Коллективный труд, 1955, № 34

2. КОЛЛЕКТИВНЫЙ т р у д 20 марта 1955 года, 16 34 Всесторонне готовиться к весеннему севу В подготовке к весне нет мелочей В жарко натопленной конторе колхоза „Новая семья“ было многолюдно. Председатель колхоза агроном Иван Павлович Черкасский просматривал какие-то бумаги. На наш вопрос, как артель готовится к весеннему севу, он ответил: —Вот составляем планы повышения урожайности, а в отношении подготовки— остались одни мелочи. Действительно, пока со ставляются только планы, а боевого напряжения в подготовке к весне не чувствуется. Колхоз „Новая семья“— крупное многоотраслевое хозяйство. Нынче на 1.500 гектаров расширяется посевная площадь, будет поднято более пятисот гектаров це линных и залежных земель. Значительно увеличиваются посевы кукурузы. Получение высоких урожаев этой ценной культуры даст возможность создать прочную кормовую базу обществен ному животноводству. Однако к этим большим работам в колхозе готовятся плохо. —У нас всё приведено в готовность,-- заверяет бригадир первой полеводческой бригады т. Будко. Правда, здесь отсортированы и проверены на всхожесть семена, отремонтированы сбруя, бороны. Но забыли о людях* К ремонту полевых станов и тракторных вагончиков ещё не приступали, не хватает посуды для общественного питания. Ещё хуже положение дел во второй и третьей бригадах. Колхоз серьёзно отстает с подготовкой к весне. До сих пор не отремонтировано 20 бричек, две колхозных автомашины, не готово более 50 процентов сбруи, изломаны водовозки, не приобретаются мешки. Вызывают удивление иждивенческие настроения руководителей колхоза. Они целиком и полностью надеются на МТС. Механизаторы успешно справились с выполнением плана по снегозадержанию, но колхоз не принимает никаких мер к проведению других зим них агромероприятий. Так, из 4.500 тонн навоза по плану на поля вывезено не более 100 тонн. —Придут тракторы и быстро выбросят на поля удобрения,— говорит председатель колхоза. Не вывозятся со складов „Сельхозснаба1минеральные удобрения, ядохимикаты, протравители семян. В прошлом году колхоз на 20 гектарах сеял кукурузу. Но из за того, что сев был проведен некачественно, своевременно не были обработаны всходы, здесь не заложили ни одного килограмма силосной массы. Нынче площадь посева кукурузы будет доведена до 150 гектаров. Учтя ошибки прошлого года, следовало бы по-деловому взяться за подготовку к этому важному мероприятию. Однако в этом деле тоже медлят. Занятия на трехлетних агротехнических курсах проводятся от случая к случаю, людям не рассказывают о передовых приемах возделывания этой ценной культуры. В своем бессилии расписывается и агроном колхоза В. Баган. —Не могу собрать людей на занятия,—заявляет она. Неудовлетворительный ход подготовки к весне объясни ется тем, что среди людей не организовано социалисти ческое соревнование. До сих пор на доске показателей фигурируют данные пери ода уборочной кампании. Не проявляют беспокойства руководители колхоза и партийная организация (секретарь т. Бахтина) о культурном отдыхе людей, которые будут находиться в поле. Не приобретаются шах ' маты, домино, шашки, не готовятся лозунги и плакаты, не подобраны агитаторы. Весна не за горами. Поэтому сейчас надо устранить все недостатки. В под готовке к севу нет мелочей. Я. Владимиров, А. Сенин. С о р е в н о в а н и е МТС и совхозов на ремонте тракторов и других сельхозмашин по состоянию на 15 марта (в процентах к плану) МТС и совхозы Тракторы Плуги Культива­ торы | Сеялки Чернокурьинская 100 100 64 96 Карасуьская 80 74 64 100 Октябрьская 68 70 60 100 Студеновская 62 75 86 92 Хорошинская С о в х о з ы 59 75 70 100 Им. Дзержинского 100 60 40 79 «Октябрь» 66 84 100 100 Н а ш к о л ь н ы е т е м ы Повторять последовательно, систематически Правильно поставленное обучение учащихся требует постоянного повторения ранее пройденного. Великий педагог К. Д. Ушинский рассматривал повторение как один из основных способов обучевия. Он писал , что «беспрестанно должно повторяться старое с прибавлением нового...так, чтобы новое непременно строилось на старом», и далее: «чем меньше возраст учащихся, тем чаще следует прибегать к повторениям, потому что первые следы науки укрепляются гораздо труднее последующих». Но для того, чтобы повторение действительно улучшило качество знаний и навыков детей, нужно отчетливо представлять себе его цели и задачи и правильно его организовать. Многие думают, что повторение— это возобновление в памяти забытого. На самом деле задача повторения— не д о п у с к а т ь з а б ы в а н и я прейденного, строить новые знания на базо ранее изученного. Вследствие неправильно организованного повторения учащиеся забывают изученное и для восстановления его приходится тратить много времени. А самое главное— разрывается связь между знаниями, они становятся отрывочными, случайными, бессистемными и не могут поэтому прочно удерживаться в сознании ученика. Повторение проводится разными способами и в разные сроки. В начале учебного года лучше всего организовать не просто повторение старого, а начать прохождение нового, стараясь везде, где это возможно, органически связывать старое с новым. На протяжении всего учебного года при изложении и объяснении нового материала полезно тут же на уроке предложить учащимся вкратце воспроизвести его, останавливаясь на самом существенном, под- черкииая основное. При разборе новой темы всегда полезно привлекать для повторения тот материал из ранее пройденного, который логически связывается с материалом данного урока. По вопросам, логически не связанным с новым материалом, лучше всего проводить специальные повторительные уроки. Опытные учителя не допускают шаблона в организации повторения. Место его на уроке определяется той целью, которую ставит перед собой учитель. Неплохо поставлено повторение в течение всего учебного года в Карасукской семилетней школе № 2. Особенно заострен этот вопрос с начала третьей четверти, когда наряду с повторением изучается новый материал. Учителя Р. Спесивцева, С. Стукало. 3. Медведко, 3. Деревнина, Т. Черненко и другие умел' вызывают и поддерживают интерес у учащихся к повторению изученного материала. Они добиваются, чтобы школьники сознательно понимали важность повторения. Чтобы урок был интересным, обычно при повторении здесь привлекают новый материал, который, не расширяя учебной программы, углубляет щученную ранее тему. Повторение проводится не только в таком порядке, в каком материал изучался раньше, но и, по усмотрению учителя, в новом. Систематическое повторение ведут учителя начальных классов тт. Горбатенко, Спирева, Щетинина, Фесенко. При объяснении домашнего задания они не ограничиваются простым указанием повторить такие-то страницы, такие-то параграфы, а обращают внимание учащихся на основные, главные вопросы и обязательно проверяют выполнение заданий. Это облегчает повторение и повышает ответственность учащихся за выполнение домашних заданий. Систематическое повторение материала имеет особенно большое значение по математике и физике. Без его организации невозможно выработать у учащихся определенный навык, нельзя добиться глубоких знаний теории. Большой эффект получается в том случае, если учитель повторяет не вообще, а из всего курса выделяет узловые вопросы и на них время от времени останавливается. Преподаватели математики тт. Малахов, Кайгородова, Мурашова и Бондарев большое значение придают форме и методике повторения. Они проводят специальные уроки по пройденной теме. Для этого каждому ученику дается задание по карточкам с учетом индивидуальных особенностей. Такой вид проверки знаний учащихся рассчитан на 15— 20 минут, остальное время урока отводится повторению материала вместе со всеми учащимися класса. В повторении нельзя ограничиваться лишь устными ответами. Весьма эффективными приемами являются обобщающие беседы, различного вида самостоятельные работы. Повторение преследует цель прочного запоминания как основных фактических знаний,так и обобщений, выводов, правил, а также хода доказательств. Теми элементами знаний, кото-| рыо нужны для дальнейшего' понимания предмета, учащиеся должны овладеть настолько, чтобы они совершенно не забывались. В четвертой четверти учебного года нужно повторить главные, узловые вопросы программы годового курса с тем, чтобы закрепить основы знаний и систематизировать пройденное. Следует при организации повторения в четвертой четверти учесть также и то, какие части программы по той или иной причине были трудные, какие недостаточно твердо усвоены. Этим частям программы при повторении должно быть уделено особое внимание. Но, как правило, к заключительному повторению не должно! уже оставаться слабых и больных мест. Систематическое, последовательное повторение есть основа прочных, осознанных знаний учащихся, над чем и должен работать каждый учитель школы. С. Володгошкии, завуч Карасукской семилетие!! школы № 2, ЮНЫЕ А В И А М О Д Е Л И С Т Ы Занятия в кружке расширяют кругозор учащихся, помогают им ближе ознакомиться с современной техникой. Кружком руководит преподаватель физкультуры Н а с н и м к е : авиамоделисты-семиклассники Дзержинской С. В. Пугач, семилетней школы (слева направо) А. Клочков, Н. Литвинов, К. Щиако на занятии кружка. * * Фото А. Черкасского. В Дзержинской семилетней школе второй год работает кружок юных авиамоделистов. В вем занимается более 40 человек. Ребята после уроков с большим интересом изучают огвовы аэродинамики, знак» мяк» с конструкциями самолетов. Они сама строят модели летательных аппаратов. Г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2