2. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД 28 августа 1955 года, № 103 Августовское учительское совещание С комсомольским огоньком С 25 по 27 августа проходило районное учительское совещание. Оно обсудило доклад заведующего районо т. Шесто- иалова «Итоги учебно-воспитательной работы за 1954 — 1955 учебный год и задачи работы с педагогическими кадрами». Докладчик сообщил, что в минувшем году в целом по школам района достигнуто некоторое повышение успеваемости, особенно в начальных классах. Однако качество обучения в 7— 10 классах не только не улучшилось, но даже ухудшилось. В районе есть немало школ с нетерпимо низкой успеваемостью. Особенно отличается в этом отношении Карасукская средняя школа (бывший директор т. Семиза- ров), где успеваемость по результатам весенних экзаменов составила только 58 процентов. Понизилась успеваемость в Благодатской, Богословской и Студеновской школах, низка она в Чернокурьин- ской, Чуманской и некоторых других школах. В прошлом учебном году не выполнен полностью закон о всеобуче, допущен отсев из школы 102 учеников, в том числе по неуважительным причинам— 39 человек. Учебно-воспитательная работа полностью зависит от состава педагогических кадров. Докладчик говорит, что к новому учебному году качественный состав учителей изменился в лучшую сторону. Прибыло солидное пополнение из высших учебных заведений, около 70 учителей, обучающихся заочно, успешно продолжили свою учебу. В настоящее время только в двух семилетних школах не имеется учителей с соответствующим образованием, в большинстве же школ по 2— 3 и до 10 учителей имеют образование за учительский институт. В Ка- расукской средней школе из 52 преподавателей 22 человека с высшим, 7— с незаконченным высшим,10— со средним педагогическим образованием. Однако есть еще некоторые учителя, которые не имеют соответствующего педагогического образования и не желают утруждать себя учебой, числятся в институтах или педучилищах формально, иногда по 6— 7 лет. Есть и такая категория учителей, которые учебные заведения закончили давно, уже растеряли теоретический багаж и знаний своих не пополняют. Большую работу по совершенствованию педагогического мастерства учителей, по повышению их идейно-политического уровня обязаны проводить школьные профсоюзные организации. Но в практике работы наших профорганизаций, отметил докладчик, деятельность месткомов зачастую сводится к собиранию членских взносов и наклеиванию марок на билеты. Не получили широкого распространения производственные совещания, на которых можно обсуждать положительный опыт,^смело и резко критиковать недостатки. Не второстепенным делом для профсоюзных организаций должна быть забота о быте, культуре труда и отдыхе учителей. С переходом на новый учебный план и новые программы перед школами выдвигается задача одновременно с улучшением учебно-воспитательной работы заботливо готовить учащихся к вступлению в трудовую жизнь. Успешно решить эту задачу учителя смогут при условии, если они будут укреплять своп связи с предприятиями, колхозами, машинно-тракторными станциями. Вопросы воспитания молодежи, говорит в заключение т. Шестопалов, решаются не только школой, но и семьей, всей нашей общественностью. Партийные, советские, профсоюзные, комсомольские организации должны всемерно поддерживать школу в ее воспитательной деятельности, укреплять авторитет учителя, повышать ответственность родителей за воспитание своих детей. Докладчик выразил уверенность, что коллектив учителей успешно решит стоящие перед школами большие и ответственные задачи в наступающем учебном году. По окончании доклада заведующего районо участники совещания заслушали доклад зав. методическим кабинетом районо т. Овчинниковой «О новых учебных программах в школах it задачах учителей по их внедрению» и приступили к прениям. Выступающие справедливо указывали, что в докладе заведующего районо не было сказано о том, какая работа проводилась с учителями в минувшем учебном году. — Вместо анализа работы с педагогическими кадрами в докладе воздана хвала меньшей части и хула большей части учителей,— сказал завуч Карасукской средней школы т. Семизаров. Он отметил, что мало учителей имеют высшее образование, хотя преподают в старших классах. Много лет идет речь о «списании» педагогов, работающих без соответствующего образования, но за словамп не следует дело. Мало заботы проявляется о бытовом устройстве прибывающих учителей. — Наша школа находится под боком у районо,— говорит преподаватель химии Карасукской средней школы т. Короткова,— но его работники бывают здесь редко, мало помогают в налаживании учебно- воспитательной работы. За 14 лет моей работы в этой школе сменилось 7 директоров. Все они обещали создать материальную базу для занятий по химии, но ее все нет. Желанными гостями были бы в школе председатель райисполкома и секретарь райкома партии. Большую помощь могут оказать школам партийные организации, если они будут повседневно интересоваться, как успевают дети коммунистов. Директор Шнлово-Курьин- ской семилетней школы тов. Ларькин, директор Карасартовской средней школы т. Шай- мердснов, директор Дзержинской семилетней школы т. Ива- нец и другие руководители школ в своих выступлениях указывали на недостатки в инспектированпп. — В школе, где я работал,— сказал т. Шаймерденов,— последние два года инспекторская проверка не проводилась. Это может породить у некоторых учителей безответственное отношение к работе. Инспекторские проверки помогают руководителям шкод улучшить учебно-воспитательный процесс, повышают их ответственность за организацию работы с учительскими коллективами. — Нашу школу второй год подряд инспектируют в одно и то же время— в первые дни IV четверти,— заявил т. Ива- нец.— Желательно, чтобы маленькие школы инспектировали чаще, чем один раз в год. Завуч Октябрьской семилетней школы т. Пушкарев рассказал о работе кустового методического объединения при этой школе. За девять месяцев учителя собирались пять раз, обсуждали вопросы учебной и воспитательной работы, проводили практические уроки и их разбор. Занятия эти давали большую пользу, и учителя охотно посещали их. Тов. Пушкарев сообщил, как готовится школа к переходу на обучение по новой программе. В оборудовании учебной мастерской для занятий по ручному труду, сказал он, поможет Октябрьская МТС. Школа теснее увязывается с предприятиями и колхозом. О подготовке Хорошинской средней школы к новому учебному году рассказала учительница т. Згибнева. Здесь здание школы расширено, увеличено количество парт, заготовлено топливо. Учителя начальных классов с весны знали, кто какой класс будет вести и заранее готовились к этому: изучили новую программу и учебный план, наметили меры по улучшению воспитательной работы. Однако учителя 5— 7 классов здесь до сего времени не знают, какие предметы они будут вести, а для 8— 10 классов учителей еще нет. Председатель райисполкома т. Заского отметил, что есть отдельные педагоги, которые стоят в стороне от общественной работы, иногда своим поведением порочат звание учителя. Тов. Заского обратил внимание учителей на огромное значение их личного примера в воспитании школьников, призвал бороться за чпетоту авторитета педагога. — Много трудностей встретится в этом учебном году ,— сказал он,—но коллектив учителей в состоянии преодолеть их,добиться дальнейшего улучшения учебно-воспитательной работы в школе. Всего в прениях выступило 19 человек. Дальнейшая работа участников совещания проходила по предметным секциям. Трудное положение сложилось у новоселов вновь строящихся в Кулундпнских степях зерносовхозов: Веселовского, Краснозерского, Петропавловского. Еще не закончено строительство жилых помещений, а уже вплотную подступила пора жатвы хлебов, немало требуется сил и на выполнение плана заготовки кормов. В это напряженное время дружескую руку помощи протянули новоселам комсомольцы Веселовского и Краснозерского районов. На их почин откликнулись и комсомольцы Карасука. Они 19 августа на собрания секретарей первичных комсомольских организаций города решили в нерабочее время производить разгрузку из вагонов и погрузку на автомашины строительных материалов, направляемых в новые совхозы. В этот же день вечером вышли на работу комсомольцы райздравотдела и строительномонтажного управления (секретари комсомольских организаций тт. Сапунова и Черненко). За вечер они выгрузили из вагонов 36 тонн кирпича. С комсомольским огоньком Культурно-массовая работа в Осолодинском сельском клубе пущена па самотек. Здесь не работают кружки художественной самодеятельности, не читаются лекции и доклады. Заведующий клубом т. Кдкорев не бывает в цоле среди хлеборобов, в рабочее Под таким заголовком в 74 номере нашей газеты за 22 июня было опубликовано письмо П. Сердюка. В письме рассказывалось о нерегулярной выплате денег молокосдатчикам на Студенов- ском маслозаводе и о небрежном отношении к своим обязанностям молокоприемщицы т. Лазурно. Период молочно-восковой спелости початков кукурузы длится не более 10— 12 дней. Во многих колхозах на ранних участках кукуруза уже достигла такой стадии спелости. Поэтому надо немедленно приступать к уборке. Запаздывание с этой работой в условиях Сибири опасно. С чего начать и как организовать раздельную уборку и раздельное силосование початков п зеленой массы куку рузы? Необходимо прежде всего выделить площади, пригодные для раздельной уборки, а также лучшие посевы для дозревания початков на зерно. Разбить площади на участки размером по 4—5 гектаров, через каждые 30— 50 метров сделать на них прокосы поперек поля шириной в 3—4 метра для прохода автомашин и бестарок. Затем нужно рассчитать потребность в людях, подобрать и правильно расставить их, трудится на разгрузке стройматериалов постоянная бригада девушек— работниц пункта «Заготзерно»: Валентина Ади- атулпна, Таисия Морозова, Ираида Барская, Альбина Чернова, Екатерина Персидская. Они ежедневно сгружают по 65— 85 тонн кирпича. Активное участие принимают в этих работах комсомольцы молочно-консервного комбината, промкомбината, службы движения, райисполкома. С молодым задором берутся они за порученную работу и не уходят домой, иока не выполнят задание. В первые дни особенно хорошо показали себя комсомольцы города Лидия Мальцева, Валентина Коляс- кина, Нина Маркова, Людмила Писклова, Вера Тамурко. Однако имеются в городе и такие комсомольские организации, которые не принимают -участия в помощи комсомоль- цам-новосолам. К их числу относятся комсомольские организации райпотребсоюза и отдела культуры (секретам^ тт. Геруцкпй и Меренцева^ Думается, что комсомольская общественность их строго осудит. составить четкие планы проведения уборки, подготовить машины для силосования и измельчения кукурузы, хранилища п сушилки. Участок кукурузы в 5 гек- v таров с урожайностью початков примерно по 60 центнеров могут убрать за один день 30 человек (пять звеньев по 6 человек). При этом 4 человека будут сламывать початки, два собирать и относить к машинам. Початки собирать лучше всего в корзины, а не в фартуки, как это делается в некоторых хозяйствах. Срезать початки можно ножом или сламывать руками. Сборщицы должны двигаться с корзинами поперек рядков от прокоса к прокосу, челночным способом. Выламывать следует только те початки, которые по внешнему определению находятся в стадии молочно-восковой спелости. Пучок ниток у таких початков бывает заЮ. Стрижов. Ни д о к л а д о в , ни ле кций По следам наших выступлений Задерживают оплату за молоко" СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТА Как организовать раздельную уборку кукурузы время он обычно занимается личными делами. Все это происходит на виду у председателя Благодатского сельсовета т. Борблик. Однако он этого почему-то не замечает. В. Голубенко. Как сообщил нам директор Студеновского маслозавода т. З о ^ ^ рин, факты, изложенные в письм<^^ подтвердились. Приняты меры к их устранению. За халатное отношение к работе и злоупотребление служебным положением моло- коприемщица т. Лазурко от работы освобождена.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2