2> Социалистическим соревнованием надо руководить Состоялась VI профсоюзная конференция работников молочно-консервного завода. На ней с отчетным докладом о работе заводского комитета выступил председатель завкома т. Горб. Обсуждая доклад, делегаты конференции отмечали, что заводской комитет, местные и цеховые комитеты провели некоторую работу по мобилизации членов профсоюза и всего коллектива предприятия на борьбу за выполнение планов заготовок и закупок молока и выработки сухого молока и масла. Однако в развертывании социалистического соревнования профсоюзная организация не перестроили свою работу в свете решения июльского Пленума ЦК КПСС. Основным недостатком в этом деле, как указывали делегаты, является формализм, недооценка организаторской работы. Если смотреть формально, соревнование на предприятии развернуто. Коллектив завода имеет социалистические обЯ' зательства и соревнуется с Купинским заводом, каждый цех, пункт и большинство рабочих тоже имеют свои обязательства. Но в соревновании не хватает главного— изучения и распространения опыта передовиков производства, подтягивания отстающих до уровня передовых. Завком слабо опирался в этом деле на инженерно-технических работников. Не вникал завком и в деятельность заводского бюро рационализации и изобретательства. Творческая инициатива рабочих и их рационализаторские предложения не всегда получали поддержку. Имели место факты, когда бюро рационализации и изобретательства вместо того, чтобы разобраться в рационализаторском предложении и обосновать выгодность его внедрения в производство, перекладывало это целиком на рабочего. Понятно, что не каждый рабочий в состоянии сделать такое обоснование. Серьезным недостатком завкома в организации социалистического соревнования является несвоевременное подведение его итогов. Даже на конференция, говоря о выполнении коллективом предприятия своих обязательств, председатель завкома т. Горб оперировал данными двухмесячной давности. На конференции приводили такой пример. Включаясь в социалистическое соревнование в честь XX съезда КПСС, коллектив тарного цеха принял на себя повышенное обязательство. Но выполнению его мешает плохая организация труда. Специалистов этого цеха снимают с основной работы и переводят на другие участки. Завком знает об этом но не вмешивается и не помогает развернуть борьбу за выполнение принятого обязательства. Делегаты конференции отмечали также, что заводской комитет слабо руководил низовыми профсоюзными организациями, мало оказывал им практической помощи в налаживании работы. Серьезные претензии предъявили делегаты к завкому за неудовлетворительную постановку охраны труда на производстве и запущенность в культурно- массовой работе. Конференция избрала новый состав завкома. И. Киелов. КОЛЛЕКТИВНЫЙ труд 9 декабря 1Уоо года, л» 14о И— „Iщи п г п н н птя<ттиииг?»и?гат >ии ■ i i r i r i r n i i m i M и г " Беспечный председатель Рига. Научные работники института физики Академии наук Латвийской ССР успешно работают в области мирного использования атомной энергии. Они создали аппарат для маркировки стали с помощью радиоактивных изотопов, радиоактивный измеритель уровня жидкости в закрытых сосудах, а также радиоактивный счетчик предметов на конвейере. Эти новшества находят применение на фабриках и заводах. Большой вклад в разработку новых приборов внесли молодые учены е - комсомолка Маргарита Сургучева, Антон Тамулькан, Харий Гунне и другие. На снимке: младшие научные сотрудники Маргарита Сургучева, Антон Тамулькан (слева) и Харий Гунне в радиолаборатории института физики Академии наук Латвийской ССР. Фото И. Семина. Фотохроника ТАСС. Председатель рабкоопа сов-| хоза пм. Дзержинского т. Орлов избрал неправильный стиль в работе, что очень серьезно отражается на запросах пайщиков. Он не опирается на аппарат, не доверяет му, а сам всего сделать не в юстоянии. В рабкоопе имеется заведующий торготделом, который (олжен повседневно бывать в орговых точках, изучать за- фосы населения, учить работ- iHKOB прилавка культурно орговать, с учетом числа пай- пиков и запросов населения (аспределять товары но тор- овым точкам. Тов. Орлов, невидимому, не доверяет зав- торгу и распределение товаров взял на себя. Не зная положения дел на местах, он товары распределяет неправильно, поэтому в магазинах часто отсутствуют товары повседневного спроса. Не всегда, например, в магазине можно приобрести такие товары, как столовую соль, зубной порошок, лезвия для бритья, ученические перья, ручки, детские чулки, хозяйственное мыло, керосин, в продаже нет никаких папирос, бывают перебои с хлебом. По требованию учащихся и администрации училища механизации в июле при столовой был открыт буфет, кое-когда учащиеся могли купить там кондитерские и табачные изделия, булочки, колбасу, хлеб и т. д. Но это продолжалось недолго, вот уже около двух месяцев буфет на замке* В районной газете, на собраниях пайщиков не раз подвергалась резкой критике работа рабкоопа совхоза имени Дзержинского, которым руководит т. Орлов. Однако улучшений не заметно. Непонятно, почему в работу рабкоопа не вмешивается правление райпотребсоюза, не требует от т. Орлова правильно реагировать на критические замечания. Ф. Подорожный. Хулиганов надо призвать к порядку 7 декабря в Доме культуры райкомом комсомола был проведен вечер молодежи. На нем Ю. Стрижов прочитал доклад о моральном облике советского молодого человека. В докладе много было приведено примеров из жизни молодежи Ка- расука. Однако в проведении вечера было много недостатков. Во время доклада часть молодежи вела себя вольно, слышались реплики, смех. А тт. Кайгоро дов и Дьяченко явились в нетрезвом виде, устроили дебош, и их некому было призвать к порядку. Почему комсомольцы оказываются бессильными перед недостойными выходками отдельных хулиганов. Н. Дмитриева. ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ «Зазнавшийся заведующий клубом* Под таким заголовком в нашей Iдалась на сессии сельского Сове газете за 27 ноября было опубликовано письмо Т. Шияновой. Как сообщил в редакцию председатель Богословского сельского Совета, корреспонденция обсужта. Факты подтвердились. За недобросовестное отношение к исполнению служебных обязанностей т. Сутуло строго предупрежден, приняты меры по улучшению работы клуба. Обсуждаем статью „Кто виноватЯ* Можно ли Алхеина вернутьТшколу? Учительский коллектив нашей школы наряду с общеобразовательной подготовкой прививает детям навыки культурного поведения в общественных местах: учителя объясняют как надо вести себя, почему именно так. Коллектив поставил задачу добиться, чтобы культурные привычки стали второй натурой ученика, и он, не задумываясь, поступал всегда правильно. Например, при встрече со знакомыми и со старшими ученик должен здороваться, старшим и слабым уступать место и т. д. Это школе в основном удается. Но бывают ученики, которые трудно поддаются воспитанию. Чаще всего эта трудность объясняется тем, что делу воспитания детей недостаточно уделяют внимания родители. Ученик Геннадий Алехин, о котором шла речь в статье «Кто виноват?», опубликованной недавно в газете «Коллективный труд» учился в нашей школе пять лет. Нынче он учился в четвертом классе. Последние годы Геннадий был груб не только со своими товарищами, но и с учителями. Когда его наказывали за недисциплинированность, мать в присутствии ученика обвиняла учителя и школу в неправильном отношении к ребенку. Сама же не следила ни за поведением, ни за учебой его. Это привело к тому, что Геннадий не стал выполнять единых требований к учащимся, с учителями начал говорить на «ты», оскорблять их, бить учащихся. 28 сентября за грубое оскорбление трех учителей Геннадия исключили на две недели из школы. С матерью договорились, чтобы она сына никуда не пускала, а сама каждый день приходила в школу получать для него задания. Однако получилось наоборот. Мать ни разу не явилась в школу. Геннадий приходил к школе каждый день, показывал учительнице в окно кулаки, сквернословил. 17 октября его снова исключили из школы, на этот раз на весь учебный год. Прав ли учительский коллектив, что за хулиганские поступки, за оскорбление учителей, за избиение учащихся исключил Алехина из школы? Считаю, что прав. Причем это у нас единственный ученик, к которому мы вынуждены были применить крайнюю меру наказания. История с Алехиным, ятно, скоро бы забылась за повседневными делами и заботами. Но он был уличен в воровстве, попал на скамью подсудимых и заново пришлось проанализировать вопрос о воспитании Алехина в семье и шкоде. Хочется немного подробнее остановиться на столь необычном судебном процессе, когда подсудимыми были 12-летнпе школьники. Естественно, возник вопрос о том, как в нашей действительности дети дошли до преступления. Это пытались выяснить и работники юстиции и сделать свои выводы. Но, к сожалению, попытка, на мой взгляд, оказалась поверхностной и даже педагогически вредной. Прокурор т. Литвинов, не вникая глубоко в суть дела, в общих словах обвинил семью и школу и потребовал вернуть Алехина в школу. Главным виновником в воспитании Геннадия он признал учительницу, у которой Геннадий учился последние четыре недели. Причем эти необоснованные обвинения сыпались па учительницу в присутствии ученика. И получилось так, что суд не достиг своих воспитатель- веро- |ных целей, он не показал главных виновников порочного воспитания, не воздействовал ни на мать, ни на сына. Об этом красноречиво говорит следующий факт. К вечеру того же дня, когда происходил суд, Алехин снова был около школы. В его компании оказался ученик третьего класса Кариуша, который в этот день не явился на занятия. Среди учащихся пошли разговоры, чтс Алехина приказали вернуть в школу и, значит, он может делать все, что захочет. Так Алехин, вместо сурового осуждения, стал «героем дня». Я думаю, что при подобных процессах работникам юстиции нужно глубже вникать в суть дела и неплохо было бы знакомиться с педагогической литературой, советоваться с учителями. Школа, конечно, виновата, что Алехин стал хулиганом. Она не сумела использовать все средства педагогического воздействия на ученпка и его родителей. Но в гораздо большей мере виновата его мать А. Алехина, которая с начала не обращала внимания на замечания учителей, не прислушивалась к их советам, не занималась воспитанием сына, а сейчас расписалась в собственном бессилии л заявляет, что ничего с ним не может сделать. Но т. Литвинов в своем выступлении этого не раскрыл. Можно ли Алехина снова принять в школу, как того требовал т. Литвинов? Я считаю, что нельзя. Дисциплина сейчас в школе хорошая, нет ни одного случая грубого нарушения ее. Так почему же мы должны ее разлагать дурным влиянием? Случай с Алехиным заставляет нас, учителей, глубоко задуматься над вопросом: всё ли у нас обстоит благополучно с внеклассной воспитательной работой? Нет, не всё. Многое в улучшении ее зависит от нас и в наших силах сделать это. Но я хочу сказать о том, что не зависит от нас, а между тем отрицательно влияет на всю учебно- воспитательную работу. У нас острый недостаток классных комнат, в результате чего занятия проходят в три смены и нет номещений для кружковой работы. Кроме того, в школе настолько плохое освещение, что третья смена по сути дела занимается в полумраке. Об этих недостатках хорошо известно районо п горсовету. Но они не принимают мер к улучшению материальной базы школы. А ведь это отрицательно сказывается на дисциплине и обучении учаIЩИХСЯ. А. Доновскап, Iзаведующая начальной школой N° 3
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2