МОШКОВСКАЯ НОВЬ 28 июня 1984 г., № 78 (4888) ШЦЦЦ Решения апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС—в усизнъ! Р А С С К А Ж У О И отдых, и труд Лидия Ивановна Волкова, старший библиотекарь Елты- шевского библиотечного филиала, около двух десятков лет подряд избирается депутатом Кайлинского сельского Совета народных депутатов. Такое высокое доверие оказывают ей елтышевцы не случайно. Знают, что Лидия Ивановна — женщина добросовестная, беспокойная — не отмахнется от их нужд, просьб, не забудет о своих депутатских обязанностях. Взять, к примеру, выполнение наказов избирателей. Сельчане поручили ей позаботиться об огораживании кладбища. Еще в начале созыва Лидия Ивановна обратилась к администрации совхоза с просьбой выделить необходимые пиломатериалы, собрала пенсионеров, да за три дня и поставили ограду. Идут к ней люди за советом, помощью. В Елтышево Л. И. Волкова приехала в 1958 году после окончания культлросветучили- ща. Здесь обзавелась семьей, домом, вместе с мужем подняла на ноги троих детей, здесь встретила и свое пятидесятилетие. Круг должностных обязанностей Лидия Ивановна не замыкает в стенах библиотеки, держит тесную связь с производством, часто встречается с животноводами, механизаторами. Принимает непосредственное участие в оформлении красных уголков, выпуске «Боевых листков», «молний», подведении итогов социалистического соревнования, проводит беседы, обзоры литературы, выступая при этом не только как библиотекарь, но и как депутат, агитатор. Несколько созывов подряд возглавляла Волкова работу культурно - бытовой комиссии при нашем Совете. В этом созыве она—член исполкома Кайлинского Совета народных депутатов. Лидия Ивановна постоянно на заседаниях исполкома, сессиях Совета поднимает вопросы, связанные с улучшением условий жизни, быта односельчан. Так, при ее содействии начат нынче капитальный ремонт фельдшерско- акушерского пункта в Елты- шеве. Ставит на повестку дня депутат Волкова, председатель родительского комитета Елты- ш'евской восьмилетней школы, и вопрос о необходимости строительства кйартир для учителей (в скором времени сразу три работника школы уйдут на пенсию). Волнуют ее и многие другие проблемы. Лидия Ивановна большую помощь оказывает Совету в выполнении доведенного плана по закупу у населения излишков сельхозпродук т о в. Вместе с другими депутатами она провела беседы с односельчанами, помогла организовать ежедневный прием молока путем подворного объезда, по ее инициативе закуп мяса у населения стал производиться заготовителями в определенные дни — по понедельникам. Волковы и сами являются активными сдатчиками излишков сельхозпродуктов. В 1983 году нашему Совету было доведено задание закупить у населения 110 центнеров молока, елтышевцы же продали государству в три раза больше. В первую очередь, благодаря им Совет успешно справился и с планом по закупу мяса. И нынче жители этого села при содействии депутата Волковой принимают активное участие в выполнении Продовольственной программы. Вот о таком, как у Лидии Ивановны Волковой, отношении к выполнению депутатских обязанностей и шла речь на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС. А. АНДРЕЕВ, председатель исполкома Кайлинского сельско г о Совета народных депутатов. ШКОЛА ■ и I ! •— »— — » t и жизнь Время летних каникул для белоярских ребят — это пора увлекательных походов, экскурсий, игр, приятного отдыха на берегу Оби и активного труда в совхозе. Еще задолго до начала лета педколлектив, комитет комсомола школы обсудили план летнего труда и отдыха, серьезно подумали над тем, чем будет занят каждый ученик во время пятой трудовой четверти. Наши малыши, учащиеся 1—4 классов, каждое утро приходят на школьную детскую площадку. Игры, КВНы, чтение книг, купание, изготовление различных поделок, да разве все перечислишь, чем занимаются ребята в эти солнечные дни. Но они не только отдыхают, а и работают: ухаживают за обелиском, цветниками, следят за порядком на территории школы, собирают лекарственные травы. А их у нас в Белоярке много, только не ленись — сорви да подсуши. И малыши с удовольствием все это делают. В награду им — чистый хвойный воздух, да солнечный загар. В июне 25 учащихся из 5—7 классов отдыхают в спортивно - трудовом лагере. Под руководством военрука школы А. И. Ены и преподавателя физвоспитания Н. М. Антипенко они оборудуют и благоустраивают спортивный комплекс. А сколько за этот месяц проведено интересных спортивных состязаний, игр! И на изучение азбуки Морзе нашлось у ребят время. На берегу Оби раскинулся пионерский лагерь «Лазурный» наших новосибирских шефов. 45 белоярских ребят отдохнут здесь летбм по бесплатным путевкам, предоставленным администрацией совхоза, вместе с городскими школьниками. Но звуки задорного горна и барабанная дробь долетают не только с берега реки. По решению совета дружины у нас сформированы и действуют сводные пионерские отряды. Учащиеся, перешедшие в десятый класс, побывали недавно в туристической поездке, познакомились с. достопримечательностями Москвы и ее окрестностей. Сейчас они уже не туристы, а члены ремонтно- строительной бригады. К началу нового учебного года готовят свою родную школу: белят и красят классные комнаты на втором этаже, проводят мелкий столярный ремонт. Ученическая производственная бригада существует в нашей школе не первый год, имеет свои традиции, свой опыт, которые передаются от старших к младшим. В составе бригады несколько производственных звеньев. ПЯТАЯ ТРУДОВАЯ ЧЕТВЕРТЬ В звене кролиководов — учащиеся"' 5—7 классов. Зимой во внеурочное время ребята часто ходили на кролико- ферму к своим шефам. Изучали повадки зверьков, рацион их кормления, помогали звероводам. Кстати, опыт по уходу за кроликами у учащихся уже есть, прошлым летом они самостоятельно вырастили 150 голов зверьков. Вот и нынче совхоз выделил для школы один шед (летнее помещение, приспособленное для содержания животных), где разместились 300 кроликов. Заключен договор на их выращивание. В течение лета ребята должны освоить 2400 рублей, вырастив 270 кроликов живым весом в 675 килограммов. Руководит работой звена преподаватель английского языка Е. И. Шемашок. Уход за кроликами — это и производственная практика учащихся. Заработанные ими деньги будут перечислены на счет школы. С начала июля приступит к работе и звено норководов из учащихся 8—10 класов (звеньевая Марина Созинова, секретарь комсомольской организации). В этом году желающих поработать на норковой ферме с избытком, заявления подали 55 человек, хотя первоначально планировал о с ь принять в звено только 45. Этот пример говорит о том, что школьники охотно помогают взрослым на производстве. В течение всего учебного года старший зоотехник совхоза Н. В. Моисеева проводила с ребятами занятия, на которых основательно изучались вопросы теории и практики выращивания зверьков. Каждый класс был закреплен за определенной бригадой норководов, учащиеся регулярно помогали своим подшефным. Прошлым летом звено норководов выполнило объем работ на 96 тысяч рублей, нынче же им предстоит освоить около 100 тысяч. Ребята самостоятельно будут работать на группах норок, подменяя ушедших в отпуск звероводов. Заработанные деньги они получат на рукц. Более 60 наших ребят заняты сейчас в полеводстве. Они ухаживают за картофелем, посаженным на одном гектаре для школьной столовой, и за пришкольном уч а с т к о м. Школьники, живущие в Ус- пенке, помогают выращивать лук, морковь, свеклу на участке, принадлежащем Успенскому дому-интернату. Звеньевыми здесь Вера Песчанко (9 класс) и Таня Романюк (7 класс). Часть выращенных ребятами овощей тоже пойдет для школьной столовой. Много забот сейчас и у членов школьного лесничества, возглавляет которое ученик 8 класса Саша Рябинков. Лесоводы (учащиеся 4—10 классов) заняты уходом за лесопосадками, сбором лекарственных трав. Всем нашлось дело по душе. Не стоят ребята в стороне от забот, которыми живут сегодня их мамы и папы, труженики совхоза «Белоярский». В. НОВОСЕЛЬЦЕВА, организатор внеклассной и внешкольной работы Белоярской- средней школы. НЕТ, НЕ ВТООРСТЕПЕНОНЕ ДЕЛО Готовить к семейной жизни Некоторые промышленные предприятия и организации, колхозы и совхозы успешно справились с планом первого полугодия по сбору и сдаче государству металл о л о м а. Среди них совхозы «Белоярский», «Сосновский», «Зеркальный», ДРСУч, Ояшинское хлебоприемное предприятие, райбольница. В целом район имеет за- должность по лому в 280 тонн. Наибольшее отставание к плану первого полугодия допустили Ояшинский завод крепежных изделий, Ташаринское ППЖДТ, ДРСУ-3, ССПТУ-8, райбыткомбинат, колхоз «Ленинец», совхозы «Галинский», В. М. Баймлер — слесарь Ояшинского ремонтно - механического завода. Он проверяет отремонтированные двигатели автомобилей ГАЗ-53. Для этого здесь есть специ- «Восход». Крайне неудовлетворительно идет сдача металлолома на Ояшинском ремонтно - механическом заводе и в совхозе «Ояшинский». Все это стало возможным потому, что многие руководи гели хозяйств считают сдачу лома второстепенным делом, проявляют недисциплинированность в выполнении плана по договорам. В районе имеется достаточное количество металлолома, чтобы выполнить план, и в оставшиеся до конца полугодия дни необходимо это сделать. Т. ШАИДУК, уполномоченный «Втор- чермета». альные стенды, на которых проводится холодная и горячая обкатка двигателей. Н а с н и м к е : слесарь В. М. Баймлер. Фото С. КАЗАКОВА. В социалистическом обществе брак — это добровольный и равноправный союз женщины и мужчины. Взаимная любовь супругов, родителей и детей, чувство долга, ответственности по отношению друг к другу, к обществу, интеллектуальное и нравственное взаимообогащение, коллективизм — вот те основы, которые, в первую очередь, делают семью неиссякаемым источником человеческого счастья. Современные брачно-семейные отношения требуют, чтобы у мужа и жены был высокий уровень нравственно-этической и психолого-педагогической подготовленности, культуры быта. И очень важно помочь подрастающему пок > лению в успешном развитии необходимых для этого личностных качеств. Многие факторы способствуют появлению неудачных браков, увеличению числа разводов, снижению рождаемости. Среди типичных причин разводов — необдуманность в выборе супруга, низкая культура чувств, этическая и психолого-педагогическая безграмотность, неумение вести семейное хозяйство, душевная глухота. Поэтому целенаправленная, разносторонняя подготовка молодежи к семейной жизни — настоятельная необходимость. Эту подготовку должны осуществлять семья, школа и общественность на всех возрастных этапах развития личности. В школах, в том числе нашего района, подготовка учащихся к семейной жизни ведется в учебное и внеучебное время. Содержательные учебные программы дают детям много полезных знаний, а кипучая школьная жизнь предоставляет богатую практику человеческого общения. Уже с учениками 1—-3 классов проводятся беседы об уважении к матери и отцу, дедушке и бабушке, сестрам и братьям. Дети разучивают стихотворения на эти темы, к праздникам готовят мамам подарки, пишут поздравления, приглашают родителей на ок- тябрятские утренники, сборы. С учащимися 4—7 классов проводят беседы: «Твоя родная семья», «Перед мате;я-ю в вечном долгу», «Тепло рабочей ладони отца» и другие. Для вступающих в раннюю юность восьмиклассников вводят и более взрослые темы бесед: «Сам себя воспитать должен», «Твой труд в семье», «Слово о любви» и другие. На занятия по гигиеническому и половому воспитанию отведено 17 учебных часов. Они стали составной частью курса «Человек» (8 Класс), посвященного изучению анатомии и физиологии. На этих занятиях рассматриваются вопросы, связанные с половой принадлежностью, укреплением здоровья молодежи, подготовкой ее к супружеству, к семейной жизни и воспитанию детей. Специфические вопросы личной гигиены для мальчиков и девочек излагаются отдельно. Все это дополняется внешкольной работой, сведениями, полученными из книг, журналов и газет, радио- и телепередач. Таким образом, школьники к началу обучения в старших классах накапливают немало знаний о взаимоотношениях между представителями различных полов, о семье, воспитании. В 9 и 10 классах с нового учебного года будет введен курс «Этика и психология семейной жизни». Основная его щель — формировать у юношей и девушек потребность в создании семьи, готовить к вступлению в брак, учить правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать детей. На занятиях по этике и психологии семейной жизни учащимся не ставят привычные для них оценки. Гражданское взросление старшеклассников, их нравственное обогащение, готовность к самостоятельной личной жизни — вот в чем заключается смысл этих уроков. Перед учителем, которому предстоит преподавать курс, встает непростая задача — найти нужный тон в беседах с учащимися, избежать назидательности, создать атмосферу заинтересованности и непринужденности, вдумчивости и серьезности. Учителя получат пособие под редакцией Й. В. Гребенникова «Этика и психология семейной жизни». В нем автор раскрывает основные вопросы, характеризует воспитательные задачи каждой темы, приводит конкретные материалы и методические рекомендации. 3. БАРАНОВА, методист paflOHov
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2