Люби, цени и знай велиний русский язык За единый орфографический, пунктуационный и речевой режим В общей системе мероприятий по коренному улучшению преподавания русского языка в школе, по повышению грамотности учащихся имеет строгое соблюдение единого орфографического, пунктуационного иречевого режима. В начале учебного годавКарасукской средней школе секцией языковедов под руководством Медведко 3. В. был разработан единый орфографический режим, обязательный для каждого учащегося и для каждого учителя. Однако контроль за его выполнением в школе быи организован слабо, что отмечалось п на педсовете. Учителя в своих выступлениях указали, что администрация школы не потребовала точного соблюдения режима, в результате чего тетрадиучащихся по различным предметам велись по разному. Даи сам орфографический режим был не полным н нуждался в переработке и дополнении. В настоящее время единый орфографический, пунктуационный иречевой режим переработан. На педагогическом совете принято решение, обязывающее всех учащихся и преподавателей школы строго придерживаться его. Какие же основные моменты отражены в нашем режиме? Основной задачей является установление в школо единого фронта борьбы за высокую грамотность учащихся, ибо это дело нс только учителей начальных классов и преподавателей русского языка, но п всего педагогического коллектива во главе с администрацией школы. Наш режим требует от учителя любого класса и предмета, чтобы его рочь была образцом для учащихся, чтобы он постоянно следил за грамотностью учащихся, их почерком, чтобы обогащал словарь школьников, развивал и совершенствовал пх мышление, повышал культуру устной п письменной речи, учитель должен добиваться, чтобы новые термины учащиеся усваивали правильно, произносили и писали их без искажения. В этом отношении в школе имеется хороший опыт. Учителя Бойченко Л. В., Лазарев И. А. —преподаватель географии и другие уже обычным считают каждое новое слово чётко н правильно произнести, выписать на доске, а учащихся заставить записать в орфографические словарики, подчеркнуть нужную орфограмму п поставить ударение. Мы не настаиваем, чтобы у учащегося было несколько словарей. Каждый школьник имеет один, орфографический словарь, в который он записывает в алфавитном порядке все новые для него слова, а так же слова трудные для написания и те, в которых он допустил ошибку при выполнении письменного задания по любому предмету. Большое внимание обращаем на внешнее оформление письменных работ учащихся. Орфографический режим требует, чтобы школьники вели тетради по единому образцу, писали одними чернилами, пользовались только стандартными школьными ручками и перьями школьного образца, все работы выполнять чётким и разборчивым почерком, с наклоном вправо под углом в 05-70 градусов. Каждая письменная работа должна иметь дату и название вида работы. Дата ставится в середине строки цад заголовком письменной работы, причём в IV-YII классах число и название месяца записываем словами, в VIII-X классах—цифрами на полях. Дата на первой стра- нице тетради уточняется годом. При письме учащийся обязан соблюдать красную строку, строго придерживаться полей, соблюдать правила переноса. Изложение работы начинается на той же странице тетради, на которой написаны дата н название. Между заголовком итекстом, а также между заключительной строкой текста одной письменной работы ндатой или заголовком другой оставляется пробельная строка. Пользоваться резинкой при исправлении неправильно написанного запрещается. Исправляя ошпбкп в словах, учащийся должен слегка зачеркнуть п написать нужное по его' мнению. Учитель исправляет работы только красными чернилами. Такие же серьёзные требования предъявляются п к устным ответам учащихся. При оценке устных ответов учащихся но любому предмету учитывается не только содержание ответа, но и форма изложения его. Учащиеся классов, где преподают Ё. А. Горбунова, Н. В. Муковозова, А. П. Спесивцев ужо приучены следить за ответом и вносить поправки и замечания как но содержанию, так и по исправлению речевых ошибок. Единый орфографический, пунктуационный и речевой режим—важнейший документ каждой школы. В нём предъявляются серьёзные требования к учителям и учащимся школы. Без строгого соблюдения этих правил нечего и говорить о борьбе за грамотность учащихся. Только безукоризненное выполнение чёткого режима обеспечит действительный успех в борье за высокую грамотность наших школьников. А. Шестопалов, директор Карасукской средней школы. Путь к высокой грамотности яЯзын есть средство, орудие, при помощи которого люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями и добиваются взаимного понимания". И. В. СТАЛИН. В свете перестройки преподавания русского языка на основе сталинских трудов по языкознанию вопрос о повышенииорфографическойипунктуационной грамотности приобрёл особую остроту. Перестройка направлена на то, чтобы учащиеся в совершенстве овладели великим русским языком, как орудием обмена мыслями, как орудием борьбы н развития общества, как средством активного воздействия на людей. Настойчиво внедряя в свою работу идеисталинского учения о языке, мы должны в основном разрешить три задачи: 1. овладеть методикой изучения грамматических определений и правил инаучить школьников пользоваться нмп при письме и в устной речи; 2. повысить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся (прежде всего путём устранения ошибок на безударные корневые гласные); 3. поднять культуру речи, резко улучшить технику чтения, выработать навыки беглого, правильного,осознанного и выразительного чтения. К безупречной грамотности ведут две дороги—предупреждение ошибок п индивидуальная работа над допущенными ошибками. Предупреждать отставание мы еще как следует не научились и всякий раз приходится вести работу по устранению ошибок. Но последняя возможна в том случае, если учитель всегда детальнейшим образом знает, когда, в каких именно словах п на какие правила каждый школьник сделал ошибки. Такую осведомлённость даёт только систематически проводимый тщательный учёт ошибок. Для этого нужна специальная «тетрадь индивидуального учёта орфографических и пунктуационных ошибок». Вот как, примерно, можно вести её. На каждого учащегося отводится в тетради развёрнутый лист. На левей стороне страницы (после даты проведения работы) выписываются все слова, на которые этот учащийся допустил ошпбкп. Перед словом или группой слов на одно пто же правило целесообразно проставить порядковый номер орфограммы—из перечня изучаемых в данном классе орфограмм,—тогда становится наглядно, какие ошпбкп устойчивы. В следующей колонке кратко указать допущенные пунктуационные ошпбкп. Учёт не самоцель, а средство организовать полноценную работу над индивидуальными заданиями. Графа «индивидуальное задание»—центральная в тетради. Задание даётся школьнику на 2—3 дня в полном соответствии с характером сделанных ошибок. По выполнении задания отметка ставится в личный листок учащегося, а в отдельных случаях—и в классный журнал. Культура речи учащихся— общее дело всего коллектива школы, но возглавить борьбу за высокую культуру речи учащихся должны преподавателирусского языка илитературы. В то же время необходимо Культура речи учащихся—общее дело .Культура реки—это культура мысли, ‘ и уважение к языку—это прежде всего уважение к своему народу“ . И. В Сталин. Воспитание у учащихся культуры речи является важной, ответственной задачей учителя. Учитель должен добиваться того, чтобы учащиеся излагали свои мысли правильно, в необходимых случаях настойчиво исправлять ошибки в их речи. Ученики часто неправильно употребляют предлоги, говоря:.из пяти отнять три, от пяти вычесть три* и т. д. Но учитель математики не должен забывать также о необходимости тщательного просмотра письменных работ и исправления всех орфографических и стилистических ошибок. Этого требует единый орфографический режим. Часто учителя в безграмотности учащихся обвиняют только языковедов. Но ведь такие слова, как биссектриса, коэффициент, параллелограмм и другие больше всего встречаются на уроках математики, восстание, агрессия —на уроках истории и т. д. и научить учащихся правильно их писать и произносить—дело преподавателя каждого данного предмета. Неточная, нарушающая законы не только логики, но и грамматики, речь учащихся является большим препятствием к успешному изучению учебных дисциплин. Нельзя назвать культурной речь учащихся, если они говорят; .к сто пятьдесят прибавить двести, от триста отнять семьдесят пять* и г. д. Если все учителя школы будут требовать правильного написания трудных в орфографическом отношении слов, будут строго спрашивать с учащихся за безразличное отношение к языку, будут бороться за правильную, содержательную и яркую речь, мы добьёмся в разрешении этого вопроса серьёзных успехов. Р. Новинова, преподаватель математики Карасукской средней школы. Морфологический анализ слов— основа для преодоления ошибок .Главное в словарном составе языка— основной словарный фонд, куда входят и все корневые слова, как его ядро... Чем богаче и разностороннее словарный состав, тем бог аче и развитее язык". И. В. Сталин. Товарищ Сталин учит, что именно благодаря грамматике язык получает возможность облечь человеческие мысли в материальную языковую оболочку, что словарный состав языка получает величайшее значение, когда он поступает в распоряжение грамматики. Воплощая в жизнь идеи сталинского учения о языке, необходимо высоко поднять качество изучения морфологии (состава слов). Отсутствие знания морфологической структуры слова и неумение пользоваться словообразованием (приставкой, суффиксом) в очень сильной степени отражается не только на развитии устной и письменной речи учащихся, но и на орфографии. В этом я убедилась на практике. Учащиеся 7-х классов, в которых я работаю, больше всего делают ошибок на безударные гласные. Низкую грамотность, как правило, имеют те учащиеся, которые обладают небольшим словарным запасом и не владеют морфологическим анализом слов. следить за тем, чтобы вся окружающая учащихся документация как в школе, так и вне её должна быть грамотно оформленной. К сожалению, мы на афишах можем прочесть: «бес- прнданпца», «утреннк», над зданием красуется вывеска: «гостпнница». Если зайти в новую контору связи и проверить ряд застеклённых красочных правнл-объ- явленпй, то по существующим в школе нормам оценок придётся поставить «единицу» за допущенные там ошибки. В магазинах сплошь и рядом мелькают неграмотные надппси вроде: «сыр галанский», «деоганаль» и т. д. Только создав единый фронт борьбы за правильную, грамотную, содержательную и яркую устную и письменную речь, мы добъёмся высокой грамотности учащихся. А преподаватели русского языка и литературы должны вновь и вновь изучать мудрую книгу И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» и в работе по перестройке преподавания русского языка руководствоваться методическими письмами Министерства Просвещения РСФСР. Е. Горбунова, преподаватель русского языка Карасукской средней школы. Во врема инспекторской проверки комиссия облоно подсказала мне, что это результат слабой словарной работы и недостаточной работы над морфологическими правилами по претворению их на практике. Большое количество орфографических ошибок в написании корня объясняется тем, что учащиеся не выделяют из состава слов корень, не вдумываются в его значение, а поэтому, например, гласную А в корне слов очарованный, давать заменяют гласными Е, О. В настоящее время я значительно пересмотрела и перестроила свою работу и больше внимания стала уделять работе над правилами. Перестройка преподавания русского языка ставит перед словестниками много задач и важнейшая из них—добиться, чтобы каждый школьник твёрдо запоминал и глубоко осознавал грамматические правила и определения, а также выработал умение применять их в практике устной и письменной речи. Таким образом, для полной ликвидации ошибок на безударные гласные в корне слов учащимся необходимо уметь определять производная или непроизводная основа в данном слове, а если производная, то уметь выделить в ней корень приставки, суффиксы. Непременным условием анализа основы слова, т. е. выделения в ней корня приставок, суффиксов является сопоставление данного слова с другими словами близкими по значению, однокоренными с другими формами слова. Такое со поставление даёт возможность определить состав производной основы. Следовательно, чтобы выделить флексию в слове зимовщикам, нужно сравнить его с другими формами—зимовщики, зимовщиков, но для того, чтобы определить производная ли в нем основа и выделить суффиксы, нужно сопоставить его с другими, родственными словами— зимовать, зима. При анализе основы слова необходимо выделить корень, затем приставки и суффиксы. Я убедилась в том, что полная ликвидация ошибок в написании слов возможна только на базе прочного знания морфологического состава слов и систематического закрепления полученных навыков и зрительного образа слова путем письменных работ. Н. Муковозова, преподаватель русского языка Карасукской средней школы. Редактор А. И . СУНЦОВ МН 06820. Рабочий поселок Карасук, издательство газ. .Коллективный труд Тираж 1300 яка
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2