Коллективный труд, 1937, № 9

2, „КОЛЛЕКТИВНЫЙ труд * 10 февраля 1837 года погиб влеи кий руский потэ A. G. ПУШКИН 10 февраля 1937 года— сотелите со дня гибели A. G. ПУШКИНА ДЕТИ О ПУШКИНЕ Пережило столетие и зву­ чит, как будто бы произ­ несенное только сегодня, пушкинское приветствие нашей счастливой совет­ ской молодежи, нашим счаст ливейшим в мире детям. С полным правом мы мо­ жем говорить, что именно к ним относятся слова Алек сандра Сергеевича Пушки­ на; „Здравствуй, племя мла дое, незнакомое!" И это младое, незнако­ мое великому поэту племя с любовью произносит его имя как родного, близкого и нежного друга, с увлече нием изучает его творче­ ство. „Память живет о тебе,в наших сердцах плэменея",- так заканчивает свое стихо­ творение, посвященное Пуш кину, ученица 5 класса Ка- расуксхой средней школы, Орищенко. „Мне очень нравится Сказка „о мертвой царевне и о семи богатырях". В ней очень красиво описано яб­ лочко: „Оно соку спелою полно, так свежо и так душисто, так румяно-золоти сто, будто медом налилось, видно семячки насквозь". Сижу и мне представляет­ ся красивое, красивое спе­ лое яблочко",-пишет вторая ученица Клвпкина, восхи­ щаясь живым, образным языком поэта. Об этом же пишет и уче ница Сырикова: «В стихотворении «Зим­ нее утро,-говорит она,—да­ ются хорошие эпитеты: чудесный день, прелестный друг, прозрачный лед ит д..“ Ученику Малкову особо понравилась п о в е с т ь Дубровский. Юный чита­ тель целиком на стороне героя этой повести, кото­ рый хорошо расправлялся с помещиками и жег их имения". Ученика Гончарова очень привлекает стихотворение „Узник" тем, что здесь фигурирует орел, зовущий узника на свободу, на волю Стихотворение Пушкина „К Чаадаеву" называют в качестве одного из самых любимых произведений уче ник Карасев, ученица Ко рень Лидйя и многие дру­ гие. Мы преднамеренно оста­ новились только на учени­ ках 5 класса, не касаясь учащихся старших классов. Само собой разумеется, что эти последние и несравнен­ но больше знакомы с творчеством поэта и гораз до глубже понимают и це­ нят то богатое наследство, которое оставил нам Алек­ сандр Сергеевич Пушкин. Учительница Карасукской средней школы—М. БАНКОВ- 1СКАЯ Чем ознаменует сегод­ няшний день нохлозница Лукреья Лаврентьевна Только недавно колхоз ница Лукерья Лаврентьевна Никитенко ликвидировала свою неграмотность. На этом она не остановилась. Продолжает аккуратно по­ сещать школу малограмот­ ных и учится хорошо. Лукерья Лаврентьевна выписывает „Газету для начинающих читать" и с увлечением прочитала все, что там написано о Пушки­ не. Одновременно с этим ока разучивала его стихо­ творение „Зимний вечер" и сегодня продекламирует это стихотворное в клубе перед своими односельча­ нами. У Лукерьи Лаврентьевны два сына в Красной армии и она на днях послала им письмо, в котором сообщает о своих успехах в учебе и подготовке к пушкинским дням. ШУШПАНОВА с. Рассказово ЭПИГРАММЫ ПУШКИНА НА ЦАРЯАЛЕКСАНДРАI го Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь, враг труда, Нечаянно пригретый славой, Над нами царствовал тогда. НАГРАФА ВОРОНОЦВА Полу-герой, полу-не- вежда’ К т о му-ж еще полу- подлец!.. Но т у т однако-ж есть надежда. Что полный будет наконец Пушкин—лицеист на экзамене в 1855 году декламирует свое стихотворение. Гравюра на линолеуме ГРИШКО ПОШКОЛАМИ КЛУБАМ* БЛАГОДАТСКАЯ ШКОЛА прове-1 ла силами учителей ряд читок произведений вели­ кого русского поэта Алек­ сандра Сергеевича Пушки­ на и бесед о его жизни и творчестве. Этому спедиаль но было посвящено одно собрание родителей учащих ся. Сегодня в школе будет организован вечер, посвя­ щенный памяти Пушкина. Завтра в местном сельском клубе состоится собрание колхозников, на котором будет заслушан доклад о. жизни и творчестве вели­ кого поэта, а после этого ученики местной школы покажут на сцене в худо­ жественном исполнении некоторые произведения А, С Пушкина А. Пикин. Я В КЛУБЕ СЕЛА ХОРОШЕГО си­ лами учителей и учащихся местной неполной средней школы сегодня будет про­ веден вечер, посвящений Александру Сергеевичу Пушкину. В программу вечера вхо­ дит доклад о Пушкине и показ (в сценической поста новке. декламации) отрыв­ ков из его произведений „Борис Годунов1, „Полта­ ва" и других. Здесь же, в клубе органи­ зована выставка рисунков учеников, иллюстрирую­ щих произведения великого поэта и отображающих стре мления нашей молодежи запечатлеть и самый облик А. С. Пушкина. Сегодня и завтра боль­ шинство учителей выедет в ближайшие колхозы для проведения там докладов о Пушкине. В. Горбунов. В РАЙОННОМ ДОМЕ СОЦКУЛЬ ТУРЫ сегодня проводится вечер, посвященный столе­ тию со дня гибели велико­ го русского поэта Алек­ сандра Сергеевича Пушки­ на. Доклад на тему „Пуш­ кин и современность" сде­ лает преподаватель лите­ ратуры местной средой нколы тов. Банковск^| 1осле доклада силами уча­ щихся средней школы бу­ дут показаны в художест венном исполнении произ­ ведения поэта. * В КАРАСУКСКОЙ СРЕДНЕЙ U1XQ- 1Е с 7 февраля функциони^ )ует выставка работ у ч а ^ щихся, отображающих жизнь и творчество А. С. Лушкина в разные периоды его деятельности. На пути подготовки к пушкинским дням, в школе ярко проявилась не только большая любовь к поэту со стороны всей массы учащихся, но и большая степень культурности на­ шей молодежи, ее спо^>- ностей, ее умения .талщгг- ливо выразить свое отноще ние к поэту и к искусству вообще. Ученик 8 класса, Андреев нарисовал за это время 10 картин масляными кра­ сками и большое количест­ во акварельных рисунков, посвященных Пушкину и его произведениям. Ученик 6-го класса Трем- ба дал очень хорошие пи- сунки друзей поэта, Пуш­ кина в гробу, врагов по­ эта и другие. Ученик 8 класса Семенен ко дал ряд картин масляны ми красками и акварелью на темы «Русалка», „Сказка о попе и его работнике Балде" и другие. Хорошие рисунки дали так-же Нече- тайлов (ученик 7 класса), Сидоров (ученик 5 класса). Выявилось так-же боль­ шое количество талантли­ вых для своего . возраста актеров, декламаторов. Мно гие из учащихся отклик­ нулись на столетие со дня гибели поэта своими отзы­ вами, стихами о Пушкине А. С. ПУШКИНИКРЕСТЬЯНСКОЕДВИЖЕНИЕ Пушкин не раз писад о крепостной дерев­ не, крестьянских восстаниях. Пушкин не мог примириться с угнетением помещиками трудо­ вого крестьянства. Еще в ранних своих сти­ хах, в стихотворении «Вольность», написанном в 1817 г„ Пушкин, обличая самодержавие, не­ годует и против крепостного права: Увы! Куда на брошу взор— Везде бичи, везде железы, Законов гибельный позор . Неволи немощные слезы; Везде неправед!ная власть В сгущенной мгле предрассуждений Воссела- рабства грозный гений И славы роковая страсть . В стихотворении „Дедевня" Пушкин лю­ буется тихим уютом деревни, прелестью ее природы, трудолюбием крестьян, но вместе с тем он видит: Везде невежества убийственный позор. Не видя слез, не внемля стона, На пагубу людей избранное судьбой. Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой И труд, и собственность, и время земледельца, С поникшею главой, покорствуя бичлм, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца. После поражения декабристов царь Нико­ лай Палкин со всей жестокостью обрушился на передовых людей русского народа. Но Пушкин, несмотря на все притеснения со стороны самодержавия, остался таким же свободолюбивым и независимым в своем творчестве, как и прежде. Своб долюбие ве­ ликого поэта видно из того, как он относился к народу, к крепостному крестьянству. О наро­ де и крестьянскихвосстаниях Пушкин в послед­ нее время творчества писал все чащей чаше. Он вспоминает прошлое русского народа, его историю и пишет такие незабываемы? произ- „Борис Годунов" (1825 г.), повести „Дубрсн ✓ l o o s * - 33 г.), „Капитанская дочка (18оо-о4 г.), историю Пугачевского восстани» с любовью обрабатывает народные песни* Степане Разине (1826 г.) и др. Г В повести «Дубровский» Пушкин правдк во показывает непримиримость отношени между помещиками и крепостным людом. ------- ------... .. л сиии „Капитанской дочке" особо сочувственно, <н - ..... DL 1OCflrlO 1AS рисован Пушкиным образ вождя крестьянок ю восстания Е. Пугачева. Он смел, свобол любив, великодушен, бескорыстен. Пугач неграмотен, но обогащен жизненным опыта и имеет ясный ум, быструю сообразител ность и умение руководить недостаточно об ченнои военному делу народной армией, зар жая ее личной храбростью и геройством. ушкин—великий и любимый русск; народный поэт. Народ победитель люб!Гт ценит, как никто прежде, своего велико певца за его свободолюбивые стихи, за не; ываемые народные характеры, живо и кр изображенные им, за симпатии к вожд: р J ьяноких восстаний, за открытие богате шеи сокровищницы русского языка. 1 г, снмнн,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2