Мошковская новь, 1984 № 131

Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ОРГАН МОШКОВСКОГО РАЙОННОГО КОМИТЕТА КПСС и районного совета народных депутатов новосибирской области Газета основана 23 августа 1931 года ВТОРНИК, № 131 (4941) 30 октября 1984 года. Газета выходит по вторникам, четвергам, субботам. Ц Е Н А 2 КОП. и ВЕЛИКОМУ ОКТЯБРЮ— ДОСТОЙНУЮ вс ТРЕЧУ! В к л а д с т р о и т е л е й г )- Трудящиеся Советского Союза! Ускоряйте научно- технический прогресс! Настойчиво внедряйте в производство достижения науки, техники и передового опыта! _ Народному хозяйству — интенсивное развитие! Трудящиеся Советского Союза! Лучше используйте машины и оборудование! Полнее осваивайте действующие и вновь вводимые производственные мощности! Граждане Советского Союза! Шире развертывайте движение за экономию и бережливость! Эффективнее используйте трудовые, топливно-энергетические и другие материальные ресурсы! (Из Призывов ЦК КПСС к 67-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции). Хороший подарок к празднику Великого Октября получили животноводы Балтийской фермы колхоза «Союз строителей». Новый красный уголок стал для них местом приятного отдыха. Чистое, теплое, уютное помещение крас о ч н о оформлено наглядной агитацией. На стенде «Профсоюзная жизнь» представлены условия социалистического соревнования животноводов на зимнестойловый период содержания Коллектив инспекции Госстраха по Мошковскому району к 67-й годовщине Октября брал повышенные социалистические обязательства, с которыми успешно справился. Так, план девяти месяцев выполнен на 101,4 процента. В государственную копилку сверх плана поступило 15 тысяч рублей. Наивысших результатов в социалистическом соревноваП о д а р о к к п р а з д н и к у скота, коллективные и индивидуальные социалистические обязательства. Здесь же вымпелы в честь передовиков. В зоотехническом уголке — режим работы фермы, рационы кормления животных. Много интересного и полезного в угрлке «Здоровье». В свободную минуту животноводы моСпр а в и л и с ь у с п е ш н о нии добились члены бригад страховых агентов, возглавляемые Лидией Ефимовной Макаровой, Верой Филипповной Бутусиной, Федором Александровичем Цоппе, Надежной Григорьевной Белоусовой, выСвои трудовые дела в эти дни коллектив ПМК-1169 посвящает Великому Октябрю. План девяти месяцев по генподряду строителями выполнен на 103 процента, собственными силами — на 103,3 процента. С начала года введено в эксплуатацию 1438 квадратных метров жилья, или план выполнен на 135 процентов. Постоянно добивается успехов в труде комплексная бригада -Александра Алексеевича Добрачева. Работая в совхозе «Сокурский», в этом году она сдала четыре двухквартирных гут почитать свежие газеты и журналы. Красный уголок — и место проведения интересных культурно - массовых мероприятий для работников фермы, о чем заботится идеологический актив колхоза. На общем партийном собрании разработан и утвержден план культурно- массовой работы среди животноводов на период зимнестойлового содержания общественного скота. полнившие плановые задания на 101—105 процентов. В соревновании впереди идут Эмилия Корнеевна Бадмаева — главный бухгалтер, Галина Ивановна Кирина — старший инспектор, Татьяна Анатольевна Пузырева — старший экономист, Людмила Алексеевна Макеева — инспектор, Мария Корнеевна Тимошенко — экономист и многие другие. дома, два из них досрочно. План девяти месяцев выполнен на 135 процентов. На 125 процентов выполнили задание члены бригады Виктора Федоровича Кречето- ва, работающие на строительстве свинарника в совхозе «Мошковский». Индивидуальное пр е д о к- тябрьское соревнование возглавили ударник коммунистического" труда каменщик-плотник Павел Иванович Крыла- тов и моторист растворо-бетонного узла Валентина Васильевна Клюшницына. И х у в а ж а ю т в коллективе Работниками районного узла связи планы тарифных доходов за 9 месяцев выполнены на 100,5 процента, по объему продукции — на 101,3 процента. За свой добросовестный труд снискали уважение в коллективе ветераны труда оператор Зоя Никифоровна Крюкова, телефонистка Валентина Алексеевна Гущина, почтальон Александра Михайловна Туту- кина. Хорошо трудятся почтальон по доставке телеграмм Раиса Николаевна Перелякина, линейные монтеры Василий Васильевич Заник и Владимир Дмитриевич Прописное, электромеханик узла связи Валентина Федоровна Авдеева, почтальон по сопровождению почты А. К. Ващенко. К 4 0 - л е т и ю В е л и к о й П о б е д ы Связь работает н а д е ж н о Работники Новосибирского линейно - технического цеха связи успешно выполняют взятые повышенные социалистические обязательства в честь знаменательной даты — 40-летия Победы. В обязательствах предусмотрен один из основных пунктов — не иметь повреждений на сооружениях связи, обеспечить ее надежную работу. Оперативно решает возникающие технические вопросы электромеханик цеха Любовь Гильманова.'Имея специальное образование, она свободно разбирается в сложных схемах станционного оборудования, с готовностью передает свой опыт молодым специалистам, недавно прибывшим из учебных заведений. Любовь Гильманова — ударник коммунистического труда. Являясь профгрупоргом, ведет большую общественную работу. — После трехгодичной отработки, — говорит она, — хотела уехать к себе домой. Но Сибирь меня заворожила, покорила размахом строек. И решила остаться здесь жить и работать постоянно. В. ЦЫГАНОВ. с. Сокур. П л а к а т ы в борьбе за мир Около четырех тысяч работ более чем из пятидесяти стран были присланы на международный конкурс плакатов, посвященных 40-летию Победы в Великой Отечественной войне, который проходил под девизом «За мир, гуманизм, против угрозы ядерной войны». Заместитель председателя жюри международного конкурса плакатов, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами», почетный член Академии художеств СССР, замечательный датский художник ' коммунист Херлуф Бидструп сказал, что все участники конкурса в своем творчестве воздают дань уважения огромному вкладу советского народа в избавление человечества от фашизма, подчеркивают ведущую роль СССР в деле сохранения всеобщего мира, борьбе против угрозы войны, за разоружение,'укрепление дружбы и взаимопонимания между народами земли. Лучшие работы, присланные на форум плакатной публицистики, будут экспонироваться на выставке в Москве, в Центральном доме художника на Крымской набережной. Также предполагается их издание массовыми тиражами. Н а с н и м к е : один из плакатов серии «За мирное будущее человечества», получивший I премию на международном конкурсе плакатов. Авторы—художники М. А. Аввакумов и О. А. Волкова (СССР). Фото О. Иванова. (Фотохроника ТАСС). На полях р а й о н а Для колхозного с т а д а Полеводы Вороновской бригады колхоза «Союз строителей» в этом году заложили хорошую кормовую базу для общественного стада. Уложили в стога более 9000 центнеров сена, в траншеи — 20 000 центнеров силоса и свыше 11 000 центнеров сенажа. С начала уборки механизированное звено в составе В. А. Ермолаева, П. Н. Шевкунова, П. И. Казакова, работающих на толкающих волокушах и стогомете, заскирдовало более 3000 центнеров соломы и продолжает ее заготовку. Часть грубых кормов уже вывезена к местам зимовки скота. М. КОНДРАТОВ. Для б у д уще г о у р о ж а я В конце прошлой недели закончили сушку семенного зерна в совхозе «Ояшинский». В закрома его засыпано 11300 центнеров — ровно столько, сколько предусмотрено планом. Сейчас в бункера сушилок загружается фуражное зерно, которое поступает с полей. Молодой механизатор Сергей Иванович Чижик на комбайне «Нива» намолотил 4550 центнеров пшеницы. 4500 центнеров выдал из бункера СК-5 Вячеслав Дмитриевич Филиппов, комсомолец Юрий Мана- енков на СКД-6 намолотил 4430 центнеров. В совхозе продолжает с я вспашка зяби. 2609 гектаров пахоты заготовлено под урожай будущего года. За воскресенье прибавка составила 86 гектаров. По 150—170 процентов и более к дневному заданию постоянно заготавливает зябь Фридрих Фридрихович Шнайдер. За время работы он поднял трактором ДТ-54 341 гектар. Анатолий Павлович Бородин работает на К-700. Выполняя ежедневную норму на130—150 процентов, он подготовил 276 гектаров пашни. Оба эти механизатора работают на второй ферме. Л. ПОПОВА, председатель профкома совхоза «Ояшинский». О с в о и л и пять операций Основной показатель в коллективе Мошковского цеха Новосибирского производственного швейного объединения «Соревнование» — норма выработки конвейера. Это задание здесь выполняется постоянно. До пяти операций освоили и владеют в совершенстве швеи Тамара Николаевна Мо- това, Эмма Степановна Калуе- ва, Лидия Петровна Коновалова и другие.

МОШКОВСКАЯ НОВЬ 30 октября 1984 г., № 131 (4941) БРИГАДИР ИРЕЧЕТО В Почти 10 лет работает в нашей организации Виктор Федорович Кречетов. Он квалифицированный плотник, де- лосвое знает в совершенстве и выполняет все порученное, как говорится, без сучка и задоринки. Сейчас Виктор Федорович возглавляет комплексную бригаду строителей, которая задание девяти месяцев нынешнего года выполнила на 118 процентов. С начала лета бригада В. Ф. Кречетова работает на строительстве свинарника на три с лишним тысячи голов в совхозе «Мошков- ский». Умелое руководство, способность найти подход к людям, увлечь их на ударный труд — эти качества В. Ф. Кречетова способствуют хорошей произ водительности бригады. Ключом к успеху является и то, что каждый член этой бригады владеет смежными операциями, будь то штукатурные, бетонные или другие работы Одним из лучших специалис тов в бригаде считается камен. щик С. Н.-Кобец. . Правда, с дисциплиной в бригаде еще не все в порядке. Бывает, кое-кто подводит то варищей, совершая прогулы. И в этом свое слово должен сказать весь коллектив, не оставляя без внимания ни одного случая нарушения трудовой дисциплины, строже спраши вать с провинившихся, наказывать так, чтобы прогульщик остро, по-настоящему почувст вовал всю неприглядность сво его проступка. В. Ф. Кречетов —член профкома нашей организации, ак тивно участвует в его работе, например, в подведении итогов социалистического соревнова ния участков. Не раз выходи ла победителем соревнования и бригада В. Ф. Кречетова Так, по итогам третьего квар тала она заняла третье место Первое — у бригады А. А Добрачева с Сокурского участ ка, второе — А. М. Тимкина Л. РИФЕРТ, инженер по труду ПМК1169. НОВОСИБИР СКАЯ ОБЛАСТЬ. Круглые сутки автомобили с зерном нового урожая прибывают на Половинов- ский элеватор Краснозерского района. Одиннадцатый год работает на уборке в Краснозерском районе водитель 5-го автотранспортного предпри я т и я Новосибирска Владимир Дмитриевич Патрушев. В эту страду он ежедневно перевозит на своем большегрузном автомобиле «Колхида» по 60—80 тонн зерна. (Фотохроника ТАСС). В дистанции контактной сети хорошо известна бригада В. Е. Орехова, восемь человек которой трудятся по единому наряду. Это дружный, сплоченный коллектив, где работа ладится. Ежемесячно на четыре-пять дней раньше выполняет бригада производственное задание. В этом году она идет с опережением графика на полтора- два месяца. Гарантирует бригада и качество своих работ, без него на железной дороге не обойтись. Способствует всему этому высокая квалификация 'рабочих, крепкая трудовая дисциплина в коллективе, дружба и взаимопомощь. Уже четверть века трудится в дистанции контактной сети В Д Р У Ж Н О М , С Н Л О Ч Е Н Н О М член этой бригады электромонтер пятого разряда Николай Васильевич Кравцов. Досконально изучил он все тонкости своего дела. Основательно выполняет любую работу. ■Свой опыт не прячет, щедро делится ' им с молодежью. Не помню такого случая, чтобы Николай Васильевич прогулял, опоздал, не вышел на работу. Он всегда придет на помощь товарищу. Когда бываю у Кравцова дома, с интересом наблюдаю за его сыном и дочерью. Сам большой труженик, он и детей растит такими же. В этом коллективе четыре года работает электромонтером пятого разряда. Николай Захаров. Мне часто вместе с ним приходится устранять какие -нибудь неполадки, неисправности. Вижу, как Николай старается, все делает прочно, надежно, в работу вкладывает душу. Минуты не посидит без дела. А ведь есть еще .и такие, что не расшевели их, так и «прокурят» весь день. Николай не ограничивается лишь производственной работой, много занимается и общественными делами. Он наш профорг. Неравнодушный, бес- покойныйд никогда не пройдет ^ мимо недостатков. Нравится мне то, что говорит о них он человеку прямо в глаза. Николай увлекается спортом. Хороший лыжник, футболист. К -спорту он привлекает и других парней. За все это Николая крепко уважают товарищи по работе. Два Николая в одной бригаде. Разные по внешности, возрасту, характеру, но одинаковые "по отношению к своему делу, людям. Г. ОРЛОВ, электромонтер дистанции контактной сети железнодорожной станции Ояш. 40 В А Х Т А П А М Я Т И •Живет в Мошкове на улице Механизаторской Федор Иванович Колчин. За плечами этого пожилого человека 40 лет механизаторского труда. Разными наградами отмечен Федор Иванович, но особо выделяет медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 —1945 годов». Не был на войне коммунист КолЗ Е М Л Я К И : В ДАЛЕКОМ Т Ы Л У чин, но он ковал победу над врагом в тылу,' давая Родине хлеб. Родился и вырос Федор Иванович в деревне Ивановка. Когда здесь в начале тридцатых годов был создан колхоз, Колчин стал в нем кузнецом. Славились на всю округу его умелые руки. А затем Федор Иванович научился управлять трактором, пахал землю, сеял и убирал хлеб. После окончания учебы в Колыванской сельскохозяйственной школе стал работать в МТС механиком по комбайнам, тракторам и автомобилям. Обслуживал он многие колхозы. Своим прямым долгом Ф. И. Колчин считал обучение молодежи вождению машин и трак торов. Его ученикам пригодилась эта наука во время войны. Областной комитет содействия армии, авиации и флоту дважды награждал Колчина Почетными грамотами за наставничество над молодежью. Началась война. На селе остались женщины, дети да старики. Пришлось девчатам садиться за руль тракторов. И опять учит свою смену Федор Иванович. Одна из его учениц — Екатерина Гавриловна Пугачева — в 1942 году на тракторе У-2 за сезон выработала 267 гектаров при норме 125. Трактористка была награждена медалью «За трудовое отличие». После войны Ф. И. Колчин работал старшим механиком МТС, участвовал в поднятии целины, за что стал участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В каждую осеннюю страду вставал он за штурвал комбайна. В 1961 году, например, Федор Иванович убрал хлеб с 502 гектаров. Не умел плохо работать Ф. И. Колчин. Теперь его дело продолжает новое поколение механизаторов. п. томилов, ветеран войны и труда, р. п. Мошково. Воспитание потребности в чтении хороших книг' требует много времени и терпения. Маленькие читатели по-разному владеют навыками чтения. - Поэтому мне приходится учитывать не только требования ■программы школы, но и запросы, склонности и возможности каждого читателя, его индивидуальные особенности. Общепринято маленьких читателей делить на три категории. Первые берут книги по рекомендации учителя, библиотекаря. Второе — твердо знают, что им надо. С такими ребятами проще. Они есть в каждом классе, с их советами считаются другие. Кроме как из школьной, такие ребята немало книг берут из личных библиотек своих друзейщОчень рада была за В. Шейфеля, Г. Стовбу, А. Колчанова, которые, собравшись поступать в лесной институт, перечитали много книг о природе, о животных. В. Шейфель поступил в институт, Г. Стовба — в техникум. У этих ребят — завидный кругозор, они хорошо знали фонд библиотеки, следили за новинками, часто обращались ко мне за советами, что почитать. А как умел рассказывать о книгах Андрей Колчанов своим друзьям, увлечь! Третья категория читателей — это ребята, которые, заходя в библиотеку, не имеют определенной программы, И спрашивают они обычно фантастику. Я стараюсь, чтобы ни один ребенок не ушел без книги. Приходится много беседовать, убеждать, что нельвя ограничиваться чтением одних только приключений, что существует много книг, дающих куда более богатую пищу уму и сердцу. И ребята «прозревают». Так, учащиеся В. Орлов, С. Хомович, Ф. Гербер раньше читали только фантастику. Мне удалось найти с ними общий язык. Сейчас они читают литературу по программе, книжные новинки. Не все ребята приходят в библиотеку сами. Стараюсь таких заинтересовать. Вот, например, Ваня Марандин появляется в библиотеке только после того, как я побываю в классе, где он учится, приглашу его: «Что же ты не показываешься? В прошлом году • так много и хорошо читал». И вот мальчик снова в библиотеке... Не секрет, что те, кто плохо учатся, плохо ведут себя, плохо и читают. Таким ребятам не по силам книги их возраста, а выбрать на полке для классов помладше считают оскорбительным. Таким предлагаю книгу и говорю: «Вот возьми, ребятам вашего класса очень понравилась». Да еще приходится отваживать насмешников, которые могут оказаться рядом и заявить, что два года назад ее читали. Объясняю, что эта книга все время на руках и только сейчас освободилась. Приходится порой мириться и с неаккуратностью таких читателей, и с возможными потерями. Но не прощаю утерю ни в коем случае, иначе можно приучить к безнаказанности. Очень важны первые контакты с читателем. Записывая первоклассника в библиотеку, обязательно расспрашиваю его и не только о книгах. Это необходимо для того, чтобы больше уделять внимания детям, растущим, например, в неблагополучных семьях. В работе с начинающими читателями мои союзники —учиСОЛДАТСКИЕ ПИС ЬМА «Дорогие мои, мамочка и отец», — так обычно начинал свои письма с фронта танкист Алексей Тонких. Эти редкие треугольники очень радовали родителей. Из них они узнавали, что Алексей шив-здоров и бьет ненавистных фашистов. Сын заботливо интересовался здоровьем отца и матери, просил писать об односельчанах, спрашивал, как идет восстановление родной деревни Ку- пино на Белгородчине. На жалобы, что вот буренку совсем замучили, вспахивая на ней поле, танкист отвечал: «Не тужите, дорогие. Покончим с фашистами, на новых мощных тракторах и комбайнах будем работать на земле». Алексей погйб при форсировании Одера. { 40 лет мать и отец читают и перечитывают фронтовые письма единственного сына. На с н и м к е : мать и отец солдата — Екатерина Филипповна и Яков Фролович Тонких. (Фотохроника ТАСС). П Р О Ш У ПО Б Л А Г О Д А Р И Т Ь за поздравление меня с днем рождения работников райвоенкомата, райвоенкома Г. Д. Мо- мота. Я прожил нелегкую жизнь, и оттого мне радостно за настоящее. Но молодое поколение не должно забывать, что досталось оно в боях, ценой пота и крови. На фронте моим девизом были слова «Коммунисты, вперед!». Мы, фронтовики, и сейчас не стоим в стороне от событий, работаем по военно- патриотическому воспитанию молодежи. А. ЕЛОХИН, ветеран войны и труда, р. п. Ояш, ВОСПИТАНИЮ-КОМПЛЕКСНЫЙ п о д х о д НАШ ДРУГ—КНИГА теля. Вместе готовим и прово дим для первоклассников ежегодный Праздник букваря. Стараемся красиво оформить помещение, подбираем занимательные факты, интересные рассказы о книге,,о необходимости дорожить ей, о правах и обязанностях читателя. На Празднике букваря обязательно называю тех ребят, которые научились читать и начали посещать библиотеку еще до праздника. А также говорю о тех, кто особенно бережно умеет обращаться с книгой. Маленьким читателям стараюсь показать, что чтение—не только развлечение, но и труд. По-настоящему, ребята начинают осознавать это, когда берутся за книги по естествознанию, технике, географии. Объясняю им, что эти брошюры, справочники, сборники не обязательно читать полностью от корки до корки —нужно уметь выбрать необходимые материалы, а значение незнакомых слов и терминов можно выяснить в словарях и энциклопедиях. Есть любознательные ребята, которые ради десятиминутного сообщения готовы перевернуть горы литературы. Другим подсказываю, где можно добыть нужные сведения. Во внимании библиотекаря нуждается каждый — и тихоня, и бойкий озорник. Я никогда не скуплюсь на добрые слова, похвалу маленьким читателям, потому что вижу, как им это приятно. Индивидуальное руководство чтением учащихся осуществляется в процессе обмена книг, например, в беседе о прочитанной книге. Задаю вопросы: «О чем говорится в книге? Что понравилось в ней? Почему у нее такое название? Кому из твоих друзей эта книга могла бы понравиться и почему?» Беседа о- любимых книгах и героях приоткрывает внутренний мир ребенка, помогает установить с ним контакт. Результаты такой беседы записываю в читательском формуляре. Проверяю навыки чтения учащихся, регулярно записываю в читательских формулярах результаты этих проверок, а также сведения о том, как учится ребенок, чем увлекается, какие кружки посещает, где еще берет книги, делаю отметки об отношении ученика к ним. Записываю также, есть ли у него дома книги, читают ли ему вслух. Третьеклассники уже успели узнать и полюбить детских писателей и поэтов А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, Н. Носова и других. Но не всем еще просто рассказывать мне о прочитанной книге. Правда, между собой ребята охотно делятся впечатлениями, было бы только время и умение слушать. Такие юные читатели, как Л. Шеметихина, Т. Ярославцева, И. Скубилова, Ж. Вавилов, не ждут вопросов

30 октября 1984 г., № 131 (4941) МОШКОЁСКАЯ НОЙЬ П У Н К Т Н О В Ы Й , А П О Р Я Д К И ? . . П Р А З Д Н И К Т Р У Д А Первый вечер в новом учеб ном году мы назвали «Здравствуй, школа!». В этот день наша школа утопала в цветах. Каждый класс составил свою композицию (большинство их посвящалось миру). Было что показать на выставках овощей и поделок из природных материалов. Особенно постарались учащиеся 7, 9, 10 классов. На вечере все классы, а также , производственные звенья рассказывали о летнем труде и отдыхе. Отчитались звенья норководов, лисоводов, кролиководов, овощеводов, полеводов. Старшеклассникам за работу на ферме были вручены Почетные грамоты дирекции совхоза «Белоярский». Инна ВАВИЛИНА, член комитета комсомола; Марина С03ИН0ВА, секретарь комитета комсомола Белоярской средней школы. м в о ж а, т ы н С Нелегкое это дело — быть вожатым. Зато, воспитывая других, воспитываешь и самого себя. Когда я впервые вошел в подшефный класс, ребята переглянулись и с любопытством стали разглядывать меня. Очевидно, они ожидали, что вожатый должен быть много старше их. Мы начали знакомиться. Я рассказал первоклассникам, как бережно, надо обращаться со школьными принадлежностями, книгами. (Я тогда был в своем классе библиотекарем и отвечал 'за сохранность учебников). Потом я открыл книгу В с. Балта летом начал работать новый приемный пункт бытового обслуживания. Обрадовались сельчане — уж те- перь-то сервис будет на высоте. И вот заставила меня судьба обратиться в Балтийский Бездействующие п л и т ы В Ояше сложно получить газ людям, не работающим на Оя- шинском ремонтно-механическом заводе (там заботятся о снабжении газом своих рабочих). Вот и получается, что стоят наши газовые плиты бездействующими. ' Группа ояшинцев. со сказками и начал читать. Вижу, первоклашки увлеклись, стали так внимательны, что некоторые даже рты пооткрывали. В другой раз со мной пришли к нашим подшефным мои одноклассницы: Галя Фризен, Света Калинина и Ира Комарова. Вместе нам легче было заинтересовать малышей. Хотя не обходилось без шалости с их стороны. Когда они привыкли к тому, что вожатые расскажут или предложат что-нибудь интересное, то стали встречать нас с. радостью, и дисциплины уже не нарушали. Большим праздником для них было вступление в октябрята. Теперь при встречах, они не только слушают, но и сами рассказывают о прочитанном и увиденном. Труднее было заниматься со слабоуспевающими по русскому и математике. Некоторые не желали даже открывать учебника, и приходилось много времени тратить на то, чтобы растолковать' им задачу или пример. Я взял за правило, когда готовлюсь пойти к октябрятам, то для них подбираю что- либо самое интересное. В. КИСЕЛЕВ, юнкор 5 класса Мошков- ской средней школы. КПП. Недавно купленный холодильник через неделю отказался морозить. Повез я его в свой КПП и оставил там. С того времени стоит он здесь уже четыре месяца. А мастер все не едет. — Почему? — спросил я у приемщицы. Нет гарантийных запасных частей, — сказала она. Так и сказала: «Гарантийных»... Кстати, в КПП уже три таких аппарата. Выходит, всем нам ждать ремонта, когда кончится срок гарантии? В. ЯБЛОНОВСКИИ. с. Балта. С Т А Л И Х Л Е Б О Р О Б А М И Ставропольский край. В колхозе имени Кирова Ипатовско- го района состоялась церемония посвящения в хлеборобы. Каждому виновнику торжества ' была вручена трудовая книжка. Новички вместе с опытными комбайнерами в составе комсомольско - молодежного уборочно - транспортного комплекса убирали хлеб. Н а с н и м к е : комсомольцы (на переднем плане справа налево) Константин Василенко, Павел Сподин, Сергей Да~ видьянц, Лев Денисенко. Они заработок одного дня на уборке хлебов перечислили в Фонд мира. Фото К. Тарусова. (Фотохроника ТАСС). ВСТРЕЧА С ПИСАТЕЛЕМ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ Я была участницей встречи с писателем В. Г. Коржевым, которая состоялась в Доме пионеров Западно - Сибирской железной дороги. Виталий Георгиевич — автор семи книг. Недавно вышла его новая книга «Под сильным накалом солнца». В. Г. Коржев начал свой рассказ сообщением о писателях - сибиряках — Геор г и и Маркове и Анатолии Иванове, представил журнал «Сибирские огни», созданный в 1922 году. Особо остановился на поэк г от библиотекаря, сами рассказывают содержание понравившейся книги. В третьем классе дети уже хорошо знают элементы книги: титульный лист, оглавление или иллюстрации и так далее. Знают, как можно воспользоваться всем этим для выбора нужной книги,книги по интересам. Особое внимание уделяю ребенку, не. умеющему ориентироваться на книжной полке и не имеющему определенных читательских интересов. С такими учащимися провожу беседы, показываю и рассказываю, как выбрать книгу, помогаю найти ту, которая нужна. Такая работа способствует усвоению навыков отбора литературных произведений, фор- 1 I мирует читательскую культу- РУИндивидуальная работа с читателями находит продолжение в массовых мероприятиях. Если в работе с каждым подростком учитывается его школьная жизнь, то массовая работа проводится непосредственно в контакте со школой. Беседы, громкие читки, лекции готовятся для всех возрастных групп. Таким образом юные читатели привыкают изучать литературу осмысленно и самостоятельно готовясь, например, к Ленинскому зачету, конференции, диспуту. Подбираю материал из книг и периодики для школьных мероприятий. Регулярно оформляю книжные выставки, например, «Самый человечный человек», «Кем быть», «Живой мир во- круг тебя» и другие. Надолго запомнился нашим учащимся зии Сибири. Большую часть своего рассказа посвятил участнику Великой Отечественной войны поэту Леониду Решетникову. Виталий Георгиевич закончил свое выступление строками из стихотворения Георгия Суворова. В заключение юнкоры задавали В. Г. Коржеву вопросы, а он обстоятельно отвечал на каждый из них. Надя СКОМОРОХОВА, юнкор 6 класса Сокурской железнодорожной средней школы. праздник, подготовленный и проведенный при активном участии родителей, •— «Славен человек не словами, славен делами». Приготовила немало материалов из книг для праздника. Во время Всесоюзной недели октябрят оформляла книжные выставки, провела громкие читки, праздники. В Книжкин день совет библиотеки организует для октябрят литёратурные игры, викторины, прослушивание записей любимых литературных произведений. В этот же день подводятся итоги соревнования на самую читающую звездочку, самые чистые учебники, награждаются победители. «Всем лучшим во мне я обязан книге», — говорил М. Горький. Приводя детям это высказывание, подтверждаю конкретным примером, когда книга подсказывает, как поступить, учит, как жить. Ребята укрепляются в мысли о том, что книга .— лучший друг и советчик. Возможности работы с книгой огромны. А чтобы эта работа была более плодотворной, нужно хорошо. знать детскую литературу, умело ориентироваться в потоке детских суждений и мнений о ней, использовать различные формы пропаганды книги. И тогда мы, школьные библиотекари, внесем немалый вклад в реализацию главной задачи принятой реформы школы — всестороннюю подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Е. КНЯЗЕВА, библиотекарь Новомошковской средней школы. Важнейшая задача политической пропаганды заключается в выработке коллективного анализа общественно - политических проблем-, выявлении личного отношения к ним, формировании классового, партийного подхода к оценке общественных явлений современности. А это, в свою очередь, требует, чтобы на смену пассивному пересказу опубликованных материалов о политических событиях пришли беседы, коллективный анализ, активный обмен мнениями, на смену традиционому методу монолога пришел диалог. В нашей школе политинформации дополняются целым комплексом разнообразных форм, активизирующих участие старшеклассников в общественно - политической практике, таких как вечера вопросов и ответов, беседы «за круглым столом», комсомольские пресс - конференции, устные журналы и, конечно же, политбеседы. У каждого из указанных видов политической пропаганды своя специфика, определяющая силу его воздействия. У митинга — это страстность, общее сопереживание собравшихся, у беседы «за круглым столом» -— камерность, устного журнала — органичное сочетание рационального с эмоциональным, когда восприятия политической информации усили- -*вается с помЪщью средств художественного выражения — стихотворения, песни, музыки. Имеет свои особенности и политический бюллетень. Он действует на аудиторию не столько текстовым содержанием, сколько эмоциональной художественной выразительностью. Он точнее и полнее воспринимается и запоминается учащимися, нежели простая текстовая информация. Очень близкий к политическому бюллетеню — политический плакат, отличающийся еще большей выразительностью, лаконичностью формы, стремительностью художественной подачи. Хорошо зарекомендовали себя конкурсы на лучший политический плакат. В своей повседневной .работе учителя нашей школы учитывают изменения, произошедшие в сознании наших учащихся, уровень самостоятельного мышления, рост интереса к политике и науке, технике, литературе и искусству, спорту, стремление к познавательным формам досуга. Учитываем и возраст. Так, в 7—8 классах систематически проводятся политбеседы, встречи, эстафеты новостей, «живые» газеты, в 9—10 — формы значительно расширяются— это лекции, конференции, Ленинские уроки, олимпиады по истории и обществоведению, факультативы. Старшеклассники часто выступают с рефератами, сообщениями, обзорами литературы и периодической печати. Перед школьниками выступают партийные, советские, комсомольские работники, руководители предприятий, члены общества «Знание». Сейчас в центре внимания — решения XXVI съезда КПСС, XIX съезда ВЛКСМ. Комсомольцы, все старшеклассники участвуют в героикопатриотических чтениях, готовятся к достойной встрече 40- летия Победы. Путем анкетирования классные руководители выясняют, какие вопросы_ общественно- политической жизни волнуют учащихся, а также каковы возможные формы их разрешения. Затем умело соединяют проблемы, интересующие ребят, с актуальными событиями политической жизни в стране и за рубежом. Однако правильно определить тему политбеседы — поддела. Главное —привлечь каждого школьника к систематической агитационно - пропагандистской работе. Материал для по.литбесед дает периодическая печать. Лекторская группа, возглавляемая преподавателем истории и обществоведения, заслуженной учительницей школы РСФСР 3. Ф. Митиной, готовит лекторов по этим и другим темам. Юные лекторы очень часто принимают участие в классных политбеседах. ШКОЛЬНИКОВ Политбеседы проводя т с я, как правило, в одном классе, для более широкого обсуждения вопросов и более эмоционального восприятия готовим вечера вопросов и ответов по параллелям или группам классов. Учащиеся не являются пассивными наблюдателями. Они рассматривают вопросы проблемного характера, ответы школьников обосновывают их отношение к существу проблемы, включают анализ, поиск необходимой аргументации, требуют мобилизации всех своих знаний для убедительного ответа. Организаторы заранее определяют круг вопросов, основной предмет разговора. Излюбленной формой политинформации является устный журнал. С целью активизации обсуждаемых вопросов готовим проблемные странички:«А твое мнение?», «Читай, думай, спорь», «Что ты скажешь по этому поводу». Устный журнал является массовой формой работы, позволяющей участвовать исключительно всем старшеклассникам. Эта форма необычайно эмоциональная, так как позволяет широко использовать элементы художественного оформления, музыку, стихотворения, политический плакат и карикатуру, карты, схе* мы, диаграммы, фрагменты из фильмов, записи и т. д. Испробовав много вариантов проведения политинформаций, мы остановились на следующем. Каждый вторник учащиеся приходят за полчцса до занятий. В течение 30 минут идет разговор о событиях в стране и за рубежом по темам: «Одиннадцатая пятилетка в действии», «Вести с горячих точек», «Молодежь планеты борется», «Твой сверстник за рубежом», «Программа жизни нашей», «Звезды доблести ратной» и другим. Ю. БЛАГИНИН, отличник народного просвещения. Сонурская средняя школа. Редактор А. Т. ПОДДУБСКИИ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2