Коллективный труд, 1937, № 9
„КЬЛЛй'(ГЛЗ'-ГЫ'Л| ТРУД**, лю-1бождзется от влияния сво ' ?вни их учителей, как ио обше эсть ствеиной направленности, ель- так и по внешним, формаль- гель ным приемам. Он мужест- это венно пролагает самостоя- 1 зин. тельную дорогу, отталки ваясь от тематической мен* ограниченности классициз- эман ма и приторной чувстви ям3; тельности сентиментализма Т33'1 становясь на путь верного Жу- отражения русской жизни, *УШ‘ быта и нравов народа, на путь художественного реа- ьная лйзма. Величайший русский критик, Белинский, подчер кивая исключительную ши роту и глубину творчества великого поэта, называет его „совершенным выраже нием своего времени", который „перепробовал все тона, все лады, все аккорды своего века". Сам Жизненный путь А. С. I Пушкина необычайно кра ток; он жил всего 38 лет. Однако за этот короткий 1 ШАиод Пушкин сумел дать ДЩжой литературе гро мадное количество произ ведений, глубоких по соци альному замыслу и идейно му содержанию, непревзой денных по кристальной чистоте и четкости стиха, До Пушкина наша рус ская литература носила Подражательный характер. Писатели начала XIX века еще в значительной степе ни находились под влия нием западно-европейских образцов художественного творчества, заимствуя у них не только -форму, но зачастую и содержание. Ясно, что при. таком поло жении у нас не было еще jy je могло быть литерату- Щ как выражения р>сско- пГ народного творчества. Чтобы понять и оценить все величие творческого гения Пушкина, нужно хотя бы бегло познакомиться с тем, какой была наша ли тература до Пушкина. Необходимо знать, что поэты XVIII и начала XIX в е к о в (Тредьяковский, Сумароков, .Херасков, Дер жавин, Бытюшков и дру г и е ) , писали тяжелым, 'скучным, высокопарным языком. Произведения от личились возвышенностью держался консервативно дворянского взгляда на жизнь и проповедывал уз кий национализм, махровый манархизм, религиозность. Памятник в Детском селе Гравюра АНДРЕЕВА Пушкин-лицеист певца гуманности, свободы и культуры, как борца с крепостным правом и эксплоатацией человека. Говоря о значении Пуш кина для нас, тов. Косарев пишет: «реализм, жизнера достность, народность, про никновенная лирика, со звучная лучшим устремле ниям человечества, — вот черты пушкинского твор чества, делаюшие его т а ким близким и дорогим дня нас. Он близок и до рог нам как глашатай сво боды в эпоху реакции, как борец за счастье челове чества». В дни расцвета нашей пролетарской культуры, в эпоху, озаренную светлы ми лучами Сталинской Конституции, когда „и жизнь хороша и жить хо рошо", поэзия Пушкина окружена ореолом славы, почета и всеобщей любви. К. Банковский. Как бы подводя итоги своей деятельности, Пуш кин определил свое зна чение словами: „И долго буду тем лю безен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал". ------- ,----------------- ---------л | j | ^ А. С, Пушкин на смертном одре Гравюра АНДРЕЕВА Буржуазная критика вы холащивала внутреннюю сущность поэзии Пушкина и рисовала его как слага теля „звуков сладких и молитв". лечен* ного государства, Жуков- юстыо ский дал приукрашенный, э, рас- неверный образ смиренного, ац-ии и верующего народа и иде ализировал жизнь патриар остями хальной усадьбы, гурное Такой была литература четвер до Пушкина, ятимен Пушкин, будучи учени- о на- ком Державина, Карамзина, рными Жуковского, Батюшкова тяга к и др., с самого начала осво- Ревет ли зверь в лесу глухом. Трубит ли рог, гремит ли гром, Поет ли дева за холмом, На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Гы внемлешь грохоту громов, И гласу бури и валов, И крику сельских пасту хов— И шлешь ответ; Тебе ж нет Теперь же мы ценим и горячо любим Пушкина не только как поэта, овладев шего в совершенстве тех никой стиха и создавшего литературный язык необы чайной красоты, силы, мо щи и музыкальной вырази тельности, но прежде все го как поэта- гражданина, отзыва... Таков И ты, поэт! Являясь завершителем всей предшествующей рус ской поэзии, Пушкин, как сказочный герой, сделал огромный шаг в охвате явлений жизни. Необ'ятная широта творческого раз маха, многогранность и раз нообразие жанров, наличие гениальных идей, образов, мыслей,схваченныхизсамых недр народного творчества и окристаллизованных в четких, мелодичных стихах —все это является непрев зойденными качествами этого титана русской поэаии, С первого щелка Прыгнул поп до потолка-,;1 Со второго щелка Лишился поп языка; А с третьего щелка вышибло ум у старика- Рис. у ч. V класса СИДОРОВ, Гравюра ГРИШКО.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2