Мошковская новь, 1984 № 078

Пролетарии всех стран, соединяйтесь! ОРГАН МОШКОВСКОГО РАЙОННОГО КОМИТЕТА КПСС и р а й о н н о г о с о в е т а н а р о д н ы х д е п у т а т о в н о в о с и б и р с к о й о б л а с т и Газета основана 23 августа 1931 года № 78 (4888) ЧЕТВЕРГ, 28 июня 1984 года. Газета выходит по вторникам, четвергам, субботам Ц Е Н А 2 КОП. Животноводы райо н а, претворяя в жизнь решения XXVI съезда партии, последующих Пленумов ЦК КПСС, Продовольственную программу страны, одержали трудовую победе ду. Досрочно — 27 июня — выполнен план первого полугодия по продаже молока государству, который составляет 125 200 центнеров. До конца месяца будет реализовано сверх плана более 3000 центнеров молочной продукции. / Досрочно справились с полугодовыми заданиями по сдаче молока труженики ферм совхозов «?3ер- кальный», «Большевик», «Ояшинский», «Мошков- ский», «Галинский», колхозов «Союз строителей», «Ленинец». Близок к выполнению плана коллектив совхоза «Восход». Главная задача животноводов района сегодня — максимально используя благоприятные ч возможности летнего периода, неуклонно наращивать объемы производства и реализации продукции ферм. I Ч ДНЕВНИК ПОЛЕВЫХ РАБОТ СВЕДЕНИЯ о ходе полевых работ на 27 июня 1 графа — хозяйство, 2 — боронование силосных культур по .всходам, 3 — междурядная обработка пропашных, 4 в том числе картофеля, 5 — химпрополка, 6 — скошено трав, 7 — приготовлено 'витаминно-травяной муки (в процентах к плану) «Ленинец» 100 — — 0 0 О «Союз строителей» 100 «Восход» 151 «Галинский» 70 «Зеркальный» 300 «Томиловский» ' 44 «Барлакский» 26 «Смоленский» 42 «Большевик» 75 «Мошковский» 84 «Ояшинский» 100 «Сосновский» 42 «Белоярский» 100 «Сокурский» 44 По району: 81 На полях района продолжается уход за посевами. Боронование по всходам силосных проведено в районе к 27 июня на 8822 гектарах, что составляет 81 процент занятых этими культурами площадей. Эту работу предстоит выполнить еще на 2038 гектарах. Агротехника возделывания силосных требует двухтрехкратного боронов а н и я (можно и до пяти раз). Кукурузоводы совхоза «Зеркальный» на 3 раза проборонили посевы. В совхозе «Восход» на один раз заборонена кукуруза полностью, а на 563 гектарах — по второму разу. В то же время в совхозах «Бар- лакский», «Смоленский», «То- миловский», «Сокурский» силосные заборонены соответственно лишь на 26, 42, 44, 44 процентах площадей. Кукурузоводы и картофелеводы района к 27 июня провели первую междурядную обработку пропашных культур на 33 процентах площадей. Картофелеводы совхоза «Бар- лакский» приступили к повторной междурядной обработке посевов, в совхозах «Ояшинский» и «Белоярский» завершена первая междурядная обработка. Одним из важнейших агромероприятий в борьбе с сорной растительностью является химическая прополка. На 27 нюня лишь в четырех хозяйствах района занимаются наземной обработкой посевов гербицидами. В совхозе «Зеркальный», например, эта работа выполнена на 29 процентов к плану. Большинство же хозяйств и районная «Сель- хозхимия» еще не приступали к химпрополке. Из 26 опрыскивателей, имеющихся в районе, ежедневно используются 100 — 15 0,2 1 2 — 0 2 0 3 — ' 0 9 4 — — ,-29 10 — 44 0 • Ь 3 46 118 0 4 3 76 86 13 1 4 — — 0 3 19 2 — 0 4 24 100 100 11 11 13 100 100 _ и 0 _ — -г— — 7 4 33 97 4 4 9 6 —7, остальные простаивают. Необходимо немедленно включить их в работу. Корма — основа животноводства. Труженики района взяли обязательство заготовить нынче не менее 25 центнеров кормовых единиц на условную голову скота. Необходимо запасти сена 300 000 центнеров, сенажа —220 000, силоса 1 200 000 , витамин- но - травяной муки — 31000, корнеплодов — 45 000 центнеров. Чтобы выполнить эти планы, следует немало потрудиться. Однако должного напряжения в работе пока не чувствуется. До сих пор не действуют агрегаты по приготовлению витаминно - травяной муки в колхозе» «Ленинец» и совхозе «Восход». За 28 июня в совхозе «Большевик» агрегат выдал 12 тонн питательной муки при плане 8, в совхозе «Мошковский» — 8 тонн при плане 6. В совхозах же «Галинский», «Ояшинский», колхозе «Союз строителей» агрегаты не вышли на расчетную норму выработки. Причина этого — частые поломки АВМ. Случаются и простои, связанные с нарушениями трудовой дисциплины. Наступило время сенокосной поры. Но лишь только в совхозе «Сокурский» заскирдованы первые 50 центнеров сена. В колхозе «Ленинец», совхозах «Сосновский», «Белоярский» ни одной косилки пока не вывели в поле. Злаковые травы подошли уже неделю назад, началась бутонизация бобовых трав. Необходимо полным ходом вести их косовицу с целью получения хорошего Еторого укоса. Вся кормозаготовительная техника сегодня должна работать в полную силу. Двухмесячник по благоустройству Районный штаб по проведению двухмесячника по благоустройству, озеленению и санитарной очистке населенных пунктов провел рейд в р. п. Мошково по проверке санитарного состояния территорий, закрепленных за предприятиями, организациями и учреждениями. По улице Вокзальной неподалеку друг от друга расположились такие организации, как Бердские электросети, райсельхозэнерго, заготконтора райпо. Руководят ими заботливые хозяева. Закрепленные за этими организациями территории своевременно приведены в порядок, ухожены и благоустроены. Вокруг зданий разбиты цветники, клумбы, посажены саженцы. В райсельхозэнерго, например, хорошее впечатление производит декоративное ограждение для цветников, в заготконторе — беседка для отдыха и курения. Фасады зданий оформлены соответствующей наглядной агитацией, имеют хорошие вывески. Но стоило членам районного штаба проехать подальше, на окраину поселка, их взору предстала другая картина. «У семи нянек — дитя без глазу» — эта пословица метко характеризует состояние территории, принадлежащей, сразу трем организациям — дорспецстрою, Мошковскому межлесхозу и Мошкозской ПМК Новосибирского «Обл- спецстроя». Куда ни глянь, здесь груды кирпича, плит, труб, пиломатериалов, металлолома, сваленных где попало и как попало. По соседству с ними приютились и сорняки, которых здесь тоже немало. Беспорядок и на территории мелиоводстроя Болотнинской ПМК, дорожного ремонтно- строительного упра вле ния № 3. В ДРСУ-3, например, у административного здания в былые времена были разбиты газоны, посажены саженцы. Нынче же на этих газонах с комфортом растут полынь, крапива, одуванчики. Правда, и они проявляют недовольство по поводу покосившейся ограды. Не лучше картина и на другом конце Мошкова. На территории транспортного предприятия «Транссельхозтехника», районного объединения «Сельхозтехника» тоже много мусора, хлама, сорняков. Техника здесь размещена хаотично. Административное здание З а г о т о в к а к о р м о в — з а б о т а о б щ а я Решением исполнительного комитета Мошковского районного Совета народных депутатов в целях создания дополнительных запасов кормов сельским и поселковым Советам доведены конкретные задания но заготовке сена: Дуб- ровинскому — 1700 центнеров, Кайлинскому — 700, Бал. тинскому — 400, Новомош- ковскому — 1100, Широкояр- скому — 1000, Сарапульско- му — 800, Барлакскому — 1100, Станционно-Ояшинско- му — 3000, Сокурскому — 4600, Мошковскому — 3800, Ташаринскому — 1800. Всего необходимо заготовить 20 тысяч центнеров сена. Исполкомы поселковых и сельских Советов народных депутатов разработали конкретные мероприятия и довели задания по заготовке сена до каждого хозяйства, предприятия, организации, находящихся на их территории. На рабочих собраниях, сходах граждан необходимо обсудить вопрос об участии в кормозаготовительной кампании всего трудоспособного населения района. ВСЕ ЛИ МЫ СДЕЛАЛИ? «Сельхозтехники» давно ждет побелки стен снаружи, покраски оконных переплетов, дверей. Подъездные пути к этим предприятиям богаты выбоинами. Мало здесь и наглядной агитации. В «Сельхозхимпи» благоустройством тоже не занимаются в полную меру. В день -проверки на площг^чах под открытым небом лежали кучи удобрений, кормовой соли. Да и внешний вид техники говорил о бесхозяйственном к нер отношении. Лозунги, плакаты, призывающие ' к укреплению трудовой дисциплины, сохранности государственного имущества и другие здесь были бы не лишними. За железной дорогой членов районного штаба порадовала своим опрятным внешним видом территория, принадлежащая Мошковскому хлебоприемному предприятию. Перед административным зданием разбиты клумбы, посажены кусты сирени. Во дворе тоже порядок. Скошены все сорняки, убран мусор, отведено специальное место для курения. Много здесь лозунгов, плакатов, таких, например, как «Береги рабочую минуту», «Урожаю — надежное хранение». Работы по благоустройству на Мошковском хлебоприемном предприятии продолжаются. А вот на территории головного маслозавода как-то неуютно, В глаза бросается старая, облупившаяся под солнцем и дождем вывеска, в которой лишь по отдельным сохранившимся буквам можно догадаться о названии предприятия. Около ограды — сорняки и мусор, да и подъездные пути надо срочно ремонтировать. Побывали участники рейда и на территории многих других предприятий, организаций, учреждений поселка, убедились в том, что большинство трудовых коллективов принимают активное участие в районном двухмесячнике по благоустройству. Однако отдельным коллективам (в их числе и районные электросети, ДРСУч, СУ-49, жилищно-эксплуатационный участок) надо серьезно заняться наведением порядка, чтобы районный центр стал еще более красивым и уютным. Т. БЕЗБОРОДОВА. * * * Н а с н и м к а х : административное здание Бердских электросетей; так выглядит территория, принадлежащая дорспецстрою, межлесхозу и Мошковской ПМК.

МОШКОВСКАЯ НОВЬ 28 июня 1984 г., № 78 (4888) ШЦЦЦ Решения апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС—в усизнъ! Р А С С К А Ж У О И отдых, и труд Лидия Ивановна Волкова, старший библиотекарь Елты- шевского библиотечного филиала, около двух десятков лет подряд избирается депутатом Кайлинского сельского Совета народных депутатов. Такое высокое доверие оказывают ей елтышевцы не случайно. Знают, что Лидия Ивановна — женщина добросовестная, беспокойная — не отмахнется от их нужд, просьб, не забудет о своих депутатских обязанностях. Взять, к примеру, выполнение наказов избирателей. Сельчане поручили ей позаботиться об огораживании кладбища. Еще в начале созыва Лидия Ивановна обратилась к администрации совхоза с просьбой выделить необходимые пиломатериалы, собрала пенсионеров, да за три дня и поставили ограду. Идут к ней люди за советом, помощью. В Елтышево Л. И. Волкова приехала в 1958 году после окончания культлросветучили- ща. Здесь обзавелась семьей, домом, вместе с мужем подняла на ноги троих детей, здесь встретила и свое пятидесятилетие. Круг должностных обязанностей Лидия Ивановна не замыкает в стенах библиотеки, держит тесную связь с производством, часто встречается с животноводами, механизаторами. Принимает непосредственное участие в оформлении красных уголков, выпуске «Боевых листков», «молний», подведении итогов социалистического соревнования, проводит беседы, обзоры литературы, выступая при этом не только как библиотекарь, но и как депутат, агитатор. Несколько созывов подряд возглавляла Волкова работу культурно - бытовой комиссии при нашем Совете. В этом созыве она—член исполкома Кайлинского Совета народных депутатов. Лидия Ивановна постоянно на заседаниях исполкома, сессиях Совета поднимает вопросы, связанные с улучшением условий жизни, быта односельчан. Так, при ее содействии начат нынче капитальный ремонт фельдшерско- акушерского пункта в Елты- шеве. Ставит на повестку дня депутат Волкова, председатель родительского комитета Елты- ш'евской восьмилетней школы, и вопрос о необходимости строительства кйартир для учителей (в скором времени сразу три работника школы уйдут на пенсию). Волнуют ее и многие другие проблемы. Лидия Ивановна большую помощь оказывает Совету в выполнении доведенного плана по закупу у населения излишков сельхозпродук т о в. Вместе с другими депутатами она провела беседы с односельчанами, помогла организовать ежедневный прием молока путем подворного объезда, по ее инициативе закуп мяса у населения стал производиться заготовителями в определенные дни — по понедельникам. Волковы и сами являются активными сдатчиками излишков сельхозпродуктов. В 1983 году нашему Совету было доведено задание закупить у населения 110 центнеров молока, елтышевцы же продали государству в три раза больше. В первую очередь, благодаря им Совет успешно справился и с планом по закупу мяса. И нынче жители этого села при содействии депутата Волковой принимают активное участие в выполнении Продовольственной программы. Вот о таком, как у Лидии Ивановны Волковой, отношении к выполнению депутатских обязанностей и шла речь на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС. А. АНДРЕЕВ, председатель исполкома Кайлинского сельско г о Совета народных депутатов. ШКОЛА ■ и I ! •— »— — » t и жизнь Время летних каникул для белоярских ребят — это пора увлекательных походов, экскурсий, игр, приятного отдыха на берегу Оби и активного труда в совхозе. Еще задолго до начала лета педколлектив, комитет комсомола школы обсудили план летнего труда и отдыха, серьезно подумали над тем, чем будет занят каждый ученик во время пятой трудовой четверти. Наши малыши, учащиеся 1—4 классов, каждое утро приходят на школьную детскую площадку. Игры, КВНы, чтение книг, купание, изготовление различных поделок, да разве все перечислишь, чем занимаются ребята в эти солнечные дни. Но они не только отдыхают, а и работают: ухаживают за обелиском, цветниками, следят за порядком на территории школы, собирают лекарственные травы. А их у нас в Белоярке много, только не ленись — сорви да подсуши. И малыши с удовольствием все это делают. В награду им — чистый хвойный воздух, да солнечный загар. В июне 25 учащихся из 5—7 классов отдыхают в спортивно - трудовом лагере. Под руководством военрука школы А. И. Ены и преподавателя физвоспитания Н. М. Антипенко они оборудуют и благоустраивают спортивный комплекс. А сколько за этот месяц проведено интересных спортивных состязаний, игр! И на изучение азбуки Морзе нашлось у ребят время. На берегу Оби раскинулся пионерский лагерь «Лазурный» наших новосибирских шефов. 45 белоярских ребят отдохнут здесь летбм по бесплатным путевкам, предоставленным администрацией совхоза, вместе с городскими школьниками. Но звуки задорного горна и барабанная дробь долетают не только с берега реки. По решению совета дружины у нас сформированы и действуют сводные пионерские отряды. Учащиеся, перешедшие в десятый класс, побывали недавно в туристической поездке, познакомились с. достопримечательностями Москвы и ее окрестностей. Сейчас они уже не туристы, а члены ремонтно- строительной бригады. К началу нового учебного года готовят свою родную школу: белят и красят классные комнаты на втором этаже, проводят мелкий столярный ремонт. Ученическая производственная бригада существует в нашей школе не первый год, имеет свои традиции, свой опыт, которые передаются от старших к младшим. В составе бригады несколько производственных звеньев. ПЯТАЯ ТРУДОВАЯ ЧЕТВЕРТЬ В звене кролиководов — учащиеся"' 5—7 классов. Зимой во внеурочное время ребята часто ходили на кролико- ферму к своим шефам. Изучали повадки зверьков, рацион их кормления, помогали звероводам. Кстати, опыт по уходу за кроликами у учащихся уже есть, прошлым летом они самостоятельно вырастили 150 голов зверьков. Вот и нынче совхоз выделил для школы один шед (летнее помещение, приспособленное для содержания животных), где разместились 300 кроликов. Заключен договор на их выращивание. В течение лета ребята должны освоить 2400 рублей, вырастив 270 кроликов живым весом в 675 килограммов. Руководит работой звена преподаватель английского языка Е. И. Шемашок. Уход за кроликами — это и производственная практика учащихся. Заработанные ими деньги будут перечислены на счет школы. С начала июля приступит к работе и звено норководов из учащихся 8—10 класов (звеньевая Марина Созинова, секретарь комсомольской организации). В этом году желающих поработать на норковой ферме с избытком, заявления подали 55 человек, хотя первоначально планировал о с ь принять в звено только 45. Этот пример говорит о том, что школьники охотно помогают взрослым на производстве. В течение всего учебного года старший зоотехник совхоза Н. В. Моисеева проводила с ребятами занятия, на которых основательно изучались вопросы теории и практики выращивания зверьков. Каждый класс был закреплен за определенной бригадой норководов, учащиеся регулярно помогали своим подшефным. Прошлым летом звено норководов выполнило объем работ на 96 тысяч рублей, нынче же им предстоит освоить около 100 тысяч. Ребята самостоятельно будут работать на группах норок, подменяя ушедших в отпуск звероводов. Заработанные деньги они получат на рукц. Более 60 наших ребят заняты сейчас в полеводстве. Они ухаживают за картофелем, посаженным на одном гектаре для школьной столовой, и за пришкольном уч а с т к о м. Школьники, живущие в Ус- пенке, помогают выращивать лук, морковь, свеклу на участке, принадлежащем Успенскому дому-интернату. Звеньевыми здесь Вера Песчанко (9 класс) и Таня Романюк (7 класс). Часть выращенных ребятами овощей тоже пойдет для школьной столовой. Много забот сейчас и у членов школьного лесничества, возглавляет которое ученик 8 класса Саша Рябинков. Лесоводы (учащиеся 4—10 классов) заняты уходом за лесопосадками, сбором лекарственных трав. Всем нашлось дело по душе. Не стоят ребята в стороне от забот, которыми живут сегодня их мамы и папы, труженики совхоза «Белоярский». В. НОВОСЕЛЬЦЕВА, организатор внеклассной и внешкольной работы Белоярской- средней школы. НЕТ, НЕ ВТООРСТЕПЕНОНЕ ДЕЛО Готовить к семейной жизни Некоторые промышленные предприятия и организации, колхозы и совхозы успешно справились с планом первого полугодия по сбору и сдаче государству металл о л о м а. Среди них совхозы «Белоярский», «Сосновский», «Зеркальный», ДРСУч, Ояшинское хлебоприемное предприятие, райбольница. В целом район имеет за- должность по лому в 280 тонн. Наибольшее отставание к плану первого полугодия допустили Ояшинский завод крепежных изделий, Ташаринское ППЖДТ, ДРСУ-3, ССПТУ-8, райбыткомбинат, колхоз «Ленинец», совхозы «Галинский», В. М. Баймлер — слесарь Ояшинского ремонтно - механического завода. Он проверяет отремонтированные двигатели автомобилей ГАЗ-53. Для этого здесь есть специ- «Восход». Крайне неудовлетворительно идет сдача металлолома на Ояшинском ремонтно - механическом заводе и в совхозе «Ояшинский». Все это стало возможным потому, что многие руководи гели хозяйств считают сдачу лома второстепенным делом, проявляют недисциплинированность в выполнении плана по договорам. В районе имеется достаточное количество металлолома, чтобы выполнить план, и в оставшиеся до конца полугодия дни необходимо это сделать. Т. ШАИДУК, уполномоченный «Втор- чермета». альные стенды, на которых проводится холодная и горячая обкатка двигателей. Н а с н и м к е : слесарь В. М. Баймлер. Фото С. КАЗАКОВА. В социалистическом обществе брак — это добровольный и равноправный союз женщины и мужчины. Взаимная любовь супругов, родителей и детей, чувство долга, ответственности по отношению друг к другу, к обществу, интеллектуальное и нравственное взаимообогащение, коллективизм — вот те основы, которые, в первую очередь, делают семью неиссякаемым источником человеческого счастья. Современные брачно-семейные отношения требуют, чтобы у мужа и жены был высокий уровень нравственно-этической и психолого-педагогической подготовленности, культуры быта. И очень важно помочь подрастающему пок > лению в успешном развитии необходимых для этого личностных качеств. Многие факторы способствуют появлению неудачных браков, увеличению числа разводов, снижению рождаемости. Среди типичных причин разводов — необдуманность в выборе супруга, низкая культура чувств, этическая и психолого-педагогическая безграмотность, неумение вести семейное хозяйство, душевная глухота. Поэтому целенаправленная, разносторонняя подготовка молодежи к семейной жизни — настоятельная необходимость. Эту подготовку должны осуществлять семья, школа и общественность на всех возрастных этапах развития личности. В школах, в том числе нашего района, подготовка учащихся к семейной жизни ведется в учебное и внеучебное время. Содержательные учебные программы дают детям много полезных знаний, а кипучая школьная жизнь предоставляет богатую практику человеческого общения. Уже с учениками 1—-3 классов проводятся беседы об уважении к матери и отцу, дедушке и бабушке, сестрам и братьям. Дети разучивают стихотворения на эти темы, к праздникам готовят мамам подарки, пишут поздравления, приглашают родителей на ок- тябрятские утренники, сборы. С учащимися 4—7 классов проводят беседы: «Твоя родная семья», «Перед мате;я-ю в вечном долгу», «Тепло рабочей ладони отца» и другие. Для вступающих в раннюю юность восьмиклассников вводят и более взрослые темы бесед: «Сам себя воспитать должен», «Твой труд в семье», «Слово о любви» и другие. На занятия по гигиеническому и половому воспитанию отведено 17 учебных часов. Они стали составной частью курса «Человек» (8 Класс), посвященного изучению анатомии и физиологии. На этих занятиях рассматриваются вопросы, связанные с половой принадлежностью, укреплением здоровья молодежи, подготовкой ее к супружеству, к семейной жизни и воспитанию детей. Специфические вопросы личной гигиены для мальчиков и девочек излагаются отдельно. Все это дополняется внешкольной работой, сведениями, полученными из книг, журналов и газет, радио- и телепередач. Таким образом, школьники к началу обучения в старших классах накапливают немало знаний о взаимоотношениях между представителями различных полов, о семье, воспитании. В 9 и 10 классах с нового учебного года будет введен курс «Этика и психология семейной жизни». Основная его щель — формировать у юношей и девушек потребность в создании семьи, готовить к вступлению в брак, учить правильно строить внутрисемейные отношения и воспитывать детей. На занятиях по этике и психологии семейной жизни учащимся не ставят привычные для них оценки. Гражданское взросление старшеклассников, их нравственное обогащение, готовность к самостоятельной личной жизни — вот в чем заключается смысл этих уроков. Перед учителем, которому предстоит преподавать курс, встает непростая задача — найти нужный тон в беседах с учащимися, избежать назидательности, создать атмосферу заинтересованности и непринужденности, вдумчивости и серьезности. Учителя получат пособие под редакцией Й. В. Гребенникова «Этика и психология семейной жизни». В нем автор раскрывает основные вопросы, характеризует воспитательные задачи каждой темы, приводит конкретные материалы и методические рекомендации. 3. БАРАНОВА, методист paflOHov

[28 июня 1984 г., № 78(4888); IМОШКОВСКАЯ НОВЬ: 1C Л У Б К Н И Г О Л Ю Б О тшж faltS в ы е ж у р н а л ы Предлагаем вниманию читателей обзор новых литературно - художественных журналов, поступивших в центральную библиотеку. Журнал «Сибирские огни» № 2, 1984 г. публикует роман 3. Домино «Пора по-домам, ребята». События, описываемые в нем, происходят в Польше после окончания войны. Для устранения чудовищных по масштабу разрушений, ликвидации ущерба, нанесенного хозяйству и населению, наши войска были оставлены на территории Польши. Большое место в романе * уделено взаимоотношению на- к 1 ших воинов с местными жи- ь телями. Повесть Д. Евдокимова «Добрые времена» о современном рабочем классе. Светло и ярко выражены в повести чувства любви и дружбы. Главный герой романа — Ромка Бессонов. Не все гладко складывается в его. судьбе. Случилось так, что в один день он мог потерять и друга, и любимую девушку. Повесть напечатана в журнале «Москва» № 3, 1984" г. О нелегкой судьбе женщины пишет И. Герасимов в романе «Радости земные», опубликованном в журнале «Знамя» № 4—5, 1984 г. Много судеб искалечила война, все перепуталось в жизни, и как нелегко начинать жить по-новому. Вот и у героини романа жизнь распорядилась так, что любовь пришла с опозданием, когда уже сложилась семья, появился ребенок. В третьем номере журнала «Дружба народов» за 1984 < год. начинает печататься новый роман Ю. Семенова «Пресс-центр или Анатомия политического преступления». В один день происходят два события, которые затем разворачиваются на протяжении всего романа. Совершено убийство одного из крупных бизнесменов, но .представителям высших кругов' ЦРУ выгоднее выдать убийство за самоубийство. Почти в это же время был избит до полусмерти русский журналист, якобы замешанный в аморальной связи с немецкой журналисткой, тоже настроенной реакционно по отношению к ЦРУ. Роман насыщен острыми конфликтами. Продолжение романа в 4 номере журнала. Т. МИХАИЛИНА, работник центральной районной библиотеки, р. п. Мошково. «Что такое ударная стройка?— Не отчеты, не цифры, не речи, Не плакаты, кричащие бойко, А живые сердца человечьи». И. ХАРАБАРОВ. Цель библиографического пособия «Строим Всесоюзные ударные» (М., 1983) — рассказать о книгах и статьях, герои которых — молодые труженики Всесоюзных ударных комсомольских строек, комсомольцы, под руководством партийных организаций активно участвующие в решении народнохозяйственных задач, формировании трудовых коллективов, освоении новых районов страны. Многие задают вопрос: в чем же кроется секрет притягательности и популярности Всесоюзных ударных комсомольских строек? Вероятно, прежде всего в том, что они на деле наиболее полно отвечают стремлениям молодежи к новому, неизведанному, к романтике подвига и новых Помощник читателя дорог. Масштабность задач и их необычность притягивают на такие стройки людей разных профессий и уровня знаний. На ударных стройках, где все начинается с первого колышка, где все находится в постоянном движении и обновлении — и само производство, и быт, в наиболее концентрированном виде идет проверка на прочность характера человека, его нравственных качеств. Здесь по-особо- му молодой человек видит й понимает глубокую взаимосвязь личного и общественного, сознает ответственность за свой вклад в работу всего коллектива. И это соответствует ленинскому завету молодежи — быть всегда и во всем ударной бригадой, проявлять свой почин, свою инициативу, свой революционный порыв. Открывает пособие статья заместителя заведующего отделом рабочей молодежи ЦК ВЛКСМ В. П. Карнюшина «Ленинский комсомол — надежный шеф советских строек». В первом разделе — «Под руководством партии, вместе с народом» — рекомендуются программная речь В. И. Ленина на III Всероссийском съезде РКСМ, где говорится о роли молодежи в создании коммунистического общества, документы XXVI съезда КПСС. Завершается раздел материалами XIX с ъ е з д а ВЛКСМ, который определил задачи дальнейшего широкого участия комсомола в шефстве над новостройками одиннадцатой пятилетки. Второй раздел — «Адреса комсомольской отваги и доблести» — отражает книги и статьи о важнейших Всесоюзных ударных стройках 70 х— начала 80-х годов. Каждой стройке посвящен подраздел, который открывается кратким рассказом о значении стройки, о том, что сделал и делает для нее Ленинский комсомол. В третьем разделе — «Наш подвиг будет жить в веках»— обзор ряда художественнопублицистических произведений, изданных в конце 70-х — начале 80-х годов и посвященных трудовым будням людей великих строек современности. С этим новым рекомендательным пособием можно ознакомиться в центральной районной библиотеке. Оно адресовано широким кругам молодежи. Пособие могут использовать также руководители кружков комсомольского политик е с к о г о просвещения, агитаторы для рекомендации литературы о героических страницах трудовой жизни Ленинского комсомола. Н. СМИРНОВА, библиограф-информат о р центральной районной библиотеки. Б у д е м б е р е ч ь у ч е бники Каждый год первого сентября миллионы советских ребят садятся за школьные парты. И верными их друзьми и помощниками с первого класса и до выпускного становятся учебники. Только в общеобразовательной школе насчитывается около ста наименований учебников и пособий. Партия и правительство всегда проявляли и проявляют огромную заботу о детях, о воспитании подрастающего поколения. Еще одним подтверждением этому может служить постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переходе на бесплатное пользование учебниками учащихся общеобразовательных школ» (1977 г.). Ни в одной стране мира не издается столько учебников и пособий для школьни ков , сколько в Советском Союзе. И государство дает их бесплатно детям, хотя стоимость учебников повышается (например, за счет того, что раньше их выпускали черно-белыми, а теперь большинство — в цветном исполнении). По мере накопления книжного фонда в школах появилась возможность издавать учебники не ежегодно, а с периодичностью в четыре года. Что это дает? Если в 1980— 1981 учебном году было выпущено 1654 названия учебников и пособий общим тиражом 238 миллионов экземпляров, то в 1981—1982 учебном году —• уже 1500 наименований тиражом 221 миллион экземпляров, что примерно на 60 миллионов экземпляров меньше, чем в 1977—1978 учебном году.! Естественно, это позволяет уменьшить расход бумаги на издание учебников на 10—12 тысяч тонн в год и использовать сэкономленные материалы для выпуска художественной, в том числе и детской литературы. Забота об учебной книге стала составной частью работы в школе. Для этого используют, в том числе и в школах нашего района, разнообразные формы: беседы, читательские конференции, лекции, тематические вечера, родительские собрания, выставки и смотры- конкурсы на лучшую сохранность учебника и другие. В Мошковской, Большевистской, Новомошковской, Октябрьской, Ташаринской, Со- курской № 105, Обской, Ра- дужской, Красногорской и других школах района хорошо организована работа по воспитанию у учащихся осознанного, бережного отношения к учебнику как государственному достоянию. В этих школах регулярно проводятся рейды по сохранности книг. Итоги обсуждают на заседаниях учко- мов, советов пионерских дружин, на совещаниях учителей, родительских собраниях. В школах работают кружки по реставрации, мелкому ремонту «Книжкина больница», «Доктор Айболит», «Живи, книга». Учащиеся в этих кружках приобретают навыки по хранению и сбережению книг, устранению незначительных повреждений, осваивают про- кольный переплет газеты «Пионерская правда», простейшие способы переплета комплектов детских журналов. В новом учебном году необходимо наладить работу кружков переплетного дела. Приобщение ребят к работе в этих кружках даст им возможность проникнуть в тайны производства книги, поближе познакомиться с ее историей. Успех работы кружка во многом будет зависеть от оборудования помещения, оснащения инструментами и приспособлениями, от установления прочных связей с предпри" ятием. Родители кружковцев также могут оказать помощь в оборудовании помещений, проведении встреч с интересными людьми, бесед, экскурсий. В августе методический совет районо проведет семинар по организации кружков по переплетному делу, на который будут приглашены библиотекари школ. 3. АНДРЕЕВА. Для вас, у ч и т е л я В постановлении ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» перед педагогическими коллективами поставлена задача «неуклонно повышать эффективность и качество учебной и воспитательной работы, добиваться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся и приобретению ими навыков самостоятельного пополнения знаний». Решению этой задачи, всемерной активизации самостоятельного творческого мышления учащихся будет служить применение как в учебной, так и внеклассной работе исторических игр. Книга Г. А. Кулагиной «Сто игр по истории» (М., 1983) поможет школьникам лучше усвоить отдельные понятия исторических курсов, будет способствовать развитию памяти, расширению кругозора учащихся и закреплению полученных знаний на уроках истории. Основу «Сборника конкурсных задач по математике» (М., 1983) наряду с методическими указаниями и решениями составляют задачи, предлагавшиеся на письменных и устных вступительных экзаменах по математике более чем в ста вузах разных профилей. Всем известно, что задача урока%физкультуры образовательная — научить детей определенным умениям и навыкам. А укрепление их здоровья может реально осуществляться только за счет внеклассных и внешкольных занятий. Книга А. А. Сучилина «Футбол во дворе» (М., 1983) является пособ и е м для тренеров-общественников детских футбольных команд, создаваемых в общеобразовательных школах. Она содержит основы современной методики подготовки юных футболистов и написана с учетом проведения тренировок и соревнований в условиях дворовых полей и площадок. Тренеру-общественнику предлагаются месячные планы-графики прохождения учебного материала и 60 уроков с конкретными задачами и упражениями для их решения. В книге С. И. Сдобнова «Учителю труда о народном хозяйстве СССР в одиннадцатой пятилетке» (М., 1983) раскрывается сущность экономических и научно-технических процессов в народном хозяйстве, перспективы его развития в предстоящие годы, основные пути решения поставленных XXVI съездом партии, майским и ноябрьским (1982 г.) Пленумами ЦК КПСС задач в области промышленности, сельского хозяйства и других отраслей общественного производства. В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе —пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка». Учитывая особенности детей младшего школьного возраста И. К. Щеблыкин и другие в книге «Аппликационные работы в начальных класах» (М., 1983) стремились дать учителям, руководителям кружков в пионерских лагерях по возможности простое и понятное изложение методических идей и практических приемов обучения детей аппликационным работам из бумаги. Пособие хорошо иллюстрировано. Пособие Г. И. Перевертень «Самоделки из бумаги» (М., 1983) предназначено для внеклассной работы с младшими школьниками в группах продленного дня, в кружках «Умелые руки», дома. Оно поможет руководителю кружка, родителям в организации и проведении занятий по изготовлению различных самоделок из бумаги. Эти новые книги поступили в районную библиотеку и сельские филиалы. По решению Коллегии Госкомиздата СССР в книжной торговле проводится эксперимент: скупка и продажа подержанных книг у населения на новых условиях. Право проведения эксперимента предоставлено специализированным букинистическим магазинам, букинистическим отделам магазинов, пунктам скупки подержанных книг, а также книготорговым предприятиям, занимающим с я книгообменом. Магазины, участвующие в Проводится эксперимент эксперименте, владельцам книг выплачивают полную букинистическую стоимость изданий 1961 —1982 гг., пользующихся постоянным спросом покупателей, а комиссионное воз-' награждение включается в продажную цену и взимается с покупателей. Первыми в стране эксперимент по скупке и продаже книг на новых условиях провели в 1981—1983 годах книготорговые организации Белорусской ССР. Их работа дала положительные результаты: увеличился приток подержанных изданий в книготорговую сеть, расширился ассортимент букинистической литературы, повысился ее удельный вес в розничном товарообороте. Коллегия Госкомиз д а т а СССР утвердила «Условия общесоюзного эксперимента по скупке подержанных изданий, пользующихся постоянным спросом покупателей, с выплатой владельцам книг их полной стоимости». Согласно «Условиям» продажная цена на издания постоянного спроса устанавливается на 20 процентов выше их покупной стоимости. Новые условия скупки и продажи подержанных книг не распространяются на издания, включенные в действующие каталоги - прейскуранты, и книги, выпущенные менее года назад. По условиям эксперимента книготорговые предприятия на приобретаемых изданиях в присутствии сдатчика ставят штамп магазина, контрольный знак товарове'да, продажную цену, номер покупной квитанции и дату покупки. При повторных поступлениях в магазин книг, ранее уже реализованных с 20-процентной наценкой, сдатчику выплачивается стоимость издания без указанной наценки. А. ЗУБОВ, товаровед райпо по книге.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2