6 декабря 1984 г., М 146 (4956) ШШКОЁСКАЛ ЙОЙБ Наш отчет перед читателями В ноябре редакция г а з е ты «Мошковская новь» получила 161 письмо от сво их читателей. «Великому Октябрю — достойную встречу» — основная тема предпраздничной почты. Трудовые рапорты накануне 7 ноября поступили почти из всех хозяйств и предприятий района — от руководителей, секретарей партийных организаций, тружеников полей и ферм, других производственных участков. Корреспонденции ноя б р я объединяли рубрики: «Проверяем выполне н и е м обязательств», «Вслед за почином», «О дисциплине — во весь голос», «Животноводство —ударный фронт». О ходе зимовки крупного рогатого скота, внедрении бригадного подряда в животноводстве рассказала доярка колхоза «Союз строител е й» Л. Кульменева, доярка совхоза «Ояшинский» Л. Даукшт— о своей любимой профессии, трудовой эстафете поколений, заведующая первой фермой колхоза «Ленинец» Л. Белаш — о досрочном выполнении коллективом, которым она руководит, годового плана по молоку. В ряде статей специалисты управления сельского хозяйства райисполкома, анализируя положение дел в животноводстве, вскрывали резервы повышения продуктивности и отдачи мясо-молочного стада. Об этом писали государственные инспекторы по закупкам и качеству сельхозпродуктов по Мошковскому району Г. Станкевич и В. Комаров, о племенной работе в хозяйствах района — начальник племотдела райсельхозуправления Г. Громова. В освещении партийной, комсомольской, школьной тематики помогали внештатные отделы. При их содействии выходили подборки и страницы: «Партийная жизнь», «Народный контроль — в действии», «Воспитанию — комплексный подход», «В свете реформы школы», «К 40-летию Победы», «Поиск», «Орленок», «Человек и закон». Редакция благодарит за активное сотрудничество с газетой в минувшем месяце инженера - диспетчера наливной станции Сокур 3. Чумакову, инженера колхоза «Ленинец» Ю. Рыбакова, заведующего кабинетом политпросвещения и библиотекаря райкома КПСС В. Лушникова и Л. Смирнову, председателя профкома и секретаря комсомольской организации совхоза «Смоленский» А. Логвина и Т. Уханову, библиотекаря из Татары Т. Об- гольц, преподавателя Мошков- ской музыкал ь н о й школы Н. Примерова, методиста районного Дома культуры Е. Ванину, сотрудников РОВД В. Суворина, Т. Сыроквашину, Т. Гавриленко, народного судью Мош- ковского народного суда Н. Еременко и многих других наших авторов. Писали нам и юные корреспонденты. Среди них Светлана Гусейнджанова, Светлана Сидорова, Ирина Чиркова, Любовь Скоморохова, пионервожатая Октябрьской средней школы Елена Елгина. В последний месяц года редакция газеты ждет от читателей рассказов о своих трудовых коллективах, о том, как завершается выполнение планов и обязательств, о передовиках социалистического соревнования, наставниках, о распространении и внедрении передового опыта, ходе зимовки скота,, подготовке техники к предстоящим, полевым работам. Сквозна^ тема 1984— 1985 годов —достойная встреча 40-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Конкурс читателей «К 40-летию Великой Победы» продолжается. Ждем от тебя, читатель, новых интересных корреспонденций,-сообщений. ОБСЛЕДОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В январе 1985 года будет производиться выборочное социально - демографическое обследование населения. Предстоящее обследование имеет большое политическое и народнохозяйственное значение. Оно даст возможность проследить изменения в составе населения страны со времени последней переписи 1979 года, получить плановым и хозяйственным органам ценную информацию, необходимую для разработки планов экономического и социального развития на двенадцатую пятилетку и более длительную перспективу. Результаты обследования явятся ценным вкладом в широкое изучение происходящих в развитом социалистическом обществе социальных и демографических процессов, помогут определить новые задачи в деле обеспечения дальнейшего роста благосостояния народа. В программу обследования включены очень важные вопросы. Среди них представлена группа вопросов, которые задавались населению при Всесоюзной переписи населения 1979 года (отношение к члену семьи, записанному первым, пол, возраст, состояние в браке, национальность, образование, обучение, источник средств существования, общественная группа). Такая преемственность программы обследования с программой переписи 1979 года позволит провести соответствующие сопоставления и изучить изменения в структуре населения за минувшие шесть лет. Необходимо, например, исследовать вопросы миграции населения, проанализировать результаты политики, направленной на закрепление кадров на селе, уменьшение их оттока в город. Известно, что в целях дальнейшего улучшения социальных условий жизни тружеников деревни, в совхозах и колхозах в соответствии с решениями майского (1982 года) Пленума ЦК КПСС ускоренными темпами развивается строительство благоустроенного жилья, школ, детских дошкольных учреждений, клубов, расширяется медицинское, торговое и бытовое обслуживание населения. Все это способствует закреплению сельскохозяйственных кадров, снижению миграции из села в город. Содержатся в программе и новые проблемы, изучение которых имеет исключительно важное значение. Так, будут получены подробные данные о том, насколько эффективно реализуется постановление партии и правительства о мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей. Обследование также даст возможность полнее охарактеризовать население, занятое в домашнем и личном подсобном хозяйстве (с учетом пола и возраста), поможет опреде- .лить, какая часть населения и при каких условиях могла бы работать. Речь идет, главным образом, о домохозяйках, которые прервали трудовую деятельность в связи с рождением ребенка и о многодетных матерях. Эти сведения дадут важ ный материал для рационального использования трудовых ресурсов. В нашем районе в зону обследования попали с. Ташара и с. Барлак. А. РЫЖКОВА, старший инспектор Мош- ковской инспекции Госстатистики. Пожарам —надежный заслон Нормальные условия зимовки скота зависят и от правильной организации противопожарного режима в животноводческих помещениях. Необходи мость проведения этой работы диктуется самой жизнью. Два пожара зимой прошлого года нанесли ущерб более чем на 23 тысячи рублей. Чаще всего пожары возникают в тех хозяйствах, где не позаботились об устранении причин загораний. Наиболее пожароопасные на сельскохозяйственных объектах теплопроизводящие установки: паровые и водогрейные котлы, теплогенераторы, воздухоподогреватели, электрические нагревательные приборы, различные печи. Пожар от теплогенератора возникает, когда выходит из строя автоматическая система подачи топлива к форсунке, агрегаты остаются без присмотра. Перед эксплуатацией котельные, калориферные установки, печи и другие приборы местного отопления должны быть тщательно проверены и отремонтированы. Кочегары и истопники должны пройти обучение по программе пожарно-технического минимума. Лицам, обслуживающим теплопроизводящие установки, во время дежурства запрещается оставлять рабочее место. Основными причинами пожаров при эксплуатации электрооборудования являются короткое замыкание, перегрузка электрических сетей, переходные сопротивления и искрение. Зимой электропроводка работает с максимальной нагрузкой, поэтому исправность электросети и, прежде всего, электрозащиты — у с л о в и е крайне важное. Современные животноводческие комплексные предприятия все шире применяют механизацию, автоматику и энергоемкое оборудование. Поэтому большое значение имеет создание в совхозах и колхозах постоянно действующей пожар- но - технической комиссии (ПТК), в которую входят специалисты и инженерно - технические работники, оказывающие помощь в снижении пожарной опасности в различных технических процессах производства. ПТК также оказывает содействие добровольной пожарной дружине в проведении профилактической работы, установлении строгого противопожарного режима в производственных помещениях, складах. Ведущая роль ПТК и в организации рационализаторской и изобретательСОХРАНИТЬ НАРОДНОЕ Д О Б Р О ской работы по вопросам пожарной безопасности. Надо быть постоянно готовым затушить любое загорание, не допустить распространения огня. Там, где нет пожарных машин и мотопомп, рекомендуется переоборудовать автотракторную и сельскохозяйственную технику для пожаротушения. Этот опыт получил широкое распространение во многих районах области. И конечно же, решающее значение для успешной борьбы с пожарами имеет снабжение ферм водой, создание ее запасов. Основной силой при тушении пожаров на селе является добровольная пожарная дружина, которая должна нести круглосуточное дежурство на пожарной или приспособленной для пожаротушения технике. Для обеспечения быстрого сбора членов дружины на сельскохозяйственных объектах должен быть звуковой сигнал и телефонная связь. С боевыми расчетами надо проводить систематические занятия, обучать их действиям в зимний период. Выполнение и соблюдение этих условий — гарантия успешной зимовки скота. Предупреждение пожаров — это не кратковременная кампания, а повседневная, кропотливая работа, в которой нет мелочей. В нашем районе за 10 месяцев произошло 27 пожаров. Из них 22 — в жилом секторе, в основном — из-за курения в нетрезвом состоянии и неисправного устройства печей. От оставленных без присмотра топящихся печей тоже часто случаются пожары. Нередки пожары и от электронагревательных приборов. В квартирах зачастую для обогрева ставят самодельные электрообогреватели. Нужно помнить: пожар — это огромная беда. Но, соблюдая все правила пожарной безопасности, его можно избежать. Борьба с пожарами — наша общая забота, наш гражданский долг. Л. ПАТРАШКОВА, председатель Мошковского райсовета Всесоюзн о г о добровольного пожарного общества. М Ы С Л И И Ч У В С Т В В 1984 году были проведены и Гайдаровские чтения, посвященные 80-летию со дня рождения писателя. Чтения закончились викториной по произведениям А. П. Гайдара. Беседую после прочтения не всегда. Само произведение вызывает у ребят сильные переживания, глубокие мысли. Беседа может только разбить их. Руководствуюсь размышлениями по этому поводу К. И. Чуковского: «Не вредит ли навязчивое, слишком усердное толкование, пресловутое «анализирова н и е» русских стихов, рассказов, поэм, повестей? Не полезнее ли для ребят просто побольше их читать, может быть, с помощью умного, старшего друга?» Можно предложить ребятам после чтения нарисовать героев прочитанной книги', проиллюстрировать ее. Рисунок побудит вновь переживать прочитанное, восстановить все в памяти. Затем из детских рисунков составляется выставка, у которой особенно запоминающейся буд^т беседа. Полюбить поэзию, вызвать желание познакоми т ь с я с жизнью поэта помогают литературные вечера «Часы поэзии». Их мы проводим и в начальных, и в средних, и в старших классах. Такие часы посвящаются одному поэту или какой-то определенной теме. За прошедший учебный год совместно с классными руководителями, литераторами были подготовлены такие «Часы поэзии»: «Мы стихами славим труд», «За что «спасибо» маме говорят» (в начальных классах), «Мужество останется в веках» по творчеству Ml Джалиля — в 4—5 классах, «Присягаем победой», «С чего начинается Родина» — в 8—10 классах, «Сороковые, фронтовые» — в 6—7 классах. На вечерах использовались пластинки с записями голосов самих поэтов или мастеров художественного слова. На наших вечерах поэзии, кроме стихотворений, звучат песни, что позволяет познакомить учащихся с историей создания песни, яркими страницами из биографии композитора. ОБЗОРЫ Тематика моих обзоров различна. Ее подсказывают события общественной и политической жизни нашей страны и всего мира, стремление активно рекомендовать лучшие художественные произведения современной и классической литературы как русской, так и зарубежной, приобщить к богатству научно - художественной и научно-популярной книги, познакомить с лучшими произведениями о технике, искусстве, природе. Среди моих обзоров бывают тематический, монографи ч е- ский (по произведениям одного писателя), жанровый (новинки поэзии, прозы, публицистики), по, одному из предметов школьной программы. Можно построить обзор целиком на материалах периодики. Обзор одной книги обычно делают, раскрывая содержание таких сборников и альманахов, как «Хочу все знать», «Глобус», «Пути в незнаемое». В своей работе использую также обсуждения книг, когда ребята коллективно размышляют над прочитанным, совместно ищут ответы на вопросы. Интересны читательские конференции, предметом разговора на которых становится не одно произведение, а несколько книг либо одного автора, либо объединенных темой, например: «От Павла Корчагина до наших дней», «Герой нашей литературы», «Что мы знаем q. Льве Кассиле и его книгах», «Говорят живые герои книг». До обсуждения мы не предлагаем ребятам конкретных вопросов, чтобы не помешать целостному восприятию книги. К конференции же по заранее намеченной программе учащиеся готовят сообщения. Бывает конференция отчетного характера, например, «Что и как мы читали»,'где ребята делятся со своими товарищами тем, что они прочитали за год, за лето, какая из книг лучше запомнилась. ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА Во время ее проведения использую чередование вопросов и заданий разной трудности, чтобы каждый участник— более или менее начитанный— мог найти ответ, чтобы всем было интересно. Конкурс на знание произведений автора или героев книг на определенную тему заставляет работать память, помогает сосредоточить внимание. Литературные загадки применяются для проверки качества чтения. Прием «Ну-ка, продолжай!» проверяет точность знаний, прочность запоминания текста наизусть, чаще всего стихотворного. Игра-путешествие по книгам бытует в нашей библиотеке. Ребята 10—11 лет «путешествуют» по родному краю, по заповедникам, по городам- героям, в страну «Пионерия», в межпланетное пространство, по следам героев книг и реально существующих героев. Участвуя в обсуждениях, дискуссиях, конференц и я х, школьник оттачивает свою мысль. В то же время это влияет и на развитие чувств подростка через этически и эстетически верное восприятие прочитанного, на что и нацеливает нас школьная реформа. Т. ОБГОЛЬЦ, библиотекарь Татарин- ской средней школы.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2