Коллективный труд, 1937, № 9

„КЬЛЛй'(ГЛЗ'-ГЫ'Л| ТРУД**, лю-1бождзется от влияния сво ' ?вни их учителей, как ио обше эсть ствеиной направленности, ель- так и по внешним, формаль- гель ным приемам. Он мужест- это венно пролагает самостоя- 1 зин. тельную дорогу, отталки­ ваясь от тематической мен* ограниченности классициз- эман ма и приторной чувстви­ ям3; тельности сентиментализма Т33'1 становясь на путь верного Жу- отражения русской жизни, *УШ‘ быта и нравов народа, на путь художественного реа- ьная лйзма. Величайший русский критик, Белинский, подчер­ кивая исключительную ши­ роту и глубину творчества великого поэта, называет его „совершенным выраже­ нием своего времени", который „перепробовал все тона, все лады, все аккорды своего века". Сам Жизненный путь А. С. I Пушкина необычайно кра­ ток; он жил всего 38 лет. Однако за этот короткий 1 ШАиод Пушкин сумел дать ДЩжой литературе гро­ мадное количество произ­ ведений, глубоких по соци­ альному замыслу и идейно­ му содержанию, непревзой денных по кристальной чистоте и четкости стиха, До Пушкина наша рус­ ская литература носила Подражательный характер. Писатели начала XIX века еще в значительной степе ни находились под влия­ нием западно-европейских образцов художественного творчества, заимствуя у них не только -форму, но зачастую и содержание. Ясно, что при. таком поло­ жении у нас не было еще jy je могло быть литерату- Щ как выражения р>сско- пГ народного творчества. Чтобы понять и оценить все величие творческого гения Пушкина, нужно хотя бы бегло познакомиться с тем, какой была наша ли­ тература до Пушкина. Необходимо знать, что поэты XVIII и начала XIX в е к о в (Тредьяковский, Сумароков, .Херасков, Дер­ жавин, Бытюшков и дру­ г и е ) , писали тяжелым, 'скучным, высокопарным языком. Произведения от­ личились возвышенностью держался консервативно­ дворянского взгляда на жизнь и проповедывал уз­ кий национализм, махровый манархизм, религиозность. Памятник в Детском селе Гравюра АНДРЕЕВА Пушкин-лицеист певца гуманности, свободы и культуры, как борца с крепостным правом и эксплоатацией человека. Говоря о значении Пуш­ кина для нас, тов. Косарев пишет: «реализм, жизнера­ достность, народность, про никновенная лирика, со­ звучная лучшим устремле­ ниям человечества, — вот черты пушкинского твор­ чества, делаюшие его т а ­ ким близким и дорогим дня нас. Он близок и до­ рог нам как глашатай сво­ боды в эпоху реакции, как борец за счастье челове­ чества». В дни расцвета нашей пролетарской культуры, в эпоху, озаренную светлы­ ми лучами Сталинской Конституции, когда „и жизнь хороша и жить хо­ рошо", поэзия Пушкина окружена ореолом славы, почета и всеобщей любви. К. Банковский. Как бы подводя итоги своей деятельности, Пуш­ кин определил свое зна­ чение словами: „И долго буду тем лю­ безен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал". ------- ,----------------- ---------л | j | ^ А. С, Пушкин на смертном одре Гравюра АНДРЕЕВА Буржуазная критика вы­ холащивала внутреннюю сущность поэзии Пушкина и рисовала его как слага­ теля „звуков сладких и молитв". лечен* ного государства, Жуков- юстыо ский дал приукрашенный, э, рас- неверный образ смиренного, ац-ии и верующего народа и иде­ ализировал жизнь патриар остями хальной усадьбы, гурное Такой была литература четвер до Пушкина, ятимен Пушкин, будучи учени- о на- ком Державина, Карамзина, рными Жуковского, Батюшкова тяга к и др., с самого начала осво- Ревет ли зверь в лесу глухом. Трубит ли рог, гремит ли гром, Поет ли дева за холмом, На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Гы внемлешь грохоту громов, И гласу бури и валов, И крику сельских пасту­ хов— И шлешь ответ; Тебе ж нет Теперь же мы ценим и горячо любим Пушкина не только как поэта, овладев­ шего в совершенстве тех­ никой стиха и создавшего литературный язык необы­ чайной красоты, силы, мо­ щи и музыкальной вырази­ тельности, но прежде все­ го как поэта- гражданина, отзыва... Таков И ты, поэт! Являясь завершителем всей предшествующей рус­ ской поэзии, Пушкин, как сказочный герой, сделал огромный шаг в охвате явлений жизни. Необ'ятная широта творческого раз­ маха, многогранность и раз­ нообразие жанров, наличие гениальных идей, образов, мыслей,схваченныхизсамых недр народного творчества и окристаллизованных в четких, мелодичных стихах —все это является непрев­ зойденными качествами этого титана русской поэаии, С первого щелка Прыгнул поп до потолка-,;1 Со второго щелка Лишился поп языка; А с третьего щелка вышибло ум у старика- Рис. у ч. V класса СИДОРОВ, Гравюра ГРИШКО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2