Коллективный труд, 1952, № 11

Ь гШ М иЮ - ^ / })иЛМ/&*»£*& Пролетарии веем стрсн, соединяйтесь! r r w a Орган Нарасунсного райнома В КП (б ) и районного Совета депутатов трудящихся, Новосибирсной области. и> 11 ПК Л Л ) I ВОСКРЕСЕНЬЕ, | Цена номера Н- U | 10 фЕВр АЛЯ 1952 ГОДА \ 15 копеек За дальнейшее улучшение преподавания русского языка Гениальные труды товарища Сталина по вопросам языкознания поставили большие задачи перед языковедами по перестройке нреподавапия русского языка в школе. Прошло полтора года после опубликования сталинских работ. В Ка- расукской средней школе на педагогическом совете были подведены итоги перестройки преподавания русского языка. С докладом по этому вопросу выступила руководитель секции языковедов 3. В. Медведко. Она отмстила, что учителями школы это время было использовано для усиленного литературного перевооружения на основе сталинских трудов. Большую работу в этом отношении проделали Е. А. Горбунова, Н. В. Савинова да и сама З.В. Медведко. В каком же направлении конкретно шла работа по перестройке преподавания русского языка в школо, что сделано в этом отношении и что предстоит ещё сделать? Руководствуясь указаниями товарища Сталина, учителя- языковеды всвоём большинстве старались поставить преподавание грамматики так, чтобы учащиеся основательно знали грамматические правила и, что самое главное, умели практически пользоваться ими в устной и письменной речи. Значительно увеличилось время, отводимое на уроке на выполнение учащимися практических тренировочных работ, больше стали проводить диктантов обучающего характера. З.В. Медведко каждую неделю с учащимися 5-х классов проводит обучающий диктант, насыщенный сложными орфограммами, пишет сочинение или изложение по заданнойтеме и с обязательным употреблением определённых слов. Все ошибки, допущенные учащимися в работах, тщательно классифицирует в особой тетради и впоследствии проводит индивидуальную работу. В общей системе занятий по русскому языку намного возросла роль грамматического разбора. Значительно улучшилась и сама постановка грамматического разбора. Учителя не стали проводить так называемый «смысловой разбор», а больше внимания стали уделять морфологическому и синтаксическому разбору! В этом отношении заслуживает внимания опыт Н. В. Муковозовой. На каждомуроке в 7гх классах она даёт учащимся записать несколько слов и предлагает разобрать по составу, а также подобрать родственные слова с одинаковой основой, заставляет подчеркнуть нужную орфограмму, особенно добивается искоренения ошибок на безударные гласные. В классах, где она преподаёт,'висят таблицы «Запомни», слова на которых каждую неделю меняются. Правильная расстановка пунктуационных знаков в предложении зависит от неумения определить учащимся тип предложения. II в этом отношении она применяет приём, заслуживающий распространения." За три года работы в школе она накопиламного карточек. Прежде чем дать их учащимся, она группирует по типам предложений н номера карточек с однотипными предложениями записывает вместе. Роздав карточки учащимся, она называет тип предложения п просит поднять руки п сказать номера карточек, на которых записано предложение такого типа. Затем карточки меняются. Эта грамматическая «игра» проходит быстро, интересно п приносит большую пользу. Учащиеся вырабатывают навыки бегло определять тпп предложения. Большую работу за последнее время стали проводить Спесивцев А. П.—преподаватель русского языка 5-х классов п Савпнова Н. В,—языковед старших классов. Тов. Савинова предъявила серьёзные требования к учащимся воформлении сочинений, как с внешней стороны, так и по содержанию. Задание по русскому языку даёт на неделю, но контролирует каждыйдень. Много работает индивидуально. Однако следует сказать, что часть учителей ещё нс нашла правильного соотношения между теоретическими ц практическими занятиями по грамматике, орфографии п пунктуации. Мы здесь изложили несколько примеровположительного опыта работы учителей Карасукской средней "школы. На распространение и прпвп- тно передового опыта администрация школы должна обратить самое серьёзное внимание. Педагогический совет вынес правильное решение, что перестройка преподавания русского языка в школо не закончена. Требуется ещё большая работа по претворению в преподавательскую практику сталинских работ по языкознанию. Товарищи языковеды! Общественность ждёт от вас решающих успехов в борьбе за высокую грамотность учащихся! „Язык для того и существует, он для того и создан, чтобы служить обществу, как целому, в качестве орудия общения людей". И, В. Сталин, В ДВУХ БРИГАДАХ КОЛХОЗА Члены артели «Жол Сталина» по примеру колхозников колхоза имени Андреева взяли на себя повышенные обязательства. В 1952 году они решили получить урожай по 90 пудов с гектара, а на семенных участках—по 105 пудов с гектара. Члены первой полеводческой бригады, руководит которой тов. Апаев, сейчас напрягают свои усилия на то, чтобы в зпмнне месяцы заложить прочную основу для выполнения этих обязательств. Каждое воскресенье на снегозадержание в поле выходит 40-45 человек. В воскресниках участвуют преподаватели и учащиеся школы. Кроме этого для задержания снега организована специальная бригада из 10 человек. Всего в бригаде уже задержан снег на 400 гектарах, вывезено на поля 300 возов перегноя, собрано 25 центнеров золы. На вывозке навоза ежедневно занято четыре подводы, два раза в неделю производится подворный сбор золы у колхозников. Совершенно иное положение с выполнением плана зимних агромероприятпй во второй полеводческой бригаде, где бригадиром тов. Сраилов. Для проведения снегозадержания выделено всего 6 человек, да и то на работу они выходят нерегулярно. На сегодняшний день план снегозадержания бригадой выполнен всего на 37 процентов. Учётчик тов. Махамбетов и тов. Сраилов произведённую работу не проверяют и не замеряют. Вследствие этого недавно 50 гектаров, где. был задержан снег, пришлось забраковать. Тов. Сраилов занимается очковтирательством. Например, в бригаде фактически задержан снег на 300 гектарах, а по сводкам чпслится 396 гектаров. Навоз на поля вывозится также медленно, зола собирается от случая к случаю. Не лучше обстоят дела в этой'бригаде и йа животноводческих фермах. На фермо обо рудована траншея для самоса- гревання кормов, но онабольшей частью пустует. Навопрос почему не запарпвасто корма, заведующий фермой тов. Кур бангалиов ответил, что нет воды. В бригаде имеется силосорезка, но она нбчти не работает из-за отсутствия людей Даже машинист тов. Кондыке- ров часто делает самовольные прогулы. В. Бережной, участковый агроном Карасукской МТС. Воскресники проходят дружно Снегозадержание— одно из важнейших агротехнических мероприятий, способствующих повышению урожайности. Памятуя об этом, колхозники сельхозартели имени Дзержинского накоплению снега на полях уделяют большое внимание. Для этой цели в колхозе организована специальная бригада, часто организовываются массовые выходы колхозников в поле—воскресники, в которых активное участие принимают комсомольцы. Один такой воскресник состоялся 26 января Онпрошёл дружно н органпзо ванно. С напряжением потрудились в этот день Н. Кохон, Е. Шиян, Г. Илюшин и другие. Но пожелал сидеть дома и 70- летний член артели тов. Жерс- бор. В воскреснике приняли участие учителя и учащиеся Богословской школы. В. Шиян, секретарь комсомольской организации колхоза. Величайший русский народный поэтА. С. Пушнин. (К 115-летию со дня смерти— 10 | февраля 1837 г.). 115-летие содня смерти А. С. Лушкина Сегодня исполняется 115 лет со дня смерти великого русского поэта А. С. Пушкина. Деятельно готовились к этому дню учащиеся Октябрьской семилетней школы. Участники драмкружка, руководит которым учительница Нина Захаровна Ефремова, подготовили пьесы «Капитанская дочка», «Сказка о попе и его работнике Балде» и другие, написанные по сюжетам произведений Пушкина. С хорошими номерами выступит хоровой кружок руководимый Лидией Семёновной Родькиной. В. Гринченко. Р А Б О Т А Ю Т Н А П Р Я Ж Е Н Н О Напряжённо борются за вы- выполняют на130-150 проценполненпе своих обязательств ме ханнзаторы Чёрно-Курьииской МТС. В эти дни лучше других работают монтажные бригады тт. Тафатулина п Будко. Эти бригады доводимые им задания тов ежедневно. Хорошоработают токари тт. Черканцев, Шару- гапнекпй, слесарь тов. Дегтярёв п другие. Н. Агеев. Отсутствует контроль В колхозе «Путь к коммунизму» на молочно-товарной ферме отсутствует учёт надоя и расходования молока, а также контроль за расходованием кормов. Об этом говорит тот факт, что молоко телятам отпускается не по норме, а сколько вздумается дояркам. Подчас молоко расходуется не по назначению. Поэтому п не случайно, что за последнюю декаду января пало 4 телёнка рождения 1952 года. Первого февраля к ферме было подвезено 13 центнеров сена. Этого сена для 93 коров должно было бы хватить на сутки, но оно было израсходовано за одну ночь. На второй день скот до двух часов стоял голодный. Все эти факты проходят на глазах председателя колхоза тов. Пономарёва и животновода тов. Сердюкова, ио мер не принимается. Ченский, КОЛХОЗНИК . Обязательства выполняются В эти дни механизаторы Студёновской МТС работают не покладая рук. Они стремятся к 23 февраля — Дню Советской Армии отремонтировать все имеющиеся тракторы. На сегодняшний день ремонтники подготовили к работе уже 23 трактора. Победителями в соревновании вышли монтажные бригады тт. Янголь и Бага- лей. Бригада тов. Литовчен- ко заканчивает последние приготовления, скоро она так же будет готова к выезду в поле. Наряду с напряжённой работой трактористы и бри гадиры тракторных бригад три раза в неделю собираются на двухчасовые занятия, где повышают свою деловую квалификацию. Г. Руцкий

Люби, цени и знай велиний русский язык За единый орфографический, пунктуационный и речевой режим В общей системе мероприятий по коренному улучшению преподавания русского языка в школе, по повышению грамотности учащихся имеет строгое соблюдение единого орфографического, пунктуационного иречевого режима. В начале учебного годавКарасукской средней школе секцией языковедов под руководством Медведко 3. В. был разработан единый орфографический режим, обязательный для каждого учащегося и для каждого учителя. Однако контроль за его выполнением в школе быи организован слабо, что отмечалось п на педсовете. Учителя в своих выступлениях указали, что администрация школы не потребовала точного соблюдения режима, в результате чего тетрадиучащихся по различным предметам велись по разному. Даи сам орфографический режим был не полным н нуждался в переработке и дополнении. В настоящее время единый орфографический, пунктуационный иречевой режим переработан. На педагогическом совете принято решение, обязывающее всех учащихся и преподавателей школы строго придерживаться его. Какие же основные моменты отражены в нашем режиме? Основной задачей является установление в школо единого фронта борьбы за высокую грамотность учащихся, ибо это дело нс только учителей начальных классов и преподавателей русского языка, но п всего педагогического коллектива во главе с администрацией школы. Наш режим требует от учителя любого класса и предмета, чтобы его рочь была образцом для учащихся, чтобы он постоянно следил за грамотностью учащихся, их почерком, чтобы обогащал словарь школьников, развивал и совершенствовал пх мышление, повышал культуру устной п письменной речи, учитель должен добиваться, чтобы новые термины учащиеся усваивали правильно, произносили и писали их без искажения. В этом отношении в школе имеется хороший опыт. Учителя Бойченко Л. В., Лазарев И. А. —преподаватель географии и другие уже обычным считают каждое новое слово чётко н правильно произнести, выписать на доске, а учащихся заставить записать в орфографические словарики, подчеркнуть нужную орфограмму п поставить ударение. Мы не настаиваем, чтобы у учащегося было несколько словарей. Каждый школьник имеет один, орфографический словарь, в который он записывает в алфавитном порядке все новые для него слова, а так же слова трудные для написания и те, в которых он допустил ошибку при выполнении письменного задания по любому предмету. Большое внимание обращаем на внешнее оформление письменных работ учащихся. Орфографический режим требует, чтобы школьники вели тетради по единому образцу, писали одними чернилами, пользовались только стандартными школьными ручками и перьями школьного образца, все работы выполнять чётким и разборчивым почерком, с наклоном вправо под углом в 05-70 градусов. Каждая письменная работа должна иметь дату и название вида работы. Дата ставится в середине строки цад заголовком письменной работы, причём в IV-YII классах число и название месяца записываем словами, в VIII-X классах—цифрами на полях. Дата на первой стра- нице тетради уточняется годом. При письме учащийся обязан соблюдать красную строку, строго придерживаться полей, соблюдать правила переноса. Изложение работы начинается на той же странице тетради, на которой написаны дата н название. Между заголовком итекстом, а также между заключительной строкой текста одной письменной работы ндатой или заголовком другой оставляется пробельная строка. Пользоваться резинкой при исправлении неправильно написанного запрещается. Исправляя ошпбкп в словах, учащийся должен слегка зачеркнуть п написать нужное по его' мнению. Учитель исправляет работы только красными чернилами. Такие же серьёзные требования предъявляются п к устным ответам учащихся. При оценке устных ответов учащихся но любому предмету учитывается не только содержание ответа, но и форма изложения его. Учащиеся классов, где преподают Ё. А. Горбунова, Н. В. Муковозова, А. П. Спесивцев ужо приучены следить за ответом и вносить поправки и замечания как но содержанию, так и по исправлению речевых ошибок. Единый орфографический, пунктуационный и речевой режим—важнейший документ каждой школы. В нём предъявляются серьёзные требования к учителям и учащимся школы. Без строгого соблюдения этих правил нечего и говорить о борьбе за грамотность учащихся. Только безукоризненное выполнение чёткого режима обеспечит действительный успех в борье за высокую грамотность наших школьников. А. Шестопалов, директор Карасукской средней школы. Путь к высокой грамотности яЯзын есть средство, орудие, при помощи которого люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями и добиваются взаимного понимания". И. В. СТАЛИН. В свете перестройки преподавания русского языка на основе сталинских трудов по языкознанию вопрос о повышенииорфографическойипунктуационной грамотности приобрёл особую остроту. Перестройка направлена на то, чтобы учащиеся в совершенстве овладели великим русским языком, как орудием обмена мыслями, как орудием борьбы н развития общества, как средством активного воздействия на людей. Настойчиво внедряя в свою работу идеисталинского учения о языке, мы должны в основном разрешить три задачи: 1. овладеть методикой изучения грамматических определений и правил инаучить школьников пользоваться нмп при письме и в устной речи; 2. повысить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся (прежде всего путём устранения ошибок на безударные корневые гласные); 3. поднять культуру речи, резко улучшить технику чтения, выработать навыки беглого, правильного,осознанного и выразительного чтения. К безупречной грамотности ведут две дороги—предупреждение ошибок п индивидуальная работа над допущенными ошибками. Предупреждать отставание мы еще как следует не научились и всякий раз приходится вести работу по устранению ошибок. Но последняя возможна в том случае, если учитель всегда детальнейшим образом знает, когда, в каких именно словах п на какие правила каждый школьник сделал ошибки. Такую осведомлённость даёт только систематически проводимый тщательный учёт ошибок. Для этого нужна специальная «тетрадь индивидуального учёта орфографических и пунктуационных ошибок». Вот как, примерно, можно вести её. На каждого учащегося отводится в тетради развёрнутый лист. На левей стороне страницы (после даты проведения работы) выписываются все слова, на которые этот учащийся допустил ошпбкп. Перед словом или группой слов на одно пто же правило целесообразно проставить порядковый номер орфограммы—из перечня изучаемых в данном классе орфограмм,—тогда становится наглядно, какие ошпбкп устойчивы. В следующей колонке кратко указать допущенные пунктуационные ошпбкп. Учёт не самоцель, а средство организовать полноценную работу над индивидуальными заданиями. Графа «индивидуальное задание»—центральная в тетради. Задание даётся школьнику на 2—3 дня в полном соответствии с характером сделанных ошибок. По выполнении задания отметка ставится в личный листок учащегося, а в отдельных случаях—и в классный журнал. Культура речи учащихся— общее дело всего коллектива школы, но возглавить борьбу за высокую культуру речи учащихся должны преподавателирусского языка илитературы. В то же время необходимо Культура речи учащихся—общее дело .Культура реки—это культура мысли, ‘ и уважение к языку—это прежде всего уважение к своему народу“ . И. В Сталин. Воспитание у учащихся культуры речи является важной, ответственной задачей учителя. Учитель должен добиваться того, чтобы учащиеся излагали свои мысли правильно, в необходимых случаях настойчиво исправлять ошибки в их речи. Ученики часто неправильно употребляют предлоги, говоря:.из пяти отнять три, от пяти вычесть три* и т. д. Но учитель математики не должен забывать также о необходимости тщательного просмотра письменных работ и исправления всех орфографических и стилистических ошибок. Этого требует единый орфографический режим. Часто учителя в безграмотности учащихся обвиняют только языковедов. Но ведь такие слова, как биссектриса, коэффициент, параллелограмм и другие больше всего встречаются на уроках математики, восстание, агрессия —на уроках истории и т. д. и научить учащихся правильно их писать и произносить—дело преподавателя каждого данного предмета. Неточная, нарушающая законы не только логики, но и грамматики, речь учащихся является большим препятствием к успешному изучению учебных дисциплин. Нельзя назвать культурной речь учащихся, если они говорят; .к сто пятьдесят прибавить двести, от триста отнять семьдесят пять* и г. д. Если все учителя школы будут требовать правильного написания трудных в орфографическом отношении слов, будут строго спрашивать с учащихся за безразличное отношение к языку, будут бороться за правильную, содержательную и яркую речь, мы добьёмся в разрешении этого вопроса серьёзных успехов. Р. Новинова, преподаватель математики Карасукской средней школы. Морфологический анализ слов— основа для преодоления ошибок .Главное в словарном составе языка— основной словарный фонд, куда входят и все корневые слова, как его ядро... Чем богаче и разностороннее словарный состав, тем бог аче и развитее язык". И. В. Сталин. Товарищ Сталин учит, что именно благодаря грамматике язык получает возможность облечь человеческие мысли в материальную языковую оболочку, что словарный состав языка получает величайшее значение, когда он поступает в распоряжение грамматики. Воплощая в жизнь идеи сталинского учения о языке, необходимо высоко поднять качество изучения морфологии (состава слов). Отсутствие знания морфологической структуры слова и неумение пользоваться словообразованием (приставкой, суффиксом) в очень сильной степени отражается не только на развитии устной и письменной речи учащихся, но и на орфографии. В этом я убедилась на практике. Учащиеся 7-х классов, в которых я работаю, больше всего делают ошибок на безударные гласные. Низкую грамотность, как правило, имеют те учащиеся, которые обладают небольшим словарным запасом и не владеют морфологическим анализом слов. следить за тем, чтобы вся окружающая учащихся документация как в школе, так и вне её должна быть грамотно оформленной. К сожалению, мы на афишах можем прочесть: «бес- прнданпца», «утреннк», над зданием красуется вывеска: «гостпнница». Если зайти в новую контору связи и проверить ряд застеклённых красочных правнл-объ- явленпй, то по существующим в школе нормам оценок придётся поставить «единицу» за допущенные там ошибки. В магазинах сплошь и рядом мелькают неграмотные надппси вроде: «сыр галанский», «деоганаль» и т. д. Только создав единый фронт борьбы за правильную, грамотную, содержательную и яркую устную и письменную речь, мы добъёмся высокой грамотности учащихся. А преподаватели русского языка и литературы должны вновь и вновь изучать мудрую книгу И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» и в работе по перестройке преподавания русского языка руководствоваться методическими письмами Министерства Просвещения РСФСР. Е. Горбунова, преподаватель русского языка Карасукской средней школы. Во врема инспекторской проверки комиссия облоно подсказала мне, что это результат слабой словарной работы и недостаточной работы над морфологическими правилами по претворению их на практике. Большое количество орфографических ошибок в написании корня объясняется тем, что учащиеся не выделяют из состава слов корень, не вдумываются в его значение, а поэтому, например, гласную А в корне слов очарованный, давать заменяют гласными Е, О. В настоящее время я значительно пересмотрела и перестроила свою работу и больше внимания стала уделять работе над правилами. Перестройка преподавания русского языка ставит перед словестниками много задач и важнейшая из них—добиться, чтобы каждый школьник твёрдо запоминал и глубоко осознавал грамматические правила и определения, а также выработал умение применять их в практике устной и письменной речи. Таким образом, для полной ликвидации ошибок на безударные гласные в корне слов учащимся необходимо уметь определять производная или непроизводная основа в данном слове, а если производная, то уметь выделить в ней корень приставки, суффиксы. Непременным условием анализа основы слова, т. е. выделения в ней корня приставок, суффиксов является сопоставление данного слова с другими словами близкими по значению, однокоренными с другими формами слова. Такое со ­ поставление даёт возможность определить состав производной основы. Следовательно, чтобы выделить флексию в слове зимовщикам, нужно сравнить его с другими формами—зимовщики, зимовщиков, но для того, чтобы определить производная ли в нем основа и выделить суффиксы, нужно сопоставить его с другими, родственными словами— зимовать, зима. При анализе основы слова необходимо выделить корень, затем приставки и суффиксы. Я убедилась в том, что полная ликвидация ошибок в написании слов возможна только на базе прочного знания морфологического состава слов и систематического закрепления полученных навыков и зрительного образа слова путем письменных работ. Н. Муковозова, преподаватель русского языка Карасукской средней школы. Редактор А. И . СУНЦОВ МН 06820. Рабочий поселок Карасук, издательство газ. .Коллективный труд Тираж 1300 яка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2