ГГТГ~""’~? 24 ноября 1984 г., № 141 (4951) МОШКОВСКАЯ НОВЬ I СОВЕТЫ | И жизнь ( -________________________ / Группа народных контролеров при нашем сельском Совете была создана в декабре 1983 года. В нее входит 8 человек. в их числе специалист сельского хозяйства, учитель, работники торговли, жи- лищно - эксплуатацио и н о г о участка, пенсионеры. Опыт работы показывает, что нам надо увеличить состав группы, включив в нее представителей железнодорожного транспортного. предприятия, больницы и некоторых других организаций, учреждений, находящихся на территории Совета. Тогда проводимые нами проверки будут более обстоятельными, объективными. Руководит нашей группой Помощники депутат сельского Совета народных депутатов, пенсионер Т. И. Докукин. 25 лет он проработал главным бухгалтером на Новосибирском ЛПК-2. Хорошо знает специфику этого предприятия и многих других, находящихся на территории Совета. Тимофей Иванович — человек энергичный, свое общественное поручение выполняет добросовестно. Активное участие в работе группы принимают народные контролеры В. С. Туманов— учитель школы рабочей молодежи, Н. К. Немаев, А. Г. Гаврилов—пенсионеры. В нынешнем году группа провела проверку эффективности использования автотранспорта, горюче-смазочных материалов на лесоперевалочном комбинате, выявила ряд серьезных недостатков.. Итоги про- —народные верки обсуждены на техническом совещании в ЛПК-2, затем на заседании исполкома Та (паринекого сельского Совета. Виновные наказаны. Весной мы проверили соблюдение правил советской торговли в наших магазинах. Тоше обнаружили ряд упущений. Сейчас к этому вопросу снова вернулись. От жителей села поступает много жалоб на низкое качество предаваемых молочных продуктов, особенно сметаны. Будем разбираться. Кстати, аналогичные примеры у нас уже были. Жители Умревы пожаловались в сельский Совет на то, что в их магазине конфеты стоимостью 1 рубль 85 копеек продаются по цене 3 рубля 90 копеек. Часть конфет из этой партии я увезла на Новосибирскую кондитерскую фабриконтролеры ку. Результаты анализа показали, что конфеты продаются но правильной цене (3 рубля 90 копеек). Мы встретились с умревинцами, познакомили их с итогами проверки. Конфликт был исчерпан. В этом квартале наметили проверить работу Ташарин- ской участковой больницы по медицинскому обслуживанию населения, ход проведения зимовки скота в колхозе «Ленинец». В ноябре на заседании исполкома Совета будем готовить совместно с народными контролерами ЛПК-2 вопрос о роли производственного отдела этого предприятия по контролю за качеством выпускаемой продукции. Но сегодня в нашей работе еще немало пробелов. Слабо, например, осуществляем контроль по отдельным вопросам сельскохозяйственного производства в колхозе «Ленинец», не всегда добиваемся выполнения своих решений, глубже надо нам изучать состояние дел на предприятиях, в организациях. Эти и другие замечания были высказаны в наш адрес на сессии сельского Совета в июне этого года, когда слушался отчет о работе группы народного контроля. 11 октября на совместном заседании дозорных сельского Совета и ЛГ1К-2 мы обсудили материалы Всесоюзного совещания народных контролеров, речь К. У. Черненко, наметили конкретные мероприятия по повышению эффективности своей работы. Думаю, что наша группа будет действовать еще более решительно, принципиально, инициативно. Г. ФЕДОСЕЕВА, член группы народного контроля при Ташарин- ском сельском Совете народных депутатов. В С В Е Т Е Р Е Ф О Р М Ы Ш К О Л Ы Ответственность за поручение В Основных направлениях реформы школы сказано, что \ необходимо улучшать организацию воспитания и образования детей, формировать у ^ учащихся потребность активно участвовать в деятельности октябрятской группы, пионерского звена, отряда, выполнять посильные общественные поручения, воспитывать стремление к совместной деятельности. Я стараюсь постоянно создавать такие условия, при которых дети могут проявлять заботу об окружающих на уроках, на переменах, в группе продленного дня, дома. Начиная учебный год, рассказываю первоклассникам, кто такие октябрята, знакомлю с правилами октябрят и поручениями. Правила октяб- I рят понятны, но, оказывается, V их не просто выполнять. Класс переживает, реагирует на каждый проступок, замечание. Идет рождение целенаправленного детского коллектива. Справляться с первыми поручениями детям помог£црт пионеры, мои бывшие ученики. Я раскрываю содержание каждого поручения, учу, как его выполнять. Раз 6 месяц обязанности меняются, чтобы каждый октябренок попробовал себя в различных ролях. Учитель наблюдает за ним в различных ситуациях и оказывает помощь. Бывает так: октябренок с большой охотой берется за порученное дело, но через некоторое время охладевает к не- му. В чем причина? Во-пер- * вых, в неумении. Он не знает, как выполнять свои обязанности, потерял веру в свои силы. Ведь для ребенка младшего школьного возраста интересным бывает то, что понятно, наглядно, доступно. К примеру, интерес к чтению появляется когда ученик овладевает техникой чтения. Так и для пробуждения активности октябренка надо учить его азбуке общественной деятельности. Причина и в отсутствии или недостаточной оценке работы октябренка. Он должен отчитываться перед группой. Это повышает ответственность, воспитывает чувство долга. Порой на утренниках и других мероприятиях выступают одни и те же дети, которые и «смотрятся» получше, и за- V, учивают тексты побыстрее, и У читают повыразительней. Ну, а где же проявить свои способности тем, которые не входят в эти «избранные». Направляемая учителем работа звездочек дает возможность вовлечь, занять каждого интересным делом. С первых дней приучаю ребят . к самостоятельности. В каждом классе есть учащиеся, которые охотно учатся. Но есть такие, которым это неинтересно. Их видно с первых дней. Задача учителя — выяснить причины отсутствия интереса к учению и устранить их. Как правило, не проявляют интереса к учебным занятиям дети, которые до школы не были приучены к усидчивости, выполнению, заданий, преодолению трудности. Есть у меня в классе Рома Р. На уроках он почти ничего не делает, вертится, встает, думает о чем-то своем. Настроение у него всегда хорошее. Только заметит, что я на него смотрю, делает серьезное лицо и начинает работать. За урок выполняет незначительную часть задания. Подводя итоги на уроке, говорю, что Рома останется доделывать его после занятий. Так было много раз. Безответственное отношение Ромы беспокоило ребят и они предложили помощь: -пусть Рома сядет с Алешей Казаковым. Алеша хорошо учится, он будет следить за тем, чтобы Рома не отвлекался. Алеша —авторитет для Ромы. Прошло несколько дней, вижу, что Рома изо всех сил старается походить на Алешу... Создание коллектива и здорового общественного мнения в нем необходимо. С первых дней обучения детей в школе учу их оценивать свои и чужие поступки. Чтобы не только учитель, но и коллектив вместе с учителем представ-, лял авторитет. Добиваться этого намного важнее, чем беспрекословного подчинения одному учителю. Поэтому чаще к провинившему при необходимости обращаюсь так: — Ты же обещал ребятам! Что же о тебе подумает класс? Ребята не должны чувствовать себя посторонними, быть равнодушными к делам класса и школы. В классе решался вопрос, как организовать взаимопомощь. Я предложила к одной из слабых учениц прикрепить Таню О., а ребята не согласились. Они сказали, что Таня не объясняет!, а кричит и ей нельзя быть шефом. Ничто так не обесценивает значение общественной работы, не превращает ее в формальность, как невнимание к деятельности активистов. Поэтому я постоянно контролирую выполнение ребятами их оощественных поручений. Поощрением может оыть доброе слово учителя, рассказ об активистах на классных и родительских собраниях, записи благодарности в дневниках ученика, объявление ее с занесением в личное дело. Большую помощь в формировании у детей ответственности за порученное дело оказывают родители — мои первые союзники и помощники. Из многолетнего опыта я убедилась, что активность детей находится в прямой зависимости от позиции родителей, которую они занимают по отношению к школе. Известно, что некоторые родители интересуются только отметкой своего ребенка. Становление личности маленького гражданина отодвинуто на второй план: не пришел на сбор звездочки, нарушал дисциплину, не оказал помощь товарищу — ну и что, а вот двойку получил — надо принять меры. Один раз я поинтересовалась у детей, какие вопросы задают им родители. Оказалось, что обычный вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?» На родительском собрании провела беседу о том, как важно перенести центр родительского влияния на сферу воспитания у ребенка общественной активности. Предложила родителям почаще задавать детям такие вопросы: «Какие интересные события произошли в классе, в звездочке?», «Как прошел сбор, утренник, урок?», «Как ты работал на уроке?», «Все ли тебе понятно?», «Какое поручение тебе дали? Справляешься ли ты со своим поручением?», «Все ли ребята здоровы?», «Не нужна ли наша помощь в классе»? В моем классе все дети выполняют общественные поручения. И дома у них тоже есть свои обязанности: они ходят в магазин за хлебом, молоком, в детский сад — за братиком или сестричкой, ухаживают за комнатными растениями. Воспитанное с детства умение трудиться упорно, аккуратно, систематически становится впоследствии чертой характера, важной для всей трудовой деятельности человека. Когда в школе проходила операция «Миллион — Родине!», мои ребята заняли первое место среди1 октябрят. А по сбору березовых почек, которые идут на изготовление лекарств, третьеклассники были первыми по школе. М. УКРАИНЦЕВА, отличник народного просвещения, учйтельни ц а начальных классов Сокурской средней школы. Спор т для всех В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР о дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта подчеркнуто, что главная задача физкультурного движения, всей системы физического воспитания — всемерно способствовать укреплению здоровья советских людей, повышению их работоспособности и производительности труда, готовности к защите Родины, завоеваний социализма. Внедрение комплекса ГТО активно способствует реализации задач, поставленных перед школой в области физического воспитания, и придает этому процессу идейную и патриотическую направленность. Нормативы ГТО ставят перед каждым учащимся определенную цель на протяжении всех лет занятий в школе. Подготовка учащихся к сдаче нормативов и требований комплекса ГТО проводится в системе взаимосвязанных форм физического воспитания. В их число входят уроки физической культуры, спортивные секции, группы ГТО по военно - прикладным дисциплинам, общей физической подготовке. Особое значение приобретают уроки физической культуры, создающие базу для подготовки учащихся к овладению нормативами комплекса, тем более, что содержание учебной программы основано на этом комплексе. Для того, чтобы полнее использовать возможности уроков, учителю прежде всего надо добиваться высокой их результативности при соблюдении общих дидактических принципов, полнее использовать методические рекомендации по этим вопросам. Для юношей старших классов подготовка и сдача норм комплекса ГТО имеет особо важное значение в связи с предстоящей трудовой деятельностью и службой в Вооруженных Силах'. В 9—10 классах учащиеся готовятся и сдают комплекс Дружба с шефами Шефы ндщего 5 класса — овощеводы. Мы приходили к ним в гости с концертом, стенной газетой, где рассказывалось о жизни класса. А когда овощеводам нужна помощь, работаем в теплицах и на полях. В красном уголке овощного цеха можно увидеть табель, экраны соревнования, вымпелы передовикам. Сразу ясно, как трудятся наши взрослые ГТО ступени «Сила и мужество». В отличие от предыдущих ступеней комплекса ГТО данная содержит более сложные виды упражнений и высокие требования к результатам. Увеличивается дистанция в скоростном беге, лыжных гонках, кроссах. А вместо метания мяча вводится метание гранаты и толкание ядра. Учащиеся старших классов при соответствующей подготовке могут выдерживать достаточно высокие нагрузки. Им доступны упражнения со статической нагрузкой (штанга, гири, гантели), упражнения, требующие большой скорости, длительности движения и значительных мышечных напряжений. Приведу некоторые показатели в работе нашей школы по примеру нормативов комплекса ГТО. В 1981 —1982 учебном году из 270 учащихся сдали на золотой значок ГТО — 92, серебряный — 81, подготовлено разрядников — 27, судей — 32. В 1982— 1983 учебном году из 274 учащихся бдали на золотой значок — 89, серебряный — 93, подготовлено разрядников -— 23, судей—27. В школе есть спортивный зал с соответствующими подсобными помещениями, военно - спортивная площадка со всем необходимым, хоккейная площадка, летняя баскетбольная и волейбольная площадки. Работает филиал Мошковской ДЮСШ (отделение — лыжные гонки). Есть все необходимые спортивные снаряды для выполнения учебной программы по физической культуре. В этом году закупили спортивного инвентаря почти на 3000 рублей. Школа добилась и добивается неплохих спортивных результатов в районе, области. Подготовлено шесть мастеров спорта СССР, два мастера спорта международного класса, три кандидата в мастера, 15 — перворазрядников. В школе ежегодно работают 10 —11 спортивных секций: баскетбольная, волейбольн а я, лыжная, футбольная, легкой атлетики, шахматная, хоккейная и другие. Г. ОБГОЛЬЦ, отличник народного просвещения, директор Ташаринской средней школы. друзья. Мы гордимся, что они в совхозе на хорошем счету. Мы приглашаем овощеводов на сборы, классные часы, беседы. Уже в этом учебном году к нам приходили О. В. Веч, Н. Г. Козлов, В. М. Ча- лина, выступали перед ребята- •ми. Мы надеемся, что пронесем эту дружбу до 10 класса. Оксана ДОРЖИЕВА, председатель совета отряда имени А. П. Гайдара Октябрьской средней школы,
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2