Коллективный труд, 1954, № 106

tS октября 1954 года, № 106 КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД 3. ШкЬма 8 редакцию В тесной связи с правлением Добросовестно относится к выполнению своих обязанностей киномеханик Василий Волон- тырь, обслуживающий казахский колхоз имени Джамбула. Он аккуратно соблюдает график демонстрации фильмов, который вывешен на видном месте, добивается хорошей четкости изображений и звука. Большую заботу о повышении КУЛЬТУРНОГО УРОВНЯ КОЛХОЗ' ников проявляет правление колхоза. Оно часто откупает кино- сеансы для бесплатного просмотра колхозниками. Так на днях был просмотрен казахский национальный фильм «Поэма о любви». Совместно с правлением колхоза т. Волонтырь добивается охвата киносеансами все большего числа колхозников п пз месяца в месяц перевыполняет план кинообслуживавпя населения. Б. Узканов. Нерадивые хозяева Заботясь об улучшении породности коневодства колхоз «Путь Ленина» приобрел в прошлом году племенного жеребца. За него уплачено 15 тысяч рублей. Уход за ним доверили осуществлять колхознику П. П. Ткалун. Однако т. Ткалун не оправдал доверия колхозников. В точение лета он почти не выводил жеребца на прогулку, кормит и поит его через отверстие, проделанное в крыше конюшни. Свою непоборимую лень т. Ткалун пытается объяснить тем, что нет времени для ухода за жеребцом. Между тем за ним закреплено всего четыре лошади. В результате такого «ухода» жеребец с каждым днем становится всё хуже. Правлению колхоза известно об этом, но, боясь разгневпть лодыря, оно не пронимает никаких мер. Н. Иванов. То холодная, то На неискушенного человека городская баня может произвести приятное впечатление: в ней имеется строгий распорядок работы на день и на неделю, при бане работает парикмахерская, ларек розничной торговли и даже для удобства посетителей предусмотрена такая деталь: на банных билетах проставляется порядковый номер. Банщица назовет твой номер п заходи мойся. Но стопт Вам, изъявив желание помыться, переступить порог бани, особенно в воскресный день, ка к Вы убедитесь, что это желание трудно исполнимо. Время от времени банщица хладнокровно объявляет: «Воды нет, будет через час». А посетители всо время прибывают, создается очередь в 5 0 - GO, а иногда и до 80 человек. Очень скромные подсчеты показали, что только в прошедшее воскресенье трудящиеся затратплп в бане на ожпдавпе в очереди 75 человекодней! Над этим стоит задуматься заведующей баней т. Михайленко и заведующему горкомхозомт. Милей ко. Наконец, прождав два— три часа, попадаешь в зал для мытья. Истомленный ожпданп- ем,устремляешься к крану, но... вода только холодная. С этим недостатком горожане научились бороться: набирают в таз холодной воды, распариваются горячая вода... в парной и, разгоряченные, обмываются, не чувствуя холода. Хуже, когда пойдет только горячая вода. Тогда приходится дуть на воду в тазу, как на горячий чай в блюдце. А бывает п так: намылишь голову, а смыть мыло нечем— вдруг прекращается подача и холодной, и горячей воды. Такие случаи за последнее время стали очень часты. При бане есть парикмахерская, но в ней нет ни одного сидения, и посетители ожидают своей очереди порой до 30 — 40 минут стоя. Около бани—ларек. На нем вывеска: ларек .Л? 9 работает с... часов до... ча с ов продавец Петрова. Часто в рабочее время ларек закрыт,а чтобы избежать претензий покупателей, графы, в которых должны быть проставлены часы работы, оставлены незаполненными. Время ожидания своей очереди клиентам занять нечем: в помещении нет нп газет, ни журваюв. Мужчины, обычно, усиленно курят,’ отчего в зале стоят клубы дыма. На попу— слой окурков и листьев от веников. За соблюдением порядка никто не следит. Пройдет посетитель все мытарства, уготованные ему по воле тт. Милейко п Михайленко, п рассептся радужное представление о городской бане. Н . Аф а н а с ь е в . Н А Ш К А Л Е Н Д А Р Ь •м«!ИИЧ»!ЖИ1Г,в,“ ....?* ... .............. ............ Михаил Юрьевич Лермонтов (К 1 4 0 - л е т и ю с о д н я р о ж д е н и я ) Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814-1841 гг) (Репродукция с гравюры на стали). Поэт-патриот Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын, Как русский,—сильно,пламенно и нежно! В этих строках великий русский поэт М. Ю. Лермонтов выразил свою горячую, сыновнюю любовь к Родине. Рисуя Москву, древний Кремль, где каждый камень напоминает о страницах русской истории, поэт писал о победе над Наполеоном: Напрасно думал чуждый властелин С тобой, столетним русским f пеликаном, Помериться главою и обманом Тебя низвергнуть. Тщетно поражал Тебя пришлец: ты вздрогнул— он упал! В стихотворении „Бородино* Лермонтов воспел доблесть и самоотверженность русских воинов. Глубокой гордостью за свой народ и его армию проникнуты слова солдата—героя стихотворения: II клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Поэт любил русские народные песни и предания, в которых отразились чаяния масс, их мечты о свободе и счастье. Он глубоко верил в родно.й народ, в его грядущее освобождение „от рабства и цепей“. Патриотизм Лермонтова был тем „высочайшим патриотизмом“, который Чернышевский определял как „страстное, беспредельное желание блага родине". 10 февраля 1837 года выстрелом пз пистолета проходимца Дантеса царское самодержавие оборвало жизнь великого русского поэта А. С. Пушкина. Вся передовая Россия оплакпвала смерть поэта. Царь запретил упоминать в печати о смерти Пушкина. Но пз рук в руки, пз уст в уста переходило, читалось п переписывалось и вскоре распространилось по всей грамотной Росспп стихотворение с подписью «М. Лермонтов». Оно бросало в глаза царю и его сатрапам гневные обличительные слова: Но есть, есть божий суд, наперсники разврата! Есть грозный судия: он ждет, Он недоступен звону злата, И мысли, н дела он знает наперед. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью: Оно вам не поможет вновь, П вы не омоете веей вашей черной кровью Поэта праведную кровь! Лермонтов бесстрашно, с вызывающей смелостью подхватил знамя русской поэзии из рук Пушкина, чем вызвал великий гнев царя. 25 февраля последовало «высочайшее повеление»: лейб-гвардии Г у ­ сарского полка корнета Лермонтова за сочинение стихов перевести в Нижегородский драгунский полк, воевавший на Кавказе. Поэта сослали под пули горцев. В конце 1837 года бабушка поэта, Арсеньева К. А, выхлопотала перевод его в Новгород, а затем в Петербург. Но год ссылки но пропал даром. Он побывал там, где по воле правительства собирались изгнанники и где поэтому мысли были вольнее, разговоры живее и откровеннее. Он увидел скромных тружеников войны—солдат и казаков. На Кавказе —в казачьих станицах, в провлнцпалышх городишках, в укреплениях, во время путешествий на перекладных или верхом, потом в Закавказье—он снова, как в детстве, близко соприкоснулся с народом, услышал народные легенды, предания, песни и сказкп. Здесь он задумал написать о страданпях гордого Мцыри, переделать поэму о Демоне п уже обдумывал роман «Герой нашего времени». В январе 1839 г . Лермонтов был приглашен на работу в журнал «Отечественные записки», в котором сотрудничали самые передовые, самые та ­ лантливые литераторы того времени—Герцен, Огарев, Некрасов, Тургенев, Белинский п другие. До конца своих дней Лермонтов печатался только в этом журнале. «Отечественные записки»,— вспоминает выдающийся музыкальный критик В.В. Стасов,— разбирали чуть но с боя, перекупали один у другого право его читать раньше всех; потом, все первые дни, у нас только п было разговоров, рас- суждений, споров, толков, что о Белинском да о Лермонтове». Быть поэтом, утверждал Лермонтов, значпт совершать вы- сокпй гражданский подвиг. Поэт должен звать народ к борьбе за свободу. Язык его должен быть «простым и гордым». Искусство должно быть подобно оружию—твердым и острым, ка к закаленная сталь кинжала. Лермонтов был одним из величайших создателей русско- политической поэзии— поэзии революционной, народной. Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет... Слава Лермонтова росла. С восторгом читала публика вышедшие в свет поэмы «Демон» и «Мцыри». А вместе со славой росло подстрекательство, интриги, ненависть к поэту царского двора. В апреле 1840 г. царь вновь ссылает Лермонтова на Кавказ. В то дни, когда Лермонтов уезжал в новую ссылку, в Петербурге появился в продаже роман «Герой нашего времени». Книга расходилась с необычайной быстротой, переиздавалась и снова расходилась. Поэт был в зените славы. Царское самодержавие иска ­ ло способ избавиться от Лермонтова, и 15 июля 1841 г. около Пятигорска оно рукой Мартынова убило второго великого русского поэта. Высоко ценит и любит советский читатель М. ГО. Лермонтова. Он принадлежал к числу любимых поэтов В. И. Ленина. Как клятва звучали в 1941 г. под Москвой строки из стихотворения «Бородино». Приговоренные к казни комсомольцы Краснодона слушали Улю Громову, читавшую им лермонтовского «Демона». 15 октября 1954 года весь советский народ, все прогрессивное человечество отмечает 140-летие со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Коста Хетагуров По следам н аш и х вы ст уп л ен и й (К 9 5 - Л Е Т И Ю С О Д Н Я Р О Ж Д Е Н И Я ) „Почему срывается график кинопоказа“ Под таким заголовком в 93 номере нашей газеты за 14 сентября сообщалось, что заместитель председателя колхоза имени Тельмана т. Чебаков, несмотря на заключенный договор, отказывается выделять лошадь механикам для перевозок каиопередвижки. По этой причине иногда срывается график кпнопоказа. Как сообщил нам секретарь парторганизации колхоза т. Сма- котпн, корреспонденция обсуждалась на партийном собрании. На т. Чебакоза наложено партийное взыскание, он предупрежден о недопустимости таких фактов в будущем. 15 октября—95 лет со 1 дня рождения (1859) Коста Хетагурова, осетинского поэта, основоположника осетинского литературного языка и литературы, революционного демократа. Юношей Хетагуров познакомился с произведениями великих русских революционных демократов—Белинского, Чернышевского, Добролюбова и стал горячим |последователем их идей. В своих стихах Хетагуров бичевал осетинскую знать, царских чиновников-коло- низаторов. Надежды на освобождение своего народа замечательный осетинский поэт связывал с успешной освободительной борьбой русских рабочих и крестьян против угнетателей и эксплуататоров. Наибольшей известностью пользуется сборник стихов Хетагурова „Осетинская лира", вышедший в 1899 году. За свои свободолюбивые произведения поэт поплатился пятилетней ссылкой в город Херсон, под надзор полиции. До конца своих дней Хетагуров оставался пламенным борцом за счастье своего народа. Умер К. Хетагуров в 1906 году.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2