I .52 Пролетарии всех стран, соединяйтесь! V - • • » - r 1CbUd£kxrui&umi Орган Карасукского райкома Коммунистической партии Советского Союза и районного Совета депутатов трудящихся Новосибирской области №42 (2073) | Пятница, 6 апреля 1956 г, |Цнеа15 коп. Завершающая четверть Школы района вступили в иоследнюю, завершающую четверть учебного года. Большие и ответственные задачи стоят перед учителями и школами в этот заключительный период. •Закрепить итоги успеваемости учащихся, организовать повторение уже изученного, выполнить все практические работы, рекомендованные программами, содействовать дальнейшему расширению связи школы с производством, подготовить учащихся к переводным и выпускным экзаменам— вот далеко не полные очеред ные задачи учительских коллективов. Кропотливый труд педагогов многих школ района в истекшей четверти увенчался повышением успеваемости учащихся, улучшением качества знаний. На 13 проц. выросла успеваемость в Михайловской семилетней школе. Директор этой школы т. Сергиенко стал глубже вникать в существо учебно-воспитательного процесса, отошел от руководства вообще, больше начал оказывать помощи учителям. И это неза медлило сказаться на качестве преподавания учебных предме тов, на укреплении дисциплины школьников. Добились повышения успеваемости средняя и семилетняя № 1 школы города. Несколько выросла успеваемость в Карасартовской средней школе. В Нестеровской семилетней школе из 80 учащихся плохие оценки имеют четверо, на 20 учащихся уменьшилось число неуспевающих в Студеновской средней школе. Однако средняя успеваемость по школам района за третью четверть пе только не выросла по сравнению с итогами первого полугодия, но из-за снижения качества учебно-воспитательной работы некоторых школ, даже несколько снизилась. ВАнисимовской семилетней школе (директор Е. Завьялов), например, контингент учащихся уменьшился на 5 человек, а количество неуспевающих увеличилось. Такое же положение в Богословской (директор А. Ткач) и Кучугур- ской (В. Корчул) семйлетвих школах. В Калачинской семилетней школе директор Н. Смирнова не мобилизовала учителей на выявление пробелов в знаниях учащихся. Со школьниками, имеющими неудовлетворительные оценки, здесь не вели никакой работы. Учителя Гальцева и М. Поцелуева плохо относились к своим обязанностям и не получили осуждения в коллективе. Число неуспевающих учеников в этой школе за третью четверть выросло, хотя контингент снизился. Многосерьёзных недостатков в школах в выполнении практических работ по учебным предметам, в осуществлении политехнизма, в организации повторения пройденного материала. В Рассказовской семп- летней школе, например, очень плохая база учебно-наглядных нособий. Здесь но химии не проведепо ни одной практической работы. Однако на это благодушно взирает директор В. Буленко, который вот уже в течение двух лет собирается пополнять учебно-материальную базу школы, но никак неудо- сужится оформить заказ. Крайне плохо руководит учебно воспитательным процессом директор Благодатской средней школы А. Пикпн В этой школе некоторые учебные предметы допоследнего времени изучали по старым программам, уроки учителей директор посещал редко и бессистемно, хотя постановка преподавания ряда учебнцх дисциплин явно неудовлетворительна. Плохо проходят и уроки самого т. Никина. Вое питательная- работа в школе и в интернате в запущенном состоянии. Вольности и нарушения трудовой дисцвнливы допускают т. Колупайло, заведующий Астродымсксй начальной школой, и т. Аношин (Ольговская начальная школа). Они в своей работе допускают безответственное отношение к обучению учащихся, снижение научности в изложении учебного материала, пропуск занятий по неуважительным причинам. Приналичии таких серьезных недостатков в ряде школ невозможно успешно решить ответственные задачи, стоящие перед школами и всеми работниками просвещения в связи с завершением учебного года и подготовкой к экзаменам. Работники районо, руководители школ с помощью партийных и советских органов должны немедленно ликвидировать недостатки, мешающие успешному завершению учебного года в школах района. Идут полевые работы Тракторная бригада тов. Яценко из Чернокурьинской МТС одной из первых вы ехала на усадьбу первой полеводческой бригады колхоза „Новая семья". Тов. Яценко зорко следил за таянием снега и, как только начали обнажаться поля, направил на задержание та лых вод тракториста Василия Арче. В. Арне, делая угольником снежные валы поперек склонов, в первый день задержал талые воды на 56 гектарах. На второй день бригада т. Яценко за держала влагу на 260 гектарах. На день позже начали по левые работы механизаторы тракторной бригады т. Терехова, обслуживающие вторую полеводческую бригаду колхоза „Новая семья". Здесь на задержании талых вод работает тракторист „ДТ 54“ Андрей Фрицлер. В первый день он поделал снежные валы на 100 гектарах. На поля колхоза им. Куйбышева выехали тракторные бригады тт. Новака и Бари ло. Они используют на полевых работах два трактора „ДТ-54" с угольниками. За первые два дня здесь задержаны талые воды более чем на 150 гектарах. Механизаторы прилагают все силы к тому, чтобы в короткий срок задержать все талые воды, не дать убежать с поля ни одному весеннему ручейку. М. Кузьмин. Изыскиваем корма Экономно расходуют корма в третьей бригаде колхоза имени Максима Горького. Здесь зимует 600 голов овец п 100 голов крупного рогатогоскота. Бригадир А. Сиволаи сам строго контролировал выдачу сена и силоса. Сейчас здесь дневной рацион увеличен за счет сэкономленных ранее кормов. Скот выйдет на пастбище в хорошей упитанности. В первой и второй бригадах создалось трудное положение с завершением зимовки скота. Здесь работники животноводства, обсудив постановление бюро райкома партии о месячнике по завершению зимовки общественного скота, принимают меры к дополнительному изысканию кормов. Члены артели Ф. Прокопенко, Е. Суббота, Е. Дорнес выехали в поле и собирают старую солому. 4 апреля на тракторе «ДТ-54» они доставили к скотобазам 35 центнеров соломы. Такие группы по изысканию кормов у нас созданы в каждой комплексной бригаде. ж. Капвч, заместитель председателя колхоза им. М. Горького. Используем дополнительные резервы кормов Наступила самая ответственная пора в зимовке общественного животноводства. Чтобы успешно завершить зимовку скота и не допустить отхода его до выгона на пастбища, правление нашей артели принимает все мерыпоулучшению ухода за животными, изысканиюи использованию дополнительных резервов кормов. Сейчас на полях тает снег и появляются проталины. На этих проталинах иасем овец и лошадей. Кроме того, для овец заготавливаем веточный корм. Для крупного рогатого скота организовали сбор соломы в оденках. На этих работах в каждой бригаде ежедневно занято по 8—10 человек, которые заготавливают в день по 50 центнеров соломы. На корм скоту используем болотные кочки. Их мы запариваем, сдабриваем и включаем в рацион: коровам даем по два—три килограмма сдобренных кочек, свиньям—по 4—5 килограммов. Все эти мероприятия позволят нам сохранить весь скот до выгона на пастбища. И. Панкратьев, председатель колхоза им, Андреева. Готовят семена к посеву Колхоз им. Куйбышева имеет качественный семенной материал на всю посевную площадь. На днях колхозники приступили к протравливанию семян пшеницы препаратом :<АБ». Ф. Em:шкива, Е. Марты члены артели, занятые на этих работах, ежедневно перевы полняют норму. Ядохимикатами обработано уже свыше 400 центнеров семенного зерна. Ведутся работы НО НОДГОТОВ щеько, У. Гуляева и другие ке к посеву семян кукурузы. Помогаем колхозу Наша тракторная бригада давно уже стоит на усадьбах первой и шестой бригад колхоза «Маяк Ильича», которые мы нынче будем обслуживать, Пять гусеничных и два колесных трактора, одва квадратно- гнездовая и десять зерновых сеялок полностью готовы к началу полевых работ. Бригада укомплектована кадрами трактористов. В МТС они прошли переподготовку. С ними были проведены занятия по технике безопасности. В период полевых работ для механизаторов будут созданы хорошие культурно бытовые условия. Наша бригада имеет два вагончика: для кухни и жилья, походную палатку на 25 человек. Выписаны газеты и журналы, скомплектована библиотечка- передвижка, выделен радиоприемник. Сейчас часть механизаторов следит за состоянием полей и готовностью техники. А остальные помогают колхозу успешно завершить зимовку скота. Трактористы Андрей |Шерстнев и Филипп Коротков заняты на подвозке сена. Они ежедневно делают на расстоянии 20 километров по одному рейсу и подвозят к ферме на тракторе «ДТ-54» по 30 центнеров сена. Тракторист Василий Дроздов тоже подвозит сено. Его рейсы короче—около трех километров. За день он успевает сделать но три—четыре поездки. Г. Аверченко, учетчик второй тракторной бригады Карасукской МТС. ПЕРЕДОВЫЕ ДОЯРКИ колхозов района по итогам на I апреля 1936 г. Фамилии доярок Наименование колхозов Бекниязова Сарвуар Пархоменко Е. Е. КотяЯрова В. Ф. Даудрих Е. Л. Дрокина Т. И. Пересунько М. А. Байдина М. А . Жерноклёв Е. А. кириченко А. М. Воронежская А. Е. Фрицлер Л. А. Ткаченко М. И. Сьшча А. Л. Шапоренко М. А. Иващенко М. Г. Таран 3. М. Черканцева А. А. Патракеева Л. Ф. Им, «Маяк Ильича» «Новая семья» Им. Дзержинского «Маяк Ильича» Им. Андреева «Путь к коммунизму» Им. Дзержинского Им. Куйбышева «Путь Ленина» — « — «Путь к коммунизму» 11м. Куйбышева Ии. Жданова Им. Андреева «Новая семья» Нм. Сталина Надой (в литрах) ”б58~ 635 612 611 610 610 604 601 569 561 560 554 550 547 547 546 535 428 С В Е Д Е Н И Я о надоях молока на фуражную корову в колхозах района на 1 апреля 1936 года (в литрах). Наименование колхозов С начала хоз. года Надои в марте Было надоено на 1 апреля 1956 г. Им. Дзержинского 547 155 373 «Маяк Ильича» 483 164 303 Им Джамбула 426 117 268 «Новая семья» 423 134 373 «Путь к коммунизму» 419 92 401 Им. Жданова 400 107 ,375 Им. Калинина 396 114 383 «Путь Ленина» 394 131 408 Им. Молотова 386 109 393 Им. Куйбышева 376 116 262 «Красный путиловец» 375 102 ,т13 «Вперед к коммунизму» 369 129 212 Им. Сталина 357 107 324 «Жол Сталина» 353 117 278 «Красное знамя» 353 114 258 Им. Буденного 343 114 299 Им. Андреева 334 101 110 Им. М. Горького 314 95 255 Им. Амангельды 296 95 245 Им. Тельмана 269 67 424
2* 6 апреля 1956 года, № 42 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД В обкоме КПСС и облисполкоме О проведении месячника по завершению зимовки скота в колхозах и совхозах области Значение леса для сельского хозяйства Поддерживая инициативу Ку- пинского, Чановского и других райкомов КПСС и райисполкомов, бюро обкома КПСС и исполком областного Совета постановили объявить с 5 апреля по 5 мая 1956 года месячник по завершению зимовки скота в колхозах и совхозах области. Основная задача месячника— полное сохранение всего поголовья скота, увеличение продуктивности всех видов животных и подготовка к переводу их на летвее содержание. Горкомы и райкомы КПСС, райисполкомы, директора МТС и совхозов, правления колхозов обязаны немедленно разработать по каждому хозяйству и осуществить дополнительные практические меры по успешному завершению зимовки. Усилия партийных, советских и комсомольских организаций, колхозов, МТС и совхозов должны быть направлены в апреле на проведение следую щих работ: максимальную заготовку и вывозку к фермам грубых кормов, травянистых кочек, камыша, веточного корма, производство сенной муки в размерах, обеспечивающих кормление скота до выхода на пастбище. Для этого следует выделить необходимое количество людей, конного транспорта, тракторов, других машин и средств; организацию во всех колхозах и совхозах измельчения и запаривания грубых кормов; размещение скота более мелкими группами и подкормку слабых (истощенных) животных лучшими кормами; раздельное содержание ягнят от маток и правильное кормление молодняка; улучшение содержания и ветеринарно - зоотехнического обслуживания животных, очистку всех ферм от снега и навоза, устранение в животноводческих помещениях сырости, грязи и сквозняков; принятие мер по увеличению производства свинины за счет разовых опоросов. Особое внимание должно быть обращено на своевременную случку свинок; максимальное повышение удоев коров и привесов свиней, находящихся на откорме; повышение дисциплины и ответственности работников животноводства за сохранность скота от падежа и рост его продуктивности. Необходимо направить для работы на фермах дополнительное число коммунистов и комсомольцев, своевременно подобрать пастухов и чабанов, закрепить пастбищные участки за отдельными видами и возрастными группами скота, развернуть подготовку к обо рудованию лагерей для содержания свиней и телят, к устройству летних водопоев, формированию гуртов. Обком КПСС и облисполком одобрили инициативу обкома ВЛКСМ о сборе с полей в колхозах и совхозах области силами комсомольцев и молодежи 150 тысяч центнеров грубых кормов. Райисполкомы, горкомы и райкомы КПСС, директора МТС и совхозов обязаны взять под повседневный контроль выполнение установленных планов по сдаче и продаже государству продуктов животноводства, организовать контрактацию телят и покупку взросло го скота у колхозников, рабочих и служащих для пополнения ферм. Снятие телят с контрактации начать не позднее второй половины мая в возрасте старше 1,5—2 месяцев. Новосибирский и Бердский горисполкомы должны организовать массово-разъяснительную работу среди жителей— владельцев коров о необходимости сохранения и продажи колхозам телят, получаемых в личных хозяйствах. Колхозам рекомендуется покупать телят у рабочих, служащих городов на договорных условиях. Горкомы, райкомы КПСС обязаны широко организовать изучение материалов XX съезда КПСС на всех фермах со всеми работниками животноводства. Разъяснить колхозникам, рабочим МТС и совхозов цели и задачи месячника, широко развернуть социалистическое соревновавие за успешнее завершение зимовки скота, всестороннюю подготовку к летне пастбищному периоду. Необходимо разработать и применять в этот период в колхозах н совхозах дополнительные меры материального поощрения за сохранение скота, повышение его продуктивности, за работы на заготовке и вывозке грубых кормов, кочек, веточного корма, производстве сенной муки. Следует шире практиковать между колхозами, совхозами, фермами взаимопроверки содержания и кормления скота, ухода за ним в период за вершения зимовки, всемерно внедряя передовые методы борьбы за увеличение произ водства мяса, молока и других животноводческих продуктов. Редакциям областных ирайонных газет, отделу радиоинформации предложено систематически освещать в печати и по радио ход проведения месячника по завершению зимовки и подготовки к летнему содержанию скота. Широки и необозримы Кулун- динские степи. На сотни километров тянутся поля, способные давать богатые урожаи сельскохозяйственных культур. Но частые засухи влекут к низким сборам зерна на этих нолях. Еще в начале XIXвека наиболее прогрессивные ученые того времени предлагали бороться с засухой и неурожаями путем лесонасаждений. Знаменитый русский почвовед В. В. Докучаев в своем труде «Наши степи прежде и теперь» писал, что черноземные степи подвержены медленному, но неуклонному процессу иссушения из за отсутствия лесов. Лес—источник нашего благополучия и здоровья. Лес повышает плодородие почв, спасает поля от губительных засух, предохраняет реки от обмеления. Лес как источник древесного сырья находит применение буквально во всех отраслях народного хозяйства. Древесина является одним из самых необходимых видов сырья химической промышленности. Синтетический каучук, спирт, скипидар, сахар, формалин, канифоль—всё это продукты химической переработки древесины. Лес—надежный друг колхозников. Он помогает им собирать с полей более высокие урожаи сельскохозяйственных культур. Своими разветвленными корнями древесные растения переносят из более глубоких слоев почвы необходимые для питания сельскохозяйственных культур минеральные вещества. Сбрасывая листву, теряя отмершие ветви, лес удобряет почву перегноем. Задерживая ветер, лес предохраняет хлеба от полегания, спасает посевы от выдувания. Наш район общей площадью в 371 тысячу гектаров имеет на всей территории всего 14,5 тысячи гектаров леса, что составляет 3,9 процента от всей площади. Потребность района в лесе огромна. Неоценимую помощь в повышении урожаев могут принести искусственные лесополосы. Для защиты посевов от ветра, засухи идругих неблагоприятных климатических факторов и предохранения почвы от смыва и размыва оказывается достаточной узкая полоса леса—в 10—60 метров. Поля, защищенные лесополосами, дают более высокие урожаи, и им не страшна засуха. Зимой под защитой леса увеличивается толщина снежного покрова, который предохраняет почву от сильного промерзания. Весной снег под защитой леса тает мед леннее и при талой почве вода просачивается вглубь грунта. Лесные полосы задерживают сток и испарение дождевых вод. В засушливые годы, когда посевы в степи выгорают, урожаи зерновых культур на участках, защищенных лесными полосами, в три—четыре раза превышают урожаи степных, лишенных древесной растительности участков. На территории нашего района пока еще очень мало заложено искусственных лесных полос. По примерным данным эта площадь равна 1200 гектарам. Колхозное крестьянство не должно ждать милостей от природы, не должно ждать, когда засухи прекратятся сами собой, а воздвигать на пути этих засух барьеры из лесных полос. На полях каждого колхоза требуется закладывать целую систему таких полос, размещая их одну от другой ■на расстоянии 0,5—2 километра. Тем самым будут созданы условия для получения высоких, устойчивых урожаев зерновых культур. М. Енина, старший лесничий Карасукского лесхоза. ности и при проведении яровизации. Более универсальным, быстро действующим является препарат гранозан. Он применяется из расчета одного килограмма на тонну семян пшеницы, проса, кукурузы, а для овса—два килограмма, ячменя—полтора килограмма на тонну. Кроме сухого применяют мокрое протравливание таких культур, как овес, ячмень, просо в дозировке один литр сорокапроцентного формалина на сто литров воды. Этим количеством раствора обрабатывается одна тонна семян. Мокрое протравливание проводится за два—пять дней до посева. Сейчас необходимо завезти химикаты к местам хранения семян и приступить к протравливанию. Главная задача, преследуемая при яровизации зерновых культур, это ускорение их вызревания. Метод яровизации даст возможность ускорить колошение и вызревание пшеыиПротравливание ияровизация семян Колхозники и специалисты Iпосева. Его нельзя применять сельского хозяйства хорошо!к семенам повышенной влаж- знают, какой вред причиняет зерновым посевам такой вредитель,как головня.Необходимость проведения мероприятий по борьбе с пораженностью хлебов головней теперь никто не отрицает, но в ряде колхозов при молчаливом согласии агрономов техника протравливания семян упрощается или игнорируется вовсе. Только по этим причинам в течение ряда лет семена в колхозах им. Жданова, «Путь к коммунизму», «Новая семья» и им. Калинина оказываются некондиционными из-за наличия мешочков твердой или мокрой головни. Самым эффективным способом борьбы с головней является протравливание семян. Оно бывает сухим и мокрым. При сухом протравливании применяется препарат «АБ» из расчета два килограмма на тонну семян. Этот порошок годен для протравливания голозерных культур: пшеницы и ржи. Препаратом «ПД» протравливаются семена за месяц до цы, овса, ячменя и проса, повышая одновременно урожайность этих культур. Основные правила яровизации сводятся к следующему. Берутся хорошо очищенные семена с высокой всхожестью, затем их увлажняют и проращивают до такой степени, чтобы росток не вышел за семенную оболочку. При яровизации семена можно протравливать только препаратом «АБ» и формалином. Опыление семян пшеницы препаратом «АБ»производится до начала яровизации. При посеве яровизированными семенами следует строго соблюдать норму высева с таким расчетом, чтобы яровизиходимо не раньше, как за два—три дня до боронования зяби. Сейчас в колхозы района завезена кукуруза. За ее хранением должно быть установлено постоянное наблюдение. Если при этом будут обнаружены поврежденные грибными болезнями початки, то такие семена немедленно нужно удалить. При малейшем согревании початков их следует рассыпать тонким слоем, ежедневно ворошить, а помещение хорошо проветривать. Початки семенной кукурузы можно обмолачивать за две—три недели до посева. Обмолоченное зерно необходимо отсортировать, подвергнуть в течение 5—8 дней солнечному обогреву и проверить на всхожесть в контрованными семенами была за-1 рольно-семенной лаборатории сеяна площадь, равная той, IПеред посевом семенную ку ------ ------ -------- протравить которая засевается тем же количеством сухих семян. Если составляет трудность высевать яровизированными семенами сеялкой на нижней педаче, следует ее поставить на верхнюю подачу и провести перекрестный сев. Приступать к яровизации яровых, мягких и раниесцедых шиениц необкурузу следует гранозаном. Наблюдение за сохранностью кукурузы следует возложить на кукурузные звенья, которым вменить в обязанность произвести отбор лучших початков с хорошими семенами для посева на семенных участках. Агроном П. ПТВШКОВ. Московская область. Дмитровская районная контрольно-семенная лаборатория проверяет качество семенных фондов колхозов и совхозов На снимке: старшая лаборантка Н. Д. Булкина определяет чистоту семян пшеницы.
6 апреля 1956 года, № 42 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД 3. Письма в редакцию Шахматный турнир Недавно закончился районный шахматный турнир. Ему предшествовали состязания шахматистов по колхозам, МТС и предприятиям города. По результатам этих состязаний 78 шахматистам присужденыпятый спортивный разряд, 20 шахматистам—четвертый спортивный разряд. Особенно хорошо были организованы шахматные игры в ДСО «Локомо.тив», в состав которого входят работники железнодорожного транспорта. Во время подготовки к районным соревнованиям здесь несколько раз проводились турниры среди своих шахматистов. В результате четверо лучших шахматистов—В. Заика, Ю. Иванцов, И. Серёгин, А.Пчелинцев—завоевали право защищать честь своего коллектива на районном турнире. Всего в районном турнире участвовало 16 человек. Первое место занял член ДСО «Буревестник» работник райисполкома В. Сорокоумов. Он набрал 12,5 очка из 15 возможных. По 12 очков набрали работник пункта «Заготзерно» В. Щербатенко и преподаватель Карасукской средней школы И. Варвянский. Из сельских спортсменов успешно выступил инструктор РК ВЛКСМ по зоне Октябрьской МТС Виктор Бейфус. Лучшие шахматисты В.Сорокоумов, И. Варвянский и В. Щербатенко награждены райкомом физкультуры и спорта дипломами первой и второй степени и ценными подарками. И. Набатов. Юная книгоноша Часто в выходные дни можно видеть на улицах города со стопкой книг в руках ученицу 5 «а» класса Карасукской средней школы Юлю Плаксину. Юля—книгоноша. Она каждое воскресенье приходит в магазин книготорга, получает книги и разносит их на квартиры жителей города, доставляет рабочим строительства железной дороги Карасук—Ка- мень-на-Оби. Примерные Более трех лет работают в сельхозартели «Жол Сталина» возчиками почты Кали Макпа- ев и Кожахмет Гайнулин. Они добросовестно относятся к своим обязанностям, всегда | Юная книгоноша имеет много клиентов. Они дают ей за каз на художественную, техническую и политическую литературу. Юля записывает заказ в блокнот и в следующий раз старается эти книги доставить заказчику. За три месяца нынешнего года Юля доставила на дом жителям города различной литературы на 936 рублей. А. Дюдя, директор магазина книготорга. В О З Ч И К И п о ч т ы спешат пораньше доставить газеты и письма. За хорошую работу К. Мак- паев и К. Гайнулин пользуются уважением всех колхозников. Б. Рыспаев, Беспечные родители Залог успешного воспитания детей в тесной связи школы с родителями. Однако есть еще такие папаши, которые не посещают школу. Так, ни разу не были в семилетней школе № 2 родители С. Скоромный, С. Свердлюченко и некоторые другие. (Из письма в редакцию). —Папа, ты еще ни разу у нас в школе не был... —Как не был? Я в ней учился! По следам наших выступлений „Плохо организован труд" Под таким заголовком в 40 номере нашей газеты за 1 апреля было опубликовано письмо т. Новохатского. Внем говорилось, что из-за плохой организации труда на пункте «За- готзерно» бывают большие простои автомашин, перевозящих в колхозы семенное зерно Как нам сообщил секретарь партбюро пункта «Заготзерно» т. Багойко, факты, указанные в письме, подтвердились. Приняты меры к ускорению погрузки автомашин. Пущены в эксплуатацию вторые автовесы. Из опыта работы по повышению грамотности учащихся осознанно употребляются детьми. В этих целях широко исВ первые дни занятий в 4-м классе я обнаружила, что учащиеся многое из пройденного в предыдущих классах уже забили. В начале учебного года пришлось более тщательно заняться повторением. Уроки повторения явились не только подготовкой базы для изучения нового материала, они явились уроками более глубокого изучения учащихся, т. к. с этим классом я приступила работать впервые. Путём наблюдения и опроса я старалась определить способность детей быстромыслить, богатство их памяти, навыки прилежания, умение трудиться в коллективе, умение дорожить честью класса, глубину знаний и умение применять их на практике. Всё это теперь учитываю в своей работе. Коротко поделюсь опытом своей работы в классе по повышению грамотности учащихся. Прежде всего обращаю внимание на то, чтобы мои ученики не только орфографически правильно писали, но и правильно, т. е. культурно выражали свои мысли и подбирали соответствующие слова для составления предложений Для этого мне самой приходится много и тщательно гото виться к урокам, разнообразить их и добиваться, чтобы они были интересными для учащихся. Практика подсказывает,что когда урок интересен, учащиеся лучше запоминают материал. Важное значение на уроке имеет внимание и интерес детей к новому материалу, ко торый излагается учителем. Поэтому при переходе от проверки домашнего задания к сообщению нового материала создаю эту заинтересованность. Например, сообщая детям тему о падежных окончаниях имён существительных, я предупреждаю, что материал этот очень интересный и нетрудный, но таким он будет для тех, кто особенно внимательно умеет слушать учителя и товарищей.«Вот посмотрим,— говорю я,—все ли мц. готовы к слушанию нового материала». После такого вступления класс обыкновенно напрягает свое внимание до предела и настолько активно участвует в повторении нужного материала, что трудно найти нежелающего отвечать. Само объяснение я стараюсь строить живо и наглядно, что также способствует активизации детского внимания п интереса. Недостающие в школе таблицы и схемы готовлю сама. Работа над словом является одним из важнейших моментов в развитии устной и письменной речи учащихся. Зту работу я веду, во-первых, в направлении уточнения имеющегося у детей запаса слов и, во-вторых,—пополнения и расширения словаря детей новыми словами. При проведении словарной работы я добиваюсь 'увеличения запаса слов у детей, обогащая их речь образными словами и выражениями, уточняя смысл слов и выражений, особенно тех, которые не вполне пользую наглядные формы: викторины, «дежурные» слова, плакаты и т. д. Викторина—это игровой момент на уроке русского языка. Например, при прохождении темы «Безударные гласные» показываю детям две таблицы. На одной написано предложение со словом «поседел» и на букву «е»опирается седой старик. На другой—предложение со словом «посидел» с изображением сидящего пионера. Так же разбираются слова «полоскать» (белье) и «поласкать» (собаку) и др. При таком разборе учащиеся хорошо запоминают постановку гласных в этих и подобных им глаголах и уясняют различные понятия, заключенные в этих словах, на слух воспринимаемых, одинаково. Чтобы учащиеся лучше изучали правописание предложений с однородными членами, применяю также наглядность. Заготавливаю несколько текстов с различными случаями однородных членов предложения (однородные подлежащие, однородные сказуемые и т. д.) Учащиеся разбирают каждое из этих предложений и затем приклеивают запятые. Для каждого из типов предложения они окрашены в особый цвет. В классе у нас есть уголок русского языка. Там висит табличка, озаглавленная «Дежурное слово». Здесь мы и вывешиваем несколько слов, на 2—3 дня. За это время проводим с ними различные виды работы: объяснение правописания, подбор родственных слов, составление предложений и т. д. В последующие дни разоб ранные слова не забываются. При ответе ученика предлагаю записать их на доске, они часто встречаются в карточках, которые также применяю при опросе, и, наконец, включаю в диктанты—объяснительные и контрольные. При изучении грамматических тем широко использую принцип воспитывающего обучения. Так, например, при изучении темы «Неопределенная форма глагола» я использовала цлакат с надписью: «Учить—ум точить». Этот текст был разобран с грамматической направленностью, раскрыта его смысловая сторона и, наконец, это приучает ребят пользоваться народными пословицами, поговорками, меткими выражениями. Приповто рении темы даю для разбора, например, такие предложения: «Что знать, того за плечами не носить», «Учиться никогда не поздно» и т. д. Кроме наглядности широко практикую ипоощряюзадавание вопросов отвечающему самими учащимися. Это содействует значительному увеличению активности детей и повышению их ответственности за форму лировку предложений. При выполнении всякого вида работ учащимися я знаю, кому нужна помощь и в чем она должна заключаться, стараюсь оказывать эту помощь своевременно, даже тогда, когда ученик не обращается ко мне за помощью. Этим я предупреждаю возможность делать ошибки в тетрадях. На всех уроках стараюсь держать в ноле зрения учащихся, которые могут по той или иной причине отстать. Постоянно контролируя их, я не забываю и о сильных, могущих при ослаблении контроля отстать. Сэтой целью на уроках русского языка использую опрос учащихся по карточкам. В моем классе много пишут. Из всех письменных работ отдаю предпочтение различным видам диктантов (творческим, зрительным, объяснительным и т. д.). Это позволяет повторять грамматический материал повсему курсу начальной школы, закреплять знания и повышать грамотность учащихся. Во время зрительного диктанта выделяем орфограммы, пользуясь цветным мелом и более крупным шрифтом. Чаще прибегаю к занавешиванию текста, а не к стиранию его. Это дает возможность учащимся проверить правильность написания. Зрительные и слуховые диктанты часто носят выборочный характер. В свободных диктантах даю возможность проследить за тем, как ученики выполнили работу со стороны стилистики, орфографии и пунктуации. Запись слов в словари у меня на уроках носит как общий, так и индивидуальный характер, когда записывает только тот из учеников, которыйдопустил ошибку в слове, трудном для написания. Порядок внесения слов в словари следующий. Сначала придумываем предложения, закрепляем правописание слов, а затем записываем их в словари с тем, чтобы на последующих уроках вставлять их в диктанты, в карточки и т. д. Требую от учащихся, чтобы они придумывали с этими словами содержательные предложения. Рекомендую брать темы из истории, географии, естествознания, литературы и из жизни советских людей, строящих коммунизм. На гуманитарных уроках требую от учащихся не только знания темы урока, а правильного построения предложений, добиваюсь правильного произношения слов. Слова, трудные для написания, встречающиеся на уроках истории, географии и естествознания, также записываем в словари и повторяем на последующих уроках (баррикады, алюминий, социалистический строй и т. д.). Применение таких видов работ позволило мне цовысить грамотность учащихся 4 класса. Сейчас в моем классе имеютнеудовлетворительные оценки только двое. Считаю, что и они подготовятся и успешно сдадут экзамены. Т. Раснюк, учительница Богословской семилетней школы.
elibrary.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2