Мошковская новь, 1984 № 128

МОШКОВСКАЯ НОВЬ 1984 г., № 128 (4938) При хорошей подготовке ПО ИТОГАМ ПЕРВОГО ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УЧЕБЫ В СОВХОЗЕ «БОЛЬШЕВИК» Допоздна 17 октября светились окна в кабинете директора совхоза «Большевик» Э. И. Риделя. Эдгар Иосифович постарался выкроить время от множества повседневных хозяйских забот и- вот теперь, уединившись, в .эти вечерние часы тщательно готовился к предстоящему, намеченному на сегодня — двадцатое октября, первому занятию в начавшемся новом учебном году в системе политической и экономической учебы. Эдгар Иосифович .— пропагандист школы конкретной экономики. Ее слушатели —главные специалисты, руководители среднего звена. В основном, люди подготовленные, многие имеют высшее образование. Так что и пропагандист, как говорится, должен быть на высоте. Впрочем, в этом сомневаться не приходится. Ведь Э. И. Ридель не первый год выполняет это важное партийное поручение, имеет богатый опыт пропагандистской работы, умело использует его на занятиях в ,сочетании с накопленной большой производственной и хозяйственной практикой. Тема первого занятия: «Высокоэффективный труд, успешное завершение пятилетки — патриотический долг каждого, всех трудовых коллективов». В помощь пропагандисту для ее раскрытия — материалы,^ разработки в «Экономической газете», других источников, а также свой — ' местный материал. Тут следует отметить, что коллектив совхоза «Большевик» стабильно справляется с выполнением доводи м ы х планов, по итогам социалистического соревнования колхозов и совхозов за успешное проведение зимовки скота, увеличение производства и закупок продуктов животноводства в зимний период 1983—1984 года в числе хозяйств - победителей занесен на областную Доску почета. При подготовке к занятию Эдгар Иосифович красочно оформил несколько диаграмм. Он считает, что применение, использование различных изобразительных, художественных средств и других пособий, оказывает более емкое восприятие слушателями изучаемой темы, способствует углублению теоретических знаний. В тот же вечер, 17 октября, по данной теме в совхозе состоялись первые занятия в школах: «Основ марксизмаленинизма», «Научного коммунизма. Исторический опыт КПСС», «Реформа общеобразовательной и профессиональ.- ной школы — составная часть совершенствования развитого социализма», п ро в е д е нные пропагандистами — секретарем парткома В. Н. Соколовым, учителем и директором Большевистской средней школы В. И. Зыриным и И. Р. Гончаренко. Эти занятия отличились хорошей подготовкой раскрытия пропагандистами темы. свободного -владения ими изученным материалом, использованием конкретных примеров из жизни и деятельности коллектива хозяйства. Не случайно после довольно емкого выступления с -вводной и обзорной частью по теме пропагандиста В. Н. Соколова слушатели школы «Основ марксизма - ленинизма» активно включились в ее обсуждение, высказали свои предложения, замечания, касающиеся местных проблем. В частности, бригадир свиноводства, секретарь партийной организации второй фермы Н. А. Бае- каль, свинарки-турницы член обкома КПСС Л. П. Исаенко, депутат районного Совета народных депутатов Т. А. Юшкова говорили о неиспользованных резервах в производстве, необходимости улучшения условий труда на фермах, недостатках в работе торгового предприятия, о других волнующих их вопросах. Такой оживленный обмен мнениями показал активную заинтересованность слушателей к изучаемой теме, к самим занятиям. И прошло бы оно, первое, на высоком уровне, если бы была высокой явка. Но, к сожалению, на занятиях в двух школах (кроме коллектива средней школы) отсутствовали многие слушатели по разным (уважительным и не уважительным) причинам. Поэтому даже вопрос о явке был специально вынесен на обсуждение общесовхозного партийного собрания. Думается, что коммунисты, дав принципиальную оценку такому факту, извлекут из него урок на будущее. школьные темы — ..... — В о сп ит ы в ат ь сознат ельную О т ч е т ы и в ыб о р ы Т о л ь н о с о о б щ а Хорошими специалистами зарекомендовали себя в нашем коллективе комсомолки: операционная сестра Г. Мамонтова, медсестра хирургического отделения В. Музыко, фельдшер «Скорой помощи» Н. Неживых и другие. Эти труженицы хорошо понимают всю ответственность своей работы, постоянно пополняют свои знания, внимательны к пациентам. У нас действует школа комсомольской политической учебы, занятия — два раза в месяц. Пропагандистом у нас главный врач районной санэпидстанции В. Ф. Чупрынин. В прошлом учебном году мы занимались по теме «Идеологическая борьба и молодежь». Каждый из Слушателей готовил доклады, защищал рефераты на занятиях. На некоторых занятиях просматривали фильмы на соответствующие темы с помощью своего фильмоскопа. Особенно содержательным было итоговое занятие. Нынче наша школа продолжит свою работу. Дружно вышли наши комсомольцы на субботник, посвященный XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов, который состоится в будущем году в Москве. Мы покрасили помещения пищеблока, стационара. С огоньком поработали фельдшер «Скорой помощи» Г. Чуйкова, медстатист Т. Малышева и другие. Заработанные деньги — 80 рублей — мы перечислили в фонд фестиваля. В повестки дня комсомольских собраний мы ставили раз-, личные вопросы жизни нашей организации, принимали соответствующие решения и затем стремились выполнить их. Любят наши комсомольцы спорт, участвуют в районных спортивных мероприятиях. Команда района по стрельбе (в команду вхожу и я) второй год подряд одерживает первенство на областных соревнованиях членов ДОСААФ. У меня есть две Почетные грамоты, привезенные с этих соревнований. Тренируемся мы регулярно под руководством тренера команды врача районной санэпидстанции В. А. Ходырева. По своему опыту знаю, что спорт приносит хорошее самочувствие, бодрость духа, жизнерадостность, К праздникам и памятным датам мы выпускаем красочные стенные газеты в здании поликлиники. Запомнился всем номер, посвященный 39-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. К 40-летию Великой Победылиы намечаем провести вечер с приглашением и чествованием ветеранов войны — их в трудовом коллективе больницы девять. Летом мы принимали участие в сборе лекарственных трав (пижмы, тысячелистника) для районной аптеки. Также помогали труженикам полей в заготовке кормов для общественного стада, в прополке турнепса. Никто не отказывался, потому что каждый хорошо понимал: объем работ у земледельцев большой, рук порой не хватает, и наша помощь очень нужна сельчанам. Обо всех этих делах мы говорили на отчетно-выборном комсомольском собрании. Отнеслись к себе самокритично, уделили внимание тому, что нужно еще предпринять, чтобы жизнь нашей организации была еще полнокровнее, полнее удовлетворяла требованиям к комсомолу, выдвинутым на XXVI съезде КПСС, XIX съезде ВЛКСМ, последующих Пленумах ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ. Учитывая это, наметили новые направления в нашей работе. Работа комсомольской организации на отчетно-выборном собрании была оценена на «удовлетворите л ь н о», Мне вновь доверили быть вожаком наших комсомольцев. Намерена как можно полнее оправдать это доверие, тем более, что в июле нынешнего года я принята кандидатом в члены КПСС. Достичь же намеченного в коллективном плане, в личных комплексных планах участников Ленинского зачета сумеем только общими усилиями, когда каждый отдаст выполнению комсомольского поручения свою настойчивость, творческую искру, проявит активность, молодой задор, Н. ЛАИЛО, секретарь комсомольской организации центральной районной больницы. —■ .... На * ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ подход к каждому * ЛИЧ Н Ы Й КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН * З АК ОНЫ ЧЕСТИ школы * УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ * ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОТРЯДЫ —В ДЕЙСТВИИ * ШИР ОКАЯ ГЛАСНОСТЬ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ Сознательная дисциплина — важнейшее условие успешного осуществления больших и сложных задач всеобщего среднего образования. Где бы ни трудились воспитанники школы потом, их будут ценить прежде всего за моральные и деловые качества, среди которых одни из самых важных — дисциплинированность, умение творчески и активно выполнять общественные требования. Сознательная дисципли н а учащихся воспитывается всем содержанием работы школы: умелым преподаванием учебных предметов, правильной постановкой внеклассной и внешкольной работы, строгим режимом всей школьной жизни, неуклонным соблюдением каждым школьником Правил для учащихся, сплоченной организацией детского коллектива, активным участием в учебно- воспитательной работе комсомольской и пионерской организаций, разумно применяемыми мерами поощрения и наказания, осуществлением повседневной связи школы и семьи. В нашей школе учителям, особенно начальных классов, многое удается в выработке навыков сознательной дисциплины. В практику работы вошли общие 20-минутные линейки по Правилам для учащихся в инсценированной форме с примерами из текущей жизни классов и по итогам их дежурства за неделю. На линейках использовались материалы книги «Правила поведе- дения в 1—3 классах», журналов «Начальная школа», «Затейник», «Мурзилка» и другие. Систематически работает клуб «Звездочка», открытое занятие которого проводится раз в месяц. На занятиях изучаются «Правила дорожного движения», «Правила поведения в общественных местах», а также различные темы — «Пионерия разных стран», «Что я знаю о работе своих родителей»... На открытые заседания приглашаются родители, люди разных профессий, ветераны войны и труда. Такой же клуб «Пионер» работает и для учащихся 4—7 классов. Очень эффектно прошло отД И С Ц И крытое заседание клуба «Звездочка» на тему: «Папа, мама, я — спортивная семья». Неплохо срабатывает в начальных классах система самоуправления. Учителя могут дать задание и уйти на открытый урод к своему коллеге с твердой уверенностью, что у ребят сохранится порядок и рабочая обстановка. Особое место мы отводим работе классных коллективов по рекомендациям, даннымж книге Дорохова «Как себя вести». Создается ситуационная обстановка. Есть о чем поговорить в классе, когда дается анализ поступка, изучается свод Правил. Несколько лет назад на слете лучших учащихся были приняты «Законы чести нашей школы», которые записаны и красочно оформлены на планшете (он вывешен в вестибюле школы). Ученик, вновь поступивший в школу, знакомится с Законами чести. В планах комсомольской и пионерской организаций намечаются мероприятия по их соблюдению. Немаловажную роль играет работа по личным комплекс-- ным планам. В них видна учебная и общественная работа. План является стимулом в расширении кругозора ученика, выработке активной жизненной позиции. Многие комплексные планы разделены на следующие разделы: «Без знаний нет коммунизма», «Идейность — наши крылья», «Я часть великой армии великого народа», «К защите Родины готовься», «Приобщение к прекрасному», «Комсомол — пионерский вожатый», «Учиться коммунизму .— это значит активно участвовать в общественной жизни». Раньше мы вели их на альбомных листочках, а теперь в тетрадях, где на одной странице записаны обязательства, а на другой отмечается все, что делается учеником, с соответствующей оценкой, какие поощрения и наказания получил комсомолец за выполнение общественных поручений и учебные занятия. Таким образом, записи во вкладыше перед Ленинским зачетом в какой-то мере характеризуют общественное и трудовое лицо комсомольца. Работа по комплексному плану вырабатывает чувство долга, дисциплинирует ученика. Большая роль в воспитании сознательной дисциплины отн л н н у водится школьному ученическому самоуправлению. Уже несколько лет учащиеся нашей школы по составленному графику проводят генеральные уборки школы (ее коридоров, столовой, спортзала, учительской). Проводятся трудовые десанты. Итоги проведенной работы подводятся специальным штабом самоуправления и объявляются на комсомольской и пионерской линейках. Учителя контролируют действия комитета комсомола и ученического комитета. Для каждого сектора разработаны памятки, примерный перечень вопросов, которые должны решаться, какие требования предъявляются к коллективу класса. Например, я курирую производственный сектор ученического комитета и комитета комсомола. Мы разработали примерные вопросы, по которым смотрится работа каждого классного коллектива или комсомольской группы. Перечень вопросов создает картину учебной работы в каждой комсомольской группе, пионерском классе. По результатам оценивается работа всего классного коллектива, присуждаются призовые места, за первые вручается на линейке вымпел. Вся работа предается гласности на стенде из девяти планшетов. В воспитании сознательной дисциплины ребят большую помощь педагогическим коллективам оказывают педагогические отряды. Каждому чде- ну педотряда мы выдали памятки, где отражены его обязанности. С момента создания педагогического отряда в школе установились более тесные контакты классных коллективов с производством. Одно из важнейших условий воспитания сознательной дисциплины — правильные взаимоотношения педагогов и воспитанников. Норма этих отношений — сочетание высоких моральных требований и товарищеского уважения к воспитанникам. Большую роль оказывает система мер поощрения и наказания. Эти меры должны широко обсуждаться в классном коллективе, предаваться широкой гласности, только тогда они могут быть эффективными. Е. АЛКСЕЕВА, завуч Сокурской средней школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2