Мошковская новь, 1984 № 093

f 2 августа 1984 г., № 93 (4903) МОШКОВСКАЯ НОВЬ человека! Любви, браку, семенным отношениям в послед- i нее время уделяется большое внимание в научно - популярной литературе. Как, например, в книгах «Мы и наша с.емья» (издательство «Молодая гвардия», 1983 год). Л. Ю. Образцовой «Твой дом, твоя семья» (Лениздат, 1983 г.), «Ромашка» («Молодая гвардия», 1983 г.), недавно поступивших в центральную районную библиотеку. Страницы эти книг волнуют, учат, вызывают раздумья... А, С. Макаренко мудро сказал о любви, что это обыкновенное дело, которое нужно организовать. И ответственны за это те двое, кто создает семью. - • к) jUj АИБОЛЕЕ остро скла- ** дываютсл отношения у молодой пары в начале совместной жизни. И начинаются все недоразумения с попытки мужа или жены любой ценой отстоять свою. «независимость». Как установлено социологическими исследованиями, в начальный период брака мужчины более уступчивы, чем женщины: в 2,5 раза чаще соглашаются с женой, в 3 раза реже спорят с ней з резкой форме. В то же время порой властность, самоуверенность, бескомпромиссность женщины, ее нежелание понять поступки других членов семьи создают почву для конф ­ ликтов. Не случайно при анкетировании на вопрос: «Какие качества вы цените в вашей спутнице жизни?» — большинство мужчин ответили: «доброту, внимание, мягкость», а среди причин разлада в семье на первое место поставили «неуважение», «недоверие», «непониман и е». Частые размолвки в конце К Л У Б К Н И Г О Л Ю Б О концов приводят к тому, что людям становится трудно быть рядом, жить под одной крышей. И тогда нет покоя, нет супружеского союза. \ | / ИЗНЬ семьи так много- •*“ образна и многолика, что не найти и двух одинаковых семей. А значит, и уклад каждой из них свой, особый. И все-таки есть какие-то общие стремления, пути, которые ведут к созданию здоровых отношений между людьми, всту. лающими в брак. Все каТце сейчас в разговорах о семье произносится слово «совместимость». Не в ней ли загадка счастливых браков и несчастливых'. Биологический термин, примени- ■тельно к человеческим отношениям, вбирает в себя более широкое и глубокое содержание. Прежде всего, — сходство взглядов, интересов, привы. чек, то есть совместимость психологическую, одинаковость или полярность темпераментов. Но влюбленные, вступая в брак, менее всего задаются вопросом — кто он, мой избранник, сангвиник или флегматик? А потом оказывается, например, что оба супруга — люди одинакового'темперамента. Очень скоро это проявляется в несдержанности одного, ответной резкости другого. Обида, затяжные конфликты, а потом — разрыв. А исход мог быть иной, если бы он и она, осмыслив причину ссор, вместе искали разумное разрешение возникающих конфликтов. И в этом им помогали бы и любовь, и духовная близость, и общность интересов. Нет, совместимость не обязательна от природы. Любящие могут и должны создавать ее сами, причем изо дня в день. Это, собственно, и есть тот «неустанный труд любви», творчество семейных добрых отношений, о которых писал Ф. Достоевский. Дом, где тебе спокойно и радостно, где тебя окружают любящие, внимательные люди, лечит, продлевает душевную молодость и свежесть чувств, сберегает от старения. \1 / ЕНЩИНА всегда была хранительницей домашнего очага. И сейчас, чаще всего, именно она создает тот эмоциональный фон, неповторимую атмосферу нежности, любви, которая делает для нас отчий дом любимым. Ведь в женщине таятся изначальная доброта, талант преданности, материнское обаяние. Наша современница и соотечественница — необык н о- вейная женщина. У нее умелые руки, пытливый ум, хозяйский глаз, отзывчивое, доброе сердце. Эти привлекательные качества проявляются всюду, где бы ни -трудилась женщина. Вместе с мужчинами женщина участвует в созидательном труде, в управлении социалистическим государством. Но есть у женщины и еще одно очень высокое предназначение. Она — жена, мать, хозяйка дома. В то же время она хочет быть привлекательной, нарядной и в будни, и в праздники. А это совсем не. просто — сочетать работу на производстве и заботу о семье, 'о детях, о себе самой. Но, получив духовную зарядку на работе, жена и мать тем охотнее и энергичнее берется дома за хозяйственные дела. И, как это ни парадоксально, устает от них меньше, чем домохозяйка, которая постоянно занята кухней и детьми. Работа эта одухотворяется для женщины сознанием, что делается для самых дорогих для нее людей на свете: скучные, монотонные приготовление пищи, стирка, уборка сберегают здоровье мужа и детей, создают в доме уют, хорошее настроение. А если так, то и стиль поведения в семье должен быть основан на терпимости, доброжелательности, чувстве такта. К слову жены, матери, хозяйки дома в семье обычно прислушиваются с уважением, ее мнение, как правило, бывает решающим. Какую большую ответственность возлагает это на женщину! Она не имеет права на дурные привычки, грубость, проявления неуважительного отношения к окружающим людям. Каждое замечание, высказанное ею членам семьи, должно быть обдуманным, справедливым, тактичным. ПОЧЕМУ-ТО принято считать, что тактичным надо быть только на работе, в гостях, дома — необязательно. В своей квартире, мол, человек имеет право расслабиться, вправе дать волю своим эмоциям. И нередко дает — разговаривает „на повышенных тонах, одергивает домочадцев и при» этом не стесняйся в выражениях. Тай крепкой семьи не построить. Взаимная тактичность в семье — вот основа ее здоровых, добрых отношений. И здесь тон задает женщина. Такт не может быть чисто внешним проявлением. Он подсказывается воспитанностью, культурой, чуткостью. Быть тактичным — значит уметь подойти к другому так, чтобы не задеть его самолюбия, не вызвать раздражения, постараться помочь ему. Бестактность же в семье проявляется в том, что люди не считаются друг с другом в мелочах: разговаривая, перебивают друг друга, осаживают, отпускают неуместные шутки, зло подтрунива ю т ' над нечаянной оплошностью, а порой и над физическими недостатками. Бестактностью грешат те супруги, которые жалуются друг на друга знакомым, распространяются о недостатках, а порой и о самых интимных сторонах своей семейной жизни. Чаще всего это ведет к ослаблению супружеских уз, а иногда к и к разрыву. Тактичности можно и нужно учиться, как и хорошим манерам. Эти добрые навыки и общепринятые формы общения людей между собой отражают внутреннее отношение человека к окружающим. Тот, кто с детства, в кругу семьи, усвоил это, для кого хорошие манеры стали нормой поведения, всегда будет располагать к себе, вызывать симпатию и доверие. Мы с признательностью смотрим на мужчину, уступающего в транспорте место женщине, пропускающего ее впереди при входе в помещение, помогающего ей подняться с сиденья. В правилах этики женщина имеет немалые преимущества перед мужчиной и вправе рассчитывать на его вежливость. Но и в женщине мужчина рассчитывает видеть пример умения вести себя всегда и всюду с достоинством, сдержанно, доброжелательно, быть естественной и привлекательной. Та, ‘ которой свойственно все это, не станет повышать голос ни на близких, ни на посторонних, не вступит в перепалку с соседями или сослуживцами, а постарается вежливо и спокойно уладить конфликт. Воспитанная женщина не опаздывает, не допускает неряшливости в одежде, отрицательно относится к употреблению' алкоголя и курению. с СТЬ такое славное рус- *** ское слово «лад». Применительно к семье оно говорит о гармонии в ней, о союзе, содружестве любящих, понимающих друг друга и взаимно уважающих людей. Как это естественно, чтобы человек с удовольствием думал о своем доме, возвращался в него каждый раз с радостью, зная, что здесь все его ждут,- он любим, здесь разделят его тревоги и радости. В семье, где есть понимание и взаимная поддержка, принято делиться своими служебными заботами, советоваться, как лучше поступить в том или ином случае. Добрые чувства создают прочный фундамент семейной жизни, на котором устойчиво держится спокойный и долголетний брачный союз. Причем, с годами он крепнет, даже если на смену пылу молодой влюбленности приходит взаимная симпатия. Множество общих интересов связывает с годами людей духовно близких и прежде всего забота и ответственность за свою семью, за- будущее детей. Вырастить их, воспитать «е просто, но без них пуста, бесцельна и бедна жизнь, тихо и холодно -в доме. Г ЧАСТЛИВАЯ семья на- *■' чииается с любви. Но как - много приходится пережить, понять и простить в супружестве. Зато, пройдя эти испытания, победив, супруги могут гордиться, когда им говорят: «Хорошая у вас семья!». 3. АНДРЕЕВА. р. и. Мошково. НА В О Л Н УЮЩ У К Г Т Е М У ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ИНТЕРЕСЫ Петрарка умер в своей библиотеке, уронив голову на раскрытую книгу. «Прощайте, друзья!» — такими были последние слова Пушкина, обращенные к книгам. Оба ликих поэта видели в книггге проявление самых высоких человеческих устремлений. Не только мы читаем книги, но и книги читают нас. В этом отражен так называемый «парадокс самовыражения», когда человек своим отношением к какому-либо предмету раскрывает и собственный внутренний мир. Из. истории известно, что книги можно ненавидеть и бояться их (вспомним периоды мракобесия), книги можно презирать (как это делала средневековая чванливая знать), в книги можно влюбляться, испытывая от прикосновения к ним чувственное наслаждение, книги можно уважать, как уважают друзей. Известно, что в личных библиотеках советских людей находится более 30 миллиардов экземпляров книг. Это значит, что в среднем на каждую семью приходится около полу- тысячи томов. Мы — не только. самая читающая страна в мире, но и самые активные покупатели книг. Стотысячные тиражи мгновенно исчезают с полок книжных магазинов. И даже миллионные экземпляры, кажется, лишь увеличивают аппетиты советских ^книголюбов. Собирание домашних библиотек из прихоти одиночек-библиофилов превратилось в увлечение самой широкой массы людей. Уважение к литературе усилено быстрым ростом образовательного уровня населения. К этому можно добавить и подъем жизненного уровня советских людей. И наконец, еще один немаловажный фактор— свободное время — сокращение рабочей недели и введение дополнительного' выходно г о дня. В нашей стране приобретение книг стало массовым увлечением. Немало хороших личных библиотек и у жителей нашего района. Например, это библиотеки инструктора райкома КПСС В. А. Череми. сина, начальника районного отделения «Союзпечать». Г. М. Жерносенко, работника районного узла связи Ю. 'И. Балабана, членов первичной организации книголюбов районо В. Я. Ходыревой, Т. А. Пота- шовой, А. М. Цепаевой, А. С. Свитич и многих других. Эти люди, истинные ценители книг, не только сами постоянно черпают из них духовное богатство, но и щедро делятся им с окружающими. Но, бывает, захваченные увлечением книгами, люди не всегда руководствуются любовью к литературе. О вкусах владельца библиотеки можно узнать по тому, как он берет книгу в руки или как: он о ней рассказывает. В одном случае книголюб покажет со-* беседнику обложку, обратит внимание на бумагу, поведает о тех трудностях, которые ему пришлось преодолеть, чтобы эту книгу достать. В другом — он станет убеждать, насколько интересна эта книга, процитирует любимые места. У одних можно заметить в глазах нервный блеск, и волнение, у других — воодушевление; у одних — самодовольство, у других — искреннюю радость. Есть много и других особенностей, которые помогают нам судить о том, что стоит за книгособиратель- ством: духовные потребности или престижные соображения. Бывает, довольствуются тем, что книги можно просто иметь у себя. Но тогда библиотека становится предметом домашней обстановки, как телевизор или холодильник. С такими «библиофилами» говорить о литературе бесполезно. Для них книга — собственность, у них трудно попросить что- либо почитать. Дают книги лишь те, для кого они не вещь, а духовная пища. Чтобы преодолеть вещизм в отношении с книгой, надо освободиться от всех престижных мотивов. Только тогда книга может ответить взаимностью и озарит светом, который вызовет к жизни ростки истинной духовности. Подлинно духовное общение с книгой ведет к подлинно человеческому общению с людьми, когда вместо борьбы самомнения («А у меня есть то, чего нет у тебя!») на первый план выступает Искусство, которое сближает и роднит людей. Можно иметь библиотеку, похожую 1 на многие другие, по при этом быть личностью оригинальной, в том числе' и в своих литературных вкусах и привязанностях. Каждый решает сам, какие книги ему покупать. И тогда основу библиотеки составляют книги по спорту или филателии, музыке или рукоделию. Но думается, что для хорошей библиотеки этого мало. Книги по интересам и классика — вот, пожалуй, основные моменты в составлении хорошей домашней библиотеки. Ну, а если в доме есть дети,- разве могут они обойтись без книги? Тут тоже есть своя классика в миниатюре — сказки. Они пробуждают фантазию, .учат добру и справедливости. Ребенку нужны практические знания об окружающем его мире. Поэтому желательно иметь в ,домашней библиотеке детские книги, занимательно рассказывающие о серьезном. А можно ли забыть приключения и фантастику? Конечно же, нет. Вы не любите стихов? Значит их не было перед вами, когда ваше сердце щемила невысказанная грусть или когда вы впервые встретили поразившую вас красоту, перед которой обычные слова кажутся затертыми. И тогда только мелодия и ритм, которые спрятаны в стихах, как в нотных знаках, выразят самое сокровенное. Поэтому без по- эзии домашняя библиотека бедна. Истинная самобытн о с т ь может быть достигнута человеком только в результате собственного духовного роста, в чем немалую роль играет чтение*. Если книга — друг, то можно только радоваться, что у нас хорошие друзья. Если книга — наш единственный верный друг, то это тревожный £имгТтом, .свидетельствующий о какой-то душевной травме или пробеле в вое. питании. Если, прочитав книгу, хочется поделиться с другими — это значит, что мы в добрых отношениях с книгой и с людьми. 3. БАРАНОВА, председатель правления районной организации кии. голюбов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2