Коллективный труд, 1937, № 5
2 . .КОЛЛЕКТИВНЫМ ТРУД' Чрезвычайный XVII Всероссийский Съезд Советов О ПРОЕКТЕ КОНСТИТУЦИИ РСФСР ДокладтоаврищаМ.И.КалининанаЧрезвычайномXVI ВесрсосйискомСъездеСоветов (ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО НА 1-й СТРАНИЦЕ) выборный орган местного населения. В соответствии с этим они имеют и двой ное подчинение. Вышестоя щий Совет не только контролирует законность действия нижестоящего Совета, но и руководит им и, в свою очередь, несет ответственность за дей ствия нижестоящего Сове та. Это вытекает из струк туры советского строя. Промышленность, „тор говля у нас полностью в руках государства или ко операции. Земля есть со циалистическая собствен ность государства, то-есть принадлежит всему народу. Государственный народно хозяйственный план опре деляет почти все произ водство Союза. Каждый сельский Совет выполняет какую-то часть этого пла на. Каждый колхоз, каждая производственная единица несут ответственность пе ред государством за вы полнение своей части пла на, если даже эта хозяй ственная единица и не яв ляется непосредственно го сударственной. Местные Советы, выполняя обще государственные планы, связывают интересы насе ления с интересами всего государства. Но Советы имеют и дру гую сторону, это—их тес ная связь с населением. Советы избираются насе лением путем всеобщего, равного и тайного голосо вания. Значит, давление избирателей на них, знание требований избирателей, собственная заинтересован ность Советов в процвета нии именно их местности —дают полную возмож ность обеспечить местные нужды. Согласованность местных интересов с об щегосударственными, то- есть общенародными, при вивается кан населению, так и советским органам, коммунистической партией. Наши враги любят зака зывать, что Советами ру ководит партия. Это пра вильно. Но они не понима ют того, что партия-то не с неба свалилась. Она со стоит также в подавляю щем большинстве из мест ных людей. Так что связь местных органов с населе нием двойная—и по линии партии и по линии Сове тов. В этом наше отличие от капиталистических стран. Разумеется, такое построе ние органов власти воз можно только в социалис тическом государстве. Ор ганы Советской власти не только фтизки массе насе ления, они в буквальном смысле органы народной власти, тысячами нитей связанные с трудящимися. (Аплодисменты,/. Здесь мы идем по пути указанному Лениным: • „... У нас есть „чудесное средство" сразу, одним ударом удесятерить наш государственный аппарат, средство, которым ни одно капиталистическое госу дарство никогда не распо лагало и располагать не может. Это чудесное дело —привлечение трудящих ся, привлечение бедноты к повседневной работе управ ления государством".*). Наша Конституция, трак туя права и обязанности местных органов государ ственной власти, впервые определяет и структуру советских органов. Введе ние этого раздала имеет большое значение. Этим кладется йонец всякому произволу и местному правотворчеству. Консти туция точно определяет функции - и взаимоотноше ния отделов Совета. Сле довательно, при обсуягде- нии Конституции мы дол жны очень внимательно отнестись к вопросу орга низационного построения наших Советов. Я не сом неваюсь, что он вызовет живой обмен мнениями де легатов С'езда. Товарищи, я пропускаю главу девятую, трактующую о построении бюджета РСФСР. Думаю, что на ней специально остановится товарищ Сулимов. О суще « прокуратуре в проекте Конституции го ворит глава десятая, соот ветствующая главе девятой Союзной Конституции. Пар тия и правительство много сделали, чтобы поднять роль и значение нашей су дебной и прокурорской *) Ленин, том XXI, стр. 264-265 системы. По проекту Кон ституции суд и прокура тура являются самостоя тельными органами. Статья 118 прямо говорит: „Судьи независимы и подчиняются только закону". Верховный суд автономных республик и областей, краев и окру гов избирается соответству ющими Верховными Совета ми и советами депутатов тру дящихся краев, областей и автономных областей сро ком на 5 лет. Народные суды избираются граждана ми района на основе всеоб щего, прямого н равного избирательного права при тайном голосовании, сроком на три года. В буржуазных странах суд есть оплот капитали стического строя. В боль шинстве случаев он являет ся наиболее реакционной частью государственного аппарата. Можно смело сказать: рабочие в защите своих интересов там прав ды не найдут.Буржуазный суд—это один нз наиболее утонченных институтов капитализма для обмана народных масс. Внешний блеск беспристрастия за щиты, публичные прения сторон,*' я^обы предоставле ние обвиняемому прав п воз можности защищаться, на конец,продолжительная нес меняемость судьи,—все это создает в глазах широких масс иллюзию судц стоя щего де над классами. По существу яге этот буржу азный суд не только за страх, но и за совесть защищает интересы капнта листов. Наш суд основан на прин цппиально других усло виях. Трудящиеся не име- видов на ибо они ют корыстных другие классы, являются непосредствен- i яыми созидателями ценно-* стей, и их суд по самой природе советского строя должен быть праведным, то-есть его решения долж ны исходить из интересов общенародных. Наш суд должен разоблачать и карать врагов советского строя. На многочисленных примерах своей судебной деятельности-разбор столк новений личных интересов, служебных проступков, не радения, злого умысла и т. д.—он должен учить лю дей коммунистически под ходить к оценке явлений жизни. Задача суда исклю чительно важна и трудна, но вместе с тем она и почетна. Институт прокуратуры выделен особо, как незави симый орган, призванный следить за точным испол нением законов всеми на родными комиссариатами, их учреждениями и отдель ными должностными лица ми, а также гражданами РСФСР. „Органы прокуратуры осуществляют свой функ ции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь толь ко Прокурору СССР". (Ст. 123). Смысл этих статей Кон ституции подчинен одному принципу-принципу един ства революционной закон ности. Что это значит? Лучше всего ответить на это словами Ленина. В письме к товарищу Стали ну Ленин писал: „Есть ли высокомерие в ЗаключительноезаседаниеЧрезвычайного XVI Всероссийскогосъезда Советов 21-го января в Большом Кремлевском дворце со стоялось заключительное заседание Чрезвычайного XVII Всероссийского С‘ез- да Советов. В Президиуме С'езда появляются товари щи Калинин. Ворошилов, Каганович, Орджоникидзе, Андреев, Жданов, Сулимов, Хрущев. Разлаются востор женные овации в честь вождя народов товарища Сталина, в честь руково дителей партии и прави тельства. В начале заседания С‘езд приветствовали делегации Северо-Кавказского края и Осоавиахима. Затем то варищ Сулимов предостав ляет слово для доклада Председателю Редакцион ной Комиссии Съезда това рищу М. И. Калинину, кото рого делегаты встречают бурной продолжительной рвацией. Закончив доклад, това-|ликого Сталина, в честь рищ Калинин покидает три-1Сталинской Конституции. буну, провожаемый шум ными аплодисментами С‘ез- да. С'езд переходит к по статейному голосованию Конституции РСФСР. Председатель Сталинград ского облисполкома това рищ Кузнецов от имени ряда делегатов вносит предло жение утвердить проект Конституции РСФСР в ре дакции, представленной Редакционной Комиссией .С'езда. В 15 часов 25 минут Конституция (Основной За кон) Российской Советской Федеративной Социалисти ческой Республики едино гласно утверждается С‘ез- дом под бурные долгонесмол кающие овации. Раздаются крики „ура" и приветствен ные возгласы в честь ве- Председатель Иванов ского облисполкома това рищ Агеев по поручению ряда делегаций вносит на утверждение С'езда проект постановления о том, что бы поручить Всероссий скому Центральному Ис полнительному Комитету на основе новой Конститу ции РСФСР разработать и утвердить „Положение о выборах", а также устано вить сроки выборов Вер ховного Совета РСФСР. Проект постановления еди ногласно утверждается и товарищ Сулимов об'являет Чрезвычайный XVII Все российсшй С'езд Советов закрытым. Вновь раздаются бурные аплодисменты,кри ки «ура». Делегаты, с боль шим воодушевлением поют „Интернационал". (ТАСС) том взгляде, что закон ность не может быть калужская и казанская, а должна быть единая всероссийская и даже v единая для всей федера- Лк ции советских респуб- ^ лик?... Не учитывать во всех этих вопросах мест ных отличий значило бы впадать в бюрократи ческий централизм и т. п., значило бы мешать мест ным работникам в том \ учете местных различий, который является осно вой разумной работы. Между тем законность должна быть одна, и основным злом во всей нашей жизни и во всей нашей некультурности является попуститель ство исконно -русского взгляда и привычки полудикарей, желающих сохранить законность ка-^Ь лужскую вотличие от за- * конности казанской"...**) Ленин требовал от про куратуры, чтобы она сле дила за установлением дей ствительно единообразного понимания законов во всей республике, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. Это ленинское требова ние нашло свое отражение ^ в проекте нашей Конститу w ции. Глава одиннадцатая трак тует основные права и обязанности граждан. Эта глава тождественна с соот ветствующей главой Союз ной Конституции. Несомнен но, она имеется и в консти туциях всех остальных со ветских республик, но уже обязательно отсутствует в конституциях всех капита листических стран, не ис ключая самых демократи ческих. Да иначе и быть не может. Эти статьи при сущи лишь социалистиче скому государству. Граждане РСФСР имеют право на труд, получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответ ствии с его количеством и качеством. Эт о право записано в статье 124 . По существу, Конституция лишь юридически оформ ляет существующее поло жение, ибо организацией! социалистического хозяй ства, ростом производитель ных сил советского обще ства безработица у нас ликвидирована. Может ли какая-либо капиталистическая страна, даже самая богатая поста вить себе такую задачу? Я сно, не может. Природа капиталистического обще ства требует запасной армии безработных. Во время промышленного под‘- **) Ленин, том 298-299, над. 2-е. XXVII, стр .- (ОКОНЧАНИЕ НА 3-й СТРАНИЦЕ)
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2