7 августа 1984 г., № 95 (4905) МОШКОВСКАЯ НОВЬ В О С П И Т А Н И Ю — К О М П Л Е К С Н Ы Й П О Д Х О Д Приблизить 'Книга — один из воспитателей юных. Поэтому мы стремимся приобщить к ’ ней учащихся старших классов. Так, в прошлом учебном году вместе с преподавателем русского языка и литературы Е. И. Меньшиковой мы провели в девятых классах средней школы, читательскую конференцию «Корчагинцы наших дней» по книге Титова «Всем смертям назло» и другим произведениям. Чувства, мысли, 'возникшие при чтении книг, вылились затем у ребят в строки сочинений. -V С большим интересом воспринимают учащиеся библиотечные уроки. Например, для выпускников средней школы весной мы организовали такой урок по справочным изданиям. Ведь, покинув стены школы, юноши и девушки будут посещать большие библиотеки, где им придется пользоваться различными справочниками. Хороший духовный заряд дают ребятам музыкальные часы, которые проходят в читальном зале нашего филиала. Запомнился всем собравшимся музыкальный час, посвященный 50-летию со дня рождения первого космонавта Земли Ю. Гагарина. Вначале был сделан обзор литературы о '^ ш з н и первопроходца космич е с к и х трасс. Затем слушателям предложили литературно. - музыкальную композицию из стихов и песен о Ю. Гагарине. Мы используем набор пластинок, имеющийся в филиале. В новом учебном году проведем вечер в честь 40-летия Великой Победы, откроем клуб по правовому воспитанию, на общешкольном комсо. мольском' собрании сделаем обзор «Твой читательский формуляр». В обзоре покажем сколько комсомольцев являются читателями нашего филиала, расскажем о тех ребятах, кто увлекается чтением, имеет хороший читательский вкус. Это мероприятие будет направлено на приобщение к систематическому чтению тех, к читателю кто пока берет в руки книгу лишь от случая к случаю или вообще проходит мимо библиотеки. Те школьники, что посещают наш филиал, обращают внимание на разнообразие книжных выставок. Многие из них обычно предлагают новинки литературы. Сейчас подготовлены выставки произведений на такие актуальные темы, как «Мир нужен всем», «Капиталистический запад наших дней», «Поколение обманутых» (о положении молодежи в странах капитализма) и другие. Всегда пользуются успехом книги с выставок «По странам и континентам», «Наш духовный мир» и других. Понимая важность профориентационной работы с подрастающим поколением, мы постоянно ведем «Календарь профессий». На красочно оформленном увеличе и н о м листке календаря к дню каждого профессионального праздника мы помещаем рекомендательные списки литературы о тех или иных профессиях. Этой же цели служит картотека «Мир труда широк и светел». Среди школьников особенно отличаются читательскими интересами К. Рябова, М. Ба- женкова, С. Сазыкин и другие. Мы пропагандируем книгу, конечно, не только среди учащихся, но и учителей, воспитателей, родителей. С этой целью мы организуем выставки, беседы о литературе на темы воспитания, в частности, на общешкольных родительских собраниях. В день, когда проходит первый педсовет перед началом нового учебного года, мы организуем для учителей расширенную выставку методической литературы по предметам. А. ТИХОНОВА, зацелующая Станционно . Ояшинским филиа л о м центральной райо и н о й библиотеки. Кновому учебному году В методический кабинет рай- оно поступили новые книги. Пособие П. М. Брысина «Учебно-материальная база начальной военной подготовки» (издательство «Просвещение», 1984 г.) окажет военному руководителю практическую помощь в оборудовании кабинета, постройке тира, создании и совершенствовании элементов' комплекса учебноматериальной базы, изготовлении учебных наглядных пособий. Оно знакомит читателя с некоторыми рекомендациями по применению на уроке наглядных пособий и технических средств обучения. Книга М. Н. Скаткина «Трудовое воспитание и профориентация школьников» (Москва, «Просвещение», 1984 г.) познакомит с тем, как целенаправленно готовить учащихся к трудовой деятельности с учетом потребностей народного хозяйства. И. К. Турышев в пособии «Преподавание физики в 8 классе» («Просвещение», 1984 год) приводит методические рекомендации по изложению основных тем курса физики 8 класса. М. М. Стракевич составила «Сборник диктантов по русскому языку» («Просвещение», 1984 г.) для 6 классов средней школы. Наряду с текстами для обучающих и контрольных диктантов, в пособии предлагается система заданий, включающих повторение наиболее трудных вопросов правописания. Книга В. М. Потапова «Строение и свойства органических веществ» («Просвещение», 1984 г.) — это учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 класса. Даны некоторые сведения - о промышленном получ е н и и важнейших органических веществ. П. В. Стратилатов в методических заметках «О системе работы учителя математики» («Просвещение», 1984 г.) подытоживает почти 50-лет- нюю работу по преподаванию математики в средней школе. В книге рассматриваются такие вопросы, как профессия учителя математики, процесс обучения математике и методика ее преподавания. Помещенные в книге Н. Б. Мельниковой «Геометрия в 7 классе» («Просвещение», 1984 год) методические рекомендации ориентируют учителя в работе по новой программе и новому учебнику геометрии для 7 класса средней школы. Вопросы экономики, организации, управления и планирования в сельском хозяйстве освещены в книге Н. С. Слепцова «Экономика социалистического сельского хозяйства» («Просвещение», 1984 г.). Большое внимание здесь уделено вопросам использования местного, фактического материала при изучении экономической географии СССР в 8 классе. ^ И. С. Марьенко в книге «Примерное содержание воспитания , школьников» («Просвещение», 1984 г.) дает рекомендации по организации системы воспитательной работы в школе, раскрывает особенности воспитания и задачи по возрастным группам классов, указывает примерные виды деятельности и занятий с учетом современных требований. В. В. Макаев в пособии «Система воспитания школьников на примере жизни и деятельности В. И . Ленина» («Просвещение», 1984 г.) раскрывает основные направления учебно - воспитательной работы с учащимися 1—3, 4 —7, 8—10 классов на примере жизни, деятельности В. И. Ленина. Идейно . политические и психолого - педагогические основы деятельности комсомольской организации, содержание, формы и методы работы, вопросы руководства комсомольской организацией рассматриваются в пособии А. В. Ива.* щенко • «Теория р методика комсомольской работы в школе» («Просвещение», 1984 г.). 3. БАРАНОВА, методист районо. СОКРОВИЩА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МУДРОСТИ ...Не забывай ежедневной, обязательной гимнастики, заставляй себя проделать по нескольку десятков (без уступки!) всяких движений! Это очень важно. В. И. ЛЕНИН. Спорт формирует культуру оптимизма, культуру бодрости. А. В. ЛУНАЧАРСКИЙ. Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры. И. П. ПАВЛОВ. , * НА СПОРТИВНЫЕ ТЕМЫ * ПРОБЛЕМЫ * СУЖДЕНИЯ * ВЫВОДЫ н е д о л ж н о БЫТЬ РАВНОДУШИЯ Начиная с 1976 года наш район ни разу не стал не только победителем, но даже призером зимних и летних областных сельских игр. Может быть, у нас не хватает хороших спортсменов? Да нет. В отдельных видах наши парни и. девчата занимали, да и сейчас занимают призовые места в области) Так в чем же дело? На мой взгляд, в первую очередь, необходимо обратить * внимание на организационную сторону физической культуры и спорта в районе. За непосредственное развитие спорта отвечает райспортком и т е т. Большая и ответственная задача ложится на него, прежде всего в создании первичных коллективов физической куль- ~£ туры непосредственно в трудовых коллективах: в колхозах, совхозах, промышленных предприятиях и других организациях и учрежден и я х. Только создав первичные очаги спорта, можно чего-то добиться. Комитет обязан проводить с председателями первичных коллективов физкультуры, инструкторами . методис т а м и большую методическую работу, организовать учебу тренеров - общественников, судей по спорту, разработать календарь соревнований, положение по каждому виду спорта, а чтобы соревнования проходили на высоком организационном уровне, создать федерации по видам спорта. Для привлечения широких слоев населения к физической культуре и спор. V ТУ необходимо как можно ши- ре вести агитационную и пропагандистскую работу как через печать, так и через местное радио. Что же мы имеем на сегодняшний день на спортивной ниве? Какие вопросы рассмотрел райспорткомитет, хотя бы за прошедший год, что конкретно претворено из рассмот. ренных вопросов в жизнь, сколько создано первичных коллективов физической культуры? В каких хозяйствах побывал председатель райспорт- комитета, члены комитета, сколько организовано соревнований в первичных спортивных коллективах? А много ли подготовлено тренеров.обществен- ников, судей по спорту? Любителям спорта приходится соревноваться среди разной домашней живности, которая спокойно разгуливает на футбольйом поле. Ну, а как проходят наши районные соревнования?! Победители их объявляются через две, а то и больше недель после соревнований. Многие ли знают, какие виды входили в летнюю районную спартакиаду, кто стал победителем и лидером в отдельных видах, всей спартакиады? Это уже агитация и пропаганда спорта. Однако рекорд всем этим организационным неурядицам был поставлен по случаю проведения «первенства» района по футболу. Почему слово «первенство» взято в кавычки? Разве хоть мало-мальски уважающий себя физкультурник или спортсмен осмелится назвать эту пародию розыгрыша первенством района? До настоящего момента нет положения о проведении первенства, есть только график игр, да’ и тот был составлен в присутствии только трех представителей из шести: кроме двух заявок от остальных команд - участниц (а должно быть шесть заявок, заверенных врачом, руководителями предприятий или хозяйств). Не назначен главный судья соревнований. Нет судейской коллегии. И вот собираются команды и решают, а кто же будет судить, одна команда за ивана Ивановича, а другая говорит, что судить будет Степан Степанович. На поле шум, гвалт. Наконец, согласились на том, что судить будет игру тимо- фей Тимофеевич. В ходе игры выясняется, что тимофей Тимофеевич плохо разбирается в футболе. Начинаются взаимные упреки, оскорбления судьи, игроков — и все это в присутствии болельщиков. Иг. ра превращается в цирковое представление, только с той разницей, что, если цирк поднимает у людей настроение, наше же — вызывает отвращение. Разве неведомо председателю райспорткомитета В. В. Барбарину о том, что прежде, чем начать какое-то соревнование, необходимо разрабО)- тать положение об этом соревновании, на коллегии райспорткомитета его утвердить и хотя бы за месяц до начала соревнований позаботиться о том, чтобы это положение дошло в первичные коллективы. А ведь в положении предусмотрены все самые необходимые вопросы, касающиеся проведения соревнования: и кто может участвовать, и кто должен судить, обеспечить медицинскую помощь, и кто главный судья соревнований, и.кто входит в спортивно-техническую комиссию, заддча которой утверждать результаты соревнований, наказывать нарушителей и т. д. В финал летней спартакиады у нас была допущена без единой отборочной игры команда СУ-49. Нарушен самый элементарный спортивный принцип — принцип честной борьбы. Я пишу обо всем этом не с целью сказать, что вот, мол, председатель райспорткомитета такой-сякой. Проблема глубже. При попустительстве, а точнее нежелании как следует организовать спортивную работу райспорткомитета в районе в ряде организаций появились люди, отвечающие за развитие физкультуры и спорта на своем предприятии, любым, далеко не всегда честным спортивным путем стремящиеся заполучить победу, в том или другом виде спорта. В составы своих команд они включают спортсменов, не имеющих никакого отношения к их трудовому коллективу. Все это создает нездоровую атмосферу/ Так, незаконная игра в финале летней спартакиады волейбольной команды СУ-49, да и в футбольной команде этого коллектива не все в порядке, почти более половины команды — люди, которые работают в других организациях. Конечно, пригласить хорошего игрока со стороны намного легче, чем вырастить такого же из рядов своей молодежи. Вот и получается, что вроде бы коллектив отбрасывает свою же молодежь в сторону. А ведь задача спортивных работников, как можно больше привлечь тружеников к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Далее, неорганизованное проведение соревнований только снижает к ним интерес, отбивает желание к занятиям физкультурой и спортом. У спортсменов появляются нездоровые страсти. Отрицательно к таким соревнованиям относятся подростки. Они видят, как мы поступаем на поле, беговой дорожке, волейбольной площадке и подражают нам, но подражают не только в хорошем, но и в плохом. Еще одна важная деталь. С каждым годом становится все меньше различных соревнований, особенно по шахматам, легкой атлетике, волейболу, баскетболу, гиревому спорту, настольному теннису. Наше государство поставило перед физкультурными работниками задачу — сделать все необходимое, чтобы физкультура и спорт стали всенародным делом. У нас в районе много хороших тружени- ков-спортсменов, руководите- лей-спортсменов, школьников. спортсменов, много истинных любителей физкультуры и спорта. Думается, что каждый из них также переживает, огорчается, что наша районная спортивная «жизнь» пока не на должной высоте. А. КОЛПАКОВ, учитель физвоспитания Мошковской средней школы. Редактор А. Т. ПОДДУБСКИИ.
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2