Коллективный труд, 1956, № 1

2. КОЛЛЕКТИВНЫЙ т р у д 8 января 1956 года, № 4 Вчера работой секций закончилось традиционное январское совещание учителей, продолжавшееся три дня. Участники совещания обсудили два важных вопроса: «Итоги работы школ района за пернпе полугодие 1955—1956 учебного года и задачи школ и учителей на второе полугодие» по докладу заведующего районо' Н. Д. Овдиенко и «Об участии учителей в массово-политической работе среди населения» по докладу Я. Т. Полянского— заведующего отделом пропаганды и агитации райкома КПСС. Докладчик по первому вон росу подробно охарактеризовал результаты истекшего учебного полугодия, отметил то положительное, что достигнуто школами и отдельными учителями района в организацпи учебной и воспитательной работы. В половине семилетних школ успеваемость за полугодие свыше 80 процентов. Восемь начальных школ дали стопроцентную успеваемость, значительно повысилась успеваемость во всех шести средних школах района. Повышение успеваемости не пришло само Собой. Оно явилось результатом улучшения качественного состава кадров учителей района и улучшения руководства педагогической деятельностью школьных коллективов со стороны директоров школ. Известно, что итоги успеваемости в большей степени зависят от учителя, от его . подготовленности и требовательности к себе, от его умения организовать учащихся к работе и приучить аккуратно и добросовестно выполнять домашние задания, от качества проводимых уроков. За последнее время в районе много учителей выросло, превратилось в настоящих мастеров педагогического дела: тт. Горская, Кухта, Деревнина, Ларькин, Малахов и многие другие. Обычно большое количество учащихся не успевают по русскому языку. Й этом году многие преподаватели на основе значительного улучшения качества уроков добились повышения успеваемости по этому предмету. Преподаватели тт. Пирог, Мартынова, Дерев- нииа, Медведко, Спесивцев проводят урокп жпво, интерес но, содержательно, вовлекают в работу всех учащихся класса. Однако следует сказать, что не все преподаватели рус ского языка серьезно, по-деловому относятся к порученному делу. Учительница русского языка Шнлово-Курьпн- ской семплетней школы т. Клименко имеет соответствующее образование и опыт в работе, но к порученному делу относится безответственно, недостаточно готовится к урокам, иногда опаздывает на занятия и поэтому результаты ее работы очень плохие: из 15 учащихся 6 класса, которых она обучает, только один ученик написал изложение на 3, а остальные на единицы и двойки. Постановка учебной и воеЗа дальнейшее улучшение учебно-воспитательной работы питательной работы в ряде школ района все еще остается неудовлетворительной. Плохую успеваемость дала Михайлов ская семилетняя школа (директор Р. А. Сергиенко). Низкие результаты в Мелковской начальной школе у заведующей т. Гуляевой. Плохая трудовая дисциплина у Н. П. Сиволап—зав школой участка мясокомбината и т. Мухоед— заведующего Н.-Николаевской начальной школо~ Перейдя к характеристике состояния политехнического обучения в школах, т. Овдпен- ко остановился на опыте ра боты значительной группы учителей физики, химии и биологии. В практике прело давания физики т. Бондарев (Ка расукская семилетия школа № 2) большое место уделяет знакомству учащихся с научными основами современной электротехники, с прпнци памп действия важнейших машин и организацией промышленного и сельскохозяйствен ного производства. Особое внимание он уделяет своевременной подготовке и проведению экскурсий. Но, к сожалению, в школах еще встречается практика «мелового» и «словесного» преподавания физики. 0 1ень мало экспериментов и демонстрационных работ проводит т. Гришкова— преподаватель физики семилетней школы совхоза «Октябрь». Не уделяет должного внимания своевременной подготовке физических приборов к урокам т. Тельцова (Ка- расукская семилетпяя школа № 1) . Отмечая хорошую организацию работы на пришкольных участках Хорошинской и Ка- расукской средних, Троицкой семплетней школ учителями Д. С. Хекало, 3. А. Курских и Л. Г. Сыриковой, т. Овдиенко сказал в то же время, что только в Хорошинской средней школе работы были доведены до конца и собран урожай. В заключение своего доклада т. Овдиенко поставил задачи перед учителями райоаа, призвал всех учителей повышать свою педагогическую подготовленность и улучшать учебно-воспитательную работу. С. П. Медведко, директор Карасукской семилетней школы № 2, выступивший с содокладом, поделился опытом укрепления сознательной дисциплины в школе. — Сознательная дисциплина учащихся, — говорит он,—является результатом большой систематической воспитательной работы, проводимой педагогическим коллективом в целом и каждым учителем в отдельности. Поведение школьников регулируется и определяется прежде всего «Правилами для учащихся». В них сформулированы основные требования к поведению учащихся, но они носят общий характер и не предусматривают в деталях поведение школьника. Поэтому мы на основе «Правил дли (С январского совещания учителей) лили их на педагогическом шкоде, где директором т. Конд- совете, ознакомили с ними ро- ратенко, 10 учителей. Но^никучащихся» разработали единые требования к учащимся, обсу-* дителей и учащихся. Эти тре- бовднпя предусматривают поведение школ!ников на переменах. на уроках, при уходе из школы, на собраниях, вечерах, пионерских сборах, дома, и в общественных местах. Строго определенный порядок установлен у нас также в организации и проведении дежурства учащихся по школе. По итогам дежурств мы обязательно проводим линейку дежурного класса, на которую вызываем нарушителей поряд ка, обсуждаем и наказываем их. Весь коллектив школы борется за воспитание не только дисциплины послушания, но и дисциплины учебной, а это положительно сказывается на успеваемости учащихся. У нас ещё много недостатков, но этот небольшой опыт нашей школы показывает, что* твердый режим в школе является могучим средством повышения ответственности учащихся за свое поведение и учебу. Далее т. Медведко остановился на необходимости создания особых школ для переростков согласно приказа министра просвещения. Опытом организации обучения неграмотного и малограмотного взрослого населения поделился выступивший с содокладом директор Карасартов- ской средней школы т. Шай- мерденов. В селе Карасарте 12 колхозников не имеют начального образования. В настоящее время все они обучаются и в этом году закончат программу для малограмотных. Докладчик по второму вопросу т. Полянский отметил, что решонио грандиозной за дачи мощного подъема сельского хозяйства во многом зависит от организаторской и массово-политической работы на селе. Около 40 учителей являются пропагандистами в системе партийного и комсомольского просвещения. Хорошими пропагандистами зарекомендовали себя тт. Де- ренок, Фурсенко, Ларькин, Корчуя, Семизаров, Володюш- кпн, Лазарев и некоторые другие. Много уделяет времени общественной работе среди населения учительница Карасукской средней школы Клавдия Дмитриевна Короткова. Несмотря на свой преклонный возраст, она является активным пропагандистом научно- естественных и антирелигиозных знаний. Только в истекшем году она прочла более 15 лекций населению на различные темы. Большую лекционную работу проводят учителя Карасартовской и Хоро- |шпнекой средних школ. Так, например, силами учителей Хорошинской школы за последние два месяца прочитано около 20 лекций и докладов. Однако отдельные учителя и даже целые учительские коллективы школ самоустраняются от общественной работы С | е ш населения, замы ­ каются в стенах своих школ. В Октябрьской семплетней то пз них, да и сам т. Кондратенко не участвуют в проведении массово-политической работы среди населения. Такое же положение в Калачинской семилетней школе, которой руководит т. Смирнова. Плохо участвуют в мдссо во-политической и культурно- просветительной работе учителя семилетней школы совхоза «Октябрь» тт. Гришкова, Мартынова. Пасаженникива и др. В районе имеется отделение Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний, объединяющее 117 членов, во учите ней в нем только 26 человек. Выступивший в прениях директор Нестеровской семплетней школы П. В. Бондаревской поделился опытом организацпи работы учительского коллектива с неуспевающими учащимися. — Как известно, наша школа последние годы давала низкую успеваемость. Невы сокой она была и в первой четверти нынешнего ученого года. Тогда мы собрались, обсудили положение и решили, что без кропотливой индпви дуальной работы с каждым неуспевающим учеником нам не поиравитьположение. Мы установили, что главной причиной неуспеваемости учащихся является невыполнение ими домашних заданий. Оказалось, что некоторые учителя перегружали школьников домашними заданиями. Пришлось из менпть методику ведения уроков. Основную тяжесть перенесли на урок. В то же время обнаружили, что некоторые учащиеся относились нерадиво к учебе. Для ликвидации этого порока мы привлекли родителей. Безусловно, это кропотливая и трудная работа, но она дала положительные результаты: сейчас в нашей школе не успевают только 4 ученика. Директор Чуманской семи- летпей школы А. Н. Кошман критиковал районо за слабое руководство небольшими семилетиями шкодами. — Районо и райком комсомола мало обращают внимания вечерним школам сельской мо лодежи,— говорит в своем вы ступленпи Д. С. Хекало,— В нашу школу в начале учебного года пришло свыше 150 человек, а теперь осталось только 49. Плохая обеспеченность кадрами учителей и частые срывы занятий из-за непосещения школы учащимися, задерживаемыми на производстве, привели к значи тельному отсеву. Как преподаватель биологии, т. Хекало поделился опытом выращивания гибридных семян кукурузы. Старейшая преподаватель хпмпп Карасукской средней школы К. Д. Короткова рассказала об опыте орсанизацпи внеклассной работы о учащи мися старших классов и влиянии её на привитие трудовых навыков и воспитание созна тельной дисциплины. В то же время она критиковала дирекцию школы за отсутствие ь школе оборудованного химического кабинета. Как активная участница в проведении естественно-научной пропаганды среди населения, она призвала учителей района активнее включаться в лекционную работу. Тов. Гуляев, преподаватель АнИСПМоВСКОЙ семплетней школы, критиковал районо и обл- оно за несвоевременное снабжение школ программами по биологии и труду, за плохое оказание помощи преподавателям этих дисциплин. Он также отметил, что секретарь партийной организации колхоза имени Молотова т. Лазурно плохо руководит агитаторами. По его вине был сорваи семинар агитаторов. Председатель колхоза имени Калинина И. В. Лоппн указал, что участие учителей в массово-политической работе— это та форма, которая должна связать учителей с массами. В нашем колхозе активное участие в проведении агитационной работы сродп колхозников принимают заведующий Медянихинской начальной ШКОЛОЙ Т. Дегтярев И Т. БоН- да| ейский— директор семилетной школы. Однако есть и такие учителя, которые чуждаются эт >й работы и замыкаются в стенах школы, как например М'зговая— заведую-1 щая начальной школой Свободный труд Тов. Лонин призвал учителей района поднять всех учащихся школ на организацию шефства за посевами кукурузы. Школы должны выйти за пределы пришкольных участков. — Наша школа в этой четверти добилась некоторого повышения успеваемости,— говорит директор Карасукской средней школы т. Киндалев,— этим прежде всего мы обязаны нашим лучшим учителям тт. Новиковой, Вольперту, Сыриковой, Бровченко, Комешко, Курских, Чигириной и других. С особой благодарностью хочется отметить успехи т. Сое- сивцева, который дал успеваемость по русскому языку 90 процентов. Тов. Киндалев отметил также, что в школе попрежнему имеются серьезные недостатки в организации воспитательной работы. Педагогический такт, внимательное отношение к каждому ученику—вот то необходимое, что сможет повысить культуру поведения и успеваемость учеников. Мы должны научиться через положительное изживать недостатки. Директора Кучугурской семилетней школы В. М, Корчун и Студеновской средней школы Миронов поделились опытом организации политехнического обучения. Они критиковалиобл- оно за плохое снабжение школ оборудованием для мастерских. Затем выступил зав. отде- №М культуры т. Устинов, завуч Благодатской средней школы т. Данько, представитель обкома КПСС т. Кузни- ченко. председатель райкома ДОСААФ т. Ревенко, председатель райисполкома т. Зас- кого. По обсуждаемым вопросам приняты решения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2