s. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД 3 сентября 1954 года, № 88 В школах начались з анятия Первоклассники Ранним солнечным утром 1 сентября к зданйю Карасукской семплетнейшколы №2 шли небольшими группами школьники. Рядом со старшими братьями, сёстрами или родителями гордо шагали малыши, записанные в первый класс. Каждый из них с нетерпением ждал того дня, когда он станет настоящим учеником советской школы. И вот этот день настал. Школьники выстроились по классам на линейку. На почётном месте—первоклассники. Секретарь райкома комсомола т. Рудакова, директор школы т. Медведко и учителя поздравили учащихся с началом занятий и пожелали им успешной учёбы п отличной дисциплины. Учащиеся седьмых классов преподнесли каждому первокласснику по букету цветов и от школы—карандаши и тетради. В 8 часов продолжительный звонок впервые позвал малышей на урок. С чувством большой радости вошли они в просторный светлый коридор, с интересом рассматривая вывешенные на стенах картины и плакаты. Вот один мальчик остановился, заметив красиво оформленный плакат над дверью одной комнаты, неуверенно, по складам прочитал слова «Привет первоклассникам!», и с криком: «Вот онпервый!» вбежал в класс, оставив позади свою бабушку. За ним последовали остальные. Вошла учительница, рассадила детей за парты. Урок—начался. Александра Яковлевна Фесенко познакомилась с детьми, спросив имя и фамилию каждого о назвав себя. Затем рассказала, k i k надо сидеть за партой, как спрашивать и отвечать, как вести себя вшколе- и на улице. Дети притихло и внимательно слушали учительницу. Далео Александра Яковлевна сообщила классу, как будут проходить запятпя, что необходимо поепть в школу и чего нользя. На перерыве старшеклассники организовали с детьми интересную игру. На второмуроке ребята занимались арифметикой. Александра Яковлевна раздала всем по пять палочек, при помощи которых детп смогли производить счёт показываемых учительницей различных предметов. К концу урока они научились правильно произносить цифры, считать до пяти, сумели сосчитать портреты, окна и цветы в классе. После уроков мальчики и девочки пошли домой, взявшись за руки по пять человек. К. Утрюмов. В а ж н ы й д е н ь • Красной цифрой не отмечен Этот день в календаре И флажками не расцвечен Возле дома, на дворе. По одной простой примете Узнаем мы этот день: По идущим в школу детям Городов и деревень! По веселому волненью На лице учеников, По особому смущенью Семилетних новичков... И пускай немало славных Разных дней в календаре, Но один из самых главных— Самый первый в Сентябре! ________________________________ Сергей МИХАЛКОВ. Gвас буудтбратпьример К 8 часам утра 1 сентября во дворе Карасукской средней школы собралось около пятисот учащихся первой смены. Только восьмых классов нынче в два раза больше, чем в прошлом году. Дна года назад в десятом классе училось 20 человек, сейчас около 100. С каждым годом растет число учащихся. Первыми заполнили учебные комнаты десятиклассники. В первый час завуч школы Я. А. Генн рассказал им, какими должны быть десятиклассники в учебе п поведении. —Вы самые старшие в школе,—говорит он,—с вас будут брать пример другие. Поэтому ваше поведение должно быть безукоризненным. Почетно п вместе с тем трудно учиться в десятомклассе. Пройдет год и для вас откроются широкие горизонты в выборе профессии. Занимайтесь прилежно, чтобы больше получать знаний. Внимательно слушали своего наставника десятиклассники. Они—старшие товарищи в школе, помощипкп учительского коллектива в борьбе за прочные знания п примерное поведение, нм будут подражать. Большая это честь. Её надо оправдать. Первый день занятий В корпдоро семплотней школы №1 возле двух девочек — Лилы Костыря и Нели Моченой остановилась учительница Надежда Львовна Амельченко. Неля пришла с мамой. Она держится за оо руку, с любопытством посматривает по сторонам. Лида и Неля— подружки, сбо они впервые сегодня сядут за парты. Надежда Львовна ласково разговаривает с девочками, подбадривает их. Перед началом занятий учащиеся выстраиваются на линейку. Директор школы Александр Григорьевич Сыриков поздравил школьников с новым учебным годом. Директор совхоза имени Дзоржннского т. Усенко поблагодарил ребят за оказанную во время летних каникул помощь совхозу и пожелал им хороших и отличных успехов в учебе. После линейки ребята устремляются в школу. У свежего номера стенгазеты «За учебу!» собралась группа ребят. Девочка с голубым бантом в светлых косичках читает вслух стихотворение. Кончилось купанье, Кончилось гулянье— В школу, п школу, в школу Все без (люзданьн! Звонок. Ребята входят в светлые классы. Коридор опустел, наступила тишина. Многие юноши и девушки города Днепродзержинска, окончив в этом году среднюю школу, изъявили желание работать на производстве. В доменный цех металлургического завода имени Дзержинского поступили работать дублёрами-водопроводчиками комсомольцы И. Чернецкий и В. Вотченко. Юноши решили продолжать дальнейшую учебу в Днепродзержинском вечернем металлургическом институте имени Арсеничева без отрыва от производства. На снимке: старший мастер водопроводных работ доменного цеха Г. И. Миронов (слева) дает задание молодым рабочим В. Вотченко (в центре) и И. Чернецкому. Фото С. Вильтмана. Прессклише ТАСС. Беседы па естественно научные темы Как образуются горы иматерики Якадемик В. Я. ОБРУЧЕВ Земная поверхность очень разнообразна. В одних местах она ровная, в других гористая. Высокие горы, покрытые вечными снегами, поражают человека своим величием и красотой. Суеверные люди с древних времен почитали горы и даже боялись их, считая их жилищем богов или горных духов. На крутых склонах гор легче было найти нужные человеку руды, металлы, уголь, редкие камни. Поэтому именно в гористых местностях зародилось горное дело, которое приобрело огромное значение для человечества. В Советском Союзе много высоких гор и горных цепей. Это Кавказ, Алтай, Саяны, Тянь-Шань идругие. Чем выше горы, тем холоднее на их склонах и вершинах, Поднимаясь на высокие горы, мы видим, как постепенно меняется животный и растительный мир, как появляются звери, птицы, деревья, кустарники и цветы, свойственные все более холодному климату, пока у границы вечных снегов не останутся только мхи да лишайники. Горы состоят из слоистых и массивных горных пород. Примером слоистых пород являются песчаники, известняки, сланцы. Они образуются на дне рек, озер и морей из материала, который приносит вода с суши. Постепенно слои этих осадочных пород делаются все толще и толще. В них отлагаются окаменелости — остатки прежде существовавших растений или животных. Большие количества этих растений со временем превращаются в мощные слои каменного или бурого угля. Из осадков солей озер и морей образуются пласты каменной соли или гипса. Со временем река изменит свое течение, озеро высохнет, море отступит, и эти пласты окажутся на сухом месте или в обрывах гор. По окаменелостям ученые определяют так называемый возраст горных пород, то есть время их отложения. Массивные горные породы (как гранит и другие) образовались иначе, чем слоистые. Вследствие движений земной коры в ней происходили разрывы, дававшие выход из земных глубин на поверхность земли расплавленной лаве. При таких разрывах одни участки коры поднимались, другие опускались. Лава заливала эти участки, остывала и затвердевала, выравнивая земную поверхность. Позже, когда в морях и океанах накопились толщи слоистых осадочных пород, движения земной коры стали уже заметно изменять поверхность земного шара, на нем стали образовываться неровности. Подобные движения называются горообразовательными. Более устойчивые площа ди земной коры слабо поддавались горообразовательным процессам. Менее устойчивые сильнее изменялись вследствие движений земной коры, образовывали прогибы, которые почти всюду были затоплены морями. С окружающей суши в моря сносились водой продукты размыва, которые осаждались на дне и превращались со временен в песчаники, сланцы, известняки. Дно затопленшх участков опускалось пол тяжестью накопившихся огромных толщ осадочных пород. А затем, рано или поздно, началось обраъое движение—-не погружение, а поднятие данного учаггка земной коры. Под давление ем горообразовательных сил осадочные породы поднимались над уровнем моря и создавали горные цепи или целые системы горных хребтов. Каждое такое колебание земной коры происходило медленно, в течение многих тысячелетий. Так постепенно изменились первоначальные материки вследствие горообразовательных движений. Расскажем подробнее об образовании гор. Некоторые ученые предполагают, что земля была раскаленным телом, покрывшимся при постепенном остывании твердой коркой. Земля уменьшается в своем объёме. Происходит это потому, что она медленно остывает, то- есть теряет больше тепла, чем получает извне—от солнца. Теряя тепло, недра земли сокращаются, как всякое тело при охлаждении. В результате земная кора ежи мается, морщится, образуя складки, которые и пред-
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2