4 марта 1956 года № 28 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД 3, В школе растет трудолюбивая Новый предмет В нашей школе для проведения практикума по машиноведению отведено две классных комнаты. В одной из них стоят верстаки, оборудованные тисами и угольника* и, в другой на стенде возвышается мотор втомобиля, а на стенах висит схемы и плакаты по автоделу. Мастерская ра<п»ла гает минимальным оборудованием на класс в 40 человек. Па последних трех троках восьмиклассники изготовляли две|ные ручки. Поделки осуществлялись по чертежам, которые в деталях были выполнены на уроках черчения. Однако. подче| кивая эту особенность, двкледует заметить, что программы по поли- ^^чехническому (бучению нуждаются в некотором уточнении, так как они не отражают в должной сп пени взаимосвязи между отдельными предметами. Практикум по машиноведению ставит также задачу воспитать у учащихся высокую культуру труда. Поэтому мы приучаем школьников держать в порядке свое рабочее место, рассчитывать время на изготовл е н и е деталей, а после окончания работы ^ и о ж п т ь все инструменты в определенное место. ...К столу учителя один за другим подходят восьмиклассники; они сдают работу. У каждого в руках дверные скобки, крючки для вешалок и т. д. Валя Космакова и Тамара Марченко только в этом году научились держат!, в руках молоток. А сейчас на уроке они умело выполнили работу трого по чертежу и получили оценку «5». рактикум возбудил у них желание после окончания школы пойти работать на завод. Дрвятикласснпкп с большим интересом изучают автодело. На последнем уроке в 9 «в» классе ученик В. Коротков хорошо ра- зобгал схему устройства топливного насоса автомобильного двпгателя, ученик т. Ле- мешко охарактеризовал устройство и работу карбюратора. Однако этому новому предмету еще мало уделяется внимания со стороны руководящих органов народного образования. Мы с трудом достаем наглядные пособия, негде приобрести большие тисы, листовое железо. Все это необходимо дать школам ка к можно скорее. Ф. K;i ft городов, преподаватель практикума по машиноведению. т .............. ..............v « ............. .............. - „Для того, чтобы укрепить связь школы с жизнью, необходимо не только ввести в школах пре- подав ите новых предметов, дающих основы знаний по вопросим п ехннкн и производства, но и систематически приобщить учащихся к труду на предприятиях, в колхозах и севхозпх,па опытных учистких и в школьных мастерских'. Из доклада Н. С. Хрущева XX съезду КПСС. .......... ...................л <3 молодежь За графическую грамотность И з о п ы т а среОпей ш к о лы г. К а р ч е у ка Практические работы Для привития политехнических навыков очень важно, чтобы учащиеся в процессе изучения химии учились не только писать уравнения химических реакций, но и ставить соответствующий эксперимент. Органи- зую я эту работу так: все необходимые приборы и реактивы выставляю на демонстрационный стол. Каж дому ученику дается определенное задание, и он сам составляет илан своей работы, подбирает реагины, комплектует ириборы и выполняет работу. Учащиеся 10 классов, например, проделали эксперименты на темы; «Цветные реакции на белок», «Активно! ть металлов», «Сильные и слабые электролиты», «Химические свойства натрия, кальция и алюминия» и др. Верно, такие работы требуют большой предварительной подготовки и отнимают много времени, но они содействуют лучшему усвоению химви учащимися. Моими первыми помощниками являются члены химического кружка. Они помогают проводить не только лабораторные а практические работы, но и химические вечера. С большим интересом прошел вечер на тему «Новейшие достижения в химии», доклад на котором сделал ученик 10 класса В. Стручков. К Короткова, преподаватель химии. ** -М* Jkteijei. ** L 9 E и hi ересом Учащиеся .Кэрзсукской средней школы с большим изучают двигатель автомашины. На г н и м к р : преподаватель практикума по машинове енчю Ф-Т. Кайгорпдов знакомит учащихся 9 класса с устрою твш кривошипно шатунного механизма. Изучение техники и ее совершенствование невозможны без овладения черчением. Ч'-ртеж нужен в любой отрасли проишод- ства. Поэтому очень важно научить школьников читать и выполнять чертежи технических деталей. С техническим черчением несложных деталей я начинаю знакомить учащихся с седьмого класса. Восьмиклассники выполняют чертежи уже более сложных деталей и убеждаются, что умение чертить и хорошо читать чертежи облегчает им изучение других учебных предметов и особенно машиноведения и электротехники. В этих целях я поддерживаю связь с преподавателями других дисциплин, всегда бываю в курсе того, над чем они работают, и по магаю им. Неоценимое воспитательное вначение имеет организация выставок лучших рисунков и чертежей. Такие выставки мы устраиваем периодически. Сейчас в школе проводится выставка лучших чертежей ж риеув- ков с натуры. На выставку представлено около 100 работ. На особых стендах оборудованы чертежи, по которым на уроках труда и практикума были выполнены изделия, демонстрирующиеся здесь же. Большой интерес у учащихся вызвал проведенный недавно тематический вечер. Он прошел иод лозунгом «Чертеж—язык техники». С большим вниманием ученики выслушали доклад ученицы 10 «б» класса П. Ломаковской. На вечере перед учащимися выступили инженер Карасукской МТС Л Ж-'велева и техник горкомхоза В. Пономарев, которые особо подчеркнули важность графической грамотности. Здесь же на вечере было решено свыше 20 задач на проектирование, которые были вывешены для обозрения за месяц до вечера. Активное участие в решении задач нрж- вяли десятиклассники А. Левенец, Л. Эберт и В Одинцов, умение быстро и правильно ориентиров 1ться в чертежах показал ученик 9 «д» класса А. Прибора. Конечно, не все учащиеся одинаково хорошо выиплняюг чертежи, но все они серьезно относятся теперь к черчению. Это позволило мне добиться того, чтобы выпускники школы в нужной мере владели гра фнческой грамотностью. Д. Михайленко, преподаватель черчения. Воспитывать в труде В деле повышения качества обучения и воспитания учащихся решающее место занимает политехническое обучение. Что же сделано в нашей, Карасук ской средней школе в этом отношении? К началу текущего учебного года с помощью шефов были оборудованы учебные мастер ские для занятий но слесарному и столярному делу и кабинет но 4 машиноведению. Укомплектовать мастерские инструментами и оборудованием нам помогли артель «Энергия» и Дзержин- ское училище механизации. Пункт «Заготзерно», СМУ и СМИ 233 выделили пиломатериал и сделали несколько многоместных столярных верстаков. В школе сейчас имеется все минимально необхоап мое для организации занятий по слесарному и столярному делу. В конце первой четверти, после того, как учащиеся про- шли практикум но сельскому хозяйству, мы организовали обучение в мастерской. Теперь) уже все пяти и шестпклас сники научились владеть столярными инструментами. Уча щиеся старших классов получили некоторые практические навыки по машиноведению. Интерес школьников к практикуму, труду и машиноведению значительно возрастает, когда они видят, что своим трудом приносят пользу. Поэтому труд школьников мы делаем целенаправленный. Ученики 5 —6 классов под руко водством опытного столяра И. В. Позднякова заготовили 10 кубометров реек для школьной ограды, много полцветоч- ник' В и вешалок, часть пз кото|Ыч будет передана в подарок детскому саду. Восьмиклассники научились изготов лять крючки для вешалок, дверные скобки и другие изделия из металла, девятиклассники изучают двигатель автомобиля. Большое внимание мы уде ляем взаимосвязи преподавания всех политехнических дпе- пиплин: черчения, труда, физики, биологии, химии и других. Однако в организации политехнического обучения у нас ещё много недостатков. Некоторые из них целиком зависят от нас, учителей. Например, преподавание химии, фнзпки и биологии в школе еще слабо связано с производством, хотя мы имеем и общешкольный план проведения экскурсий, и учащиеся посещают под руководством учителей промышленные предприятия. Не меньшим недостатком является и то, что преподавание труда и практикума ио машиноведению у нас ведут специалисты, не имеющие педагогического образования. Поэтому при всей их прилежности и добросовестности они затрудняются в проведении уроков и снижают их воспитательное значение. Но есть и такие недостатки, которые нам самим устранить не нод силу. Б школьной мастерской нет токарных станков, сверлильных установок, мало пособий по радиотехнике и переменному току, школа не располагает ходовой автомашиной, мы не имеем возможности проводить термическую обработку металла. Ликвидировать все эти недостатки без помощи райисполкома и районо, а также шефствующих промышленных организаций мы не сможем. Политехническое обучение предусматривает связь учащихся с производством не только в учебное, но и в каникулярное время. Поэтому мы уже сейчас решаем, чем будут заняты школьники во время летних каникул. Известно, что в летнее время школьники всегда принимают участие в общественно-полезном труде. Так, за прошлый год учащиеся нашей школы выработали 12 тыс. трудодней в колхозах и 8 тысяч рублей получили за свой труд в совхозах и на стройках. В этом году мы решили несколько упорядочить производительный труд школьников. Д1 » этой цели устанавливаем перечень работ, которые будем рекомендовать школьникам. 8 него включаем выращивание кукурузы, прополку посевов, дополнительное опыление ку- курузы, труд на животноводческих фермах, работу на трак торах и комбайнах. Продолжительность рабочего дня школьников не должна превышать шести часов. Вчервые в этом году введем трудовые книжки для учащихся 5—9 классов и на общих собраниях школьников установим норму выработки в трудоднях или в рублях. Задание это будет обязательным для всех. Поэтому уже сейчас начинаем разъяснительную работу, используя для этого материалы XX съезда партии. Успешно решить задачу политехнического обучения мы сможем только с помощью районо и всей общественности. Никто не должен быть в стороне, когда дело идет о воспитании трудолюбивой молодежи. С. Киндалев, директор школы.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2