Коллективный труд, 1955, № 140

I 4. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД 25 ноября 1955 года, № 140 ПО РОДШОЙ СТРА Беседы на естественно-научные т,емы Как возникла вера в бессмертие души Москва. В Государственном музее революции СССР открылось шесть новых залов. В первых трех размещены материалы, посвященные периоду иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918—1920 гг.). Экспозиции четвертого, пятого и шестого залов характеризуются словами .Оружием мы добили врага, трудом мы добудем хлеб. Все за работу, товарищи!". Материалы, выставленные в этих залах, посвящены периоду перехода страны на путь восстановления и мирного развития (1921—-1925 гг.). Они рассказывают о пуске первой советской гидроэлектростанции—Волховской, о восстановлении Донбасса. Отдельный стенд посвящен траурным дням января 1924 года—смерти вождя и учителя трудящихся, создателя Коммунистической партии В. И. Ленина. На снимке: посетители в одном из новых залов музея. Фото Л. Портера и А. Стужйна. 21 ноября из Риги в Калининград вышел океанский дизель- электроход «Обь»— флагманский корабль комплексной научной экспедиции Академии наук СССР в Антарктику. В течение двух с половиной месяцев велись работы по переоборудованию корабля. На кормовой части судна построена обширная металлическая площадка для взлета и посадки вертолета, оборудованы специальная площадка и Фотохроника ТАСС. Iкрепления для установки на «Оби» самолетов, которыми будут пользоваться участники экспедиции. На судне создано семь научно-исследовательских лабораторий. В Риге «Обь» оснастилась новейшим радио - и электро- навигационным оборудованием. В Калининграде на судно будет погружено все экспедиционное снаряжение. (ТАСС). Одним из существенных элементов всякой религии является утверждение о двойственности человека, утверждение о том, что человек, якобы, состоит из двух начал: материального и духовного— из тела и души. Основой человека является будто бы его бессмертная душа, тело же—лишь бренное вместилище этой души. Смерть, по религиозному учению,—это отделение души от тела. Тело, лишенное души, разрушается, а душа, якобы, возносится на небо и живет там вечной жизнью. Такое представление о человеке глубоко ненаучно и возникло оно в глубокой древности, в первобытном обществе, когда уровень развития знаний человека был особенно низок. Слабые знания первобытного человека, его бессилие перед природой, не давали ему возможности правильно понять и объяснить явления природы, общества. Первобытные люди долгое время не могли объяснить ири- чин сна и сновидений. Человек спит, ему снится, что он где-то что-то делает, охотится, например. Невозможность научно понять сновидения толкала человека на неправильный путь их объяснения. Значит, думает он, если я сплю и в то же время охочусь, то внутри меня «что-то» независимо joT меня живет, так как «оно» покидает меня и сново приходит в меня. Когда «оно» покидает меня, я засыиаю, и я просьщюсь, когда «оно» возвращается. - II вот э*о «что-то» и получило название «душа». Если душа выходит из человека и вновь возвращается в него, то это хорошо. Но если душа уходит, не возвращается,то человек умирает. Не случайно поэтому и сейчас еще можно слышать, когда о человеке, упавшем в обморок, или потерявшем сознание, говорят, когда он очнется, что «он пришел в себя». Это «пришел в себя» есть, таким образом, остаток от прежнего выражения, смысл которого заключается в том, что душа снова вернулась в тело человека. Фридрих Энгельс, говоря о происхождении веры в бессмертие души, писал, что первобытные люди, не зная строения своего тела, причин сна и сновидений, пришли к тому, что стали считать, что мышление и ощущение являются не результатом деятельности их организма, а души. Душа живет в теле и покидает его только при смерти. С этого времени люди стали задумываться об отношении души к внешнему миру. Если она в момент смерти уходит и продолжает жить, то нет необходимости придумывать для нее особую смерть. Такова первооснова, на которой возникло ненаучное убеждение о бессмертии души, которое в дальнейшем господствующие классы во главе с Для строительства Братской ГЭС ИРКУТСК, 21 ноября. (ТАСС). На вагонах и платформах грузовых маршрутов, идущих по сибирской магистрали и новой железной дороге Тайшет—Лена,все чаще встречаются надписи: «Нижнеангарагэсстрой». Это адрес строительства Братской ГзС— крупнейшей гидроэлектростанции в мире. Сооружение ее начнется в новом пятилетии. Но уже сегодня десятки крупнейших предприятий страны выполняют заказы новостройки, снабжают гидростроителей всем необходимым для покорения Ангары. Урал- машзавод отправил на строительство Братской ГЭС первую партию своих экскаваторов. Московский, Ярославский и Минский автомобильные заводы прислали более 400 автомашин. Брянский паровозостроительный завод направил в Братск энергопоезд мощностью в 4.000 киловатт. Предприятия Челябинска шлют на берега Ангары тракторы, бульдозеры, скреперы. Ереванский электромеханический завод — передвижные электростанции. Широким потоком на стройку идут не только механизмы, но и строительные материалы, оборудование. Магнитогорск отгружает металл, Новосибирск и Комсомольск- на - Амуре — стальные опоры для высоковольтной линии, Таганрог и Днепропетровск— трубы, леспромхозы и деревообрабатывающие комбинаты Иркутской области и Красноярского края — брус, пиломатериалы, сборные дома. Хороший подарок к зиме сделал строителям гидроэлектростанции коллектив Казанского мехового комбината. По специальному заказу он пошил партию теплой одежды. На подъездных путях станций Братск-I и Братск-П ежесуточно в среднем разгружают по 70—80 вагонов. Закончен монтаж второго гидроагрегата Каховской ГЭС Строители Каховского гидроузла успешно несут трудовую вахту в честь XX съезда КПСС. 20 ноября онп одержали новую победу, закончив монтаж второго гидроагрегата на две недели быстрее, чем первого. Успешно пдут работы п на третьем гидроагрегате. (ТАСС). Флагманский корабль антарктической экспедиции вышел в Калининград церковью развили и закрепили. II вот почему. Тело и душа человека, учит религия, находятся во враждебных отношениях друг с другом. Тело стремится к удовлетворению своих потребностей в земной жизни, душа же заинтересована лишь в жизни загробной. Поэтому, гласит церковная мораль, чтобы спасти душу, нужно изнурять свое тело, держать его в голоде п холоде. Эта проповедь является одним пз средств духовного обмана трудящихся. Таким образом, возникшее в первобытном обществе как результат бессилия человека перед природой, как результат неумения научно понять и объяснить законы жизни человека, представление о бессмертии души в дальнейшем было развито и закреплено церковью в целях выгоды и интересах господствующих классов. В противовес религиозным представлениям, рассматривающих жизнь человека как проявление какой-то особой, самостоятельной сущности, независимой от тела, в противовес о непознаваемой «душе», управляющей действиями человека, передовая наука в основу поведения человека положила исследование деятельности головного мозга, с наличием которого она связала психическую деятельность человека. ' Основоположником научного исследовании «душевной» деятельности человека явился наш русский ученый- физиолог U. М. Сеченов. Отвергая религиозное понимание психических процессов, как процессов самостоятельных, Сеченов пришел к выводу, что человек способен мыслить и чувствовать совсем не потому, что в нем есть какая-то «божественная душа», а потому, что так устроен его мозг, орган высшей чувствительности человека. Сеченов первым доказал, что «человек есть определенная единица в ряду явлений, представляемых нашей планетой, и вся его, даже духовная, жизнь есть явление чисто земное». Мысленно мы можем отделять свою духовную жизнь от жизни тела, а тело и духовную деятельность от всего окружающего, подобно тому, как отделяем мысленно цвет, форму или велпчпну предмета от самого целого предмета, но это отделение не соответствует действительной отдельности, независимому существованию предмета от его цвета плп формы. Тоесть, нельзя рассматривать тело и так называемую «душу» оторвано друг от друга, п нельзя человека оторвать от его земного существования, как нельзя оторвать цвет предмета от самого предмета. Идеи Сеченова были подхвачены и развиты другим нашим ученым— И. П. Павловым, доказавшим еще более убедительно, что в основе всех проявлений «телесной» деятельности организма лежит высшая нервная деятельность его. Учение Павлова разрушило остатки религиозного представления о самостоятельной, бессмертной, не связанной с организмом душе. Павлов доказал, что сознательная, «душевная» деятельность человека сосредоточена в больших полушариях головного мозга, именно в корковом веществе этих полушарий, и что мышление, психическая деятельность есть результат физиологической деятельности коры головного мозга. Современные советские ученые, основываясь на открытиях Сеченова и Павлова, еще более убедительно доказали, что самостоятельной, бессмертной души вообще в человеке нет. Психическая деятельность человека, которую иногда нщр зывают деятельностью душев^ ной, прекращается, как только умирает организм и ни о каком переселении души на небо и тем более—переселении в других людей, речи нс может быть. В этой связи интересны открытия наших ученых в вопросе жизни и смерти организма. Опыты показывают, что если вырезать мышцу у недав-_^ но умершего организма и действовать на нее электрическим током, то она сокращается. Ворсинки, которые находятся в полости дыхательных путей, колеблются долгое время и после клинической смерти. Сердце, извлеченное из живого организма, сокращается н о^ которое время после того, ка^^ весь организм умер. Все эти факты свидетельствуют о том, что говорить о внезапном отделении «души» от тела нет оснований. Это, наоборот, говорит о том, что смерть— это не отделение души от тела, а постепенное отмирание различных частей организма. Успешное применение нашей медициной переливания крови дало возможность спасать и людей, умерших от потери крови. Сейчас уже обычным считается возвратить человека к жизни, если он умер от потери крови не больше 10— 12 минут тому назад. ^ Таким образом, религиозное учение о бессмертной душе является ненаучным убеждением. зародившимся в глубокой древности. Бессмертной души, как таковой, нет н не может быть. Есть человек п его психическая деятельность. Эта деятельность теснейшим образом связана с телесной деятельностью человека и прекращается вместе с прекращением деятельности всего организма. В. Пичугин. Р е д а к т о р П, Я, В ы л е г ж а н и н . Ушла лошадь—мерин, вороной масти, семи лет. Знающих просим сообщить в колхоз „Красный путиловец". Адрес редакции и типографии: город Карасук, ул. Октябрьская, 63. Телефоны: редактора № 1—30, секретаря }* 1—31, типографии № 2—94 Заказ"545 Карасукская районная типография Тираж 1600

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2