известковых компостов компостируемую массу пересыпают золой, фосфоритом, известью. Часто такие компосты приготовляют непосредственно на торфяниках. При этом минеральные удобрения рассеивают па взрыхленный слой торфа. Для лучшего смешива ния торфа с удобрениями участок боронуют. На каждую тысячу квадратных метров торфяника рассеивают 1,5—2 тонны фосфоритной муки, или 2,5 тонны древесной золы, или 2—3 тонны извести. Так называемый сборный компост приготовляется из разнооб разных отходов: кухонных отбросов, ботвы, фекалия и другого мусора. На слой торфа укладывают отбросы слоем в 20—30 сантиметров. Затем засыпают их новым слоем торфа или земли. Такая послойная укладка продолжается до тех пор, пока компостная куча достигнет высоты полутора- двух метров. Ценными местными удобрениями являются также птичий помет и зола. В одном центнере сухого помета содержит- -v ся 4—5 килограммов азота, 3—4 килограмма фосфора и 2—3 килограмма калия. Чтобы избежать потерь азота, помет лучше хранить в смеси с торфяным порошком. Золу необходимо хранить в закрытых помещениях, куда не проникают осадки: снег и дождь. В золе содержатся не только фосфор, калий, кальций, но микроэлементы: бор, магний и другие. Умелое использование местных удобрений в сочетании с другими приемами передовой агротехники позволит колхозам и совхозам значительно повысить урожайность всех сельскохозяйственных культур. И. ЕЛАГИН. Кандидат " V сельскохозяйственных наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2