Коллективный труд, 1956, № 42

6 апреля 1956 года, № 42 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД 3. Письма в редакцию Шахматный турнир Недавно закончился районный шахматный турнир. Ему предшествовали состязания шахматистов по колхозам, МТС и предприятиям города. По результатам этих состязаний 78 шахматистам присужденыпятый спортивный разряд, 20 шахматистам—четвертый спортивный разряд. Особенно хорошо были организованы шахматные игры в ДСО «Локомо.тив», в состав которого входят работники железнодорожного транспорта. Во время подготовки к районным соревнованиям здесь несколько раз проводились турниры среди своих шахматистов. В результате четверо лучших шахматистов—В. Заика, Ю. Иванцов, И. Серёгин, А.Пчелинцев—завоевали право защищать честь своего коллектива на районном турнире. Всего в районном турнире участвовало 16 человек. Первое место занял член ДСО «Буревестник» работник райисполкома В. Сорокоумов. Он набрал 12,5 очка из 15 возможных. По 12 очков набрали работник пункта «Заготзерно» В. Щербатенко и преподаватель Карасукской средней школы И. Варвянский. Из сельских спортсменов успешно выступил инструктор РК ВЛКСМ по зоне Октябрьской МТС Виктор Бейфус. Лучшие шахматисты В.Сорокоумов, И. Варвянский и В. Щербатенко награждены райкомом физкультуры и спорта дипломами первой и второй степени и ценными подарками. И. Набатов. Юная книгоноша Часто в выходные дни можно видеть на улицах города со стопкой книг в руках ученицу 5 «а» класса Карасукской средней школы Юлю Плаксину. Юля—книгоноша. Она каждое воскресенье приходит в магазин книготорга, получает книги и разносит их на квартиры жителей города, доставляет рабочим строительства железной дороги Карасук—Ка- мень-на-Оби. Примерные Более трех лет работают в сельхозартели «Жол Сталина» возчиками почты Кали Макпа- ев и Кожахмет Гайнулин. Они добросовестно относятся к своим обязанностям, всегда | Юная книгоноша имеет много клиентов. Они дают ей за каз на художественную, техническую и политическую литературу. Юля записывает заказ в блокнот и в следующий раз старается эти книги доставить заказчику. За три месяца нынешнего года Юля доставила на дом жителям города различной литературы на 936 рублей. А. Дюдя, директор магазина книготорга. В О З Ч И К И п о ч т ы спешат пораньше доставить газеты и письма. За хорошую работу К. Мак- паев и К. Гайнулин пользуются уважением всех колхозников. Б. Рыспаев, Беспечные родители Залог успешного воспитания детей в тесной связи школы с родителями. Однако есть еще такие папаши, которые не посещают школу. Так, ни разу не были в семилетней школе № 2 родители С. Скоромный, С. Свердлюченко и некоторые другие. (Из письма в редакцию). —Папа, ты еще ни разу у нас в школе не был... —Как не был? Я в ней учился! По следам наших выступлений „Плохо организован труд" Под таким заголовком в 40 номере нашей газеты за 1 апреля было опубликовано письмо т. Новохатского. Внем говорилось, что из-за плохой организации труда на пункте «За- готзерно» бывают большие простои автомашин, перевозящих в колхозы семенное зерно Как нам сообщил секретарь партбюро пункта «Заготзерно» т. Багойко, факты, указанные в письме, подтвердились. Приняты меры к ускорению погрузки автомашин. Пущены в эксплуатацию вторые автовесы. Из опыта работы по повышению грамотности учащихся осознанно употребляются детьми. В этих целях широко исВ первые дни занятий в 4-м классе я обнаружила, что учащиеся многое из пройденного в предыдущих классах уже забили. В начале учебного года пришлось более тщательно заняться повторением. Уроки повторения явились не только подготовкой базы для изучения нового материала, они явились уроками более глубокого изучения учащихся, т. к. с этим классом я приступила работать впервые. Путём наблюдения и опроса я старалась определить способность детей быстромыслить, богатство их памяти, навыки прилежания, умение трудиться в коллективе, умение дорожить честью класса, глубину знаний и умение применять их на практике. Всё это теперь учитываю в своей работе. Коротко поделюсь опытом своей работы в классе по повышению грамотности учащихся. Прежде всего обращаю внимание на то, чтобы мои ученики не только орфографически правильно писали, но и правильно, т. е. культурно выражали свои мысли и подбирали соответствующие слова для составления предложений Для этого мне самой приходится много и тщательно гото виться к урокам, разнообразить их и добиваться, чтобы они были интересными для учащихся. Практика подсказывает,что когда урок интересен, учащиеся лучше запоминают материал. Важное значение на уроке имеет внимание и интерес детей к новому материалу, ко торый излагается учителем. Поэтому при переходе от проверки домашнего задания к сообщению нового материала создаю эту заинтересованность. Например, сообщая детям тему о падежных окончаниях имён существительных, я предупреждаю, что материал этот очень интересный и нетрудный, но таким он будет для тех, кто особенно внимательно умеет слушать учителя и товарищей.«Вот посмотрим,— говорю я,—все ли мц. готовы к слушанию нового материала». После такого вступления класс обыкновенно напрягает свое внимание до предела и настолько активно участвует в повторении нужного материала, что трудно найти нежелающего отвечать. Само объяснение я стараюсь строить живо и наглядно, что также способствует активизации детского внимания п интереса. Недостающие в школе таблицы и схемы готовлю сама. Работа над словом является одним из важнейших моментов в развитии устной и письменной речи учащихся. Зту работу я веду, во-первых, в направлении уточнения имеющегося у детей запаса слов и, во-вторых,—пополнения и расширения словаря детей новыми словами. При проведении словарной работы я добиваюсь 'увеличения запаса слов у детей, обогащая их речь образными словами и выражениями, уточняя смысл слов и выражений, особенно тех, которые не вполне пользую наглядные формы: викторины, «дежурные» слова, плакаты и т. д. Викторина—это игровой момент на уроке русского языка. Например, при прохождении темы «Безударные гласные» показываю детям две таблицы. На одной написано предложение со словом «поседел» и на букву «е»опирается седой старик. На другой—предложение со словом «посидел» с изображением сидящего пионера. Так же разбираются слова «полоскать» (белье) и «поласкать» (собаку) и др. При таком разборе учащиеся хорошо запоминают постановку гласных в этих и подобных им глаголах и уясняют различные понятия, заключенные в этих словах, на слух воспринимаемых, одинаково. Чтобы учащиеся лучше изучали правописание предложений с однородными членами, применяю также наглядность. Заготавливаю несколько текстов с различными случаями однородных членов предложения (однородные подлежащие, однородные сказуемые и т. д.) Учащиеся разбирают каждое из этих предложений и затем приклеивают запятые. Для каждого из типов предложения они окрашены в особый цвет. В классе у нас есть уголок русского языка. Там висит табличка, озаглавленная «Дежурное слово». Здесь мы и вывешиваем несколько слов, на 2—3 дня. За это время проводим с ними различные виды работы: объяснение правописания, подбор родственных слов, составление предложений и т. д. В последующие дни разоб ранные слова не забываются. При ответе ученика предлагаю записать их на доске, они часто встречаются в карточках, которые также применяю при опросе, и, наконец, включаю в диктанты—объяснительные и контрольные. При изучении грамматических тем широко использую принцип воспитывающего обучения. Так, например, при изучении темы «Неопределенная форма глагола» я использовала цлакат с надписью: «Учить—ум точить». Этот текст был разобран с грамматической направленностью, раскрыта его смысловая сторона и, наконец, это приучает ребят пользоваться народными пословицами, поговорками, меткими выражениями. Приповто рении темы даю для разбора, например, такие предложения: «Что знать, того за плечами не носить», «Учиться никогда не поздно» и т. д. Кроме наглядности широко практикую ипоощряюзадавание вопросов отвечающему самими учащимися. Это содействует значительному увеличению активности детей и повышению их ответственности за форму лировку предложений. При выполнении всякого вида работ учащимися я знаю, кому нужна помощь и в чем она должна заключаться, стараюсь оказывать эту помощь своевременно, даже тогда, когда ученик не обращается ко мне за помощью. Этим я предупреждаю возможность делать ошибки в тетрадях. На всех уроках стараюсь держать в ноле зрения учащихся, которые могут по той или иной причине отстать. Постоянно контролируя их, я не забываю и о сильных, могущих при ослаблении контроля отстать. Сэтой целью на уроках русского языка использую опрос учащихся по карточкам. В моем классе много пишут. Из всех письменных работ отдаю предпочтение различным видам диктантов (творческим, зрительным, объяснительным и т. д.). Это позволяет повторять грамматический материал повсему курсу начальной школы, закреплять знания и повышать грамотность учащихся. Во время зрительного диктанта выделяем орфограммы, пользуясь цветным мелом и более крупным шрифтом. Чаще прибегаю к занавешиванию текста, а не к стиранию его. Это дает возможность учащимся проверить правильность написания. Зрительные и слуховые диктанты часто носят выборочный характер. В свободных диктантах даю возможность проследить за тем, как ученики выполнили работу со стороны стилистики, орфографии и пунктуации. Запись слов в словари у меня на уроках носит как общий, так и индивидуальный характер, когда записывает только тот из учеников, которыйдопустил ошибку в слове, трудном для написания. Порядок внесения слов в словари следующий. Сначала придумываем предложения, закрепляем правописание слов, а затем записываем их в словари с тем, чтобы на последующих уроках вставлять их в диктанты, в карточки и т. д. Требую от учащихся, чтобы они придумывали с этими словами содержательные предложения. Рекомендую брать темы из истории, географии, естествознания, литературы и из жизни советских людей, строящих коммунизм. На гуманитарных уроках требую от учащихся не только знания темы урока, а правильного построения предложений, добиваюсь правильного произношения слов. Слова, трудные для написания, встречающиеся на уроках истории, географии и естествознания, также записываем в словари и повторяем на последующих уроках (баррикады, алюминий, социалистический строй и т. д.). Применение таких видов работ позволило мне цовысить грамотность учащихся 4 класса. Сейчас в моем классе имеютнеудовлетворительные оценки только двое. Считаю, что и они подготовятся и успешно сдадут экзамены. Т. Раснюк, учительница Богословской семилетней школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2