Коллективный труд, 1956, № 135

4 ноября 1956 года, № 135 КОЛЛЕКТИВНЫМ ТРУД 3. Ж к ъ м а в р е д а к ц и ю Захорошуюработу — Похвальные листы О П Ы Т Н Ы Е У Ч И Т Е Л Я - М О Л О Д Ы М Как я провожу опрос учащихся В сентябре учащиеся старших классов КарасартовскоВ средней школы принимали участие в полевых работах в колхозах «Жол Сталина» и им. Амангельды. На днях райком комсомола группе учащихся, активно проявивших себя на колхозных' работах, вру чил Похвальные листы. Похвальными листами райкома комсомола награждены комсомольцы-учащиеся школы К. Обетова, С. Альдешов, III. Ваисова, М. Акапова и другие, всего 22 человека. за рамки одной страны, превратился в мировую систему. Под знамя социализма стал ряд стран Европы и Азии. Победа народной революции в Китае и образование Китайской Народной Республики являются после Октябрьской революции самым выдающимся событием, оказавшим огромное воздействие ва развитие освободительной борьбы в странах Востока и на весь ход всемирной истории. По пути социализма теперь идут многомиллионные массы трудящихся стран народной демократии. Трудящиеся всех стран, все прогрессивное человечество видят в лице Советского Союза оплот мира, великий пример борьбы за лучшее будущее. Верный ленинским принципам миролюбивой внешней политики, СССР активно выступает за ослабление международной напряженности и укрепление мира. Под знаменем Великой Октябрьской социалистической революции, под руководством Коммунистической партии советский народ добьётся полной победы коммунизма. А. ШИШКОВ. В учебной практике начинающих учителей наиболее слабым местом урока является проверка знаний учащихся. Начиная урок с проверки домашнего задания и не умея правильно организовать эту часть урока, молодые учите ля, а иногда это бывает и со «старыми», тратят очень много времени на проверку знаний. На обучение же учащихся, на выработку знаний и навыков времени не хватает. Выходит: учим мало, проверяем много. Часто бывают такие уроки, на которых учитель приступает к объяснению нового материала за 15 минут до звовка. Закреплять же материал, упражнять учащихся некогда. Задание на дом приходится давать наспех, под звонок. После такого изучения нового материала учащиеся на следующем уроке отвечают вяло, с неохотой. Проверка знаний становится мучительным занятием и для детей и для учителя. И снова драгоценное время будет израсходовано нерационально. Успех урока во многом зависит от организации первой части урока. В связи с этим я хочу поделиться своим небольшим опытом организации и проведения именно этой части урока—проверки зцаний учащихся. Среди целого ряда методов проверки знаний учащихся наиболее распространенным яв ляется устный опрос учащихся. Он в наибольшей мере позволяет учителю выявить глубину и качество, знаний учащихся. Применяя этот ме тод, я стремлюсь провести проверку знаний учащихся с наименьшей затратой времени. При подготовке к уроку продумываю вопросы по пройденному материалу для т р е х - четырех учащихся. Каждому пишу по три вопроса.- Первый вопрос, требующий подробного объяснения, — по материалу прошлого урока, второй вопрос, требующий раскрыть одно какое-либо понятие,— из любо го материала изучаемой темы; третий вопрос начинается со слов: почему, сколько, как, что и т. д. Например, по хи ­ мии в 7 классе вопросы планирую следующим образом: 1. Объяснить с точки зре ния молекулярной теории переход веществ из одного физического состояния в другое. 2. Записать уравнение реакции между цинком и водой. Определить тип реакции. 3. Сколько надо взять воды п соли, чтобы приготовить 1 кг 3 - процентного раствора? Если материал прошлого урока распределен двум учащимся, то третьему ученику первый вопрос планирую из любого материала, второй вопрос—но прошлому уроку, третий— на общем основании. Часто вместо первого вопроса дается задача. В случае, когда ученик должен выиолнить практическую работу с действующими приборами или реактивами, бывает достаточно двух вопросов. Еще в начале первой учеб ной четверти с помощью программы и учебника определяю минимум знаний для твердого запоминания: термины, определения, законы и т. п. (но другим предметам могут быть формулы, правила, слова) и на каждом уроке включаю их в качестве дополнительных вопросов или использую во вруия фронтального опроса. В поурочном плане против каждой группы вопросов заранее, а иногда и в ходе урока пи шу фамилии учащихся, которых нужно спросить. Как же осуществляю такой план на уроке? После организационного момента и постановки перед классом общей задачи задаю вопрос всему классу, даю возможность подумать и после этого называю фамилию учащегося. Таким же образом даю задание второму и третьему учащемуся, а за это время первый ученик уже обдумал план ответа. Класс внимательно слушает ответ первого ученика. Для обдумывания второго и третьего вопросов времени почти не дается. Затем класс быстро проверяет на доске работу второго ученика и выслушивает его устный ответ и т. д. Если у первого ученика есть работа у доски, он после устного ответа уступает место второму, а сам работает у доски. Индивидуальный опрос стремлюсь совмещать с общим (фронтальным). Еще в начале урока перед тем, как назвать фамилию учащегося, обращаюсь к классу: «Ребята, прошу вас отвечать сегодня так, чтобы сэкономить больше времени для ждите дополнительных вопросов. Сегодня нам особенно дорого время. Если отвечающие будут «тянуть», а к л а с с - плохо слушать, мы не успеем провести опыты». Кстати замечу, что я никогда не жалею времени на подобные замечания, вообще на организацию и активизацию внимания детей. II это окупается сторицей. Дети всегда отвечают быстро, четко. Класс живо реагирует нс только на вопросы, но и на выражение лица учителя и отвечающих. Некоторые дети отличаются рассеянным вниманием. С ними поступаю так. Когда вызову учащихся для опроса, обращаюсь к такому ученику: «Ты будешь дополнять ответ такого-то ученика и за это получишь оценку». Разумеется, что ответ сильного ученика ему дополнить нечем н я стараюсь дать ему под контроль слабого или среднего ученика. При такой постановке дела, как правило, все учащиеся серьезно готовят домашние задания, па уроке внимательны и активны. Кроме такой формы опроса, когда весь класс выслушивает ответы или проверяет выполненное на доске, т. е. когда опрос является средством повторения для всего класса, применяю иногда уплотненный опрос по письменным заданиям (карточкам). По это целесообразно лишь в тех случаях, когда тот или другой материал не усвоен только данным учеником. Другими словами, при таком опросе ученик заполняет свой оробел и к пасс может его не контролировать. Его работу учитель проверяет после урока. На опрос не должно ухи- дить более 15—17 минут. Необходимо заметить, что здесь затронуты лишь те уроки, ва которых проверка званий учащихся но пройденному предшествует изучению нового материала. Я совершенно но касался других типов уроков. Кроме того, здесь рассмотрена лишь техническая сторона одного из методов проверки знаний учащихся — устного опроса. Желательно, чтобы опытиые учителя нашего района рассказали о том, как они организуют опрос учащихся—эту наиболее трудную часть урока. По улице -Луначарского часто по несколько дней не бывает электросвета, а если и бывает, то его без конца включают да выключают. Так со спичками весь вечер и ходишь. Вечером хочется культурно отдохнуть: включить приемник, почитать газеты, книгу, а у нас такие беспо рядки со светом. Приближается праздник. К нему тоже нужно подготовиться: побелить в квартире, постирать и погладить белье и т. д. И для этого необВ КЛУБЕ НЕУЮТНО Мало ведется культурно-массовой работы в Калиновском сельском клубе. Зав. клубом тов. Ботвин не стремится к тому, чтобы культурно организовать отдых своих одно- "■дельчан. После окончания уборки хлебов у молодежи больше стало свободного времени, но т. Ботвин не учитывает этого и все так же редко открывает клуб. В клубе не хватает стульев, и чтобы не стоять во время демонстрации кинокартин, приходится приходить со своим стулом. Не всегда удается Н. Игнатенко. то факты нерадивого отношения к народному добру, бюрократизма и волокиты, недостаточной заботы об удовлетворении материальных и духовных запросов трудящихся. Задача состоит в том, чтобы решительно устранять наши недостатки в работе, всемерно развивать самокритику и особенно критику снизу. Интересы коммунистического строительства требуют дальнейшего ~¥j подъема производительности труда, выявления и использо вания внутревних резервов, таящихся в недрах всех отраслей народного хозяйства. Советский народ преисполнен решимости и впредь продолжать великую созидательную работу. Тридцать девятую годовщину Октября трудящиеся нашей страны знаменуют новыми успехами в хозяйственном и культурном строительстве. Вместе с нами этот праздник отмечают наши многочисленные друзья за рубежом. Великий Октябрь положил начало крушению мирового капитализма, открыл новую эру в вс.ории человечества. Ныне социализм не только ^утвердился как мощная сила щ Советском Союзе, но и вышел изучения нового материала». Или; «Вы научились дорожить временем. Отвечайте четко, не И. В. МАРТЫКО, завуч Хорошинской средней школы. В Читинскую область в этом году из западных областей СССР приехало 750 молодых учителей, окончивших педагогические институты. Среди них преподаватели физики, математики, географии, биологии, иностранных языков. На снимке: старший инспектор по кадрам Читинского областного отдела народного образования А. С. Артюх (справа) выписывает направления молодым учителям. Фото В. Федосеева. Фотохроника ТАСС. Б. ЕЛЕУПОВ, секретарь комсомольской организации Карасартовской средней школы. • НАВЕСТИ ПОРЯДОК С ПОДАЧЕЙ ЗЛЕНТРОЗНЕРГИИ ходим свет, так как днем мы находимся на работе. Световой день сейчас короткий, значит, свет также необходим для учащихся, чтобы подготовиться к урокам. Неужели не в силах работники электросети навести порядок с подачей электроэнергии? Следует подумать об этом также руководителям комбината по производству молочных кон сервов. ВЕСЕЛОВСКАЯ. выпросить у зав. клубом баян, чтобы потанцевать. — Чем меньше будем играть на баяне, тем дольше он будет исправным. После такого ответа он обычно уходит домой. За сохран ность баяна Ботвин беспокоится, а вот что нет печки в клубе, кинобудка не отремон тирована,двери просвечивают— этого он не видит. Очень хочется 39-ю годов щину Октября встретить в чистом, теплом и уютном клубе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2