Мошковская новь, 1984 № 146

Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ОРГАН МОШКОВСКОГО РАЙОННОГО КОМИТЕТА КПСС и районного совета на ро дны х депутатов новосибирской области Газета основана 23 августа 1931 года ЧЕТВЕРГ, Газета выходит по вторникам, ЦЕНА № 146 (4956) 6 декабря 1984 года. четвергам, субботам 2 КОП. РЕШЕНИЯ ОКТЯБРЬСКОГО ПЛЕНУМА ЦК КПСС — В ЖИЗНЬ Е \ У Р С на интенсификацию С большим интересом и вниманием ознакомился я с материалами очередного октябрьского Пленума ЦК КПСС. На нем подробно рассмотрены долговременная программа мелиорации, пути повышения эф-, фективности' использова н и я мелиорированных земель. Поставленные на Пленуме задачи остро касаются и нашего хозяйства. В совхозе 327 гектаров поливных земель (почти одна треть поливного клина района). 'Но используются они .не с полной отдачей. В этом я убедился, проработав в хозяйстве два с половиной года ин- женером-гидротехником. 200 гектаров поливных земель находится в распоряжении цеха овощеводства, 127 гектаров занято под. кукурузу и картофель на третьем отделении. Мелиоративная система довольно проста. От озера вода по трубам, проложенным под землей, подается на орошаемые участки. Через гидранты распределяется по наземным быстроразборным трубам. Летом для полива выделены люди, техника. Но беда в том, что не хватает быстроразборных труб. Приходится переносить их с одного места на другое. Это требует дополнительных затрат, времени. Порой получается так, что одни участки имеют влагу- в избытке, другие же ждут — не дождутся воды. Если на первом отделении совхоза с поливом дела получше, отдельные овощные культуры поливаем до пяти-семи раз, то на третьем отделении система почти не функционирует. Не всегда мы строго выдерживаем и нормы внесения удобрений на эти участки. Правильно сказал в своей речи на Пленуме К. У. Черненко: «На орошаемые и Осушенные земли надо дать полной мерой все то, что требуется: удобрения, технику, химические средства Защиты посевов, все другие материально - технические ресурсы, в том числе для эксплуатации систем». Пока же в нашем хозяйстве не достигнута проектная урожайность с поливных участков. Прежде всего нам надо в достатке зарастись быстроразборными трубами, капитально отремонтировать систему водоснабжения. Предстоит выполнить комплекс других важных организационно - агрономических мероприятий, направленных на повышение эффективности использования орошаемых полей. Надо, как сказал К. У. Черненко, «вложить в улучшенный гектар все, что необходимо, вложить в него Удобрения на поля С начала осени вывозит перегной на поля Балтийской бригады колхоза «Союз строителей» А. Ф. Ринус. До 20 ноября ему помогал на К-700 А. В. Шипицын. Всего механизаторы колхоза внесли под урожай будущего года 9100 тонн органики. всю душу, и тогда земля даст щедрую отдачу». Только приведя в порядок имеющееся ирригационное хозяйство, можно думать о расширении поливных площадей в совхозе. Но при этом помнить и тот горький опыт, который уже имеем. Лет десять назад, пользуясь услугами подрядчика (Новосибирский участок «Мелиоводстрой»), наше хозяйство начало создавать долгосрочное культурное пастбище. Работы велись в течение двух-трех лет. Были прорыты траншеи, уложены трубы протяженностью около 11 километров. Но дело застопорилось на сооружении плотины и строительстве насосной станции. Большие капитальные затраты так и остались нереализованными. Трубы и по сей день ржавеют в земле. Государственным планом экономического и социально г о развития СССР на 1985 год, утвержденным на второй сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, предусматривается Дальнейшая ин- тенсификацнл производства, максимальное использование внутрихозяйственных резервов. Они есть и в нашем совхозе. Один из таких резервов — повышение плодородия орошаемых участков. Успешное решение этой задачи будет зависеть и от депутатов" нашего сельского Совета, в числе которых главные специалисты, руководители среднего звена, полеводы, механизаторы. ■ Ю. ЧАЛИН, председатель исполкома Барлакского сельского Совета народных депутатов. СЛОВО МЕХАНИЗАТОРУ Ремонт зерновых комбайнов в совхозе должен быть сейчас в самом разгаре. Но... такого у нас пока нет. Потому что нет звена, которое занималось бы этим ремонтом. Хотя на бумаге оно создано. Но почти месяц из этого звена ремонтом комбайнов занимался только я — звеньевой. На днях пришел еще В. Михалев. Не отпускают механизаторов управляющие: мол, людей не хватает. А потом, перед севом и уборкой, спохватываемся. У нас 16 комбайнов. Звеном из трех человек мы1могли бы каждую неделю- выпускать из стен мастерской по два. Тем более, что три «Нивы» — новые, отработали всего по сезону, еще три — по два сезона, а значит, капитального ремонта не требуют. Но даже подтянуть комбайны с машинного двора к мастерской не на чем. На днях дали трактор, два комбайна мы завезли в мастерскую, трактор у нас забрали: нужнее где-то оказался. Ремонтируем комбайны в непростых условиях. Работаем у самых дверей в мастерской. Целый день в нее и обратно снует различная техника. Холодно. Недавно «поджал» нас К-700, так что к комбайнам Р е м о н т —п о р а г о р я ч а я Для механизаторов нашего хозяйства горячая пора продолжается. Вслед за уборкой урожая приступили к ремонту техники. Для успешного проведения этой кампании администрация, партком и профсоюзный комитет совхоза разработали соответствующие условия соревнования. Мы обсудили их на собрании в цеховой парторганизации, в коллективе мех- мастерской. Для ремонта зерноуборочных комбайнов (их шестнадцать) создали постоянное звено из трех человек, которым руководит передовой механизатор Я. X. Септ. Согласно взятым социалистическим обязательствам, к 22 апреля мы должны поставить зерновые комбайны на линейку готовности. Подсчеты показывают, что при обеспечении четкой организации труда эта задача вполне выполнима. На текущий ремонт одного комбайна звену отводится шесть дней, на капитальный — двенадцать. В специальном боксе в работе сразу две машины. Но вся беда в том, что пока звено полностью укомплектовано лишь на^ бумаге. На деле же вплотную ремонтом занялся лишь Я. X. Септ. Два других члена звена, как считают руководители хозяйства, нужны в данный момент на более срочных работах. А ведь время уходит, и его трудно потом наверстать. К 1 апреля планируем мы закончить ремонт тринадцати картофелеуборочных комбайнов. Здесь тоже действует звено ремонтников, но его, состав будет меняться. Поставлена задача каждому механизатору отремонтировать свой комбайн. Дополнительно на помощь комбайнерам привлекается 2—3 человека из числа' рабочих. трудно подойти. А какая гарь в мастерской от того, что тракторы то и дело заводят прямо здесь. Не хватает многих запчастей к комбайнам, например, втулок, рамок вариатора, насосов. Мне, например, нужно на своей «Ниве» три подшипника заменить, они в последние дни уборки на честном слове держались. Вышел из строя элеватор. Весь район объездил — нигде не нашел. Поставил я старенький, но он «чуть жив»... Дело еще в том, что часть деталей «теряется» с комбайнов в зимнее время, ведь технику на стоянке у нас не охраняют. Раньше, помню, ремни, другое оборудование перед постановкой на зиму мы сдавали на хранение в склад и весной получали. В прошлом же году сдали оборудование механику (у него нет отдельного склада), а весной получили не полностью. Вообще нужно составлять дефектные ведомости на комбайны перед началом ремонта, а у нас такого не ведется. Часть деталей, конечно, реставрируют в мастерской опытные, умелые токари В. И. Бочкарев, Н. 3. Збарацкий, слесарь В. Г. Волчков. Но вот картофелеводческого цеха. Четыре комбайна уже готовы. Сроки для ремонта картофелеуборочного комбайна те же, что и для зерноуборочного. Всю посевную и почвообрабатывающую технику мы должны подготовить к 1 января 1985 года, сеноуборочную и кормозаготовительную — к 15 июня. Конечно, полностью своими силами нам не обойтись. Пользуемся и услугами районного объединения «Сельхозтехника». Уже отправили в Мошково два силосных комОбщими усилиями байна, один трактор ДТ-75, готовим два трактора Т-40. Готовясь к этой важной кампании, мы заблаговременно запаслись многими запасными частями. Однакф*- отдельные запчасти и нынф, в большом дефиците, нередко приходится искать их на стороне. Беда еще и в том, что в ремонтной мастерской у нас тесновато. Из-за отсутствия хорошего гаража весь мелкий и текущий ремонт машин производится здесь же, где готовим технику к весне 1985 года. Тракторы, которые подвергаются текущему или капитальному ремонту, мы не ставим на линейку готовности, а сразу же пускаем в дело. Для них зимой работы тоже хватает. и корма к фермам надо доставить, и удобрения на поля вывезти. А вот отношение к сварщик у нас сейчас в отпуске, а заменить его некем. А ведь ежегодно из хозяйства отправляют кого-то учиться на сварщика, но по возвращении они почему-то не работают по этой специальности. И в прошлом году на ремонте комбайнов у нас были такие же трудности. Но все-таки в январе собралась вместе вся бригада и мы поставили все комбайны на линейку готовности к концу апреля. Потому что уже чего-чего, а добросовестности в труде нам не занимать. Каждый истинный механизатор хорошо понимает: как подготовишь технику, так и работать будешь в поле. В этом я убедился и на своем почти 20-летнем опыте работы механизатором. Благодаря тому, что тщательно восстанавливаю свой комбайн после уборки и проверяю его перед выходом на жатву, мне удается занимать первые места в совхозе по итогам уборочной страды. Так, в прошлом году я намолотил 5700 центнеров зерна, нынче — 8000 центнеров. По-хозяйски следя за «самочувствием» своей «Нивы», сумел получить намолот более пяти тысяч молодой хлебороб технике у отдельных механизаторов не всегда хозяйское. Только отремонтировали трактор — смотришь, через неделю - другую он опять в мастерской. Не смогли мы в этом году с самого начала создать благоприятные условия для работы ремонтников. В течение месяца в мастерской бездействует вентиляция. Решили заменить лопастной вентилятор более мощным, центробежным. Все дело за электриками, никак не дозовемся их. Дня на два-три даст администрация человека, а этого нам мало. Вот и тянется длинная песня. Пришлось уже обратиться к электрикам из Сокура, обещали помочь. А пока люди в цехе дышат гарью и копотью. Всем понятно, что это отрицательно сказывается на их производительности труда, настроении. Для того, чтобы успешно выполнить взятые социалистические обязательства, своевременно и качественно отремонтировать технику, нужны усилия обеих сторон: механизаторов и руководителей хозяйства. Пока же тесного контакта у нас нет. Иначе бы, например, вопрос с вентиляцией не решался так долго. Всего несколько месяцев руковожу я коллективом ремонтной мастерской. Опыта такой работы маловато. И здесь мне нужна конкретная, действенная помощь цеховой партийной организации, цехового профсоюзного комитета. Только сообща мы решим поставленную перед коллективом задачу. В. ЧЕРНИКОВ, . заведующий ремонтно-механической мастере к о й совхоза «Смоленский». Вячеслав Михалев, нынче впер, вые севший за штурвал комбайна. Этот комбайнер вышел на второе место в хозяйстве. И хотя нынче Вячеславу пришлось попотеть с комбайном —не хватало опыта, да и комбайн достался новый, необка- танный, но на будущий год, думаю, Михалев уже увереннее вступит в жатву. Но знаю примеры, когда механизаторы выезжали в поле, кое-как осмотрев комбайн снаружи. Сказал'как-то одному: «Проверь внутри все как следует, ведь на этот комбайне в прошлом году и косили, и молотили немало». Махнул рукой, поехал. А дня через два комбайн его «посыпался», надолго встал. И это в горячее время! Не понимаю таких земледельцев. Как так можно к хлебу относиться? Из-за такой безответственности и затянули нынче уборку, а ведь хлеб вырос добрый. Конечно, мы отремонтируем комбайны к намеченному сроку, несмотря на трудности. Я сейчас ухожу в отпуск, а в начале января приложу все силы, чтобы собрать звено и бесперебойно выпускать комбайны из мастерской. Но скольких это потребует хлопот, без которых можно бы и обойтись, будь по-настоящему организовано дело. Я. СЕПТ, механизатор совхоза «Смоленский», Время не ждет

МОШКОВСКАЯ НОВЬ 6 декабря 1984 г., Ш 146 <4956) В р я д ы п а р т и и ^ - л у ч ш и х Кандидатский стаж пройден успешно На очередном заседании шо- ро райкома КПСС большая группа рабочих, колхозников, служащих была принята в ряды партии. Наш корреспондент побеседовала с одним из принятых—Николаем Анатольевичем Айкиным, начальником ремонтно - механической мастерской второго Новосибирского лесоперевалочного комбината. — Николай _Анатольевич, традиционный вопрос к вступающему в члены КПСС: изменилось ли что-нибудь в вашей жизни, работе в период прохождения кандидатского стажа? ' — Да, изменения произошли, и довольно существенные. Во-первых, в этом году закончил заочно Новосибирск и й электротехнический институт, получил специальность инженера - механика. Во-вторых, в октябре меня назначили начальником ремонтно - механической мастерской. До этого там же два года проработал мастером. — Значит, хорошо знакомы со спецификой производства, тем коллективом, который вам доверено возглавить.'. Какие задачи считаете сегодня в своей работе главными, неотложными? — Мехмастерская относится к вспомогательным участкам комбината, непосредственно подчиняется главному механику. Но эффективность работы нашего коллектива зависит от многих служб. Необходимые материалы получаем через отдел снабжения, заказы выполняем для бирж. А вот увязывается все это в один узел пока слабо. Например, производственные задания на месяц для рабочих мастерской составляем на глазок, потому что заявки на изготовление или восстановление тех или иных деталей поступают с бирж несвоевременно, порой о них вообще забывают, пока не приспичит. Вот и приходится потом иерестраи1|аться на ходу. По- настоящему же с нас никто не спрашивает: почему намечали одно, сделали другое. На мой взгляд, надо' четче координировать работу основных и вспомогательных служб. Таким связующим звеном может стать производственный отдел комбината. Этого же мнения придерживаются и многие другие специалисты. В ближайшее время будем входить с конкретными предложениями в дирекцию, партбюро. Положительное решение данной проблемы позволит многим службам комбината, в том числе и нашей, вести работу более планомерно, избегать' штурмовщины, авральщины. Назрела острая необходимость в расширении помещения мехмастерской. Возможности для этого есть. Мы наметили уже объем работ, из своих же работников создали бригаду. В нерабочее время можем заниматься строительством. Все дело сейчас за сметой, которую ждем — не дождемся от начальника ремонтно - строительного участка. И конечно,, сегодня никак уже не обойтись без обновления оборудования мастерской, его текущего, капитального ремонта. — Занимаясь решением этих важных задач, не отодвигаете ли на второй план идейно-восиитс1'1сльй^л0 риОоту в коллек- тиве? — Ни в коем случае. Провожу ее в тесном контакте с партгруппой, цеховым, профсоюзным комитетом, которыми руководят коммунисты Н. П. .Устимов, С. А. Огородников. В нащем коллективе 32 человека. Большинство рабочих с богатым трудовым стажем, высокой квалификацией. Это слесари-инструментальщики В. А. Бодунов, Ф. А. Костылев, фрезеровщик В. И. Вавилов и многие другие. Добросовестно трудится и молодежь. Мы боремся за присвоение коллективу звания «Коллектив коммунистического труда». В этом помогает индивидуальное социалистическое соревнование, наставничество. Заметно укрепилась трудовая дисциплина. Но здесь нам пока рано праздновать победу. Еще не так давно коллектив «сквозь пальцы» смотрел на прогульщиков, на случаи выхода, на работу в нетрезвом состоянии. Теперь мы наотрез отказались от покры- вательства таких горе-рабочих. Ведем строгий учет прогулов, крепко наказываем нарушителей трудовой дисциплины. Надеемся, что все это принесет ощутимые положительные результаты. — Николай Анатольевич, какую общественную работу выполняете? — На отчетно-выбор н о м комсомольском собрании избран членом комитета ВЛКСМ. От того, как будем мы работать в наступившем периоде, во многом будет зависеть решение молодежных проблем на комбинате, а их у нас немало. Беседу вела Т. БУХАРЕЕВА. Уверен, не Валерия Посконного знаю давно. Десять лет назад после окончания средней школы пришел он в «Райсельхозтехни- ку». Три месяца был моим учеником, осваивал слесарное дело. Уже тогда было видно, что парень серьезно увлекается техникой. Проработав год, Валерий ушел в армию. Когда отслужил, вернулся в Мош- ково. И опять наши с ним трудовые дороги сошлись. Валерий стал работать шофером в «Транссельхозтехнике». Специфика нашего предприятия такова, что, как только начинается горячая пора у земледельцев, маши н ы отправляются в хозяйства. Там постоянно контролиро в а т ь каждый шаг шофера администрация «Транссельхозтехники» не может. Поэтому велика ответственность самих водителей за порученный участок. Если человек добросовестный, болеет за дело, то будет работать В 1981 году я пришла на ферму, стала работать дояркой. Многому цаучилась за это время. А учиться есть у кого. На второй ферме нашего совхоза немало людей трудолюбивых, добросовестных. Опыт перенимала у таких доярок, как 3. И. Букина, Н. И. Са- ландо, В. Е. Крашиленко, К. В. Поморцева. Они давно уже в числе трехтысячниц. За десять месяцев текущего года надоили на каждую фуражную корову по 3600—3700 килограммов молока, а 3. И. Б у к и н а - 3998. А В начале этого года, выйдя из отпуска без содержания по уходу за детьми (у меня растут два сына), приняла новую группу животных. Взяла социалистические обязательства получить от каждой фуражной коровы по 3000 килограммов молока. Слово сдержала, надоила уже по 3400 килограммов молока. В октябре подала заявление в партийную организацию с подведет наравне с механизаторами хозяйства, не считаясь со временем. Постарается, чтобы и машина всегда была на ходу. Валерий относится к числу первых, таких, например, как коммунисты В. В. Кулик, М. М. Семенов, И. В. Ковальчук, Н. А. Анисимов и многие другие. В прошлом году В. Посконный в период уборки урожая работал в совхозе «Ояшин- ский». Нынче вывозил силосную массу с полей совхоза «Томиловский». Руководители хозяйств добрым словом отзываются о его работе. Валерий — один из ведущих в социалистическом соревновании нашего предприятия, неоднократно награждался Почетными грамотами, денежными премиями. В зимнее время Валерий Посконный прикомандирован к одному из предприятий р. п. Мошково. Отремонтировав поспросьбой принять меня кандидатом в члены КПСС. Рекомендации попросила у доярки Зинаиды Ивановны Букиной и техника по воспроизводству стада Евгении Ивановны Иванушкиной. Нравятся мне эти коммунисты. Работают они на совесть, да и дома у них порядок. Женщины не стоят в стороне от общественной жизни: Зинаида Ивановна —- член райкома партии, Евгения Ивановна—секретарь цеховой партийной организации. Они всегда помогут человеку, не пройдут мимо недостатков. Рекомендацию дал мне и районный комитет комсомола. На очередном заседании бюро райкома КПСС утвердило решение нашей партийной организации о приеме меня кандидатом в члены КПСС. Постараюсь оправдать доверие тех, кто рекомендовал меня в партию, Т. ТАШКИНА, доярка совхоза «Мошков- ский», ле уборочной свой «ЗиЛ», он снова занят грузоперевозками. В часы, свободные от рейсов, Валерий любит покопаться в технике. Очень часто к нему обращаются люди за помощью. То попросят определить причину поломки, а то — собрать какой-нибудь узел. И Посконный никому не откажет. Охотно занимается он и общественной работой. Нынче, например, избран редактором стенной газеты. Когда Валерий попросил у меня рекомендацию для вступления кандидатом в члены КПСС, то я не раздумывал, давать ее или нет. В своем товарище я твердо уверен. Знаю, не подведёт, Н. ХРЕНОВ, шофер, секретарь партбюро Мошковского автотранспортного предпри я т и я «Транссельхозтехника», ВОСПИТАНИЮ- КОМПЛЕКСНЫЙ подход ГРОМКИЕ ЧТЕНИЯ проводятся у нас регулярно. Они помогают глубокому, сознательному восприятию литературного произведения, вызывают ощущение эстетического наслаждения, восхищения своеобразием поэтической речи. Слушая выразительное чтение взрослого, ребенок сам на. чинает читать по-иному. Он приучается пользо в а т ь с я паузами, стремится передать в диалоге характер действующих лиц. Все это важно для повышения качества самостоятельного чтения, для развития речи ребенка. Чтение вслух помогает заинтересовать книгой даже ребенка, мало и плохо читающего. В некоторых случаях начинаю читать книгу вслух, потом на интересном месте останавливаюсь и слежу, чтобы дети закончили чтение самостоятельно. При громком чтении у школьников пробуждается интерес не только к произведению, но и к его автору, книСпасибо за доверие ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА ПЛЮС 1 ПРОЦЕНТ, СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ МИНУС 0,5 ПРОЦЕНТА За эффективность экономической учебы Несколько лет подряд работаю я пропагандистом в сети политического образования, руковожу . школой конкретной экономики по теме «Научно- технический прогресс и эффективное использование производственного потенциала». В нынешнем учебном году в школе занимается 18 человек. Это — руковод и т е л и среднего звена, рабочие и служащие, в основном, со средним и среднейтециальным образованием. Все слушатели школы работают в нашем лесхозе свыше пяти лет. Учитывая эту особенность, стараюсь занятия проводить так, чтобы максимально использова т ь практические знания и опыт каждого. На одном из занятий я познакомил слушателей с опытом работы бригады станочников, находящейся на хозрасчете. Привел немало примеров об эффективности использования бригадного подряда. Затем мы проанализировали возможности их внедрения в нашем лесхозе. Пришли к выводу, что есть для этого подходящие условия. В настоящее время ведем подготовку бригад лесорубов (20 человек) к переходу на хозрасчет. Его внедрение позволит нам (условно) сократить одного лесоруба, за год сэкономить тросы, запчасти к бензопилам и другие материалы на 500 рублей. Обсуждая на занятии вопрос об организации работ по безчо- керной трелевке на базе приспособления «Муравей», мы обратились к опыту Белоярского лесничества. Использовали его у себя. Безчокерную трелевку внедрили в этом году пока в Ояшинском лесничестве. Она позволит нам сократить численность рабочих на одного человека, сэкономить материалов и запасных частей на 1,5 тысячи рублей в год. Наряду с практическими занятиями активно использую и такую форму работы со слушателями, как написание рефератов. Например, начальник цеха ширпотреба подготовил хороший реферат по теме «Анализ роста производительности труда за счет использования в лесхозе новой техники». Особое внимание слушателей он обратил на экономическую целесообразность строительства -кран-балки. Это предложение было тщательно взвешено, изучено. Оно послужило толчком для строительства кран-балки на погрузочной площадке в Ташаре. Эффект _ от внедрения данного предложения дает возможность высвободить большое количество техники, сократить 0,7 рабочей ставки, за год сэкономить горюче-смазочные и другие материалы на 2,5 тысячи рублей. Другому слушателю я поручил подготовить реферат на тему «Станция техобслуживания на базе ремонтно - механической.мастерской». Эта тема выбрана неслучайно. Мы собираемся создать такую станцию. Какие преимущества получим, об этом и шла речь в реферате. Эти и многие другие предложения слушателей были включены в план мероприятий по повышению производительности труда на 1 процент, снижению себестоимости продукции на 0,5 процента. . М. ШЕВЧУК, директор Дубровинского лесхоза, пропаган д и е т школы конкретной экономики. ВОКРУГ ИМЕНИ ГЕРОЯ Наш отряд борется за право носить имя Юрия Алексеевича Гагарина. Восьмиклассники на пионерском сборе «Герой планеты» передали нам накопленный ими материал — альбомы, книги. о первом космонавте. Они очень интересно рассказали о Ю. А. Гагарине, • Сейчас вокруг имени героя отряда работаем и мы. Первому его полету посвятили классный час «108 минут и вся жизнь». Все новые сведения, открытки, фотографии помещаем в альбом «Жизнь в Звездном городке». Много читаем об освоении космоса. Мы обязательно добьемся, чтобы отряду было присвоено имя Ю. А. Гагарина. СВЕТА ТЮЛЕНЕВА, юнкор 4 класса Октябрьской средней школы. Б У Д т ь гам других писателей на данную тему. Для чтения вслух или рассказывания выбираю, прежде всего, лучшие произведения советской детской литературы. Эти книги знакомят читателя с прошлым нашей Родины, с жизнью и деятельностью В. И. Ленина и его соратников. В таких книгах школьник встречает яркие, волнующие образы героев как взрослых, так и своих сверстников. Считаю прекрасным материалом для чтения вслух и рассказывания сказки, особенно народные. Стройные по композиции, простые и четкие по стилю, с яркими образами, сказки в поэтической форме знакомят с окружающим миром, дают первый моральны# опыт, ответы на многочисленные вопросы. Вижу, что победа добра над злом,. характерная для народной сказки, вселяет в детей оптимизм. Сказки развивают воображение и литературный вкус. Чтение стихов — лучший метод знакомства с поэтическим словом. Его ■недопустимо подменять пересказом содержания. О стихах должны говорить сами стихи. Не раз убеждалась, что минуты общения с поэзией становятся для ребят минутами подлинного воодушевления, эмоциональн о г о подъема. Для чтения и рассказывания использую газеты и журналы. Это позволяет познакомить учащихся с важными вопросами общественно . политической жизни нашей и других стран, привлекает ребят к самостоятельному чтению периодических изданий, приучает высказывать свое отношение к происходящим событиям. Можно организовать и циклы чтений. Так, в нашей школе ежегодно проводятся Ленинские и Октябрьские чтения. Для них подбираем такие рассказы, стихи, которые последовательно рассказывают детям о подготовке революции, о 1917 годе и гражданской войне, о В. И. Ленине — основателе Советского государства, о наших достижениях, о людях и их делах, о Родине. 1 Л "1

6 декабря 1984 г., М 146 (4956) ШШКОЁСКАЛ ЙОЙБ Наш отчет перед читателями В ноябре редакция г а з е ­ ты «Мошковская новь» получила 161 письмо от сво ­ их читателей. «Великому Октябрю — достойную встречу» — основная тема предпраздничной почты. Трудовые рапорты накануне 7 ноября поступили почти из всех хозяйств и предприятий района — от руководителей, секретарей партийных организаций, тружеников полей и ферм, других производственных участков. Корреспонденции ноя б р я объединяли рубрики: «Проверяем выполне н и е м обязательств», «Вслед за почином», «О дисциплине — во весь голос», «Животноводство —ударный фронт». О ходе зимовки крупного рогатого скота, внедрении бригадного подряда в животноводстве рассказала доярка колхоза «Союз строител е й» Л. Кульменева, доярка совхоза «Ояшинский» Л. Даукшт— о своей любимой профессии, трудовой эстафете поколений, заведующая первой фермой колхоза «Ленинец» Л. Белаш — о досрочном выполнении коллективом, которым она руководит, годового плана по молоку. В ряде статей специалисты управления сельского хозяйства райисполкома, анализируя положение дел в животноводстве, вскрывали резервы повышения продуктивности и отдачи мясо-молочного стада. Об этом писали государственные инспекторы по закупкам и качеству сельхозпродуктов по Мошковскому району Г. Станкевич и В. Комаров, о племенной работе в хозяйствах района — начальник племотдела райсельхозуправления Г. Громова. В освещении партийной, комсомольской, школьной тематики помогали внештатные отделы. При их содействии выходили подборки и страницы: «Партийная жизнь», «Народный контроль — в действии», «Воспитанию — комплексный подход», «В свете реформы школы», «К 40-летию Победы», «Поиск», «Орленок», «Человек и закон». Редакция благодарит за активное сотрудничество с газетой в минувшем месяце инженера - диспетчера наливной станции Сокур 3. Чумакову, инженера колхоза «Ленинец» Ю. Рыбакова, заведующего кабинетом политпросвещения и библиотекаря райкома КПСС В. Лушникова и Л. Смирнову, председателя профкома и секретаря комсомольской организации совхоза «Смоленский» А. Логвина и Т. Уханову, библиотекаря из Татары Т. Об- гольц, преподавателя Мошков- ской музыкал ь н о й школы Н. Примерова, методиста районного Дома культуры Е. Ванину, сотрудников РОВД В. Суворина, Т. Сыроквашину, Т. Гавриленко, народного судью Мош- ковского народного суда Н. Еременко и многих других наших авторов. Писали нам и юные корреспонденты. Среди них Светлана Гусейнджанова, Светлана Сидорова, Ирина Чиркова, Любовь Скоморохова, пионервожатая Октябрьской средней школы Елена Елгина. В последний месяц года редакция газеты ждет от читателей рассказов о своих трудовых коллективах, о том, как завершается выполнение планов и обязательств, о передовиках социалистического соревнования, наставниках, о распространении и внедрении передового опыта, ходе зимовки скота,, подготовке техники к предстоящим, полевым работам. Сквозна^ тема 1984— 1985 годов —достойная встреча 40-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Конкурс читателей «К 40-летию Великой Победы» продолжается. Ждем от тебя, читатель, новых интересных корреспонденций,-сообщений. ОБСЛЕДОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В январе 1985 года будет производиться выборочное социально - демографическое обследование населения. Предстоящее обследование имеет большое политическое и народнохозяйственное значение. Оно даст возможность проследить изменения в составе населения страны со времени последней переписи 1979 года, получить плановым и хозяйственным органам ценную информацию, необходимую для разработки планов экономического и социального развития на двенадцатую пятилетку и более длительную перспективу. Результаты обследования явятся ценным вкладом в широкое изучение происходящих в развитом социалистическом обществе социальных и демографических процессов, помогут определить новые задачи в деле обеспечения дальнейшего роста благосостояния народа. В программу обследования включены очень важные вопросы. Среди них представлена группа вопросов, которые задавались населению при Всесоюзной переписи населения 1979 года (отношение к члену семьи, записанному первым, пол, возраст, состояние в браке, национальность, образование, обучение, источник средств существования, общественная группа). Такая преемственность программы обследования с программой переписи 1979 года позволит провести соответствующие сопоставления и изучить изменения в структуре населения за минувшие шесть лет. Необходимо, например, исследовать вопросы миграции населения, проанализировать результаты политики, направленной на закрепление кадров на селе, уменьшение их оттока в город. Известно, что в целях дальнейшего улучшения социальных условий жизни тружеников деревни, в совхозах и колхозах в соответствии с решениями майского (1982 года) Пленума ЦК КПСС ускоренными темпами развивается строительство благоустроенного жилья, школ, детских дошкольных учреждений, клубов, расширяется медицинское, торговое и бытовое обслуживание населения. Все это способствует закреплению сельскохозяйственных кадров, снижению миграции из села в город. Содержатся в программе и новые проблемы, изучение которых имеет исключительно важное значение. Так, будут получены подробные данные о том, насколько эффективно реализуется постановление партии и правительства о мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей. Обследование также даст возможность полнее охарактеризовать население, занятое в домашнем и личном подсобном хозяйстве (с учетом пола и возраста), поможет опреде- .лить, какая часть населения и при каких условиях могла бы работать. Речь идет, главным образом, о домохозяйках, которые прервали трудовую деятельность в связи с рождением ребенка и о многодетных матерях. Эти сведения дадут важ ный материал для рационального использования трудовых ресурсов. В нашем районе в зону обследования попали с. Ташара и с. Барлак. А. РЫЖКОВА, старший инспектор Мош- ковской инспекции Госстатистики. Пожарам —надежный заслон Нормальные условия зимовки скота зависят и от правильной организации противопожарного режима в животноводческих помещениях. Необходи мость проведения этой работы диктуется самой жизнью. Два пожара зимой прошлого года нанесли ущерб более чем на 23 тысячи рублей. Чаще всего пожары возникают в тех хозяйствах, где не позаботились об устранении причин загораний. Наиболее пожароопасные на сельскохозяйственных объектах теплопроизводящие установки: паровые и водогрейные котлы, теплогенераторы, воздухоподогреватели, электрические нагревательные приборы, различные печи. Пожар от теплогенератора возникает, когда выходит из строя автоматическая система подачи топлива к форсунке, агрегаты остаются без присмотра. Перед эксплуатацией котельные, калориферные установки, печи и другие приборы местного отопления должны быть тщательно проверены и отремонтированы. Кочегары и истопники должны пройти обучение по программе пожарно-технического минимума. Лицам, обслуживающим теплопроизводящие установки, во время дежурства запрещается оставлять рабочее место. Основными причинами пожаров при эксплуатации электрооборудования являются короткое замыкание, перегрузка электрических сетей, переходные сопротивления и искрение. Зимой электропроводка работает с максимальной нагрузкой, поэтому исправность электросети и, прежде всего, электрозащиты — у с л о в и е крайне важное. Современные животноводческие комплексные предприятия все шире применяют механизацию, автоматику и энергоемкое оборудование. Поэтому большое значение имеет создание в совхозах и колхозах постоянно действующей пожар- но - технической комиссии (ПТК), в которую входят специалисты и инженерно - технические работники, оказывающие помощь в снижении пожарной опасности в различных технических процессах производства. ПТК также оказывает содействие добровольной пожарной дружине в проведении профилактической работы, установлении строгого противопожарного режима в производственных помещениях, складах. Ведущая роль ПТК и в организации рационализаторской и изобретательСОХРАНИТЬ НАРОДНОЕ Д О Б Р О ской работы по вопросам пожарной безопасности. Надо быть постоянно готовым затушить любое загорание, не допустить распространения огня. Там, где нет пожарных машин и мотопомп, рекомендуется переоборудовать автотракторную и сельскохозяйственную технику для пожаротушения. Этот опыт получил широкое распространение во многих районах области. И конечно же, решающее значение для успешной борьбы с пожарами имеет снабжение ферм водой, создание ее запасов. Основной силой при тушении пожаров на селе является добровольная пожарная дружина, которая должна нести круглосуточное дежурство на пожарной или приспособленной для пожаротушения технике. Для обеспечения быстрого сбора членов дружины на сельскохозяйственных объектах должен быть звуковой сигнал и телефонная связь. С боевыми расчетами надо проводить систематические занятия, обучать их действиям в зимний период. Выполнение и соблюдение этих условий — гарантия успешной зимовки скота. Предупреждение пожаров — это не кратковременная кампания, а повседневная, кропотливая работа, в которой нет мелочей. В нашем районе за 10 месяцев произошло 27 пожаров. Из них 22 — в жилом секторе, в основном — из-за курения в нетрезвом состоянии и неисправного устройства печей. От оставленных без присмотра топящихся печей тоже часто случаются пожары. Нередки пожары и от электронагревательных приборов. В квартирах зачастую для обогрева ставят самодельные электрообогреватели. Нужно помнить: пожар — это огромная беда. Но, соблюдая все правила пожарной безопасности, его можно избежать. Борьба с пожарами — наша общая забота, наш гражданский долг. Л. ПАТРАШКОВА, председатель Мошковского райсовета Всесоюзн о г о добровольного пожарного общества. М Ы С Л И И Ч У В С Т В В 1984 году были проведены и Гайдаровские чтения, посвященные 80-летию со дня рождения писателя. Чтения закончились викториной по произведениям А. П. Гайдара. Беседую после прочтения не всегда. Само произведение вызывает у ребят сильные переживания, глубокие мысли. Беседа может только разбить их. Руководствуюсь размышлениями по этому поводу К. И. Чуковского: «Не вредит ли навязчивое, слишком усердное толкование, пресловутое «анализирова н и е» русских стихов, рассказов, поэм, повестей? Не полезнее ли для ребят просто побольше их читать, может быть, с помощью умного, старшего друга?» Можно предложить ребятам после чтения нарисовать героев прочитанной книги', проиллюстрировать ее. Рисунок побудит вновь переживать прочитанное, восстановить все в памяти. Затем из детских рисунков составляется выставка, у которой особенно запоминающейся буд^т беседа. Полюбить поэзию, вызвать желание познакоми т ь с я с жизнью поэта помогают литературные вечера «Часы поэзии». Их мы проводим и в начальных, и в средних, и в старших классах. Такие часы посвящаются одному поэту или какой-то определенной теме. За прошедший учебный год совместно с классными руководителями, литераторами были подготовлены такие «Часы поэзии»: «Мы стихами славим труд», «За что «спасибо» маме говорят» (в начальных классах), «Мужество останется в веках» по творчеству Ml Джалиля — в 4—5 классах, «Присягаем победой», «С чего начинается Родина» — в 8—10 классах, «Сороковые, фронтовые» — в 6—7 классах. На вечерах использовались пластинки с записями голосов самих поэтов или мастеров художественного слова. На наших вечерах поэзии, кроме стихотворений, звучат песни, что позволяет познакомить учащихся с историей создания песни, яркими страницами из биографии композитора. ОБЗОРЫ Тематика моих обзоров различна. Ее подсказывают события общественной и политической жизни нашей страны и всего мира, стремление активно рекомендовать лучшие художественные произведения современной и классической литературы как русской, так и зарубежной, приобщить к богатству научно - художественной и научно-популярной книги, познакомить с лучшими произведениями о технике, искусстве, природе. Среди моих обзоров бывают тематический, монографи ч е- ский (по произведениям одного писателя), жанровый (новинки поэзии, прозы, публицистики), по, одному из предметов школьной программы. Можно построить обзор целиком на материалах периодики. Обзор одной книги обычно делают, раскрывая содержание таких сборников и альманахов, как «Хочу все знать», «Глобус», «Пути в незнаемое». В своей работе использую также обсуждения книг, когда ребята коллективно размышляют над прочитанным, совместно ищут ответы на вопросы. Интересны читательские конференции, предметом разговора на которых становится не одно произведение, а несколько книг либо одного автора, либо объединенных темой, например: «От Павла Корчагина до наших дней», «Герой нашей литературы», «Что мы знаем q. Льве Кассиле и его книгах», «Говорят живые герои книг». До обсуждения мы не предлагаем ребятам конкретных вопросов, чтобы не помешать целостному восприятию книги. К конференции же по заранее намеченной программе учащиеся готовят сообщения. Бывает конференция отчетного характера, например, «Что и как мы читали»,'где ребята делятся со своими товарищами тем, что они прочитали за год, за лето, какая из книг лучше запомнилась. ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА Во время ее проведения использую чередование вопросов и заданий разной трудности, чтобы каждый участник— более или менее начитанный— мог найти ответ, чтобы всем было интересно. Конкурс на знание произведений автора или героев книг на определенную тему заставляет работать память, помогает сосредоточить внимание. Литературные загадки применяются для проверки качества чтения. Прием «Ну-ка, продолжай!» проверяет точность знаний, прочность запоминания текста наизусть, чаще всего стихотворного. Игра-путешествие по книгам бытует в нашей библиотеке. Ребята 10—11 лет «путешествуют» по родному краю, по заповедникам, по городам- героям, в страну «Пионерия», в межпланетное пространство, по следам героев книг и реально существующих героев. Участвуя в обсуждениях, дискуссиях, конференц и я х, школьник оттачивает свою мысль. В то же время это влияет и на развитие чувств подростка через этически и эстетически верное восприятие прочитанного, на что и нацеливает нас школьная реформа. Т. ОБГОЛЬЦ, библиотекарь Татарин- ской средней школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2