Коллективный труд, 1954, № 85

................... КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД В обстановке благодушия и самоуспокоенности й7 августа 1954 года, № 8jj Районное учительское совещание Тот, кто побывал в эти дни на полях сельхозартели имени I Амангельды, бззпреувеличения скажет, что наславу потрудились колхозники п механизаторы на выращиванииурожая— Скаждого гектара намечается собрать не менее 16—18 цеит- неров пшеницы, хорошо уродили рыжик, овес, ячмень. Хлеба хватит рассчитаться с государством, в достатке засыпать семена, создать страховые фонды, выдать по 4—5 килограммов натрудодень и, кроме того, более трех тысяч центнеров отправить в госзакуп. Этп расчеты радуют колхозников. Но что сделали правление колхоза (председатель т. Ха- иров) и партийная организация (секретарь т. Сарсенов), чтобы богатый урожай до единого зернышка попал в государственные и колхозные закрома. По сути дела ничего. Руководителей колхоза уборка захватила врасплох, ничего не предпринимается и сейчас, чтобы исправить допущенные из-за бесхозяйственности ошибки. ...Ток второй бригады. Здесь в беспорядке свалено в кучи полторы тысячи центнеров овса и ячменя. Большая половина зериа находится под открытым небом. —Еслиначнутся дожди, половина хлеба пропадет,—говорит заведующий током т. Абельдинов. И без дождей зерно во многих местах начинает преть. В середине некоторых куч такая температура, что невозможно держать руку. —Все колхозники мобилизованы на очистку зерна, днем и ничью на токах работают, но не успеваем, — заявляет т. Хаиров. Эго неверно. На току второй бригады днем трудится всего пять школьникови два мужчины лет под 70. Здесь пущена в ход лишь одна силосорезка, да и та используется по 5—6 часов в сутки,, т. к. люди обслуживающие её, то п дело перебрасываются на перелопачивание зерна. На току стоят неисправные четыре веялки и зерноочистительная машина «ВИМ». Черно- Курьпнгкая МТС обязана была уже давно привести в порядок эту сложную машину. Но она только сейчас начала беспокоиться об этом. В колхоз был командирован механик т. Кравченко. Ему поручалось механизировать ток, но пока ещё ничего не сделано. Такая же картона п на втором току, расположенном в двух километрах отсюда. Как на первом, так п на втором току зерно не взвешивается. —По моим подсчётам,—говорит весовщик, секретарь комсомольской организации колхоза т. Плиупов,—на втором току 700 центнеров овса. —Пет, здесь больше тысячи,—заявляютколхозники пзаведующий током т. Балтабаев. С ними соглашается пт.Илп- упов. На второй ток на подработку зерна утром 25 августа был доставлен комбайн «Сталп- нец-6». Но он простоял до вечера, т. к. не оказалось нужных решет. На ток всё поступает ипоступает зерно. Оно уже разгружается на неочищенную землю: пять женщпн-колхозниц не успевают готовить площадь для разгрузки. Сваленное в кучи зерно по 2—3 дня лежит без движения, портится. Правление колхоза в надежде на благоприятные погодные условия не побеспокоилось о постройке крытых токов. Правда, в колхозе числится три крытых тока, но они очень маленькие. По подсчету т. Хапрова из 110 трудоспособных членов артели на хлебоуборке занято 70 человек. На самом же деле не более 30, считая учащихся, поваров и прицепщиков. Много колхозников неохвачено общественным трудом, ходит в-на- чальниках. Член артели т. Ермулатов, например, числится бригадиром «комплексной» бригады по заготовке кормов. Но за посдедние 10 дней эта бригада но заготовила нп одного центнера сена. Колхоз имени Амангельды еще не отправил государству ни одного центнера хлеба, несмотря на благоприятные климатические условия. Зерно не подходит ’ для сдачи из-за большойвлажности. Но ни т. Хаирова, ни т. Сарсе- нова это не тревожит. Они не принимают никаких мер, чтобы быстрее достроить зерносушилку. В стороне от быстрейшей сдачи в эксплуатацию зерносушилки оказались и специалисты Черно-Курьпнской МТС. В мастерскую ставцпп четыре дня тому назад был сделан заказ на изготовление десятка болтов. Заказ не выполнен, и строительство застопорилось. Не лучше обстоят дела в колхозе и с уборкой. На косовице занято четыре комбайна. Они убрали всего лишь около 200 гектаров зерновых. Каждая машина простаивает в день по 5—6 часов. —За сутки можно скосить 18—20 гектаров,— рассказывает комбайнер т. Пасченко, прибывший к нам на уборку с Украины.—Но при таких условиях и норму не выполнишь. Работу агрегат начинает в десять часов утра, т. к. некому разгружать бункер. В ожидании разгрузки тратим по часу п больше. ^Так работают все машины. К четырем комбайнам закреплено две автомашины да три брички. Некоторые комбайнеры разгружают зерно прямо на стерню. В колхозе имеется много лошадей. Большинство из впх сейчас пасется на лугах. —Нет сбруи, бричек,—оправдывается т. Хаиров. Об этом т. Хапрояу следовало бы подумать гораздо раньше, когда шла покупка ходков и мотоцикла, без которых и сейчас можно обойтись. Педавно вколхозе состсялось партийное собрание. Оно приняло решение—отправлятьежесуточно государству не менее 250 центнеров хлеба. Решение это забыто. Выходит, что собрались, погсвсрпдц» наметили меры и делу конец. В. Деренок, Я, Телепнев. 25 августа в помещении средней школы Карасука открылось совещание учителей района. Совещание обсудит вопросы об улучшении воспитания п дисциплины в школах района, обизменениях программ в новом учебном году п другие. С докладом «О мерах улучшения воспитательной работы и дисциплины в школах» выступил заведующий районным отделомнародного образования т. Шестопалов. Докладчик отметил, что в связи с осуществлением всеобщего среднего образования многие выпускники средней школы идут теперь не только в вузы и средние профессии нальные учебные заведения, но п непосредственно на работу, в производство. Поэтому Коммунистическая партия п Советское правительство поставили перед учительством задачу улучшения работы общеобразовательной школы. Школа должна воспитывать у детей и молодёжи любовь к труду, умение трудиться, уважение к людям труда. Как же школынашего района справились в текущем учебном году со стоящими перед ними задачами? Еслп за последние четыре года, говорит докладчик, мынаблюдалирост успеваемости учащихся, то в этом году она составила 75,5 процента, то-есть только на 0,3 процента выше прошлогодней. 12 семплетнпх, 20 начальных и две средние школы дали успеваемость ниже среднерайонной. Низкая успеваемость во в:ех вновь открытых семплетнпх школах: Чуманской (директор т. Терещенко), Карасукской №3 (т. Иванец) иМихайловской (бывший директор т. Степанова). Из года в год даёт низкую успеваемость Октябрьская семилетняя школа. В район») есть школы, в которых на экзаменах был полный провал. Так, в Астрадым- ской начальной школе,где работала ныне освобожденная учительница т. Сурженко, из 14 обучавшихся детей в пятый класс не перешёл ни один. Однако наряду с такими фактами есть у нас и хорошие школы с отличными преподавателями, мастерами своего дела, у которых можно п нужно учиться другим. Семь начальных школ и четыре учителя начальных классов закончили учебный год без второгодников: тт. Надолинный (Красносельская школа), Усольцева (Октябрьская), Ефремова иМихайлова (Буденновская), Грица- нова, Тельцова, Ларченко, Ах- менов. Павская, Логвиненко, Шумакова, Крупа. Но успеваемость в целом п) району по начальным школам понизилась на два процента по сравнению с прошлым годом. Далее докладчик остановился на основных причинах, тормозящих успех в учебе. Снижение успеваемости произошло в основном за счёт четвертых классов. Учащиеся этих классов нынче впервые держали письменные экзамены, и учителя не сумели орга- нпзовать#подготовку к ним. Второй, не менее важной причиной является тот факт, что к экзаменующим были предъявлены большие требования, чем требовали учителя в процессе учебного года. Тормозом явилось пто, чтоу ряда учителей ещё слаба общеобразовательная и методическая подготовка, они сами не учатся и поэтому плохо учат детей. Следует указать на такое весьма существенное обстоятельство, что районо лее еще слабо осуществляет систематический 'контроль за работой учителей начальных школ п но всегда во-время оказывает им необходимую помощь. Многие учителя, особенно новые, не умеют проводить уроки с несколькими классами, что порождает низкую успеваемость. А отдел народного образования и методический кабпнет (т. Терещенко) плохо изучают п распространяют опыт передовых учителей мнзгоком- плектных школ, которые из года в год не пмеют второгодников. Наконец, важным тормозом в повышении успеваемости в начальных школах является недостаточная организация детского-коллектива. Там, где слаженный коллектив, где дети получают удовлетворение, испытывают радость труда, где для коллектива характерны дружба и товарищество и где безукоризненное личное поведение учителя является примеромдля учащихся, всегда будет успех в учебе. II наоборот, где отсутствует это, можно ожидать провал. Учитель т. Надолинный знает запросы и интересы детей, глубоко вникает в жизнь, быт и работу учащихся, умело организует их свободное время, держит тесную связь ,с родителями, тщательно готовится к урокам и качественно нх проводит, следит за тем, чтобы все в школе было на своем месте п призывало ученика к порядку и подтянутости. Сам учитель в меру строг и требователен к себе и к учащимся. Поэтому здесь отрадные результаты: учебный год закончен без второгодников. А вот второй пример. Учительница т. Сырикоза (Кучугурская школа) на работу часто приходит неподготовленная, иногда без планов, материал излагает непоследовательно исбивчиво, в жизнь детей не вникает. Дети недовольны своей учительницей и вслух осуждают её поведение, просит убрать её. Могут ли учащиеся такого учителя вести себя хорошо и добросовестно учиться? Конечно, нет. Большую роль в правильном воспитании учащиеся должно играть политехническое обучение. На уроках, экскурсиях, при просмотре кинофильмов, организуя встречи с передовыми рабочими, колхозниками, учителя должны знакомить учащихся с достижениями нашей промышленности и сельского хозяйства, с их передовой техникой, организацией п методами труда, чтобы они могли свободновыбрать профессию п по -окончании школы непосредственно или после краткосрочной курсовой подготовки устраивались на работу в промышленные предприятия, колхозы, совхозы и т. ц, В ряде школ с этой целью организованы хорошие пришкольные участкп, где учащиеся выращивали рассаду, пикировали растения, ухаживали за ними, безусловно, получили определенные навыки. Много в этом году сделано на пришкольном участке Карасукской средней школы преподавателями биологии и химии 3. А. Ксрскпх и К. Д. Коротковой. Школа собрала много огурцов п помидоров, выращи- В1ет яблони, смородину и вишню. Применяя восьмипольный севооборот, учащиеся школы подруководством т. Коротковой получили богатый урожай ячменя, овса, пшеницы и других культур, дающий право участия на ВСХВ. Однако многие школы плохо организуют охрану пришкольных участков, поэтому некоторые из них плохо огорожены, что приводит к уничтожению посевов пищей п животными. В густом и колосистом овсе IIIилово-Курьинской семилетней школы привольно пасутся телята; ветвистую пшеницу, давшую хороший урожай в Октябрьской школе, вырвали учащиеся этой же школы для подкормки скота; в Карасукской семилетней школе № 2 гуси ощипали колосья овса и пшеницы. Огромное значение для трудового воспитания имеет вовлечение учащихся в производительный труд. Уже в прошлом учебном году, осуществляя первые шаги в области политехнического обучения, многие школы проделали в этом отношении некоторую работу. Сейчас около двухсот учащихся Карасукской сродней школы работают в колхозах, они помогли в строительстве овощесушильного завода. Всёлето работают в колхозах учащиеся Студё- новской школы. Касаясь вопросов нравственного воспитания, докладчик указал, что в будущем учебном году школа должна обратить самое серьезное внимание на воспитание нашей молодежи в духе воинствующего материализма, в духе атеизма. Одним из наиболее живучих и вред- пых пережитков в сознании людей являются религиозные предрассудки. Этп предрассудки проникают в детскую и юношескую среду. В некоторых школах учащиеся перед экзаменами гадают, имеются факты, когда они крестят тетради после того, как напишут контрольную работу. Поэтому всем учителям необходимо прежде всего использовать преподавание всех учебных предметовв целях антирелигиозного воспитания учащихся, закладывать основы правильного, научного миропонимания у наших детей и молодежи, формировать у них основы материалистического мировоззрения, читать доклады и лекции на антирелигиозные темы для родителей. Докладчик обратил внимание коллектива учителей на улучшение преподавания физического воспитания и поставил конкретные задачн по укреплению дисциплины учащихся в школе. Совещание продолжает свою

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2