Коллективный труд, 1954, № 2

Пролетарии всех стран, соединяйтесь! • • ■ ■ ■ • ■ ■ ■ • • « • • • • ■ • ■ ■ ■ ■ ■ • ■ а » ' n ^ « l H I H M * * * КЬилекши£ш1й ОРГАН КАРАСУКС'КОГО РАЙКОМА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА И РАЙОННОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ, НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ № 2 (1739) | Среда, 6 января 1954 года. | Цена ю к. Повысить культуру педагогического труда Вчера начало работу январское учительское совещание. В этом году учителя района собрались обсудить т р и вопроса: «Постановление сентябрьского Пленума ЦК КПСС «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» и задачи школы», «О мерах улучшения преподавания русского и родного языков и математики», и «Об участии учителей и руководителей школ в работе пионерской организации». Сентябрьский Пленум ЦК КПСС наметил величественную программу крутого подъёма сельского хозяйства. Советская школа не может стоять в стороне от этого. Её д о л г - помочь подютовпть высокообразованных хозяев полей, преобразователей природы, мастеров и командиров передовой техники. В прошедшие годы у нас часты были случаи, когда редко кто из выпускников сельских школ оставался в своём колхозе или поступал в сельскохозяйственные учебные заведения. Это можно видеть на примере Хорошинской семилетней школы. Она не прививала учащимся любовь к сельскохозяйственному труду, не водружала их необходимыми навыками. Такое жо положение было в Черно-Курьпнской, Богословской, Октябрьской семилетнпх школах. Этот серьёзный недостаток не изжит до конца в ряде школ и сейчас. Учительница биологии Токаревской семилетней школы т. Третьякова, изучая с учащимися значение зелёных растений в жизни человека, тему до конца не раскрыла и, что самое важное, не сделала из изучаемого материала практического вывода. Она не мобилизует учащихся к ..творческому созидательному труду. Неслучайно поэтому, что учащиеся этой сельской школы не могут безошибочно сказать, какими орудиями сейчас обрабатывают землю. Задача преподавателей биологии, химии, физики состоит в том, чтобы повысить культуру каждого урока, улучшить организацию практических работ,] вселить в учащихся любовь к сельскохозяйственному труду. Важное место в школьном преподавании занимает русский язык. Вооруженные сталинским учением о языке, учителя проделали большую работу по ликвидации грубейших ошибок, навеянных влиянием Марра. Отдельные школы добились прочных и глубоких знаний учащихся по русскому языку. Не имеет неуспевающих учащихся учительница Октябрьской начальной ш к о л ы т. Усольцева. Хороших результатов добились учителя- словесники Спеспвцева Р. П., Ершова М. С. и другие. Однако в целом по району успеваемость по русскому языку остается попрежнему низкой. Из общего числа неуспевающих учащихся 75 процентов приходится на русский язык. Это говорит о том, что некоторые учителя совершенно не борются за письменную грамотность учащихся. У учительницы Астрадымской начальной школы т. Сурженко все учащиеся 4-го класса по русскому языку имеют плохие оценки. Многие из них допускают в диктантах от 20 до 40 ошибок. Не изжиты в школах района факты завышения оценок. Это имеет место в Украинской начальной, в Чуманской семилетней и некоторых других школах. Учитель математики Жана-Дуньпнской семилетней школы т. Смагулов представил работы учащихся на педагогическую выставку как образцовые. Проверка их в районо показала, что. в работах, за которые стоят оценки «5», пропущено в общей сложности около ста грубых ошибок. С этими недопустимыми фактами антигосударственного подхода к делу надо покончить. Проверка показывает также, что элементы политехнизма-на уроках математики в большинстве школ ещё не находят места. Не всё хорошо обстоит в школах района с организацией пионерской работы. Многие учителя не знают по-настоящему пионерскую работу и поэтому стоят в стороне от руководства ею. Не направляют пионерскую работу и многие директора школ. Работники народного образования должны на совещании и секциях со всей прямотой вскрыть причины, порождающие пороки и недостатки в работе учителей и школ п наметить практические пути повышения культуры педагогического труда, содействующие достижению дальнейших успехов в коммунистическом воспитании подрастающего поколения. С КОМСОМОЛЬСКИМ о го н ь к ом В любую погоду доставляются корма к животноводческим фермам колхоза имени Сталина. В социалистическом соревновании за достойную встречу новогоднего праздника отличился комсомолец Анатолий Дуквпн. На гусеничном тракторе он подвез к местам зимовки скота около двух тысяч центнеров сена. Кроме того, т. Дук- впн задержал снег на 220 гектарах. Я. ВОРОБЬЕВ. НОВОГОДНЯЯ РЕЧЬ Председателя Президиума Верховного Совета СССР тов. К. Е. ВОРОШИЛОВА Дорогие товарищи! Дорогие граждане великого Советского Союза! Рабочие и работницы! Колхозники и колхозницы! Советская интеллигенция! Воины наших Вооруженных Сил! Славная советская молодежь! Поздравляю вас с наступающим Новым годом! В истекшем 1953 году советские люди усердно и плодотворно потрудились в интересах любимой Родины. Благодаря неиссякаемой энергии трудящихся нашей страны успешно выполняется пятый пятплетнпй план развития иародного хозяйства. Вопреки проискам внешних и внутренних врагов социализма растет и крепнет могущество Советской державы. Богаче и краше становится наша социалистическая Отчизна. Растут материальное благосостояние и культурный уровень всех советских людей. Как монолит, нерушима дружба народов нашей великой Родины. Незыблем братский союз рабочего класса и крестьянства и непоколебимо морально-политическое единство советского общества. Коммунистическая партия Советского Союза, сильная любовью и доверием трудящихся, высоко несет победоносное знамя Маркса—Энгельса—Ленина—Сталина, объединяя и направляя все усилия и энергию народа на построение коммунистического общества. Забота о насущных интересах народа, о процветании нашей Родины как надежной опоры крепнущей дружбы между народами—вот высшая цель Коммунистической партии и Советского правительства. Все своп усилия наша партия и правительство направляют на то, чтобы еще больше крепить мощь социалистического государства, еще выше поднять благосостояние советских людей. Заботой о благе и счастье народа проникнуты известные решения пятой сессии Верховного Совета СССР, сентябрьского Пленума ЦК Коммунистической партии и постановления нашего правительства, принятые в минувшем году по вопросам: о сельском хозяйстве, производстве товаров народного потребления и развитии советской торговли. Центральный Комитет Коммунистической партии и Советское правительство твердо уверены, что наш народ, народ—строитель коммунистического общества, с присущей ему творческой энергией успешно претворит в жизнь эти важнейшие решения. Занятый созидательным трудом, советский народ стоит за мир и отстаивает доло мира. Наше стремление обеспечить мир между народами—вот гранитная основа внешней политики, которую проводило и неуклонно будет проводить Советское правительство, выполняя волю своего народа. В едином лагере борцов за великое дело мира во всем мире вместе с Советским Союзом самоотверженно ведут борьбу великий китайский народ, трудящиеся стран народной демократии и многие миллионы простых и честяых людей капиталистических стран. Уверенный в своих силах, советский народ-хозяин своей большой и счастливой Родины, полный творческих сил и энергии, радостно встречает новый, 1954 год. От имени Центрального Комитета нашей партии и Советского правительства сердечно поздравляю вас, дорогие товарищи, с наступающим Новым годом. Пусть этот год будет годом еще больших трудовых достижений, роста сил и могущества нашей Родины, дальнейшего укрепления ее обороноспособности! Годом приумножения материальных и культурных благ для всех советских людей! Пусть этот год будет годом дальнейшей разрядки международного напряжения, годом больших достижений в установлении прочного и длительного мира во всём мире! С Новым годом, дорогие товарищи! О Т В Е Т Ы Председателя Совета Министров СССР товарища Г. М. МАЛЕНКОВА НА ВОПРОСЫ г-на КИНГСБЭРИ СМИТА Генеральный европейский директор американского агентства «Интернейшнл ньюз сервис» г-н Кпнгсбэри Смит в связи с наступающим новым годом обратился 28 декабря 1953 года к Г. М. Маленкову с просьбой ответить на некоторые вопросы. Ниже приводятся вопросы г-на Кингсбэ- ри Смита и ответы Г. М. Маленкова. Первый вопрос. Каковы ваши пожелания для американского народа на 1954-й год? Ответ. От всего сердца желаю американскому народу счастья и мирной жизни. Я желаю американскому народу успехов в развитии дружественных отношений со всеми народами и плодотворных результатов в благородном деле защиты мира от всяких попыток нарушить его. Второй вопрос. Надеетесь ли Вы, что новый год будет ознаменован укреплением уз дружбы между народами Америки и России? Ответ. Прежде всего надо пожелать улучшения отношений между нашими странами. Я считаю, что нет объективных препятствий к тому, чтобы в новом году улучшились отношения Советского Союза и США и укрепились традиционные узы дружбы между народами наших стран. И я надеюсь, что так будет. Третий вопрос. Как Вы оцениваете возможности сохранения мира во всём мире и ослабления международного напряжения в 1954 году? Ответ. Все народы жаждут прочного мира п имеются благоприятные возможности для дальнейшего ослабления международного напряжения в 1954 г . Правительства и прежде всего правительства великих держав не могут не прислушиваться к голосу народов и не могут не считаться с их растущим стремлением к прочному миру. Что касается Советского Правительства, то оно делало, делает и будет впредь делать все, чтобы народы жили в мире, чтобы было ослаблено международное напряжение и установлены нормальные отношения между государствами. Четвёртый вопрос. Что Вы считаете самым важным шагом, который мог бы быть предпринят в интересах мира во всем мире в 1954 году? Ответ. Таким шагом явилось бы заключение Соглашения между государствами, в силу которого участники Соглашения принимают на себя торжественное и безоговорочное обязательство не применять атомного, водородного и другого оружия массового уничтожения. Такое Соглашение , облегчило бы возможность договориться о полном запрещении атомного оружия и об установлении строгого международного ковтроля за осуществлением запрещения использования атомной энергии в военных целях. Одновременно с этим Советское Правительство считало бы необходимым,^договориться о значительном сокращении всех других видов вооружений и вооруженных сил. / Все это несомненно уменьшило бы государственные расходы на военные нужды и облегчило бы экономическое положение населения.

2. .КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД* 6 января 1954 года, № 2 (1739) Обеспечим учащимся глубокие и прочные знания Парторганизация— в стороне от учебно-воспитательной работы Велика роль партийной организации школы. Она призвана мобилизовать коммунистов и беспартийных учителей на борт бу за высокую успеваемость учащихся, осуществлять руководство идейно-политической направленностью педагогической деятельности преподавателей. Однако парторганизация Карасукской средней школы (секретарь Лазарев И. А.) ещё мирится с неудовлетворительным состоянием обучения и воспитания детей, не вскрывает недостатки в работе коммунистов и но помогает им занять передовое место в педагогическом коллективе. В Карасукской средней школе но итогам первой четверти этого учебного года успеваемость составила 58 процентов. За вторую четверть она выросла всего на полтора процента, число неуспевающих учащихся достигает 335 человек. Низкую успеваемость дали некоторые коммунисты. Так, у Макашева Д. П. только по 10-м классам из 62 учащихся не успевает 11 человек по истории, 43 неуспевающих учащихся у коммуниста Крошкиной Н. И. по английскому языку, 29 ученпков имеют плохие оценки за полугодие по русскому языку у преподавателя Спесивцева А. П. Некоторые учителя школы ( тт. Шенцова, Гайворонская, Жарпнова, Ру- банченко) дали успеваемость по своим предметам ещё ниже. В отдельных классах каждые двое учащихся из трех имеют отрицательные оценки. В школе плохо работают методические объединения учи- телей-предметнпков, нет предметных комиссий по истории и иностранному языку, слаб контроль за работой учителей со стороны администрации, низка трудовая дисциплина коллектива. Имеются факты проведения уроков на низком идейном уровне (некоторые уроки истории у Макашева Д. П.). Казалось бы, партийная организация должна серьёзно вникнуть в организацию учебно-воспитательного процесса, проверить уровень преподавательской работы коммунистов и повлиять на значительное повышение успеваемости в школе. Но этого, к сожалению, не произошло. Парторганизация не сумела сплотить коллектив учителей на борьбу за высокие и прочные знания учащихся. Хуже того, она смирилась с ошибками п недостатками, имеющимися в работе руководителей школы и некоторых учптелей-коммунпстов. Парторганизация ежемесячно проводила собрания, но повестка их далека от жизни школы. Только на двух собраниях обсуждались вопросы о работе комсомольской учительской п пионерской организаций школы. Но п то решения были приняты неконкретные, никого не обязывающие, и ход выполнения их но был проверен. Нельзя терпеть такое безразличное отношение парторганизации к состоянию учебно-воспитательной работы. Коммунисты школы должны сделать практический вывод из итогов работы прошедшего полугодия и направить все свои усилия на повышение успеваемости учащихся. Секретарь парторганизации Лазарев И. А. и директор школы коммунист Семизаров В. А. обязаны возглавить повышение идейно-теоретического уровня и педагогической квалификации учителей, вовлечь их в активную общественную деятельность. Без решения этих задач нельзя улучшить успеваемость учащихся. В. ТЕРЕЩЕНКО, инструктор РК КПС . Как я организую кружковую работу Организуя кружковую работу по химии, я стараюсь привить учащимся любовь к этой науке, по возможности теснее связать изучение её с жпзнью. Основной целью занятий является расширение кругозора учащихся по химии, а также ознакомление их с элементарными приёмами анализа, знание которого потребуется в высших учебных заведениях. На первом собрании кружковцев мы разрешили организационные вопросы: разделили учащихся по звеньям, выбрали руководителей и старосту кружка. Каждый звеньевой на занятиях получает реактивы, посуду п отвечает за свой «стол», приводит в порядок рабочее место. Староста ведет дневник, делает объявления, следит за посещаемостью, выдаёт посуду и т. д. На занятиях сначала кружковцы слушают доклад, на основе которого затем производится практическая работа. Первым был доклад геолога «Полезные ископаемые Кулун- динских степей». Учащиеся были ознакомлены с образцами ископаемых Кулунды и в частности Карасукского района. На практической работе они убедились, как, например, соли кальция могут превращаться из нерастворимых в растворимые, что способствует миграции кальция из одной части почвы в другую. Изучено также явление электролиза и значение его в технике. Во втором полугодии мы наметили прослушать доклады «Новейшие химические открытия» и «Химия в сельском хозяйстве». Агроном т. Черкасский расскажет учащимся о химическом анализе почвы, после чего будет проведена практическая работа: «Анализ почвы пришкольного участка». Учащиеся на основе анализа сделают расчёт, сколько и каких удобрений потребуется для пришкольного участка. 7-го февраля будет проведен вечер, посвященный великим химикам Менделееву и Зелинскому. На вечеро членами кружка будет сдолан доклад о значении научных трудов этих выдающихся ученых для дальнейшего развития химии в нашей стране. Однако кружок по вине дирекции школы но всегда может нормально проводить практические работы. В лаборатории недостаточно столов, слишком мало химической посуди, ограничено наличие кислот, отсутствуют некоторые аппараты. К. КОРОТКОВА, преподаватель химии Карасукской средней школы. Каждой школе Кружок юных авиамоделистов был организован в Хоро- шинской семилетней школе в декабре 1951 года. В него вошли учащиеся 5 —7 классов. В начале кружковцы строили самые простейшие модели из бумаги. Постепенно работу усложняли. Летом прошлого года соорудили два шара монгольфьер, которые показали неплохие результаты. Затем перешли к схематическим моделям планера. Их мы построили 8 штук. Они летали не так уж хорошо, но держались в воздухе более минуты. После мы построили несколько десятков моделей самолетов с резиновыми моторчиками. -хорошо оборудованную В июне 1952 года наш кружок принимал участие в районных соревнованиях юных авиамоделистов, где занял первое место. Участники соревнования были награждены грамотами РК ДОСААФ. В истекшем году три члена авиамодельного кружка участвовали в областных соревнованиях, на которых наши моделп планера заняли восьмое место. В этом учебном году кружковцы решили построить 10 схематических моделей планера, столько же моделей самолета с резиновым мотором, два коробчатых змея и два шара монгольфьер. Учащиеся принимают активмастерскую ное участие в работе авиамодельного кружка. Сейчас членов кружка насчитывается около двадцати человек. Развитие авиамоделизма значительно содействует расширению политехнического обучения в школе. Но дальнейшему расширению объёма работы нашего кружка мешает отсутствие материальной базы и помещения для работы и хранения моделей п инструментов. Настало время, чтобы каждая школа имела хорошо оборудованную мастерскую. А. ГОРСКИЙ, учитлеь Хорошинской свмилетенй школы, руководитель кружка1' авиамоделистов. УЧАЩИЕСЯ ИЗУЧАЮТ МОТОЦИКЛ Регулярно проходят занятия в мотокружке при Карасукской семилетней школе № 2. Кружковцы уже изучили общее уст ройство мотоцикла, устройство и работу двигателя внутреннего сгорания, механизм газораспределения, смазку и охлаждение, систему питания, познакомились с устройством и действием аккумулятора и генератора. Изучение теоретического материала подкрепляется практической работой. Во втором полугодии члены кружка изучат правила уличного движения, а весной пройдут практику вождения мотоцикла, сдадут зачёты и получат права водителей. Л. БОНДАРЕВ. ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ М. И. Калинин уделял большое внимание повышению деловой квалификации учптеля. Он говорил, что если учитель сегодня, завтра, послезавтра будет отдавать все, что у него есть, и не будет при этом снова и снова пополнять свои знания, силы, энергию, то у него ничего не останется. Учитель, с одной стороны, отдаёт, а с другой стороны, как губка, впитывает в себя, берёт всё лучшее от народа, жизни, науки, и это лучшее снова отдаёт детям. В нашем районе 49 учителей учатся заочно в педагогических п учительских институтах и 26 человек—в средних учебных заведениях. Многие из них хорошо подготовились п выехали на зимнюю сессию. Но не все ещё учителя нашего района осознали роль и значение повышения своей деловой квалификации. Среди учителей есть такие товарищи, которые работают в школе более 15 лет, но до сих пор не имеют среднего педагогического образования п не учатся заочно. К ним относятся такие, как Дубина М. А., Самусева Н. Б. и другие. Не имеет среднего образования учительница Вечпрко М.' П. Не повышает она п свой пдейно* политический уровень, уроки проводит неинтересно. Отсюда— знания учащихся слабые, на нпзком уровне находится учебно-воспптательная работа в школе. Мощным средством глубокого п полного усвоения учебного материала каждым школьником является методическая подготовленность каждого учптеля. Бол1шую помощь учителям в этом деле призваны оказать методическое объединения. В районе создано 11 кустовых методических объе диненпй (КМО). Многие руководители пх добросовестно относятся к порученному делу. Регулярно проводят занятия Октябрьское, Хорошпнское п некоторые другие объединения. Онп работают планомерно, помогают учителям в повышении пх идейно-теоретического уровня и педагогической квалификации. На методических объединениях обсужден ряд важных вопросов: сущность политехнического обучения в школе; организация и проведение практических работ на местности по арпфметпке; система применения на уроках грамматики различных видов диктантов; виды самостоятельной работы на уроках русского язы ка и арифметики; прпёмы обу ченпя сочинению и изложению в начальной школе п т. д. Это способствовало улучшению качества урока п значительному повышению успеваемости. Однако не везде серьёзное внимание уделили организации методической работы. Руководители кустовых методических объединений семплетвпх школ совхоза «Октябрь» и Благодатской тт. Сергиенко п Лобанов, пользуясь либеральным отношением районо, не провели ни по одному занятию. Между тем успеваемость в пятых классах в этих школах низка, не прочны знания учащихся и других классов. На низком уровне проводилась м е т о д и ч е с к а я работа в Карасукской средней школе. Длительное время она отсутствовала в Карасукской начальной школе № 3. Руководство методическими совещаниям здесь поручали т. Кравцовой. Но она не оправдала оказанного ей доверия. Слабо ещё руководит работой кустовых методических объединений районо. По вине методического кабинета учителя начальных классов школ рабочего поселка Карасука так п не были объединены в КМО. Правда, в некоторых школах учителя начальных классов и предметники на секциях решали важные вопросы учебно-воспитательного характера, но методическая работа учителей оказалась разобщенной. Отдельные учителя ссмилет- них школ низкую успеваемость объясняют слабой подготовкой учащихся в младших классах, забывая о том, что резкого повышения качества обучения и повышения успеваемости учащихся нельзя добиться без хорошо организованной методической работы. Особенно нуждаются в методической помощи учителя начальных школ. Долг руководителей кустовых методических объединений п руководителей школ— удовлетворить методические запросы учителей. А. ТЕРЕЩЕНКО, заведующая методичкеисм кабиентом ____________ районо.______________ За редактора Я. А. ТЕЛЕПНЕВ. Т И П О Г Р А Ф И Я газеты *Коллективный труд" заказы на изготовление различных бланок П р И Н И М а с ! бухгалтерского учёта. Заказы выполняются на бумаге заказчика к типографии. МН08306 Рабочий посёлок Карасук, Октябрьская, 63, типография газеты .Коллективный труд* Заказ № 2, тираж 1650

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2