Коллективный труд, 1952, № 59

27 июля 1952 годэ, № 59 (1588) „Коллективный труд* Волго-Донской канал имени В. И. Ленина—в строю! Первая из великих сталинских строек коммунизма осуществлена От Сталинграда до Цимлянской (ЦИФРЫ И ФАКТЫ) 4 Волго-Донской водный путь—сложное гидротехническое сооружение. В его состав входят: судоходный канал длиной в 101 километр, Цимлянский гидроузел, обводнительно-оросительная система с разветвлённой сетью магистральных и распределительных каналов. 4 На трассе судоходного канала между Волгой и Доном сооружено тринадцать шлюзов, создано три водохранилища—Карпов- ское, Версславское и Варваровское. Самое крупное из них- Карповское, занимающее свыше сорока квадратных километров. 4 Судоходный канал питается водой нз Дона. Для поддержания уровня воды в канале сооружены три насосных станции— Карповская, Мариновская и Варваровская. Мощные насосы каждой нз них перекачивают ежесуточно несколько миллионов кубометров воды. Станции расположены в виде каскада —одна выше другой. 4 На трассе канала построено многодругих крупных сооружений. Среди них—семь бетонных водосбросов, десять пристаней и остановочных пунктов, три паромные переправы, пять водозаборов оросительных каналов, 100 километровая приканальная автомобильная дорога. 4 Одним из главных звеньев Волго-Донского пути является Цимлянский гидроузел. В комплекс его сооружений входят: земляная и железобетонная плотины протяжённостью более 13 километров, мощная гидроэлектростанция, около шести километров судоходных каналов, два шлюза, рыбоподъёмник (для пропуска рыбы из'нижнего Дона в Цимлянское море), головной водозабор Донской ирригационной системы, первоклассный речной порт н лссобаза, железнодорожная магистраль и автомобильная дорога. 4 Создано огромное Цимлянское водохранилище. Его наибольшая ширина—38 километров, в длину оно простирается на 350 километров. Это искусственное море вместит около 21 миллиардов кубометров воды. 4 Ковый судоходный Волго-Донской путь позволяет включить в экономические связи с Черноморским бассейном около тридцати тысяч километров судоходных рек Волжского и Северо-Западного бассейнов. • • • * * ■* * * Ростовская область. На новых орошаемых землях. На снимке:заведующий водоснабжением колхоза «Основа» Романовского района П. К. Сотников регулирует подачу воды на колхозные поля. Фото В. Елагина Пресекайте ТАСС. * * * Голубая дорога Вот она—дорога голубая! Волга с Доном соединены. Теплоход выходит, разрубая Острым килем гребешок волны. На местах великого сраженья, Памятником славы боевой Выросло чудесное творенье Мирного народа моего. Новый путь мы дали древним рекам, Дали влагу высохшим степям. Строить мир для счастья чоловека Мудрый Сталин поручает нам. Сколько здесь заложено бетона, Сколько было вынуто земли! А сегодня в берегах зелёных Движутся красавцы корабли. II уже о новом—наши думы, II направлен в будущее взгляд. Волгодонцы едут в Кара-Кумы, В Куйбышев, п в Крым, и в Сталинград. Землю превращая в сад цветущий, Трудятся строители весны, Сыновья счастливой и могучей Ленинской иСталинской страны. Пять морей слились в шестом— Цимлянском, Празднует победу наш народ. В громо строек, шагом великанским К коммунизму Родина идёт! Евг. Долматовский Масштабы и темпы (ЦИФРЫ И ФА КТЫ) 4 Никогда в мире гидротехнические сооружения не создавались с такой быстротой, как Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина. Известно, что Панамский канал сооружался 35 лот. Все основные стро- птельнО'Монтажные работы по созданию Волго-Донского водного пути были выполнены за три года. 4 За короткое время строительства на Волго-Доне выполнены колоссальные работы. Объём земляных работ составляет 152,1 млн. кубометров, железобетонных и бетонных работ—2,96 млн. кубометров. 4 Масштабы великой стройки намного превосходят объём работ на Беломорско-Балтийском водном пути, где было выполнено 21 миллион кубометров земляных работ и уложено 390 тысяч кубометров бетона. 4 На строительстве Волго-Дона применялась самая передовая техника, созданная отечественной промышленностью. Сеё помощью apMaTjpiiiae, бетонные, земляные и монтажные работы были полностью механизированы и электрифицированы. 4 На трассе Судоходного канала работало 185 экскаваторов, более пятисот других землеройных машин—бульдозеров и скреперов. На строительстве Цимлянского гидроузла применялось более восьми тысяч различных механизмов и свыше полутора тысяч автомашин. 4 Огромные работы выполнены способом гидромеханизации. На строительстве Цимлянского гидроузла 26 мощных землесосных снарядов ежесуточно намывали до150 тысяч кубометров грунта. 4 Обилие мощной первоклассной техники облегчило труд строителей, резко повысило его производительность. Производительность труда на строительстве Волго-Дона была в два с половиной раза выше, чем на строительстве канала имени Москвы, и в восемь раз выше, чем при сооружении Беломорско- Балтийского водного пути. 4 Вся страна строила Волго-Донской судоходный канал. Коллективы почти тысячи предприятий поставляли строителям механизмы, различное оборудование, строительные материалы. Все заказы, как правило, выполнялись досрочно п высококачественно. Трудовой подвиг строителей Вся наша страна радостно отмечает историческое событие —пуск ВолгО'Донского судоходного канала имени В. И. Ленина - первой из великих сталинских строек коммунизма. Значение Волго-Донского водного пути трудно переоценить. Создана могучая воднотранспортная магистраль, сооружён Цимлянский гидроузел, образовано огромное водохранилище —Цимлянское море, в глубь засушливых степей проложена сеть оросительных каналов. Мечта о соединении двух великих русских рек—Волги и Дона родилась у нашего народа ещё в давние времена, она вынашивалась несколько столетий. Но помещпчье-буржуазная Госсия, отсталая в экономическом и техническом отношении, была по в состоянии осуществить прорытие судоходного канала между Волгой и Доном. До Октябрьской революции были разработаны десятки проектов судоходного канала. Но все они так иоставались только проектами. Только при советском строе, развязавшем могучие творческие сплы народа, открывшем МИ06902 ’ широчайшие возможности для развития производительных спл страны, стало возможным осуществить на практике постройку канала. Ещё. до Отечественной войны поинициативе товарища Сталина было начато строительство Волго-Донского судоходного канала. Война прервала начатые работы. В 1948 году по решению Советского правительства вновь развернулось Волго-Донское строительство. Вконце 1950 года правительство, в целях ускорения ввода в эксплуатацию Волго-Донского водного пути II развития орошения и обводнения полупустынных п засушливых земель Ростовской п Сталинградской областей, а также учитывая успешный разворот строительных работ, постановило сократить на два года установленный ранее срок создания грандиозного гидротехнического сооружения. Эта задача осуществлена. Волго-Донской путь строился такпмп высокими темпами, которыми нигде п никогда не строилось ни одно гидротехническое сооружение. Это свидетельствуете возросшей экономической мощи Советского Союза, о неисчерпаемых внутренних возможностях советского строя. Огромен объём работ, который строители Волго-Дона выполнили в короткий срок, всего за несколько лет. Эго стало возможным благодаря мощной отечественной технике, которой страна щедро оснастила великую стройку. На трассе работали различные экскаваторы, землесосные снаряды, высокопроизводительные скреперы, бульдозеры, автосамосвалы. Строители Волго-Дона отлично овладели передовой техникой. Сотни механизаторов, борясь за её полное использование, значительно перекрыли проектные мощности машин. Имена передовых механизаторов известны далеко за пределами строительства. Самоотверженно трудился экипаж гигантского 14-кубового шагающего экскаватора, возглавляемого инженером Усковым. С конца 1950 года по июнь 1952 года 17 механизаторов, обслуживающих эту замечательную машину, вынули 2 миллиона 800 тысяч кубометров земли. Стахановским трудом прославилась бригада Дмитрия Сле- нухи. Ей удалось довести месячную производительность трех- кубового экскаватора «Уралец» с 50 тысяч кубометров грунта до 100 тысяч кубометров. Таких же трудовых показателей достигли экскаваторщики Иван Крутий, Николай Расич и другие. На стройке выросло много других замечательных новаторов. Среди них—молодой скреперист, бывший колхозник Виктор Мохов. Он превысил норму производительности своей машины в полтора раза. Шофёр Иван Луганченко довёл пробег автомашины без капитального ремонта до двухсот тысяч километров, сэкономил много горючего. Строительство канала велось в сложных условиях. Мощные железобетонные сооружения п плотины на трассе канала возведены не на скальном основании, а на мягких грунтах. Сильно мешали строителям грунтовые воды. Но инженеры и стахановцы успешно преодолели все трудности. Победа строителей Волго-Дона решалась не только на трассе канала. В строительстве нового водного пути участвовала вся наша страна. На площадки Волго-Дона поступали строительные материалы, машины, различное оборудование из Свердловска, "Киева, Челябинска, Москвы, Ленинграда, Днепропетровска и других городов. Горняки и металлурги Донбасса бесперебойно снабжали стройку углём, сталью. Участники великой стройки постоянно чувствовали заботу партии, правительства, лично товарища Сталина. Эта забота воодушевляла их на самоотверженный труд и преодоление трудностей. Волею партии Ленина—Сталина, усилиями всего советского народа претворяется в жизнь сталинский план преобразования природы. Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина—это новая победа советских людей на фронте мирного труда. Она ещё раз подтверждает, насколько сильна и могущественна наша Родина. М. Вязовинов. Начальник политотдела строительства Волго-Донского судоходного канала. Редактор А. И. СУНЦОВ. Тираж 1573 экз. Рабочий посёлок Карасук, издательство газеты „Коллективный труд“

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2