iCbUuefc/nuSHGUi райкома ВКП(б) и районного Совета депутатов трудящихся Новосибирской области Цена номера 15^коп. № 88 (1513) ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4 ноября 1951 года. • V * ш « V-/ I 4 Д I V / 1 Ч У v y L'L-« I A V - # Об утверждении „Положения о выборах народных судов РСФСР" Президиум Верховно го Совета Российском Советской Ф е деративной Социалистической Республики постановляет: Утвердить «Положение о выборах народных судов РСФСР» . Председатель Президиу на Верховного Совета РСФСР М.ТАРАСОВ. Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР И. ЗИМИН. Москва, 29 октября 1951 года._______ ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫБОРАХ НАРОДНЫХ СУДОВ РСФСР Г Л А В А 1 Избирательная система 1. Па основании статьи 113 Конституции РСФСР и статьи 22 Закона о судоустройство СССР, союзных н автономных республик народные суды избираются гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на три года. 2. Народным судьёй и народным заседателем может быть избран каждый гражданин РСФСР, пользующийся избирательным правом и достигший ко дню выборов 23 лот. Не могут быть избраны в народные судьи и народные заседатели лица, имеющие судимость. 3. На основании статьи 18 Конституции РСФСР граждане всех других союз - Г Л А В ннх республик пользуются на территории РСФСР нравом избирать и быть избранными в народные судьи и народные заседатели наравне с гражданами РСФСР 4. На основании статьи 23 Закона о судоустройство СССР, союзных и автономных республик народные судьи и народные заседатели избираются гражданами района по избирательным округам. Избирательный округ но выборам народного суда (народного судьи н народных заседателей) охватывает всё населенно, проживающее на территории деятельности данного народного суда. 5. Расходы, связанные с проведением выборов народных судов, производятся за счёт государства. А I I Списки избирателей 6. Списки избирателей для выборов народных судов составляются в городах исполнительными комитетами городских Советов депутатов трудящихся, а в городах с районным делением— исполнительными комитетами районных Советов, в посёлках—исполнительными комитетами поселковых Совотов, в сельских местностях—исполнительными комитетами сельских (станицы, деревни, хутора, аула) Советов депутатов трудящихся. 7. В списки избирателей включаются все граждане, мужчины и женщины, имеющие избирательное право и проживающие к моменту составления списков на территории данного Совета, достигшие ко дню выборов 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности. 8. Не вносятся в списки избирателей лица, лишённые избирательных прав но суду, в тсченно всего установленного в судебном приговоре срока лишения избирательных прав, а также лица, признанные в установленном законом порядке умалишёнными. 1). Списки избирателей составляются но каждому избирательному пункту по установленной форме в алфавитном порядке, с указанием фамилии, имени, отчества, возраста и местожительства избирателя н подписываются председателем и секретарём исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся. 10. Списки избирателей, состоящих в воинских частях и войсковых соединениях, составляются за подписью командира. Все прочие военнослужащие вносятся в списки избирателей но месту жительства соответствующими исполнительными комитетами Советов депутатов трудящихся. 11. За 20 дней довыборов исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся вывешивает списки избирателей для всеобщего обозрения или обеспечивает избирателям возможность ознакомления с этими списками в помещении Совета или избирательного пункта. 12. Заявления о неправильности в списке избирателей (невключение в список, исключение из списка, искажение фамилии, имени, отчества, неправильное включений в список лиц, лишённых избирательных прав) подаются в исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся, опубликовавший список. 13. Исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся обязан рассмотреть каждое заявление о неправильности в списке избирателей в трёхдневный срок и внести необходимые исправления в список избирателей либо выдать заявителю письменную справку о мотивах отклонения его заявления. В случае несогласия с решением исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся заявитель может подать жалобу в исполнительный комитет вышестоящего Совета депутатов трудящихся, решение которого является окончательным. Г Л А В А I I I Избирательные округа и избирательные пункты по выборам народных судов 14. В каждом избирательном округе по выборам народного суда избираются один народный судья и народные заседатели в числе от 50 до 75 человек. Число народных заседателей, подлежащих избранию в каждом избирательном округо, устанавливается Президиумом Верховного Совета автономной республики или исполнительным комитетом краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) Совета депутатов трудящихся по представлению соответствующего Министерства юстиции автономной республики или Управления Министерства юстиции РСФСР при краевом, областном Совете депутатов трудящихся. 15. Списки избирательных округов по выборам народных судов с указанием числа народных заседателе!?, подлежащих избранию по каждому округу, опубликовываются Президиумом Верховного Совета автономной республики или исполнительным комитетом краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) Совета де- рутадов трудящихся но позднее, чем за 45 дней до выборов. 16. Для приёма избирательных бюллетеней н подсчёта голосов на территории избирательного округа по выборам народного суда образуются избирательные пункты. 17. Образование избирательных пунк тов производится в городах исполнительными комитетами городских Советов депутатов трудящихся, в городах с районным делением— исполнительными комитетами районных Советов депутатов трудящихся, в сельских местностях — исполнительными комитетами районных Советов депутатов трудящихся. Образование избирательных пунктов производится не позднее, чем за 35 дней-до выборов. 18. В городах, посёлках, а также в сёлах и на территории сельских Советов, насчитывающих более 2 .000 человек населения, избирательные п ун к ты образуются нз расчёта один избирательный пункт на 1.500— 3.000 человек населения. 19. Территория сельского Совета, насчитывающего но более 2,000 человек населения, относится, как правило, к одному избирательному пункту. В каждой станице, деревне, ауле, насчитывающих от 500 до 2.000 человек населения, образуется отдельный избирательный пункт. В селении или в группе селений с населением менее 500 человек, но не ниже 300 человек, в тех случаях, когда расстояние от таких селений до избирательного пункта превышает 10 километров, могут быть образованы отдельные избирательные пункты. 20. В отдалённых северных и восточных районах, где преобладают мелкие поселения, допускается образование избирательных пунктов для населения но меиес 100 человек. В национальных округах Севера, а также в горных и кочевых районах могут быть образованы избирательные пункты для населения менее 100 человек, однако но ниже 50 человек. 21. В воинских частях и войсковых соединениях образуются отдельные избирательные пункты с числом не Менее 50 и не более 3.000 избирателей. Г Л А В А I V Организация выборов 22. Выборы народных судов организуются Президиумами Верховных Советов автономных республик и исполнительными комитетами краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Совотов депутатов трудящихся через исполнительные комитеты районных и городских Советов депутатов трудящихся. Президиумы Верховных Советов автономных республик и исполнительные комитеты краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов депутатов трудящихся наблюдают на всей территории автономной республики, края, области, города за исполнением в ходе выборов настоящего Положения о выборах н разрешают жалобы на неправильные действия исполнительных комитетов районных и городских Советов депутатов трудящихся. 23. На исполнительные комитеты районных н городских (городов без районного деления) Советов депутатов трудящихся возлагается: а) регистрация кандидатов в народные судьи и народные заседатели, выставленных с соблюдением требований Конституции РСФСР, Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик и настоящего Положения о выборах; б) снабжение избирательных пунктов избирательными бюллетенями установГ Л А В А ленной формы для выборов народных судей и народных заседателей; в) назначение уполномоченных для приёма избирательных бюллетеней и подсчёта голосов но избирательным пунктам; г) установление результатов выборов народного судьи и народных заседателей по каждому избирательному окру гу ; д) выдача избранным народным судьям н народным заседателям удостоверений об избрании и составление списка избранных народных заседателей но каждому народному суду; о) рассмотрение жалоб на неправильные действия уполномоченных но избирательным пунктам. 24. Для подсчёта голосов, поданных за каждого кандидата в народные судьи и народные заседатели, исполнительные комитеты районных и городских Советов депутатов трудящихся образуют счётные комиссии в составе 5—7 человек по каждому избирательному округу. 25. Для подсчёта гол.осов, поданных за каждого кандидата в народные судьи п народные заседатели в каждом избирательном пункте, при уполномоченном исполнительного комитета районного или городского Совета депутатов трудящихся образуется счётная комиссия в составе 5— 11 человек, утверждаемая исполнительным комитетом районного или городского Совета депутатов трудящихся. V Порядок выставления кандидатов в народные заседатели 26. Право выставления кандидатов в народные судьи и народнее заседатели обеспечивается за общественными организациями и обществами трудящихся: коммунистическими партийными организациями, профессиональными союзами. кооперативными организациями, организациями молодёжи и культурными обществами, а также за общими собраниями рабочих и служащих— по предприятиям и учреждениям, военнослужащих— по воинским частям, общими собраниями крестьян—но колхозам и сёлам, рабочих и служащих совхозов—по совхозам. 27. Не позднее, чем за 25 дней до выборов, все общественные организации пли общества трудящихся, выставившие кандидатов в народные судьи и народные заседатели, обязаны зарегистрировать этих кандидатов в исполнительном комитете районного или городского Совета депутатов трудящихся. Исполнительный комитет районного или городского Совета депутатов трудящихся обязан зарегистрировать всех кандидатов в народные судьи и народные заседатели, выставленных общественными организациями и обществами трудящихся с соблюдением требований Конституции РСФСР, Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик п настоящего Положения о выборах. 1 28. Общественная организация или Общество трудящихся, выставившие кандидата в народные судьи или народные заседатели, обязаны для регистрации кандидата представить в исполнительный комитет районного или городского Совета депутатов трудящихся следующие документы: а) протокол собрания или заседания, на котором был выставлен кандидат в народные судьи или народные заседатели, подписанный членами президиума, с указанием их местожительства; в протоколе должны быть указаны: наименование организации, выставившей кандидата, место, время и количество участников собрания или заседания, фамилия, имя, отчество кандидата в народные судьи или народные заседатели, его возраст, местожительство, партийность, занятие; б) заявление кандидата в народные судьи или народные заседатели о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу от выставившей его организации. 29, Кандидат в народные судьи или народные заседатели может баллотироваться только в одном избирательном округе. 30. Отказ исполнительного комитета районного пли городского Совета депутатов трудящихся в регистрации кандидатов в народные судьи и в народные заседатели может быть обжалован в двухдневный срок в Президиум Верховного Совета автономной республики или в исподнительный комитет краево- {Окончание на 2 стр).
z . коллективный труд1 4 ноября 1951 года, № 88 (1513) ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫБОРАХ НАРОДНЫХ СУДОВ РСФСР (Окончание. Начало на 1-и стр. ) . «избирательным пунктам избирательный го, областного, городского(городов республиканского подчинения) Совета депутатов трудящихся, решение которого является окончательным. 31. Фамилия, имя, отчество, возраст, занятие, партийность каждого зарегистрированного кандидата в народные судьи и народные заседатели и наименование общественной организации, выставившей кандидата, опубликовываются исполнительным комитетом районного или городского Совета депутатов трудящихся не позднее, чем за 20 дней до выборов. 32. Осе зарегистрированные кандидаты в народные судьи и народные заседатели подлежат обязательному включению в избирательные бюллетени. 33. Исполнительный комитет районного или городского Совета депутатов трудящихся обязан разослать но всем Г Л А В А VI Порядок голосования бюллетени не позднее, чем за 10 дней до выборов. 34. Избирательные бюллетени печатаются отдельно для выборов народного судьи и отдельно для выборов народных заседателей по каждому избирательному округу. 35. Избирательные бюллетени печа таются на языках населения соответствующего избирательного округа в количестве, обеспечивающем всех избирателей. 36. Каждой организации, выставившей кандидата, зарегистрированного в исполнительном комитете районного или городского Совета депутатов трудящихся, равно как каждому гражданину, обеспечивается право беспрепятственной агитации за этого кандидата на собраниях, в печати и иными способами, согласно статье 129 Конституции РСФСР. 37. Выборы народных судов про изводятся в течение одного дня, общего для РСФСР. День выборов устанавливается Президиумом Верховного Совета РСФСР не позднее, чем за 45 дней до выборов. Выборы производятся в нерабочий день. 38. Додача голосов избирателями производится в день выборов от 6 часов утра до 12 часов ночи но местному времени. 39. В 6 часов утра в день выборов уполномоченный исполнительного комитета районного или городского Совета депутатов трудящихся но данному избирательному пункту в присутствии членов счётной комиссии проверяет избирательные ящ ики и наличие составленного но установленной форме списка избирателей, после чего закрывает н опечатывает ящики и приглашает из» бнрателей приступить к подаче голосов. 40. Каждый избиратель голосует лично, являясь для этого в помещение для голосования. Подача голосов избирателями производится путём опускания в избирательный ящик избирательных бюллетеней. 41. В помещении для выборов отводятся особые комнаты или оборудуются отдельные кабины для заполнения избирателями избирательных бюллетеней. В этих комнатах пли кабинах во время заполнения избирателями избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было (в том числе уполномоченного исполнительного комитета и членов счётной комиссии), кроме голосующих. 42. Ввившийся в помещение для выборов избиратель предъявляет уполномоченному исполнительного комитета районного или городского Совета депутатов трудящихся или члену счётной Г' Л А В А Определение результатов выборов комиссии либо паспорт, либо колхозную книжку, либо профсоюзный билет, либо ниоо удостоверение личности н после проверки по списку избирателей н отметки в синске избирателей получает избирательный бюллетень для выборов народного судьи и избирательный бюллетень для выборов народных заседателей. 43. Избиратель в помещении, отведённом для заполнения избирательных бюллетеней, оставляет в каждом избирательном бюллетене фамилии тех кандидатов в народные судьи и народные заседатели, за которых он голосует, вычеркивая фамилии остальных, затем избиратель направляется к избирательному ящику и опускает в иего избирательные бюллетени. 44. Избиратель, не имеющий возможности, в силу неграмотности иди какого-либо физического недостатка, самостоятельно заполнить избирательные бюллетени, вправо пригласить в помещение, где заполняются избирательные бюллетени, любого другого избирателя для заполнения избирательных бюллетеней. 45. Выборная агитация в помещении для выборов во время подачи голосов не допускается. V 46. Ответственность за порядок в помещении для выборов несёт уполномоченный исполнительного комитета районного или городского Совета депутатов трудящихся, и его распоряжения для всех присутствующих обязательны. 47. В день выборов, в 12 часов ночи, уполномоченный исполнительного комитета районного пли городского Совета депутатов трудящихся объявляет подачу голосов законченной, и счётная комиссия приступает к вскрытию избирательных ящиков. V I I 48. В помещении, где производится подсчёт голосов по избирательному пункту , при подсчёте голосов имеют право присутствовать специально на то уполномоченные представители общественных организаций и обществ трудящихся, а также представители печати. 49. Счётная комиссия, вскрыв ящики, сверяет число поданных бюллетеней с числом лиц, получивших бюллетени по списку избирателей, и результаты сверки заносит в протокол. 50. Признаются недействительными: а) бюллетени не установленного образца; б) бюллетени для выборов народного судьи, в которых при голосовании оставлено больше одного кандидата. 51. Уполномоченный исполнительного комитета районного или городского Совета депутатов трудящихся составляет протокол голосования за кандидатов в народные судьи и -в народные заседатели по данному избирательному пункту . Протокол подписывается уполномочен-, ним и всеми членами счётной комиссии. 52. В протоколе голосования по избирательному пункту должно быть указано: а) время начала и окончания подачи голосов; МН 06319. исполнительным комитетам районных Советов депутатов трудящихся, в сельских местностях- “Исполнительным комитетам районных Советов депутатов трудящихся. На исполнительный комитет Совета депутатов трудящихся возлагается обязанность хранить избирательные бюллетени в течение 3 месяцев со дня выборов. 55. Окружные счётные комиссии при исполнительных комитетах районных или городских Советов депутатов трудящихся производят подсчёт голосов/ поданных за каждого кандидата в народ ные судьи и в народные заседатели по каждому избирательному округу на основании протоколов, представленных уполномоченными но избирательным пунктам. При подсчёте голосов имеют право присутствовать специально на то уполномоченные представители общественных организаций и обществ трудящихся, а также представители печати. 56. Кандидат в народные судьи пли в народные заседатели, получивший абсолютное большинство голосов, то- есть больше половины всех голосов, поданных по округу и признанных действительными, считается избранным. 57. Окружная счётная комиссия при исполнительном комитете районного или городского Совета депутатов трудящихся составляет протокол голосования за кандидатов в народные судьи и народные заседатели но избирательному о к ругу в трёх экземплярах. Протокол подписывается всеми членами счётной комиссии. 58. В пр отоколе голосования по избирательному округудолжио быть указано: а) общее число*избирателей по округу; б) число избирателей, получивших избирательные бюллетени; в) число избирателей, принявших учаб) общее число избирателей по списку; в) число избирателей, получивших избирательные бюллетени; г) число избирателей, принявших участие в голосовании; д) число бюллетеней, признанных не- действптедными, отдельно но выборам (ся вместе со всем делопроизводством стие в голосовании; г ) число бюллетеней, признанных не- дейстяительяыми, отдельно по выборам народного судьи и отдельно по выборам народпых заседателей; д) число бюллетеней, в которых вычеркнуты фамилии всех кандидатов, отдельно но выборам народного судьи и отдельно по выборам иародных заседателей; е) число голосов, поданных за каж дого кандидата в народные судьи и народные заседатели. 59. После окончания подсчёта голосов председатель исполнительного комитета районного или городского Совета депутатов трудящихся обязан переслать один экземпляр протокола голосования по каждому избирательному округу в Президиум* Верховного Совета АССР пли в исполнительный комитет краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) Совета депутатов трудящихся. Второй экземпляр протокола одновременно пересылается в Министерство юстиции АССР или в Управление Министерства юстиции РСФСР при краевом, областном Совете депутатов трудящихся. Третий экземпляр протокола остаётнародиого судьи и отдельно по выоорам народных заседателей; е) число бюллетеней, в которых вычеркнуты фамилии всех кандидатов, отдельно по выборам народного судьи н отдельно по выборам народных заседателей; ж ) _чисдо голосов, поданных за каж дого кандидата в народные судьи и в народные заседатели. 53. Протокол голосования по избирательному пункту уполномоченный немедленно пересылает в исполнительный комитет районного или городского Совета депутатов трудящихся. 54. Все пзбирателные бюллетени (отдельно действительные и отдельно признанные недействительными) должны быть опечатаны и сданы на хранение: в городах—исполнительным комитетам городских Советов депутатов трудящихся, в городах с районным делением— по выоорам народного суда в делах исполнительного комитета районного пли городского Совета депутатов трудящихся. 60. После подписания протокола голосования по каждому избирательному округу председатель исполнительного комитета районного или городского Совета депутатов ^трудящихся оглашает результаты выборов и выдаёт избранным народным судьям п народным заседателям удостоверения об избрании, а также передаёт каждому избранному народному судье список избранных иародных заседателей по данному народному суду, подписанный председателем и секретарём исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся. 61. Если ни один из кандидатов в народные судьи но избирательному округу не получил абсолютного большинства голосов, исполнительный комитет районного или городского Совета депутатов трудящихся сообщает об этом немедленно Президиуму Верховного Совета АССР или исполнительному комитету краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) Совета депутатов трудящихся н объявляет перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее количество голосов, день перебаллотировки назначается не позднее, чем в двухнедельный срок но истечении первого тура выборов. 62. Если число кандидатов в народные заседатели, получивших абсолютное большинство голосов, меньше установленного числа народных заседателей, подлежащих избранию, исполнительный комитет районного или городского Совета депутатов трудящихся сообщает об этом немедленно Президиуму Верховного Совета АССР или исполнительному комитету краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) Совета депутатов трудящихся. Президиум Верховного Совета автономной республики или исполнительный комитет краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) Совета депутатов трудящихся даёт указание либо о назначении перебаллотировки, либо о соответствующем уменьшении числа народных заседателей но данному избирательному округу. Перебаллотировка, если она будет признана необходимой, назначается не позднее двух недель после первого ту ра выборов. На перебаллотировку ставится необходимое число кандидатов в народные заседатели,- получивших при первом туре выборов наибольшее число голосов. 63. Если поданное количество голосов по избирательному округу составляет меньше половины числа избирателей, имеющих право голосовать по этому округу, исполнительный комитет районного или городского Совета дену- . татов трудящихся сообщает об этом немедленно Президиуму Верховного Совета АССР или исполнительному комитету краевого, областного, городского Ггородов республиканского подчинения) Совета депутатов трудящихся и назначает новые выборы не позднее, чем в двухнедельный срок после первых вы- боров. 64. Перебаллотировка кандидатов в народные судьи и народные заседатели, равно ка к новые выборы взамен признанных недействительными, производятся по спискам избирателей, составленным для первых выбэров, и в полном соответствии с настоящим Положением о выборах. 65. В случае выбытия народного судьи до срока (отозвание избирателями, смерть, длительная болезнь и т. д.) новые выборы народного судьи организуются Президиумом Верховного Совета автономной республики пли исполнительным комитетом краевого, областного, городского (городов республиканского подчинения) Совета депутатов трудящихся не позднее двухмесячного срока со дня выбытия народного судьи. 66. Если за выбытием значительного числа народных заседателей наличное число народных заседателей будет недостаточно для нормальной работы данного народного суда, организуются дополнительные выборы народных заседателей. (17. Всякий, кто путём насилия, обмана, угроз или подкупа будет препятствовать гражданину РСФСР в свободном осуществлении его права избирать и быть избранным в народные судьи п народные заседатели,— карается лишением свободы на срок до двух лет. 68. Должностное лицо, совершившее подделку избирательных документов пли заведомо неправильный подсчёт голосов при выборах народных судов,— карается лишением свободы на срок до трёх дет. _______________ Редактор А. И. СУНЦОВ. Рабочий посёлок Карасук, издательство газеты шКоллективный труд• Тиоаж 1200 9К9<
elibrary.ngonb.ruRkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2