Мошковская новь, 1984 № 131

30 октября 1984 г., № 131 (4941) МОШКОЁСКАЯ НОЙЬ П У Н К Т Н О В Ы Й , А П О Р Я Д К И ? . . П Р А З Д Н И К Т Р У Д А Первый вечер в новом учеб ном году мы назвали «Здравствуй, школа!». В этот день наша школа утопала в цветах. Каждый класс составил свою композицию (большинство их посвящалось миру). Было что показать на выставках овощей и поделок из природных материалов. Особенно постарались учащиеся 7, 9, 10 классов. На вечере все классы, а также , производственные звенья рассказывали о летнем труде и отдыхе. Отчитались звенья норководов, лисоводов, кролиководов, овощеводов, полеводов. Старшеклассникам за работу на ферме были вручены Почетные грамоты дирекции совхоза «Белоярский». Инна ВАВИЛИНА, член комитета комсомола; Марина С03ИН0ВА, секретарь комитета комсомола Белоярской средней школы. м в о ж а, т ы н С Нелегкое это дело — быть вожатым. Зато, воспитывая других, воспитываешь и самого себя. Когда я впервые вошел в подшефный класс, ребята переглянулись и с любопытством стали разглядывать меня. Очевидно, они ожидали, что вожатый должен быть много старше их. Мы начали знакомиться. Я рассказал первоклассникам, как бережно, надо обращаться со школьными принадлежностями, книгами. (Я тогда был в своем классе библиотекарем и отвечал 'за сохранность учебников). Потом я открыл книгу В с. Балта летом начал работать новый приемный пункт бытового обслуживания. Обрадовались сельчане — уж те- перь-то сервис будет на высоте. И вот заставила меня судьба обратиться в Балтийский Бездействующие п л и т ы В Ояше сложно получить газ людям, не работающим на Оя- шинском ремонтно-механическом заводе (там заботятся о снабжении газом своих рабочих). Вот и получается, что стоят наши газовые плиты бездействующими. ' Группа ояшинцев. со сказками и начал читать. Вижу, первоклашки увлеклись, стали так внимательны, что некоторые даже рты пооткрывали. В другой раз со мной пришли к нашим подшефным мои одноклассницы: Галя Фризен, Света Калинина и Ира Комарова. Вместе нам легче было заинтересовать малышей. Хотя не обходилось без шалости с их стороны. Когда они привыкли к тому, что вожатые расскажут или предложат что-нибудь интересное, то стали встречать нас с. радостью, и дисциплины уже не нарушали. Большим праздником для них было вступление в октябрята. Теперь при встречах, они не только слушают, но и сами рассказывают о прочитанном и увиденном. Труднее было заниматься со слабоуспевающими по русскому и математике. Некоторые не желали даже открывать учебника, и приходилось много времени тратить на то, чтобы растолковать' им задачу или пример. Я взял за правило, когда готовлюсь пойти к октябрятам, то для них подбираю что- либо самое интересное. В. КИСЕЛЕВ, юнкор 5 класса Мошков- ской средней школы. КПП. Недавно купленный холодильник через неделю отказался морозить. Повез я его в свой КПП и оставил там. С того времени стоит он здесь уже четыре месяца. А мастер все не едет. — Почему? — спросил я у приемщицы. Нет гарантийных запасных частей, — сказала она. Так и сказала: «Гарантийных»... Кстати, в КПП уже три таких аппарата. Выходит, всем нам ждать ремонта, когда кончится срок гарантии? В. ЯБЛОНОВСКИИ. с. Балта. С Т А Л И Х Л Е Б О Р О Б А М И Ставропольский край. В колхозе имени Кирова Ипатовско- го района состоялась церемония посвящения в хлеборобы. Каждому виновнику торжества ' была вручена трудовая книжка. Новички вместе с опытными комбайнерами в составе комсомольско - молодежного уборочно - транспортного комплекса убирали хлеб. Н а с н и м к е : комсомольцы (на переднем плане справа налево) Константин Василенко, Павел Сподин, Сергей Да~ видьянц, Лев Денисенко. Они заработок одного дня на уборке хлебов перечислили в Фонд мира. Фото К. Тарусова. (Фотохроника ТАСС). ВСТРЕЧА С ПИСАТЕЛЕМ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ Я была участницей встречи с писателем В. Г. Коржевым, которая состоялась в Доме пионеров Западно - Сибирской железной дороги. Виталий Георгиевич — автор семи книг. Недавно вышла его новая книга «Под сильным накалом солнца». В. Г. Коржев начал свой рассказ сообщением о писателях - сибиряках — Геор г и и Маркове и Анатолии Иванове, представил журнал «Сибирские огни», созданный в 1922 году. Особо остановился на поэк г от библиотекаря, сами рассказывают содержание понравившейся книги. В третьем классе дети уже хорошо знают элементы книги: титульный лист, оглавление или иллюстрации и так далее. Знают, как можно воспользоваться всем этим для выбора нужной книги,книги по интересам. Особое внимание уделяю ребенку, не. умеющему ориентироваться на книжной полке и не имеющему определенных читательских интересов. С такими учащимися провожу беседы, показываю и рассказываю, как выбрать книгу, помогаю найти ту, которая нужна. Такая работа способствует усвоению навыков отбора литературных произведений, фор- 1 I мирует читательскую культу- РУИндивидуальная работа с читателями находит продолжение в массовых мероприятиях. Если в работе с каждым подростком учитывается его школьная жизнь, то массовая работа проводится непосредственно в контакте со школой. Беседы, громкие читки, лекции готовятся для всех возрастных групп. Таким образом юные читатели привыкают изучать литературу осмысленно и самостоятельно готовясь, например, к Ленинскому зачету, конференции, диспуту. Подбираю материал из книг и периодики для школьных мероприятий. Регулярно оформляю книжные выставки, например, «Самый человечный человек», «Кем быть», «Живой мир во- круг тебя» и другие. Надолго запомнился нашим учащимся зии Сибири. Большую часть своего рассказа посвятил участнику Великой Отечественной войны поэту Леониду Решетникову. Виталий Георгиевич закончил свое выступление строками из стихотворения Георгия Суворова. В заключение юнкоры задавали В. Г. Коржеву вопросы, а он обстоятельно отвечал на каждый из них. Надя СКОМОРОХОВА, юнкор 6 класса Сокурской железнодорожной средней школы. праздник, подготовленный и проведенный при активном участии родителей, •— «Славен человек не словами, славен делами». Приготовила немало материалов из книг для праздника. Во время Всесоюзной недели октябрят оформляла книжные выставки, провела громкие читки, праздники. В Книжкин день совет библиотеки организует для октябрят литёратурные игры, викторины, прослушивание записей любимых литературных произведений. В этот же день подводятся итоги соревнования на самую читающую звездочку, самые чистые учебники, награждаются победители. «Всем лучшим во мне я обязан книге», — говорил М. Горький. Приводя детям это высказывание, подтверждаю конкретным примером, когда книга подсказывает, как поступить, учит, как жить. Ребята укрепляются в мысли о том, что книга .— лучший друг и советчик. Возможности работы с книгой огромны. А чтобы эта работа была более плодотворной, нужно хорошо. знать детскую литературу, умело ориентироваться в потоке детских суждений и мнений о ней, использовать различные формы пропаганды книги. И тогда мы, школьные библиотекари, внесем немалый вклад в реализацию главной задачи принятой реформы школы — всестороннюю подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Е. КНЯЗЕВА, библиотекарь Новомошковской средней школы. Важнейшая задача политической пропаганды заключается в выработке коллективного анализа общественно - политических проблем-, выявлении личного отношения к ним, формировании классового, партийного подхода к оценке общественных явлений современности. А это, в свою очередь, требует, чтобы на смену пассивному пересказу опубликованных материалов о политических событиях пришли беседы, коллективный анализ, активный обмен мнениями, на смену традиционому методу монолога пришел диалог. В нашей школе политинформации дополняются целым комплексом разнообразных форм, активизирующих участие старшеклассников в общественно - политической практике, таких как вечера вопросов и ответов, беседы «за круглым столом», комсомольские пресс - конференции, устные журналы и, конечно же, политбеседы. У каждого из указанных видов политической пропаганды своя специфика, определяющая силу его воздействия. У митинга — это страстность, общее сопереживание собравшихся, у беседы «за круглым столом» -— камерность, устного журнала — органичное сочетание рационального с эмоциональным, когда восприятия политической информации усили- -*вается с помЪщью средств художественного выражения — стихотворения, песни, музыки. Имеет свои особенности и политический бюллетень. Он действует на аудиторию не столько текстовым содержанием, сколько эмоциональной художественной выразительностью. Он точнее и полнее воспринимается и запоминается учащимися, нежели простая текстовая информация. Очень близкий к политическому бюллетеню — политический плакат, отличающийся еще большей выразительностью, лаконичностью формы, стремительностью художественной подачи. Хорошо зарекомендовали себя конкурсы на лучший политический плакат. В своей повседневной .работе учителя нашей школы учитывают изменения, произошедшие в сознании наших учащихся, уровень самостоятельного мышления, рост интереса к политике и науке, технике, литературе и искусству, спорту, стремление к познавательным формам досуга. Учитываем и возраст. Так, в 7—8 классах систематически проводятся политбеседы, встречи, эстафеты новостей, «живые» газеты, в 9—10 — формы значительно расширяются— это лекции, конференции, Ленинские уроки, олимпиады по истории и обществоведению, факультативы. Старшеклассники часто выступают с рефератами, сообщениями, обзорами литературы и периодической печати. Перед школьниками выступают партийные, советские, комсомольские работники, руководители предприятий, члены общества «Знание». Сейчас в центре внимания — решения XXVI съезда КПСС, XIX съезда ВЛКСМ. Комсомольцы, все старшеклассники участвуют в героикопатриотических чтениях, готовятся к достойной встрече 40- летия Победы. Путем анкетирования классные руководители выясняют, какие вопросы_ общественно- политической жизни волнуют учащихся, а также каковы возможные формы их разрешения. Затем умело соединяют проблемы, интересующие ребят, с актуальными событиями политической жизни в стране и за рубежом. Однако правильно определить тему политбеседы — поддела. Главное —привлечь каждого школьника к систематической агитационно - пропагандистской работе. Материал для по.литбесед дает периодическая печать. Лекторская группа, возглавляемая преподавателем истории и обществоведения, заслуженной учительницей школы РСФСР 3. Ф. Митиной, готовит лекторов по этим и другим темам. Юные лекторы очень часто принимают участие в классных политбеседах. ШКОЛЬНИКОВ Политбеседы проводя т с я, как правило, в одном классе, для более широкого обсуждения вопросов и более эмоционального восприятия готовим вечера вопросов и ответов по параллелям или группам классов. Учащиеся не являются пассивными наблюдателями. Они рассматривают вопросы проблемного характера, ответы школьников обосновывают их отношение к существу проблемы, включают анализ, поиск необходимой аргументации, требуют мобилизации всех своих знаний для убедительного ответа. Организаторы заранее определяют круг вопросов, основной предмет разговора. Излюбленной формой политинформации является устный журнал. С целью активизации обсуждаемых вопросов готовим проблемные странички:«А твое мнение?», «Читай, думай, спорь», «Что ты скажешь по этому поводу». Устный журнал является массовой формой работы, позволяющей участвовать исключительно всем старшеклассникам. Эта форма необычайно эмоциональная, так как позволяет широко использовать элементы художественного оформления, музыку, стихотворения, политический плакат и карикатуру, карты, схе* мы, диаграммы, фрагменты из фильмов, записи и т. д. Испробовав много вариантов проведения политинформаций, мы остановились на следующем. Каждый вторник учащиеся приходят за полчцса до занятий. В течение 30 минут идет разговор о событиях в стране и за рубежом по темам: «Одиннадцатая пятилетка в действии», «Вести с горячих точек», «Молодежь планеты борется», «Твой сверстник за рубежом», «Программа жизни нашей», «Звезды доблести ратной» и другим. Ю. БЛАГИНИН, отличник народного просвещения. Сонурская средняя школа. Редактор А. Т. ПОДДУБСКИИ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2