Мошковская новь, 1984 № 078

[28 июня 1984 г., № 78(4888); IМОШКОВСКАЯ НОВЬ: 1C Л У Б К Н И Г О Л Ю Б О тшж faltS в ы е ж у р н а л ы Предлагаем вниманию читателей обзор новых литературно - художественных журналов, поступивших в центральную библиотеку. Журнал «Сибирские огни» № 2, 1984 г. публикует роман 3. Домино «Пора по-домам, ребята». События, описываемые в нем, происходят в Польше после окончания войны. Для устранения чудовищных по масштабу разрушений, ликвидации ущерба, нанесенного хозяйству и населению, наши войска были оставлены на территории Польши. Большое место в романе * уделено взаимоотношению на- к 1 ших воинов с местными жи- ь телями. Повесть Д. Евдокимова «Добрые времена» о современном рабочем классе. Светло и ярко выражены в повести чувства любви и дружбы. Главный герой романа — Ромка Бессонов. Не все гладко складывается в его. судьбе. Случилось так, что в один день он мог потерять и друга, и любимую девушку. Повесть напечатана в журнале «Москва» № 3, 1984" г. О нелегкой судьбе женщины пишет И. Герасимов в романе «Радости земные», опубликованном в журнале «Знамя» № 4—5, 1984 г. Много судеб искалечила война, все перепуталось в жизни, и как нелегко начинать жить по-новому. Вот и у героини романа жизнь распорядилась так, что любовь пришла с опозданием, когда уже сложилась семья, появился ребенок. В третьем номере журнала «Дружба народов» за 1984 < год. начинает печататься новый роман Ю. Семенова «Пресс-центр или Анатомия политического преступления». В один день происходят два события, которые затем разворачиваются на протяжении всего романа. Совершено убийство одного из крупных бизнесменов, но .представителям высших кругов' ЦРУ выгоднее выдать убийство за самоубийство. Почти в это же время был избит до полусмерти русский журналист, якобы замешанный в аморальной связи с немецкой журналисткой, тоже настроенной реакционно по отношению к ЦРУ. Роман насыщен острыми конфликтами. Продолжение романа в 4 номере журнала. Т. МИХАИЛИНА, работник центральной районной библиотеки, р. п. Мошково. «Что такое ударная стройка?— Не отчеты, не цифры, не речи, Не плакаты, кричащие бойко, А живые сердца человечьи». И. ХАРАБАРОВ. Цель библиографического пособия «Строим Всесоюзные ударные» (М., 1983) — рассказать о книгах и статьях, герои которых — молодые труженики Всесоюзных ударных комсомольских строек, комсомольцы, под руководством партийных организаций активно участвующие в решении народнохозяйственных задач, формировании трудовых коллективов, освоении новых районов страны. Многие задают вопрос: в чем же кроется секрет притягательности и популярности Всесоюзных ударных комсомольских строек? Вероятно, прежде всего в том, что они на деле наиболее полно отвечают стремлениям молодежи к новому, неизведанному, к романтике подвига и новых Помощник читателя дорог. Масштабность задач и их необычность притягивают на такие стройки людей разных профессий и уровня знаний. На ударных стройках, где все начинается с первого колышка, где все находится в постоянном движении и обновлении — и само производство, и быт, в наиболее концентрированном виде идет проверка на прочность характера человека, его нравственных качеств. Здесь по-особо- му молодой человек видит й понимает глубокую взаимосвязь личного и общественного, сознает ответственность за свой вклад в работу всего коллектива. И это соответствует ленинскому завету молодежи — быть всегда и во всем ударной бригадой, проявлять свой почин, свою инициативу, свой революционный порыв. Открывает пособие статья заместителя заведующего отделом рабочей молодежи ЦК ВЛКСМ В. П. Карнюшина «Ленинский комсомол — надежный шеф советских строек». В первом разделе — «Под руководством партии, вместе с народом» — рекомендуются программная речь В. И. Ленина на III Всероссийском съезде РКСМ, где говорится о роли молодежи в создании коммунистического общества, документы XXVI съезда КПСС. Завершается раздел материалами XIX с ъ е з д а ВЛКСМ, который определил задачи дальнейшего широкого участия комсомола в шефстве над новостройками одиннадцатой пятилетки. Второй раздел — «Адреса комсомольской отваги и доблести» — отражает книги и статьи о важнейших Всесоюзных ударных стройках 70 х— начала 80-х годов. Каждой стройке посвящен подраздел, который открывается кратким рассказом о значении стройки, о том, что сделал и делает для нее Ленинский комсомол. В третьем разделе — «Наш подвиг будет жить в веках»— обзор ряда художественнопублицистических произведений, изданных в конце 70-х — начале 80-х годов и посвященных трудовым будням людей великих строек современности. С этим новым рекомендательным пособием можно ознакомиться в центральной районной библиотеке. Оно адресовано широким кругам молодежи. Пособие могут использовать также руководители кружков комсомольского политик е с к о г о просвещения, агитаторы для рекомендации литературы о героических страницах трудовой жизни Ленинского комсомола. Н. СМИРНОВА, библиограф-информат о р центральной районной библиотеки. Б у д е м б е р е ч ь у ч е бники Каждый год первого сентября миллионы советских ребят садятся за школьные парты. И верными их друзьми и помощниками с первого класса и до выпускного становятся учебники. Только в общеобразовательной школе насчитывается около ста наименований учебников и пособий. Партия и правительство всегда проявляли и проявляют огромную заботу о детях, о воспитании подрастающего поколения. Еще одним подтверждением этому может служить постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переходе на бесплатное пользование учебниками учащихся общеобразовательных школ» (1977 г.). Ни в одной стране мира не издается столько учебников и пособий для школьни ков , сколько в Советском Союзе. И государство дает их бесплатно детям, хотя стоимость учебников повышается (например, за счет того, что раньше их выпускали черно-белыми, а теперь большинство — в цветном исполнении). По мере накопления книжного фонда в школах появилась возможность издавать учебники не ежегодно, а с периодичностью в четыре года. Что это дает? Если в 1980— 1981 учебном году было выпущено 1654 названия учебников и пособий общим тиражом 238 миллионов экземпляров, то в 1981—1982 учебном году —• уже 1500 наименований тиражом 221 миллион экземпляров, что примерно на 60 миллионов экземпляров меньше, чем в 1977—1978 учебном году.! Естественно, это позволяет уменьшить расход бумаги на издание учебников на 10—12 тысяч тонн в год и использовать сэкономленные материалы для выпуска художественной, в том числе и детской литературы. Забота об учебной книге стала составной частью работы в школе. Для этого используют, в том числе и в школах нашего района, разнообразные формы: беседы, читательские конференции, лекции, тематические вечера, родительские собрания, выставки и смотры- конкурсы на лучшую сохранность учебника и другие. В Мошковской, Большевистской, Новомошковской, Октябрьской, Ташаринской, Со- курской № 105, Обской, Ра- дужской, Красногорской и других школах района хорошо организована работа по воспитанию у учащихся осознанного, бережного отношения к учебнику как государственному достоянию. В этих школах регулярно проводятся рейды по сохранности книг. Итоги обсуждают на заседаниях учко- мов, советов пионерских дружин, на совещаниях учителей, родительских собраниях. В школах работают кружки по реставрации, мелкому ремонту «Книжкина больница», «Доктор Айболит», «Живи, книга». Учащиеся в этих кружках приобретают навыки по хранению и сбережению книг, устранению незначительных повреждений, осваивают про- кольный переплет газеты «Пионерская правда», простейшие способы переплета комплектов детских журналов. В новом учебном году необходимо наладить работу кружков переплетного дела. Приобщение ребят к работе в этих кружках даст им возможность проникнуть в тайны производства книги, поближе познакомиться с ее историей. Успех работы кружка во многом будет зависеть от оборудования помещения, оснащения инструментами и приспособлениями, от установления прочных связей с предпри" ятием. Родители кружковцев также могут оказать помощь в оборудовании помещений, проведении встреч с интересными людьми, бесед, экскурсий. В августе методический совет районо проведет семинар по организации кружков по переплетному делу, на который будут приглашены библиотекари школ. 3. АНДРЕЕВА. Для вас, у ч и т е л я В постановлении ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» перед педагогическими коллективами поставлена задача «неуклонно повышать эффективность и качество учебной и воспитательной работы, добиваться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся и приобретению ими навыков самостоятельного пополнения знаний». Решению этой задачи, всемерной активизации самостоятельного творческого мышления учащихся будет служить применение как в учебной, так и внеклассной работе исторических игр. Книга Г. А. Кулагиной «Сто игр по истории» (М., 1983) поможет школьникам лучше усвоить отдельные понятия исторических курсов, будет способствовать развитию памяти, расширению кругозора учащихся и закреплению полученных знаний на уроках истории. Основу «Сборника конкурсных задач по математике» (М., 1983) наряду с методическими указаниями и решениями составляют задачи, предлагавшиеся на письменных и устных вступительных экзаменах по математике более чем в ста вузах разных профилей. Всем известно, что задача урока%физкультуры образовательная — научить детей определенным умениям и навыкам. А укрепление их здоровья может реально осуществляться только за счет внеклассных и внешкольных занятий. Книга А. А. Сучилина «Футбол во дворе» (М., 1983) является пособ и е м для тренеров-общественников детских футбольных команд, создаваемых в общеобразовательных школах. Она содержит основы современной методики подготовки юных футболистов и написана с учетом проведения тренировок и соревнований в условиях дворовых полей и площадок. Тренеру-общественнику предлагаются месячные планы-графики прохождения учебного материала и 60 уроков с конкретными задачами и упражениями для их решения. В книге С. И. Сдобнова «Учителю труда о народном хозяйстве СССР в одиннадцатой пятилетке» (М., 1983) раскрывается сущность экономических и научно-технических процессов в народном хозяйстве, перспективы его развития в предстоящие годы, основные пути решения поставленных XXVI съездом партии, майским и ноябрьским (1982 г.) Пленумами ЦК КПСС задач в области промышленности, сельского хозяйства и других отраслей общественного производства. В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе —пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка». Учитывая особенности детей младшего школьного возраста И. К. Щеблыкин и другие в книге «Аппликационные работы в начальных класах» (М., 1983) стремились дать учителям, руководителям кружков в пионерских лагерях по возможности простое и понятное изложение методических идей и практических приемов обучения детей аппликационным работам из бумаги. Пособие хорошо иллюстрировано. Пособие Г. И. Перевертень «Самоделки из бумаги» (М., 1983) предназначено для внеклассной работы с младшими школьниками в группах продленного дня, в кружках «Умелые руки», дома. Оно поможет руководителю кружка, родителям в организации и проведении занятий по изготовлению различных самоделок из бумаги. Эти новые книги поступили в районную библиотеку и сельские филиалы. По решению Коллегии Госкомиздата СССР в книжной торговле проводится эксперимент: скупка и продажа подержанных книг у населения на новых условиях. Право проведения эксперимента предоставлено специализированным букинистическим магазинам, букинистическим отделам магазинов, пунктам скупки подержанных книг, а также книготорговым предприятиям, занимающим с я книгообменом. Магазины, участвующие в Проводится эксперимент эксперименте, владельцам книг выплачивают полную букинистическую стоимость изданий 1961 —1982 гг., пользующихся постоянным спросом покупателей, а комиссионное воз-' награждение включается в продажную цену и взимается с покупателей. Первыми в стране эксперимент по скупке и продаже книг на новых условиях провели в 1981—1983 годах книготорговые организации Белорусской ССР. Их работа дала положительные результаты: увеличился приток подержанных изданий в книготорговую сеть, расширился ассортимент букинистической литературы, повысился ее удельный вес в розничном товарообороте. Коллегия Госкомиз д а т а СССР утвердила «Условия общесоюзного эксперимента по скупке подержанных изданий, пользующихся постоянным спросом покупателей, с выплатой владельцам книг их полной стоимости». Согласно «Условиям» продажная цена на издания постоянного спроса устанавливается на 20 процентов выше их покупной стоимости. Новые условия скупки и продажи подержанных книг не распространяются на издания, включенные в действующие каталоги - прейскуранты, и книги, выпущенные менее года назад. По условиям эксперимента книготорговые предприятия на приобретаемых изданиях в присутствии сдатчика ставят штамп магазина, контрольный знак товарове'да, продажную цену, номер покупной квитанции и дату покупки. При повторных поступлениях в магазин книг, ранее уже реализованных с 20-процентной наценкой, сдатчику выплачивается стоимость издания без указанной наценки. А. ЗУБОВ, товаровед райпо по книге.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2